О писательстве, популярности, самоцензуре

О ПИСАТЕЛЬСТВЕ, ПОПУЛЯРНОСТИ, САМОЦЕНЗУРЕ
(на базе статей Александра Блока «Душа писателя» и о «Назначении поэта»)
 
        Литератор - человек занимающийся литературной деятельностью. В данном конкретном случае написанием прозы или поэзии. Вот что об этом говорит Блок.

«Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, – так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его – только внешние результаты подземного роста души. Потому путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие постоянных остановок и искривлений».
      
        Я уже давно не упражняюсь стихами. Толку мало, с лирикой у меня не очень. Хотя есть и очень приличные отзывы. Всё последнее время увлекался переводами с английского и немного с испанского на русский. Есть даже у меня переводы с русского языка на английский. Сейчас мне и это надоело. Похоже с возрастом желание отличиться пропадает. Уступаю дорогу молодым.
Всё больше почитываю, чужие статьи, стихи и переводы. О переводе в данной заметке речь не идёт. В переводе главное – не навредить.
        В данный момент просматриваю сборник «Избранные произведения» Александра Блока. Лениздат. 1980 год. 640 страниц.
        Меня заинтересовали не только его стихи, но и его статья «Душа писателя» (заметки современника), 9 февраля 1909 года. Вкратце даю выдержки того, что он пишет.

«Писательская судьба – трудная, жуткая, коварная судьба. В наше время, в России – особенно. Кажется, никогда еще не приводилось писателям попадать в такое ложное положение, как теперь…» 
«Последнее и единственно верное оправдание для писателя – голос публики, неподкупное мнение читателя. Что бы ни говорила «литературная среда» и критика, как бы ни захваливала, как бы ни злобствовала, – всегда должна оставаться надежда, что в самый нужный момент раздастся голос читателя, ободряющий или осуждающий... Есть много талантливых писателей, и нет ни одного, который был бы «больше себя». Оттого нет «литературы». А ведь эта народная санкция, это безмолвное оправдание может поведать только одно: «Ты много ошибался, ты много падал, но я слышу, что ты идешь в меру своих сил, что ты бескорыстен и, значит, – можешь стать больше себя. И потому – этим вздохом о тебе я оправдываю тебя и благословляю тебя, – иди еще дальше».

        Тем самым он хочет сказать, что мало тех читателей, которые могли бы, прочитав написанное, выразить своё собственное, пусть и нелицеприятное, мнение. Сделать критический анализ сказанного автором.
        Идём дальше:

«Не удивительно после этого, что почти все скоро теряют почву под ногами. Собственный голос начинает смешиваться с голосами близких соседей, случается, что лица и души становятся похожи одно на другое, как в кабаке. В литературном воздухе витает дух плагиата; обнагление и покаяние сменяют друг друга и теряют последнюю свою ценность – ценность первоначальности. С возрастанием всех этих явлений (а они растут с быстротою поганых грибов на гнилом пне) – литературное шествие приобретает характер случайной, уличной давки, характер «домашних дел» и «дрязг», для усмирения которых часто довольно обыкновенного городового».

        Полагаю, что под «городовым» Блок имел в виду цензора. Вот как продолжает Блок свою ссылку на «городового»:

«Городовой» оказывается единственным «принципиальным» лицом в такой «беспочвенной» толпе. У него задача по крайней мере определенная: сделать так, чтобы не толпились, не мяли друг друга и не таскали кошельков из кармана. Он исполнит свою обязанность, разгонит кучку хулиганов, устроивших «литературное выступление», – и новые «теории» «беспочвенников» разлетаются пухом. Скверная, черная работа – работа городового, но, право, иногда, когда живешь на той самой улице, где происходило буйство, хочется благодарить его только за то, что он навел тишину и благообразие, прекратил наглый шум, от которого уши вянут. Случается, конечно, и так, что в безобразной давке, усмиряя хулиганов, он помнет и живую душу, а может быть, и навеки ее искалечит».

        Авторам, как таковым, не хватает талантливых беспристрастных критиков. Сейчас в эпоху интернета критерием популярности и доступности автора является так называемый «рейтинг», который зависит от активности автора на сайте. Его личное хождение по сайтам, написанное им количество рецензий и полученное в ответ количество лайков, комментариев, рецензий. Количество подписчиков (их тем больше, чем активнее ведёт себя в сети автор и многое другое. Есть хорошее выражение: «Сильного тянет к одиночеству, слабого-в стадо».
Теперь вновь возвращаюсь к Блоку:

«Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, – является чувство пути. Эту истину, слишком известную, следует напоминать постоянно, и, особенно, в наше время. Рассматривая современных писателей с этой точки зрения, приходится усомниться во многих, даже признанных, а иных и совсем отвергнуть. Однако и при такой оценке нужно соблюдать осторожность, принимая во внимание все личные особенности и все особенности среды, из которой вышел писатель».

