Легенда о пещере сокровищ

Эпиграф

Эльбрус величавый в вечных снегах,
В дымке тумана и в ярких лучах,
Всегда он прекрасен и неповторим
Сказочно-чудный пик-исполин.
В подножье Эльбруса искрящий Баксан
Пенно играя, бурлит по камням.
Древней тропою, целуясь с рекой
Дорога петляя, дивит красотой.

Харин Борис

Предисловие

Эльбрус - высочайшая гора России, расположенная на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Характерные двуглавые вершины горы, покрытые снегами - визитная карточка Северного Кавказа. Ослепительный Эльбрус также является самым высоким пиком Европы. Высота восточной вершины горы - 5621 метр, западной - 5642 метра, между ними лежит седловина, уступающая вершинам по высоте 300 метров. Белый покров Эльбруса состоит из более 80 ледников, крупнейшие из них – Терскол, Большой Азау и Ирик. Ледники начинаются с высоты 3500 метров, их площадь – 145 км;. Огромные ледяные массы дают начало рекам Кубани, Малке, Баксану и притокам Терека. Ниже ледников по горе раскинулись альпийские луга, под ними растут хвойные леса. Северный склон более каменистый. Эльбрус сформировался более миллиона лет назад, раньше он был действующим вулканом, и до сих пор не утихают споры, потух он или просто спит. В пользу версии о спящем вулкане говорит тот факт, что горячие массы сохраняются в его глубинах и подогревают термальные источники до +60 °C. В недрах Эльбруса рождаются и насыщаются знаменитые минеральные воды курортов Северного Кавказа - Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска. Гора состоит из чередующихся слоёв пепла, лавы и туфа. Последний раз исполин извергался в 50 году н. э.
Высшая точка Европы по форме напоминает девичью грудь. Она по-женски прекрасна, бела и чиста. Но как же она своенравна, эта вершина! В незапамятные времена ее огнедышащая ярость раскидала следы по всему свету. Своей нынешней географией современная Европа во многом обязана доисторическим извержениям Эльбруса. Сегодня одни ученые считают гору потухшим вулканом. Другие утверждают, что спящий дракон скорее жив, и под толстым ледовым панцирем, в сокровенных глубинах горы, старик Гефест еще не потушил печку. Что будет, когда она проснется? В общем, история с биографией у Эльбруса богатая.
И не удивительно, что за это время он оброс множеством и мифов, и легенд. Их едва ли не больше, чем названий горы. Эльбрус. Под этим именем вершину знает весь мир. Хотя у горы почти четыре десятка названий. Говорят, что этимология слова «Эльбрус» восходит к древним временам и иранскому слову «Эльбурс», что по-персидски значит «Высокая Гора».
1.По легенде так назвали ее ираноязычные племена асов, живших много-много веков назад в окрестностях Эльбруса. Может, отсюда перекличка двух гор - кавказского Эльбруса и иранского Эльбурса?  Как ни странно, в местных языках - в балкарском, кабардинском и других - слово «Эльбрус» не имеет ни созвучий, ни значения. Более того, в этих языках у потухшего вулкана в драгоценной оправе белоснежных вершин есть собственные названия, такие как Минги Тау («Ледниковая гора»), От-тау («Огненная гора»), Шат-тау («Веселая гора»), Ошхамахо («Гора счастья»)… Всего, повторимся, числом около сорока.   А еще балкарцы и карачаевцы называют Эльбрус - Тейри-тау. В очень давние времена их предки поклонялись единому богу Тейри. А он должен был всегда точно знать, чем занят его народ. Думал Тейри, думал, где бы ему поселиться, чтобы высоко сидеть и далеко глядеть, и выбрал снежные вершины Эльбруса. Не мудрствуя лукаво, люди и назвали гору Тейри Тау, т.е. Гора Тейри. 
