Для кого пишутся стихи?

"литература без читателя есть словодрочество"


Здесь я остановлюсь на достаточно широко культивируемой "теории", что мол, "настоящие стихи" пишутся для себя.
Что человек пишет, потому что "не может не писать". И это и есть истинная поэзия.
Ну такой взгляд  - еще бы полбеды.
Что гораздо хуже, это часто сопровождается куда более крутыми закидонами - что ТОЛЬКО это и есть настоящая поэзия. Что тот, кто пишет стихи не "для себя", или даже просто позволяет себе задумываться, как стих воспримет публика - пишет НЕ ТОЛЬКО для себя - тот вообще "непоэт".
.
Такой "теории" придерживаются не только некоторые любители но изредка и люди, считающие себя квалифицированными критиками.
И их речи нередко сопровождается неизвестно кем выдуманным дурацким советом -"можешь не писать - не пиши". Ну в том смысле, что пиши только в том случае, если "не можешь не писать".
  Что любопытно, к своей "критической" деятельности такие люди это правило применять не спешат.(можешь не критиковать - не критикуй!, можешь не давать глупых советов - не давай!). И уж не рискуют давать такие советы тем кто их обслуживает, и для них работает: можешь не чинить кран - не чини! Можешь не тормозить на красный свет - не тормози!
 И, что тоже любопытно, - их мало смущает, что при таком подходе за бортом поэзии окажутся скажем, Маяковский, Фет, Эдгар По.... да если по серьезному - практически все  признанные поэты. Из известных поэтов разве что Э.Дикинсон вроде бы подходит под их гребенку.
 
  Впрочем, к известным поэтам такие "теоретики" применять свои теории не рискуют. Видимо понимают, что слишком уж одиозно будут выглядеть.  Зато очень любят компасировать мозги начинающим стихоплетам или тем, кого они принимают за начинающих. (каюсь - иногда я специально прикидываюсь тухлой редькой и вызываю огонь на себя - очень уж любопытно посмотреть на действия таких критиков)
.
Ну а на немножко более серьезном уровне - вопрос о том, должен ли стихотворец иметь в виду читателей, пытаться стать на их место, угадать их реакцию, когда он пишет стихи, или погружаться исключительно в себя.
 И в таком "смягченном" виде сторонников взгляда, что писать надо только "для себя", хватает.
.
Начну немного издалека.
Во-первых. С медицинской точки зрения:
Неодолимое желание беседовать с самим собой, и тем более, исключительно с самим собой - это симптом, требующий  вмешательства психиатра, а не свидетельство "истинности" поэзии. Таких "истинных поэтов" полно в психбольницах.
Они что-то бубнят, иногда нечленораздельно, иногда даже беззвучно, да и зачем членораздельность или даже озвученность речи, никому не адресованной...
Если человека не интересует, к кому он обращается.
Если ему безразлична реакция других(другого) на его речь.
Если ему безразлично даже, поймет ли его вообще тот, кому он заливает в уши свою речевую продукцию - то заниматься такими людьми должны врачи, а не литературные критики.
.
Во-вторых.
Собственно говоря, подход такого рода я бы назвал просто эмоциональной мастурбацией. И именно к ней призывают подобного рода критики и рецензенты.
Грубо ? А как иначе можно назвать подобное явление - человек пишет стихи исключительно для себя, для собственного самоудовлетворения, и ему наплевать, поймут ли вообще, и как поймут, те кто читает.
Ну а выставляющего еще и напоказ - я бы назвал просто эксгибиционистом. Да, конечно, вид самоудовлетворяющегося человека способен вызывать сексуальные эмоции у наблюдающих.
Ну и что?
Разве это повод для того чтобы возвести мастурбацию или эксгибиционизм в высший вид секса?