       Теперь о другой статье Александра Блока «О назначении поэта», сказанной им в доме Литераторов в связи с 84 годовщиной смерти Пушкина.

«Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — Друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт.
Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности». То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.
Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт».  Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок — космос, в противоположность беспорядку — хаосу».
 
       Смотрю далее:

«Первое дело, которого требует от поэта его служение, — бросить «заботы суетного света» для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину. Это требование выводит поэта из ряда «детей ничтожных мира».
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.
Дикий, суровый, полный смятенья, потому что вскрытие духовной глубины так же трудно, как акт рождения. К морю и в лес потому, что только там можно в одиночестве собрать все силы и приобщиться к «родимому хаосу», к безначальной стихии, катящей звуковые волны».

Представляет интерес «столкновение поэта с чернью».

«Вряд ли когда бы то ни было чернью называлось простонародье. Разве только те, кто сам был достоин этой клички, применяли ее к простому народу. Пушкин собирал народные песни, писал простонародным складом; близким существом для него была деревенская няня. Поэтому нужно быть тупым или злым человеком, чтобы подумать, что под чернью Пушкин мог разуметь простой народ. Пушкинский словарь выяснит это дело — если русская культура возродится».
       
Хочется верить, что наступит такое время, когда литература будет не только уделом одиночек, но и станет необходимостью изменений в миропонимании и мышлении всего народа, требованием его единения, возрождения самосознания и утверждения личности.
11.09.2019
 










 


Рецензии
Здравствуйте, Валентин!

Спасибо за Ваши размышления о писательсте,
за высказывания А. Блока о писателях и А.С. Пушкине.
Цитаты, приведенные Вами, и по сей день не устарели:

"В литературном воздухе витает дух плагиата; обнагление и покаяние сменяют друг друга и теряют последнюю свою ценность – ценность первоначальности. С возрастанием всех этих явлений (а они растут с быстротою поганых грибов на гнилом пне) – литературное шествие приобретает характер случайной, уличной давки, характер «домашних дел» и «дрязг», для усмирения которых часто довольно обыкновенного городового».

С уважением, пожеланием здоровья, новых замечательных публикаций!


Тамара Квитко   06.02.2023 02:03     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, дорогая Тамара. Извините, что поздно реагирую. Я приболел и редко появляюсь в интернете. Надеюсь вскоре поправиться и продолжить, насколько хватит сил, свои публикации.

Валентин Савин   10.02.2023 20:13   Заявить о нарушении
Валентин!

Скорее поправляйтесь и возвращайтесь для новых публикаций!

С уважением и сердечным теплом,
Тамара.

Тамара Квитко   10.02.2023 20:32   Заявить о нарушении
Скажу прямо: здорово! Как быть несчастному поэту? Любить и ту, любить и эту. Я нечто подобное писал в этом роде. Покопался и нашёл:

Не могу я раздвоиться

Не могу я взять и раздвоиться
Да, сказать по правде, не хочу.
Но, любовью вынужден делиться,
И обманом за неё плачу.

Как любовь делить мне на двоих?
От любовницы мне мало надо.
Как прожить без алых губ твоих,
Без испепеляющего взгляда?

Вы обе друг на друга не похожи.
Я заблудился в вас, как в двух соснах.
Деля меж вас свою любовь и ложе,
Совсем не знаю покоя и сна.

Любовнице готов я всё простить.
Тебя же беспричинно я ревную.
Её, как и тебя, хочу любить.
Живя с тобой, по ней всегда тоскую.

Налью и выпью горького вина
За всех обманутых и кротких душ.
За всех наивных, как ты и она.
Плохой любовник и неверный муж.

29.03.2007

Извините, если засоряю вашу страничку.

Удачи Вам, Тамара и новых творческих свершений. А главное здоровья и любви, конечно. Ибо её много не бывает.

Валентин Савин   10.02.2023 20:32   Заявить о нарушении
Валентин!

И Вам новых замечательных переводов и стихов!

Тамара Квитко   11.02.2023 14:01   Заявить о нарушении