2. Жили в незапамятные времена два богатыря Казбек и Эльбрус, отец и сын. Полюбили они оба нежную красавицу по имени Машук. И никто из них не хотел уступать. Девушка тоже не решалась сделать выбор – настолько были хороши богатыри. Соперничали отец и сын, соперничали, а потом... Закончилось все смертельным поединком.   Долго бились они, но одолел Эльбрус отца. Увидев бездыханное тело давшего ему жизнь, отцеубийца поседел. Отвернулся богатырь от прекрасной Машук, не захотел он любви ее, добытой такой ценой. И заколол он себя кинжалом, на котором еще не остыла кровь отца.   Горько плакала над убитыми рыцарями красавица Машук: «Не было еще на земле таких богатырей. Как жить мне на белом свете, не видя вас?» Слушал бог эти стенания, слушал и превратил Эльбруса и Казбека в горы высокие, выше и краше которых нет больше на Кавказе. Прекрасная Машук тоже стала горой, но поменьше.   Стоит теперь каменная Машук, смотрит и смотрит в ясную погоду изо дня в день, из века в век на исполинские вершины Эльбрус и Казбек. И не может насмотреться, не может решить, кто же из них ей больше по сердцу - уже по каменному сердцу. Такой вот памятник любовному треугольнику.   
3.Балкарцы и карачаевцы рассказывают и другую легенду. Будто бы во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины – вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом.   
4.Кого и что только не повидал на своем веку седой Эльбрус! Разрушители Рима гунны во главе с Аттилой, воины Александра Македонского, всадники Чингисхана - все они обращали свои вожделеющие взоры к неприступному, покрытому вечными снегами Эльбрусу. И только среднеазиатский завоеватель, хромой Тимур, который прошел по Кавказу огнем и мечом, рискнул помериться силой с горой. Персидский историк XIV в. Шериф-ад-Дни Иезди в «Книге побед» пишет, что в 1395 г. во время военного похода полководец, оставшийся в истории под именем Тамерлан, поднялся на вершину Эльбруса, чтобы вознести молитву Всевышнему.   Зачем ему с ногой, которая не гнулась, надо было обязательно покорить гору? Может, он думал, что молитву, вознесенную на такой высоте, лучше услышит Всевышний? Или в этом покорении, невозможном изначально, Тамерлан искал божественное подтверждение своих претензий на владение миром? История умолчала о том, над какой из двух вершин одержал победу полководец, но донесла до нас фразу, якобы изреченную потом: «Могущество мечты в ее величии, над которым даже у времени нет власти!». Кстати, строчки в «Книге побед» – это первое упоминание об Эльбрусе в письменных источниках.   Среди множества имен Эльбруса есть и Къушлу Тау («Орлиная гора»). Долгожители, а их в этих краях немало, утверждают, что лет 150 назад в Приэльбрусье еще летали гигантские орлы, отбрасывая тени от огромных крыльев на скалы. Местные жители называли их табунными орлами. Говорят, размах крыльев у этих чудо-птиц достигал трех метров и более. Исполинские орлы без труда поднимали в воздух не то что барана, но целого жеребенка. Идеальная мишень для человека с ружьем! Вот и не стало птиц-богатырей.
5.Те же долгожители рассказывали, что в конце XIX в. житель высокогорного аула Верхний Баксан Жумарук Ачабаев наткнулся в горах на кладбище этих гигантских орлов. Набрав побольше перьев, подросток с помощью тонких кожаных веревок смастерил себе летательный аппарат – что-то вроде современного дельтаплана из перьев. И, опять же, по словам очевидцев, летал на нем.   От орлов живых - к орлам на мундирах. Но вначале – на Тибет. Говорят, в предвоенные 30-е годы немцев там было больше, чем лам. Последние доверительно шепнули гитлеровцам, что напрасно они наезжают в те края. Вход, вернее один из входов, в Шамбалу, которая так интересует Гитлера, им следует искать гораздо ближе к Германии - у подножия Эльбруса. И уже в самый канун войны немцы потянулись в Приэльбрусье под видом туристов. Местные жители утверждали, что вели себя туристы весьма странно и как будто постоянно что-то искали. В военном 1942-м гитлеровцы привезли сюда своих ученых. А еще лам, числом всего около 60. И - давай искать по склонам вход в легендарную Шамбалу. Предварялся этот мистический десант ожесточенными сражениями. Советские солдаты бились за каждую горную пядь, но отборные подразделения горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс» одержали верх, и над снежными вершинами Эльбруса появились вражеские штандарты. Они развевались над Эльбрусом полгода. А потом, как всем известно, из школьных учебников, зимой 1943 г. фашистские войска были выбиты со склонов Эльбруса: 13 и 17 февраля советские альпинисты скинули ненавистные полотнища с седых шапок древней горы.   