Оберег Хамса...

Оберег Хамса встречается в различных верованиях, в различных странах и уголках Земли. Люди разных культур называли этот удивительный талисман по-разному.


Хамса - защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы. Другое название — «рука бога». Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять». Как правило, хамса бывает симметричной, с большими пальцами с двух сторон, а не копирует анатомическую форму ладони. Хотя её широко используют и иудеи, и мусульмане, она существовала ещё до возникновения этих религий и была связана с богиней Танит, лунной богиней финикийцев, покровительницей города Карфаген.


Хамсу используют для защиты от сглаза. Её можно найти у входа в дом, в машине, брелоках, на браслетах и в виде кулонов. Часто в центре хамсы помещаются другие символы, защищающие от сглаза — изображение рыб, гл;за или Звезды Давида. Считается, что синий, а особенно голубой цвет также защищает от дурного глаза, и мы часто видим хамсы такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков, от синего до бирюзового.

Амулет-хамса соответствует ивритской букве «хэй», пятой букве алфавита в иврите и первой букве слова «хай» – «жизнь»
Пятая буква, Хей, имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения вселенной.
Буква  произошла от от финикийской  , имеющей значения: «выдох», «молитва», «окно».

Начертание буквы происходит от протосинайского изображения, основанного на иероглифах: — «хаят», изображавшем нить,«хиллюль» — «молитва» и  — «хазир» — «двор»

Хей имеет значение «окно». т.е. то, что пропускает свет в дом или здание.

В отличие от двери (Далет), принимающей людей, окно дает доступ только свету и воздуху.

Оно является тем местом, которое связывает внутренний мир дома с внешним миром, окружающим его.

Подобным образом, в человеческом теле Хей служит «основой зрения».

Зрение соединяет внутренний мир отдельной личности с внешним миром, окружающим его или ее, осуществляя контроль отношений.

Эта буква, таким образом, является соединяющим звеном внутреннего мира с внешним, т.е. тем, что приносит просветление.
Тора рассказывает, что в имени праотца еврейского народа Авра(h)ама изначально не было буквы Хей, его звали Аврам, но Всевышний добавил эту букву к его имени.
Эзотерически Хей —  связывающая людей друг с другом, это то, что объединяет их с божественным началом, которое существует вне самого человека.

Астрологически Хей связывается с Овном.
Гематрия буквы Хей— число 5, «хомеш», т.е. «вооруженный».


На арамейском языке (языке Талмуда) "пятерня" - хамша. Перекочевав в арабский, это слово трансформировалось в - Хамса. Амулет в виде ладони, в середине которой расположен глаз, на отображенной амулетом руке два больших пальца, а сам глаз обычно бывает синего цвета. Считается, что именно этот оттенок защищает человека от сглаза. Хамсу стараются делать с использованием материалов, способных отражать свет - таким образом, амулет как бы отражает зло, направленное в адрес его хозяина. И оно возвращается тому, кто его насылает.Иногда ее рисуют прямо на стенах домов, или вещают на дверь и окна, подобно тому, как в нашей культуре используется подкова на удачу.

Хамса в Исламе:

Фатима была дочерью пророка Мухаммада. Однажды ее супруг пришел в дом со своей второй женой и представил ее Фатиме, когда она готовила на огне халву. Девушка от неожиданности и душевной боли уронила ложку, но стараясь не показать своего отчаяния, продолжила мешать горячую халву, но теперь своей рукой. Легенда гласит, что Фатима не ощущала физической боли, ибо душевные муки были сильнее. Муж красавицы был настолько поражён ее силе, что отказался от желания заключить брак во второй раз и остался верен своей супруге. С тех пор амулет Хамса в исламской религии является символом веры, молитвы, поста, милосердия и паломничества.

Хамсу также связывают с пятью книгами Торы.

Буква "Хей" (иврит) представляет собой и одно из священных имен Бога, соответствует цифре 5. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего. «Хет», как и «хай», обозначает также и «жизнь». Здесь прослеживается связь с украинским «хай живе». А выражение «подняли хай» означает, что жизнь кипит.

К тому же число пять традиционно соотносится с человеком - это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием. (Интересное дополнение: русское название мелкой рыбки "хамса" - от того же корня «пять», она ловится в сеть с 5 мм ячейкой).


Приветствие в виде поднятой ладони означало в Палестине пожелание доброй жизни. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.

Вообще, изображения руки, глаза или числа пять в арабских и берберских традициях, связаны с отведением сглаза, порчи, как поясняется в выражении - khamsa fi ainek («five [fingers] in your eye») - «пять пальцев тебе в глаз!». Другая формула против дурного глаза на арабском языке звучит как - khamsa wa-khamis .

Финикийцы ассоциировали хамсу с «рукой Танит», супругой Бааля или Владыки, лунной богиней, покровительницей Карфагена.

На Кипре же ее связывали с Афродитой.

Этот символ был популярен и в Древнем Египте (рука Атут обеспечивала плодородие, помогла выходу из тела бога-создателя мужчин и женщин), и в сегодняшнем Марокко.

сли мы обратимся к джайнизму - одному из древнеиндийских философских учений, возникшему в VI веке до н.э., то и тут увидим чуть измененную хамсу - в эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия, ахимсы.

А вот что сообщается в «Энциклопедии знаков и символов»:

Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.

Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.

В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Долгорукий - значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».

В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия».

В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.

Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания - левая.

Все же чаще всего встречается хамса с глазом, который в древнеегипетском назывался «Святым Оком Гора (Бога Неба)». В таком амулете воплощен сдвоенный, а потому и наиболее эффективный, символ наилучшего человеческого существования - он объединяет всезнание и всемогущество. Здесь также отметим цвет - именно синее Око считается наилучшим щитом от проклятия и сглаза.