Я бы не желал оказаться партнером того, кто думает исключительно только о себе, и кому наплевать, что я там чувствую.
Я не хотел бы иметь собеседника, поступающего так же.
Я не хотел бы иметь такого компаньона в деле.
Я не хотел бы лечиться у врача, которому наплевать на пациента, врача, который лечит, только если не может не лечить. Да даже видеть в своей квартире такого сантехника, который ремонтирует, только если не может не ремонтировать. итп, итд.
И только в поэзии, оказывается, стихотворец не должен думать (хуже - должен не думать!) о читателе. А читатель должен как высший, или даже как единственный, вид "настоящей поэзии" воспринимать продукцию вот таких словодрочек.
Нигде, кроме как в поэзии, я не встречал таких дурацких поучений. И надо сказать, сам их получал неоднократно.
.
 3. Ладно, подойдем с другой позиции.
Речь - это вообще есть средство общения.
Общения МЕЖДУ людьми. Для того, чтобы что-то сообщить самому себе никакая речь не нужна. Да и вообще ничего не нужно. То, что вы знаете - вы уже знаете. И нет абсолютно никакого смысла в такой "передаче" информации.
Даже если человек пишет что-то на бумаге и складывает в стол, это все равно общение. Общение с воображаемым, виртуальным собеседником. С реально существующим, но не могущим или не желающим слышать. С возможным читателем из потомков в конце концов. С неопределенным собеседником, с тем, кто может услышать - скажем, как крик "помогите" -  всем и никому конкретно. Даже если читателей нет и не предвидится - все равно какой-то собеседник подразумевается, хотя бы на уровне подсознания. Даже если пишет просто "на память" - то тоже не самому себе сегодняшнему а "самому себе завтрашнему".
.
В четвертых.
У меня есть кое-что, написанное исключительно "для себя".
Но я никогда и никому это не показывал и не собираюсь.
САМ ФАКТ, ЧТО АВТОР ВЫНОСИТ СТИХИ НА ЛЮДИ уже говорит, что ему на самом деле реакция других не безразлична.
  Да, конечно, хотя бы теоретически, можно допустить, что автор во время написания стихов ни малейшим образом не думает о читателе. Ничего невероятного я не увижу в том, что кому-то и такая продукция может понравиться, чем то задеть.
Ну и что ?
Почему такой способ общения с читателем надо возводить в идеал?!
.
Почему то таким самоудовлетворителям любят противопоставлять так называемых "версификаторов" - которые - другая крайность - пишут без малейших признаков личного чувства, исключительно из бесстрастного расчета читательской реакции.
Они мол - "работают на публику". Хотя в принципе, что в этом ужасного?
  Один поп-композитор, когда ему журналисты сказали, что коллеги обвиняют его в том, что он работает на публику, ответил -
хотел бы я знать, А НА КОГО РАБОТАЮТ ОНИ?
:-)
  Не знаю, как кто, а я (при прочих равных условиях), предпочел бы квалифицированную шлюху, для которой не безразличны мои ощущения, а не девицу, для которой  я просто заменитель dildo, и которой наплевать что я там чувствую, да и присутствую ли я вообще...
  Сравните например, подход к артистам - их никто не учит подобным глупостям. Артист должен ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ, а не просто внутри себя пережить там что-то.
И только стихотворцам это, оказывается, настрого запрещают. А тех, кто признается в таком "грехе" всячески поносят и обзывают. И категорически отказывают в приобщении к "настоящей поэзии".
.
Ну почему обязательно бросаться из крайности в крайность.
Эти, мнящие себя мудрыми учителями люди, ну никак "не догадаются" рассмотреть вариант - искреннее самовыражение ПЛЮС стремление донести это до читателя.
Почему-то - либо ипсаторы - либо бездушные шлюхи?!
Ничего другого таким "гуру" от поэзии в голову не приходит.
.
Ответ в общем-то уже в который раз не новый: ХАЛЯВА.
Все подобные "теории" придумываются для оправдания тех, кто не хочет работать над стихами. Кто хочет свободно фонтанировать а не потеть. Да что там потеть - даже просто задумываться над тем, что он пишет, и для кого.
   И кто хочет в любой ситуации оказаться правым - здесь легко отвести любые обвинения в ляпах, грязи и бессмыслице. Не суметь срифмовать даже кровь-любовь, но гордо считать себя гением.
 С другой стороны, кое-кому такие теории удобны еще и тем, что позволяют "опустить" коллег, которые не гнушаются черновой работы, и которые с любовью и уважением относятся к читателям, а не только к самому себе. Считать себя выше тех, кто занимается упорной работой по овладению ритмом, звуком, словом, итд, кто заставляет себя осознано относиться к тому, что он пишет.
  Очень удобный способ "прибить" того, кто тебе почему-либо не нравится - если объективно всерьез придраться вроде не к чему - объявить стих "сделанным".
Ну и что, что у Вани стих насыщен яркими и оригинальными деталями, свободно льется, понятен и трогает за душу совершенно посторонних людей. А вот у меня пусть коряво и малопонятно, и вообще неинтересно - но зато из самой глубины души! Я зато в отличие от Вани, не на публику писал!
........................
Разбираемая здесь "теория" - еще одна ловушка для новичков. Очень уж хочется чувствовать себя "настоящим поэтом", не желая тратить годы на совершенствование, да просто многие часы на шлифовку своих стихов. И наконец - неприятно осознавать, что далеко не все твои "заморочки" понятны и интересны посторонним людям. Что твои глубочайшие (даже и без кавычек) переживания любопытны разве что для близких...
.
  То что вы "не можете не писать" говорит только о вашей склонности к такого рода занятиям. И НИЧЕГО БОЛЕЕ. О вашей любви к Пегасу. Но никак не о любви Пегаса к вам.
  Да, мотивация конечно же важна в любом деле. И человек имеющий сильную мотивацию, имеет больше шансов высоко подняться.  Но разве каждый "не могущий не играть" в шахматы становится сам по себе, без всякого труда и обучения, гроссмейстером?  Или хотя бы перворазрядником?

