10-1 рубаи Омара Хайама, Будь свободен...

10-1 - Будь свободен

12

Если хлеб твой насущный Господом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
И не стоит тогда тужить о том, что тебе не дано, -
Будь же всегда свободен от того, что уже дано.



13

Но если хлеб твой насущный положен Творцом,
То никто и не вычтет не прибавит его.
И не стоит грустить о том, что тебе не дано, -
Будь же свободен от того, что уже дано.










ПРЕДЫДУЩИЙ ПЕРЕВОД:

10 рубаи Омара Хайяма. Путь к свободе (Рихард Мор 2)
http://www.stihi.ru/2018/08/07/4341



ПОДСТРОЧНИК:

10
Раз твой хлеб насущный предопределён Богом,
То никогда не уменьшат и не увеличат [его].
Не надо тужить о том, чего нет, -
Нужно быть свободным от того, что есть.

ПЕРЕВОДЧИКИ: P.M. Алиев и М.-Н.О. Османов. Омар Хайям. Изд. АН СССР. Москва. 1959.

Нумерация рубаи согласно книги: Малкович Р.Ш. Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов. - СПб.: Издательство РХГА, 2012. - 696 с.

Ссылка на подстрочный перевод: http://omarhajam.ru/original.html




ИНОЙ ВЗГЛЯД:

10-й Конкурс Беседы с Омаром Хайямом. Голосование! (Клуб Золотое Сечение) http://stihi.ru/2019/05/24/9036

1. Татьяна Игнатова "10. Рубаи О.Хайяма - перевод и ответ" http://www.stihi.ru/2019/05/14/561
2. Игорь Голод "Разговор с Хайямом 10" http://www.stihi.ru/2019/05/14/2917
3. Ирина Жукова-Каменских "Разговор с Омаром Хайямом 10"
http://www.stihi.ru/2019/05/14/5740
4. Лина Корочка Беседа с Омаром Хайямом-10 http://www.stihi.ru/2019/05/14/8131
5. Маркус Дольчин. Беседы с Омаром Хайямом-10.
http://www.stihi.ru/2019/05/15/1745
6. Мария Абазинка, "Кусок хлеба" -
http://www.stihi.ru/2019/05/16/6572
7. Татьяна Янковская 2 - "Подстрочник 10. Беседа с Омаром Хайямом..." - http://www.stihi.ru/2019/05/16/8202
8. Яна Тали "10-я Беседа с Омаром Хайямом" http://stihi.ru/2019/05/20/1876
9. Лука Босио. На 10 Конкурс Беседы с Омаром Хайямом. http://stihi.ru/2019/05/21/6744
10. Татьяна Фаустова "Беседы дилетанта с Омаром Хайямом"-10
http://www.stihi.ru/2019/05/21/7663
11. Ирина Воропаева «Хлеб насущный. Рубаи» http://www.stihi.ru/2019/05/22/6515



_____________
ПРИМЕЧАНИЯ:




__________________
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ:

11
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никто не уменьшит и не увеличит налог.
Не стоит тогда тужить о том, что тебе не дано, -
Будь свободен от того, что уже дано.

10*
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тогда тужить о том, что тебе не дано, -
Будь свободен от того, что уже дано.

9
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат объём.
Не стоит тогда тужить о том, что тебе не дано, -
Будь свободен от того, что уже дано.

8
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тогда тужить о том, чего не дано, -
Будь свободен от того, что тебе дано.

7
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тогда тужить о том, чего не дано, -
Будь же свободен от того, что уже дано.

6
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тогда тужить о том, чего не дано, -
Нужно быть свободным от того, что уже дано.

5
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никто не уменьшит и не увеличит его.
Не стоит тебе тужить о том, чего не дано, -
Нужно быть свободным от того, что теперь дано.

4
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тебе тужить о том, чего не дано, -
Будь свободен от того, что твоё.

3
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никто не уменьшит и не увеличит его.
Не стоит тебе грустить о том, чего не дано, -
Будь свободен от того, что тебе дано.