И для буддийских монахов тоже все закончилось печально. Гитлер надеялся с их помощью получить власть над людьми и государствами. Ламы же походили-походили по склонам Эльбруса и честно сказали, что Шамбала не хочет открываться злу.
6.А еще, по легенде, они поведали, что видят советские танки на улицах Берлина. И дату, говорят, назвали: май 1945 г. Гитлеру это пророчество не понравилось, и лам там же, на склонах Эльбруса, расстреляли. По другой версии, и на эту тему даже написаны книги, германцев влекла на Эльбрус не только таинственная Шамбала. Был еще и… Вотан, он же Один. Третий рейх вообще жил под знаком оккультизма. В германо-скандинавской мифологии бог непобедимых воинов Один-Вотан, мог вселять души павших в бою героев в тела живых воинов. В германских сагах Один-Вотан считается всеотцом – предком асов и правителем Асгарда. Асгард, страна асов, мифическая страна, которую германцы считали своей прародиной. Один-Вотан получил изначальное знание, выпив воды из источника Мимир. А восседал бог древних германцев и викингов на священном престоле, который назывался «утес» или «гора». И сей мифический престол – вершина Эльбруса. Источник Мимир протекает тоже где-то рядом. По легенде, тот, кто приобщится к этому источнику, получит доступ к опыту, накопленному тысячами поколений.   Говорят, Гитлер обращался к Вотану-Одину за советами через медиумов и пользовался его «советами» при составлении планов стратегических ударов. Вроде бы, даже жест приветствия в фашистской Германии был заимствован из ритуалов Вотана.
Добавим, что в поисках мифической страны Асов, родины древних скандинавов и германцев, в 2002 г. на Северный Кавказ приезжал с экспедицией легендарный Тур Хейердал.   
Вернемся, однако, к Эльбрусу. Для тех, кто не знает: франко-итальянский красавец Монблан ниже кавказского горца на целых 832 м. Так что это наш Эльбрус - подлинная крыша Старого Света. Седому исполину 15 миллионов лет, но от старости у Эльбруса «крыша не едет», а… растет, прибавляя по 2–3 см в год. И это точно не миф и не легенда, а самая настоящая правда. Так, во всяком случае, утверждают специалисты. И под занавес. В 90-е годы прошлого века группа энтузиастов захотела попасть в Книгу рекордов Гиннесса, для чего втащила на Эльбрус «Лендровер». Говорят, что при спуске канаты не выдержали, и машина улетела с горы в пропасть. Автолюбители-альпинисты не растерялись и отправили в офис Книги рекордов заявку на… самое высокогорное дорожно-транспортное происшествие. И попали-таки в эту самую рекордную Книгу. Но это уже из области курьезов – их седой Эльбрус на своем веку повидал тоже немало.
Мысль о восхождении на легендарную гору Эльбрус не давала покоя многим смельчакам, их не пугали ни вечные снега, ни холодные ветры. С восхождений на Эльбрус зародился альпинизм в России. Первая попытка покорить гору была предпринята в 1829 году экспедицией Российской академии наук, но из всей группы до восточной вершины дошёл лишь проводник. Через 45 лет англичанам в сопровождении местного гида удалось восхождение на западную вершину. Первую карту вулкана составил русский топограф Пастухов, покоривший Эльбрус без проводников. Известно о балкарском охотнике Ахие Саттаеве, поднимавшемся на вершины Эльбруса 9 раз, причём последнее восхождение он совершил в возрасте 121 года. В советское время покорение Эльбруса стало очень престижным, альпинизм на его склонах принял массовый характер. В наши дни гора Эльбрус - Мекка альпинистов, лыжников и фрирайдеров.