Сильная мотивация писать вовсе не означает  мотивации к учебе, кропотливому труду, исправлению недостатков.
Как-то на КСП мне рассказывали об одном "барде", который написал полторы тысячи песен, не желая учиться ни поэзии ни музыке. Но прямо заявлял, что рассчитывает на теорию вероятности - когда-то да удастся шедевр сваять. И по жизни  - немало встречал таких, сильно мотивированных к писанию, но категорически не желающих над стихами трудиться и учиться чему-то.
--------
ТБ


Рецензии
Здравствуйте Стихоремесленный цех! Прочитал статью с интересом, но не согласен с её основным тезисом. Вы заявляете, что писать стихи для себя, это одна из форм помешательства. И стараетесь доказать своё утверждение на примерах. Но помешательством можно назвать только труд графомана. Примеры надо брать не из быта, а из литературы. Есть масса случаев, когда люди ведут дневники, пишут воспоминания и т.д. Они это делают лично для себя или, в некоторых случаях, для детей и внуков. Писать, имея в виду читателя, абсолютно невозможно. Но в литературе есть жанр послание. Вот тут, действительно, автор думает о том, кто будет его труд читать. А читатель вообще -- это пустое место. Людей много, вкусы не у всех одинаковые, Художественные. На какого же читателя должен ориентироваться автор? Безусловно на того же, каков он сам! Но ведь и автор не всегда обладает, так сказать, эталонным вкусом. И всё же его вкус для него самого важнее. Ведь настоящий поэт постоянно учится! Даже Пушкин хотел научиться писать. Именно поэтому стихи пишутся для самого автора, а уж потом отдаются на суд или просто для чтения публике. Всего доброго!

Вл.Шилин   17.12.2023 14:21     Заявить о нарушении
Владимир, согласен с Вами. Творчеством занимаются не ради признания и не для того, чтобы кто-то оценил. Скажем, ребёнок рисует и получает от этого радость. Он в этот момент бог, творец. И ему всё равно, оценят его рисунок или нет. У детей есть чему поучиться взрослым...

И ни в коем случае не надо подстраиваться под читателя. Особенно если читатель ленив, глуп и т. д.

Я не автор заметки, но захотел откликнуться на Ваш грамотный и аргументированный отзыв.

Андрей Владимирович Медведев   01.01.2024 18:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
К сожалению не могу назвать Ваш отзыв ни аргументированным, ни даже грамотным.
Вы просто проигнорировали все, что написано, И подменили "знание" "мнением".
Применив давно известный метод МГУ (метод голословных утверждений). Наваливая что в голову придет без малейшей аргументации и обдумывания.
Ну например, взятый с потолка Ваш тезис
"Писать, имея в виду читателя, абсолютно невозможно."
Вы знакомы с психологией и психиатрией не по худ фильмам?
Или так, ляпнули "на хапок"?
:-)
В действительности, для психически здорового (и даже нездорового) - невозможно обратное - писать, не имея в виду читателя. Другое дело, что человек не всегда отдает себе отчет, многое делая бессознательно.
Выбирая язык и языковые правила, языковой слой, стиль. Сознательно или бессознательно "фильтруя базар".
Нормальный человек не может вступать в общение, реальное, возможное, виртуальное или даже совсем воображаемое, не "подстраиваясь", сознательно или бессознательно под определенный параметры.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   04.03.2024 09:08   Заявить о нарушении
Андрею
"ему всё равно, оценят его рисунок или нет"
У Вас очень странные представления о детях...
:-)
И не менее странные представления о научении.
:-)
Ведь сам факт, что ребенок берется рисовать а не поедать краски с кисточек - уже факт подражания. Бессознательной ориентации на что-то из внешнего мира.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   04.03.2024 09:15   Заявить о нарушении
Тимофею

Есть такие "психологи", которым не угодишь. Пишешь для себя - помешательство, пишешь для кого-то - "им твои стихи не нужны!" И т. д. Какой бы ответ ты ни дал, будешь неправ, будешь идиотом, сумасшедшим, шизофреником...