2
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тужить о том, чего нет, -
От того свободен будь, что дано.

1
Если хлеб твой насущный Богом предопределён,
Никогда не уменьшат и не увеличат его.
Не стоит тужить о том, чего нет, -
Будь свободен от того, что дано.


Рецензии
Интересно... Но это скорее варианты смыслового перевода, не так ли?
А почему бы Вам не попробовать сделать поэтический перевод в твёрдом формате рубаи - ну, рифмовку ААВА или АААА (что монотонно), количество слогов в 1й, 2й и 4й строках одинаковое, а в 3й на слог больше или меньше (можно и все 4 строки одинаковые, но тогда немного скучновато).
Я обычно тоже сначала по данному подстрочнику делаю парочку смысловых переводов, а потом настраиваюсь на определённый ритм - обычно 6-стопный ямб, тогда цезура обязательна в серединке строк и внутренняя рифма перед цезурой - неплохо бы, но тут - как получится.
Но при переводе именно этого рубаи захотелось покороче строчки сделать и без цезур. Поэтому, особенно в ответе, несколько частушечный ритм прозвучал, что Вы совершенно правильно заметили.
И для сохранения единого ритма приходится слова переставлять, иначе всё ритмически рассыпается.
За Ваш тщательный разбор - спасибо! Интересно было бы почитать Ваш вариант в твёрдом формате рубаи.
С уважнием,
Татьяна

Татьяна Фаустова 2   30.05.2019 01:08     Заявить о нарушении
Татьяна, во-первых, спасибо за рецензию. Во-вторых, может, ещё и вернусь к этому переводу (второй бейт напрягает), однако, как бы это Вам сказать, — я не работаю в системе силлаботоники. И у меня другие взгляды на то как переводить Хайама. И не только его. Но,

спасибо за информацию! Круть! Правда. За это, обещаю Вам, что при случае, обязательно переведу Хайама в твёрдом формате. Только, чур, логаэдически, договорились?

Рихард Мор 2   30.05.2019 01:54   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ!
Я думаю, что эта информация Вам и без меня известна - подсмеиваетесь
над детским садом? :)
Почитала про лагоэды - жесть!!!
Дольниковый четырёхиктовый лагоэд: 001/01/001/01
Пробормоала ритм и сразу: "Размахнись, рука! Раззудись, плечо!
Нееет, только не это - для рубаи... :)
В сомнениях,
Татьяна

Татьяна Фаустова 2   30.05.2019 13:46   Заявить о нарушении
Информация-то эта мне была известна, но всё равно, интересно когда тебе это объясняют как несмышлённому малышу. А вот, что касается смеха, то здесь дело привычки и обстоятельств. И всё это зиждется на эго, опыте и знаниях. Где, смеяться приходится не над "детьми" (если они сами не напрашиваются), а над "воспитателями", чьё эго, опыт и знания оставляют желать лучшего. Но это ладно, —

Татьяна, где Вы прочитали это определение:

===
Дольниковый четырёхиктовый лагоэд: 001/01/001/01
===

И пример, — где Вы его взяли? —

===
"Размахнись, рука! Раззудись, плечо!
===

— откуда это? Не нравится, тогда позвольте дать Вам другой пример:

Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни, и ночи. (А.Герцык, 1910)

Мне интересно, — видел, что Вы можете чертить схемы, — какова будет схема этого катрена? И как бы Вы охарактеризовали его с точки зрения стихотворного размера?