В Древнем Египте его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок... Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока», способна рассеять всех противников. Заметим, однако, что существует некоторое различие между правым и левым божественным Оком. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (солнечное, Урей) было больше связано с магией и защитой.

Возможно, существует связь Хамсы и Mano Pantea — амулета, известного древним египтянам как «два пальца». В этом амулете два пальца символизируют Исиду и Осириса, а большой палец — это их ребёнок Гор. «Два пальца» использовались для вызова духов родителей с целью защиты ребёнка.
Для коренных американцев, по некоторым предположениям, глаз в руке символизировал способность предвидения. Почти 50 лет назад антрополог Кларенс Мур обратил внимание на наличие «символа открытых глаз на ладони» как в Мексике, так и на юго-востоке США.

В буддизме же - символ сострадательной мудрости. Здесь к Таре, бодхисаттве и богине состарадания, обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице и защитнице, проявляющей ко всем существам милосердие и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. На изображениях Зеленой Тары мы видим ее левую руку на уровне груди в жесте защиты (абхая-мудра), с Оком в центре ладони. А амулет «Всевидящий защитник» до сих пор используется в Тибете для изгнания страха и угнетения.


Защитная «Молитва Хамсы»:

Let no sadness come through this gate, - Пусть печали не приходят через эти ворота,
Let no trouble come to these walls, - Пусть трудности не приходят к этим стенам,
Let no conflict be in this place, - Пусть не будет раздоров в этом месте,
Let this home be filled with the blessing of joy and peace - Пусть этот дом будет наполнен радостью благословения и мира.




Хамса-рука на руси:
Рука в языке, фольклоре и народных представлениях — символ власти, овладения, подчинения себе (ср. русские выражения: «у него руки долги» (т. е. власти много), «у него руки длинны» (о воре), «быть у кого под рукою» (в подчинении, подданстве), «своя рука владыка» (т. е. своя воля), «правая рука» (главный помощник), «наложить на что-нибудь руку» (присвоить себе), «держать кого-нибудь в руках» (т. е. подчинить своей воле) и т. д.). Рука может быть «тяжелой» и «легкой»; если человек с легкой, счастливой рукой посадит дерево, то оно непременно примется; если же у него тяжелая рука, то дерево погибнет (ярослав.). Рукопожатие у славян имело характер этикетного и ритуального жеста. В «Повести временных лет» (968 г.) русский воевода и печенежский князь заключают мир, подавая руки друг другу и обмениваясь подарками. В Московской Руси рукопожатие практиковалось при общении с иноземными послами, причем осмыслялось как проявление царской милости; послам разрешалось «подержать» царскую руку; в 1602 г. датчан попросили, чтобы они жали руку царя «по-русски, слабо, а не тискали бы, как это делают немцы». В народной традиции «ударить по рукам» обозначало заключить сделку (например, при купле-продаже). В русской свадьбе рукобитье составляло отдельный ритуал. При встрече русские подавали друг другу руку и говорили: «Права рука, лево сердце». Мыть руки было необходимо перед едой, после соприкосновения с покойником, после родов, даже после общения с иноверцами. Русские считали грехом есть немытыми руками, так как считалось, что вместе с пищей в человека может попасть и «нечисть». При еде в поле руки за неимением воды могли вытереть и землей, приписывая ей такую же очищающую силу. На Украине, в Белоруссии, в Центральной и Южной России, а также в Болгарии совершалось ритуальное умывание рук повитухи. В России обряд «размывания рук» совершался на 3,9 или 12-й день после родов: мать и повитуха троекратно поливали друг другу воду на руки и взаимно просили прощения. В Курской губернии считали, что «сама Божья Матерь по рождении Спасителя размывала так же руки с бабушкой Соломонией»; в Симбирской губернии опасались, что без этого обряда у повитухи «на том свете руки будут по локоть в крови». На Украине при совершении обряда роженица поднимала правую руку, и повитуха трижды лила ей на руку воду, причем роженица поддерживала правой рукой левый локоть и выпивала немного воды с левой ладони; затем руки меняли и так делали трижды, после чего роженица обменивалась ролями с повитухой.


В русской сказке «Василиса Прекрасная» у Бабы-Яги «вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами». В сказках и быличках руки выступают и как самостоятельные персонажи; в уже упомянутой сказке о Василисе Прекрасной на Бабу-Ягу работают три пары рук. В русских, украинских и белорусских сказках широко представлен сюжет «Безручка» или «Косо-ручка»: брат изгоняет из дома свою оклеветанную сестру и отрубает ей руки; она выходит замуж, но вновь оклеветана и изгнана вместе с ребенком; наконец происходит чудесное исцеление: руки отрастают, когда Безручка пытается достать уроненного в воду ребенка. Мотив рук, возвращенных Богородицей, известен в апокрифах и в литературной традиции, в частности в русской «Повести о царевне Персике» начала XVIII в. На Афоне и в России почитался чудотворный образ Троеручицы и его списки. Согласно церковной легенде, Иоанн Дамаскин, живший в Дамаске в VIII в., был оклеветан, и халиф приказал отсечь у преподобного правую руку. Иоанн помолился перед иконой Богородицы, а когда утомился, то задремал. Во сне ему явилась Богородица и возвестила об исцелении. Действительно, проснувшись, Иоанн обнаружил, что рука срослась, и в благодарность приложил к образу серебряное изображение отсеченной кисти. В сказках, заговорах, песнях известен мотив рук из золота (ср. рус. «золотые руки»), у чудесного ребенка в русских сказках «по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте». В болгарских колядах хозяину приписываются позолоченные руки.


Рецензии