Помню себя с трёх лет. Я тогда любил рисовать. Рисовал намного лучше своих сверстников и делал это для себя. Или - в первую очередь для себя. Даже когда рисовал по заданию. За исключением тех рисунков, которые были для кого-то, напр., к 8 марта. И испытывал радость от творчества.
С детьми я иногда общаюсь. Наблюдаю за их поведением. У детей есть чему поучиться. У маленьких детей есть способности и знания, которые закрыты для взрослых.
Вообще, учиться можно у всех и у всего. М.С. Норбеков: "Посмотри на этот навоз. Поучись у него! Ему всё равно, что говорит Трамп".
Сначала я писал для себя. Те стихи были личными, никому не показывал. Я поверил врачам и думал, что я болен, а стихописание помогало мне примириться с жизнью. Таких стихотворений было мало, но они были. И некоторые, кстати, были с усложнениями, что я делал намеренно, чтоб отвлечься от грустной темы.
Затем пошла любовная лирика, писал для одного адресата. И для себя тоже: я учился. А позже Ольга Фокина сказала, что она всегда писала для кого-то... Она начинала писать, чтоб порадовать маму.

Что писать надо в первую очередь для себя - пришёл к этому недавно. Если для кого-то я и хочу писать стихи, то точно не для современников... Не хочу подстраиваться под их лень (не могут осилить текст больше эсэмэски), писать пошлости, ляпать на олбанском и т. п. А если большинству моих современников что-то нравится из моего, значит, это неудачно. Я могу написать стихотворение, подстроившись под вкус большинства, чтоб оно разошлось по интернету. Но мне даже от одной такой мысли страшно. Это не в моих интересах, и сам я такой опус буду оценивать низко.
Кстати, я уже доказывал себе, что умею писать для кого-то, когда несколько лет назад писал на конкурсы. Скажем, о продукции хлебокомбината. Или рэп, который не люблю и в котором не разбираюсь. Прежде чем писать, изучал тему. И получал главные призы за эти стихи: телевизор, акустическая система (прислали из Москвы), поездка в Питер и др. Даже было, что вся Россия (радиослушатели с разных городов) выбирала победителя, а Вологде тогда была профилактика, никто не слышал и не голосовал за мои стихи. Но я всё равно победил. В какой-то момент мне это надоело. Оценивал я такие опусы невысоко.
Дети - единственные современники, для которых иногда пишу стихи.
И если уж писать для народа, то - для тех, кто будет жить лет через сто-двести и позже. Им не нужны мои опусы? Вам не угодишь... Меня не огорчает, что не нужны. Влюблённый пишет письмо и тоже не знает, будет его письмо читать возлюбленная или сожжёт. Но в первую очередь он пишет, потому что хочет этого сам.

"Пишите для себя – как пишут дети..." (Юнна Мориц)

Андрей Владимирович Медведев   04.03.2024 14:06   Заявить о нарушении
* а в Вологде

(буквы немного расплываются: недавно прооперировали глаз)

