Стихи ни о чем

(когда не знаешь, о чем писать)

Есть такие стихи, насчет которых невозможно сказать: зачем они написаны.
Какую мысль, образ, чувство, какую поэтическую идею, какое настроение в конце концов, они хотят передать.
Вот типичный образец.

"Тихо вечер, перья взъерошив"

 Тихо вечер, перья взъерошив,
 Отворил ночи темную клеть,
 Быстрым взмахом угольных крыльев,
 Погасил солнца тусклую медь.

 Над садами парит немотою,
 Чуть касаясь упругой росы.
 Накрывает зеленой волною
 Смольный запах разлогой сосны.

 Положила ночь яблоко лунное,
 Желтым светом лаская холмы,
 У реки камыша поле шумное
 Жаждет выпить туманной воды.

 Облака бело-серыми птицами
 Над луной, как над плодом, паря,
 Ускользают во тьму вереницами…
 Над садами уж спеет заря.
"
Увы, косноязычие литературное и образное.
Для начала огорошило рифмой взъерошив-крыльев.
Кстати, о ком речь идет во второй строфе?
И какие там "зеленые волны" в темноте?
Куда положила ночь яблоко? у реки в камыши?
Сравнение "как над плодом, паря" - привело в недоумение.
Как и облака над Луной.
И над плодами облака парят как-то по-особенному?!
Увы, если разбирать этот стих всерьез и подробно, то претензии - буквально к каждой строке. Начиная с первой. И к их стыковке.
Стих откровенно - уровня начинающего.
.
Ладно, это дело в принципе наживное.
Но что самое нехорошее - не просматривается никакой поэтической идеи. Зачем это все написано. Что хотел автор выразить?
Начали с вечера, кончили рассветом. А к чему это все?
Судя по первой строфе - вроде как что-то "мрачное" намечается.
Но дальше - не разбери поймешь даже общее "нестроение" стиха.
.
Наглядная демонстрация заблуждения (часто плохо осознаваемого), что отсутствие общей поэтической идеи можно компенсировать навалом "поэтизмов".
И бессвязность - происходит отсюда же. Если нет общей идеи, общего плана стиха, того, что помогает строкам держаться вместе - то очень легко "потерять" даже формальную связность повествования.
.
Я бы рекомендовал автору думать не о высосанных из пальца "красотах", а прежде всего, об общем смысле стиха.
Если никакой "сверхзадачи", поэтической идеи, нет - то никакой навал "образов" дело не спасет.
Даже если этот навал будет более квалифицированным.
Не стоит садится писать стих просто с чувством - авось кривая вывезет - начну рифмовать, а там что-то и вытанцуется.
Начинать надо с поисков смысла,  образа, чувства, поисков поэтической идеи, и только потом уже браться писать стих в целом.
А если в голове и сердце пусто, то лучше вначале озаботиться их наполнением, а уж потом браться за воплощение на бумаге.


Рецензии