Стихийное бедствие. Андрей Павленко 2019

Стихийное бедствие

Меня сегодня Муза посетила,

Посетила, так, немного посидела и ушла.

(В.Высоцкий)

Можно и не оканчивать филологический факультет ПГУ (как это сделал ваш автор), чтобы отличить хорошие стихи от плохих. Ценители поэзии полагаются на вкус – как собственный, так и коллективный. Сейчас с поэзией все хорошо (хотя личности, может быть, и не на виду, как это было с Ахмадулиной, Евтушенко и другими).

Сейчас с поэзией все хорошо…но, как известно, хорошо там, где нас нет. С интересом читал литературную полемику на страницах «Приднестровья» 1990-2000-х гг. Критику писали все: от нестареющего Игоря Ильина до начинавшего свой литературный путь (а ныне – известного в России автора) Романа Кожухарова. Но на дворе 2019 год, литературной критики – ноль. Даже после моего последнего выпада в сторону «бегущих на месте» поэтов я не получил никакого ответа (молчаливое согласие?). С воодушевлением узнаю, что в рамках приднестровской радиопрограммы «Утренний фреш» запускается конкурс молодых поэтов «СТИХиЯ».

Но радость моя поуникла, когда я послушал молодых авторов, почитал их произведения. Признаться, мне очень нравится программа «Утренний фреш», но я совсем не доверяю поэтическому вкусу ее ведущих. С помощью интернет-голосования, а также руководствуясь собственными взглядами на творчество, авторы проекта отобрали 15 финалистов. Я просто перепечатаю избранные моменты из стихотворений (орфография сохранена), которые организаторы проекта «СТИХиЯ» опубликовали на своей странице в качестве лучших работ.

Ветеран, ветеран,

Сколько доблестных ран,

Сколько горя прошло через вас.

<…>

Не смогло время стереть

Из памяти боль утраты,

Как тяжело на фото смотреть,

Где ваши друзья солдаты.

Ветеран, дорогой,

Вы наш гордый герой,

От души вам спасибо!

Валерия Оборочану.

Россия – прекрасная, гордая страна.

Так далеко от нас она.

Валерия Оборочану.

Писать патриотическую лирику всегда сложно, но пропускать в серьезный проект перлы вроде «доблестных ран» и «гордого героя» совсем уж кощунственно.

Я подарю тебе своё сердце

И быть может тогда,

Согревая тебя,

И сам смогу согреться.

Владислав Шмейш.

Я себя никогда не найду.

Поиск целей, приятнее цели.

Сам себе я не стал Моисеем,

Раз уж я сам себя не найду.

Что молиться мне, что мне плакать?!

Запечатанная печаль,

Как прогнившая та рубаха,

Та, что кожей зовётся встарь.

Юрий Копейкин.

Я молча кричу: «помощь мне скорую, срочно».

По коже лишь жар вперемешку с дрожью.

Екатерина Николенко.

Эти три молодых автора пишут… стихи. Стихи как стихи. Заметьте, как они похожи: там много слов «я», «сам», «мне». Это творчество о себе любимом, мамином страдальце. Но стоит ли их называть «талантливыми»? Разве такие стихи, с таким же бедным подбором образов, не писал каждый второй восьмиклассник, не посвящал их первой любви? Это стоит вообще обсуждения?

Тебе может быть множество лет,

Но тебя, по возвращению в родительский дом,

Будет ждать уют и теплый обед,

И родители, говорящие о былом.

Лариса Греческая.

Когда выброшу все то, что было раньше смыслом, –

Пройдет не один день, не месяц, а года.

Однажды выдохну спокойно в поле чистом,

Радости забываются, а печали — никогда.

Дарья Разумовская.

И, видя теперь тебя, я наслаждаюсь

Твоей красотой, как нежилец,

Все чаще дыша, все равно задыхаюсь.

Понимаю — нельзя рушить счастье влюбленных сердец.

Вадим Тяжелов.

Еще одна порция финалистов поэтического конкурса. Просто ужасный разброд в стихотворных размерах. И на верлибр как-то непохоже. Как в том анекдоте: вы или крестик снимите, или трусы наденьте…

Перестать бежать, вырвавшись вперед

И наоборот

Задом наперед

Супротив толпы…

Юлия Самошкина.

Сказочник, милый, сделай поблажку –

Что ее жизнь совершенно изменит,

Ты напиши ей другую сказку-

Добрую, так – чтоб она поверила…

Кристина Зеркалова.

Я иду по замерзшему озеру

И не страшно, что лёд тонок.

Под ногами искрится шорох.

В небе черные птицы носятся.

Света Мащенко.

Почему никто до сих пор не сказал авторам, что у них есть проблемы с рифмой? «Шорох – тонок» или «изменит – поверила» или «вперед – наперед» – это не очень-то удачно, мягко говоря.

Мегаполис спешит, как малиновка, с ветки на ветку,

Не допив утром чай, пережёвывая бутерброд,

Ну а где-то стреляют в людей хладнокровно и метко,

И сестричка во тьме заправляет кишечник в живот.

Елизавета Ковач.

К сожалению, мне до сих никто не объяснил смысл фразы «заправляет кишечник в живот» и где автор эту чудную картинку увидела.

Как вы думаете, на пользу ли проект «СТИХиЯ» приднестровской литературе? Безусловно, на пользу. Были и очень сильные авторы. Например, юная Диана Федорович, или Крис Виватский, или Виктор Грабко. Последний, правда, неожиданно вступил в ассоциацию русских писателей Молдавии, ну да ладно.

Но проект «СТИХиЯ» не делает различий. Для организаторов все «безумно талантливые ребята», даже если они рифмуют «перед» и «наперед». Скажут потом: видите, какая серьезная работа проведена нами с молодежью! Про «доблестные раны» одни стихи чего стоят…

Как мне известно, организаторы планируют выпустить поэтический сборник с творениями победителей. Настоятельно рекомендую: не руководствуйтесь своим вкусом, дорогие коллеги. Обратитесь за помощью к союзу писателей Приднестровья, к старшим товарищам по поэтическому цеху.

Может быть, когда-нибудь вы поймете, что не все в этом мире достойно похвалы. Или вам откроется суперспособность отличать хорошие стихи от плохих.

Андрей ПАВЛЕНКО,
газета "Приднестровье" от
13.07.2019, раздел "Культура",
http://pridnestrovie-daily.net/archives/41135


Рецензии