Андрей Владимирович Медведев   04.03.2024 14:30   Заявить о нарушении
Андрею
Неясно, что Вы стараетесь оспорить.
1). Что изначально акт коммуникации по природе своей рассчитан на какую-то реакцию адресата?
И абсолютно вне обратной связи - лишен всякого смысла. Даже не поэтическогого, литературного, а биологического.
2). С тем , что "писание для себя" - дежурный "аргумент" неумех и халявщиков? Как для оправдания себе подобных, так и для "опускания" тех, чья рожа им не нравится.
.
С фундаментальной научной точки зрения "писание для себя" просто самообман. Человек вне общества даже просто человеком не может стать. Тем более, заняться стихописанием.
С личной точки зрения - так вполне может казаться, с той или иной степенью неосознанности. Это означает только то, что человек не руководствутся прямо осознаваемыми мотивами.
Но уже сам факт вынесения на публику или сообщение хоть кому-то, уже означает, что и с личной точки зрения человеку не "все равно".
И я не могу понять, почему надо становться фанатиком крайности - сугубо бессознательной "самостийности". Намеренно отсекать каналы осознаваемой обратной связи.
.
Согласно ТАУ (теории автоматического управления), любая система без обратной связи вследствие накопления ошибок со временем , мдленно или быстро, но неизбежно "съезжает с катушек".
Да и изначально является малоэффективной по сравнению с системой с обратными связями.
.
С чем не буду спорить - так с тем, что у каждого свой оптимум этих обратных связей.
Зависящий не только от природы человека, но и от целей, которые он себе ставит.
Но что этот оптимум лежит в области нулевой обратной связи - никак не могу согласиться.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   04.03.2024 16:32   Заявить о нарушении
Тимофею

Неясно, что Вы стараетесь оспорить.
1) Что стихотворец не шлюха, которая должна доставлять удовольствие клиенту? Или - не диджей, который, придя на работу, должен забыть музыку, которая нравится лично ему?
Проститутке и диджею платят деньги, а стихотворцу - нет. С какого перепуга он должен стараться удовлетворить читателя, подстраиваясь под его вкус?
2) Что роль творца - мужская роль? А эластичность, гибкость - женское?
И т. д.

В творчестве надо выражать себя и только себя…
А часто ли рецензенты подстраиваются под стихотворца, считаясь с его чувствами, правами и правилами написания рецензии? Скажем, некий Вл.Шилин дня два назад оставил на моей странице отклик, где сказал, что стихи слабые, а ПОЧЕМУ - не объяснил. А ведь это самое интересное. Не оценка, а именно - почему.
Или Тимофей Бондаренко недавно под моей пародией на его критику оставил рецензию, где о самой пародии не сказал НИ СЛОВА! Может, у него не хватило смелости её прочесть?
:-)

Творец, когда создавал мир, был один. Неужели и он тоже занимался мастурбацией?
Творец не шлюха и не диджей…

"Пишите для себя – как пишут дети..." (Юнна Мориц)

Андрей Владимирович Медведев   07.03.2024 14:56   Заявить о нарушении
Я ничего не пытаюсь оспорить. Я сообщаю бесспорные факты из биологии и психологии.
С которыми кому-то ну очень не хочется считаться.
:-)
Существо, которому абсолютно все равно, как реагируют другие существа - не человек, а монстр, которого следует немедленно изолировать или уничтожить, если он функционирует в обществе.
В стайных видах таковых не существует, если не брать глубокую патологию.
.
"надо выражать себя и только себя" - ну сколько можно тиражировать обычный самообман. Человек "сам по себе" вне культуры и научения - пустое место. Он останется животным.
И воображая, что он выражает "себя и только себя" - он проявляет только нежелание считаться с тем, что он - то, что вложило в него общество. То, что он впитал бессознательно. Ну и то, что он посчитал и сумел вложить в себя в осознанном режиме.
И среди бессознательно усвоенного - куча правил и пожеланий, касающихся взаимодействия с другими людьми.
Каждый из нас по своему "шлюха", потому что иначе такой человек не сможет существовать в обществе.
.
Я вот, подавая на стол соус, который сам не очень люблю, вовсе не чувствую себя "шлюхой". Стремление доставить удовольствие , сделать приятное другому (не любому, разумеется) - нормальное человеческое чувство, доставляющее радость и самому доставляющему радость.
Мне приятнее пить не самое лучшее на мой вкус вино с нравящейся мне женщиной, чем элитное вино в одиночку.
С чего я должен отказываться от радости видеть, что радую кого-то другого?
:-)
А что касается рецензентов - то рецензировать пародию - довольно бессмысленное занятие. Мне лично скучное и вряд ли могущее чем-то быть полезным Вам.
.
Ну и творец, когда создавал мир был не один - а втроем. :-)
А если иметь в виду древнееврейский фольклор, то его создавал заведомо не один человек.
:-)
Что касается идеализации детей - то это стандартное заблуждение нашей культуры. Ребенок - только полуфабрикат человека. В котором есть и хорошие и мерзкие черты. Дети бывают невероятно жестокими. Буллинг - извечная проблема педагогов. И природная мудрость и природная глупость.
По жизни к детям принято быть снисходительными. Но к великовозрастным детям?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   07.03.2024 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.