В объятьях вечности внимает взгляд учтиво,
Ущелья гор хранят в себе завет.
Эльбрус двуглавый трепетно, правдиво
Расскажет нам легенду прошлых лет.

Пастух был смелый нравом (так считался),
ТаУчел звали люди пастуха.
Он со стадами часто забирался
На самые высокие места.

Куда б забрёл – тропа была масштабна,
Но так случилось среди льда и скал,
Блуждая вкруг, услышал стон внезапно,
Стон из горы, а он там не бывал.

И страх сковал, от ног его вниз щебень
Летел с потоком вниз, пугав стада.
Так на краю, схватив рукой за гребень,
Всё пересилив, задержал себя.

Он не успел придти в себя от думы,
Вдруг ветер дерзкий с ног сбил, налетел…
И через пропасть, наземь бросив в буме,
Его в пещеру кинул на удел*.

ТаУчел долго пролежал, боялся,
Вдруг зверь какой в пещере есть, засим.
Ну, наконец, решился и поднялся,
И видит то, в пещере перед ним…

Глаза слепит от сЕребра и злата,
В углу гора каменьев… «Волшебство!
Вот, это, да! Сокровища, богатства!», -
Подумал он, вновь стон прервал его.

И ослеплённый блеском, околдован,
Пошёл Пастух, глаза его мутны.
Но видит он, там юноша прикован,
Тяжелой цепью в уголке стены.

А коршун чёрный на груди лютует,
Пытаясь кожу с юноши содрать…
И тратит узник силу вхолостую,
Цепь коротка – рукою не достать.

В движеньях боль стал клюв ему гвоздями,
Весь кровоточит грозный эшафот.
И с уст слетают стоны, и об камни
Разносит эхо всклень в пещерный грот.

И тут ТаУчел вспомнил и воскликнул
Про сказ дедОв тот, что в душе живёт.
О  юном нарте, что хотел проникнуть,
Однажды в царство ледяных высот...

Им правил бог с ветрами и снегами,
В народе звали тихо-тихо ТхА.
За дерзость парня он сковал цепями,
Обрёк на муки болью на века.

Немало лет прошло, но изувера
Никто в горах доселе не встречал.
Никто не знал, где та была пещера,
И вот сюда ТаУчел наш попал.

Увидел нарт, что рядом соплеменник,
Он, вдохновившись, тихо говорит:
«Мне помоги! Ты, видишь, я здесь пленник!
В углу, смотри, там коршун злобный зрит…
Достань побольше старого железа,
Чтоб доковать подлиньше эту цепь.
Тогда смогу достать «головореза»,
И задушив его, вниз бросить в склеп.
Домой беги, и тем меня обяжешь,
Я буду ждать с волнением тебя.
Но только знай, кому, что видел, скажешь,
Всё потеряешь разом, навсегда!»

Спешит домой ТаУчел – просьба нарта,
Но радость распирает, на слуху.
Не утерпел, нутро жжёт этим фартом,
Он всё ж поведал другу пастуху.

Сковали цепь они из материала,
Железо, взяв с простой родной сохи.
И с длинной цепью вверх по льду и скалам
Полезли снова в гору пастухи.

Вот и пещера, только шум от треска,
И грохот от слепящих ледников.
Скала с пещерой провалились в бездну,
А с нею нарт и двое пастухов.

Нарушен был обет, а с ним нет вере,
Всех погубил волнительный искус.
Сокровища, что скрыты в той пещере
Хранит в себе под толщами Эльбрус!

Года прошли, минули поколенья,
Но всё ж сердцах звучит ещё в тиши.
Та песня с нотой звонкой вдохновенья
Кавказкой очень трепетной души!

*)удел-старинное: часть, доля, данная, уделенная кому-нибудь.


Рецензии
погрузился в этнос. в горы, которые очень люблю, неповторимой красотой, своим особым миром, звуками, светом, цветами, ароматом, непредсказуемостью..

тебе мои читательские искренние спасибки, Игорь

а удел есть обычное русское слово и никак не устаревшее, это слово классического языка

Света и Добра, vvt

Вадим Тишин   04.03.2024 22:05     Заявить о нарушении
Все взаимно,Вадим. Доброе утро. Очень рад тому, что тебе понравилось. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   06.03.2024 06:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.