Рихард Мор 2   30.05.2019 17:30   Заявить о нарушении
Тааак... Задали Вы мне задачку.
Весь день в беготне, а тут - сразу припечатало - отвечать надо!
Буду - по порядку:
1- Где взяла определение? Так, скорее всего, у Вас и взяла: Графская Пристань - "Русские логаэды и их классификация".
Но только я в закладку себе переместила, потому что сразу не осилить технарю бывшему этакие филологические премудрости.
2 - Откуда пример взяла? Ну... Так сама набормотала - что-то картина вспомнилась "Три богатыря" :) Взяла за основу ритм и использовала слова 3х-сложные и 2х-сложные - получилось забавно, не правда ли?
3 - Схемы рисовать попыталась почти впервые. Не очень различаю эти размеры. Пока они отдельно существуют в моём сознании - схемы и названия размеров.
4 - Попробую нарисовать схему. Да, катрен понравился. Пожалуй, надо воспользоваться ещё раз таким способом сочетания разных размеров. Пара опытов уже была, когда захотелось перевести старые японские танка 9-го века не в твёрдом формате 575-77, а полупрозой. Если Вас это заинтересует, дам ссылки. Это переводы танка одиннадцатисложником.
Возвращаюсь к катрену. Я СЛЫШУ так:

Не ищу я больше земного клада.
_ _ ! / _ ! _ // _ ! _ / ! _

Прохожу всё мимо, не глядя в очи.
_ _ ! / _ ! _ // _ ! _ / ! _

И равно встречаю своей прохладой
_ _ ! / _ ! _ // _ ! _ / ! _

Молодых и старых, и дни и ночи.
_ _ ! / _ ! _ // _ ! _ / ! _

// - типа цезуры что-то - остановка при чтении - пауза.

5 - ну, а теперь мне, неучу, трудновато, но попробую:

В каждой строке повторяется один и тот же рисунок:
анапест, амфибрахий, ямб, амфибрахий.

Как-то так... Хотя, в третей и четвёртой строках может быть вот так:
_ _ ! / _ ! _ // _ ! / _ ! _

Тогда получается, что в 3й и 4й строках: анапест, амфибрахий/ амфибрахий, ямб.
А как Вы слышите?

Татьяна Фаустова 2   30.05.2019 21:53   Заявить о нарушении
Класс!

Но по-порядку.

1. Читать — читайте, но не вздумайте поверить в эту белиберду: Русские логаэды и их классификация (Ас Пупкин) http://www.stihi.ru/2017/09/01/6920 — всё, что тут написано, профанация. Автор, поэтически безграмотен. Вы сами, со временем, сможете в этом убедиться.

2. Интересно. Но сейчас не об этом. Я дам Вам два катрена, а Вы попробуйте, на слух, понять к каким из них принадлежит строка, которую Вам предложила Ваша память:

"Размахнись, рука! Раззудись, плечо!"

а)
На краю Земли у гнилых ворот
Царь поставил крест тем, кто слеп и глух.
Обходил тот крест стороной народ,
Каждый раз царя, проклиная вслух.
(Марадона)

"Размахнись, рука! Раззудись, плечо!"

б)
Обличи меня во грехах моих,
Покаянья слёзы, о Боже, дай.
Быть с Тобой хочу каждый час и миг,
Прорастая верой в Твой Вечный Рай.
(Лана Сапиенс)

Татьяна, — а) или б)

================================================

3. Есть три вида схем: метрическая, цельная и стопная.

а) Метрическая — каждому слову свой метр (ячейка):

не_ищУ / я_бОльше / земнОго / клАда.

1_23 / 4_56 / 789 / 01
~_~^ / ~_^~ / ~^~ / ^~
о_о1 / о_1о / о1о / 1о

анапест / амфибрахий / амфибрахий / хорей

123 / 456 / 789 / 01
~~^ / ~^~ / ~^~ / ^~
оо1 / о1о / о1о / 1о

Удары — 3-5-8-10

РИТМ. Метрическая схема, отражает минимум ритма. Но лучше не искать в ней ритм. Вообще, схемы предназначены не для этого. Схемы — это карты, макеты здании и т.д., — архитектура и навигация.

б) Цельная — собираем метрическую воедино:

12345678901
~~^~^~~^~^~
оо1о1оо1о1о

Удары — 3-5-8-10

РИТМ. Цельная схема не отражает ритма, но показывает форму размера. В данном случае у нас вторая форма.

в) Стопная схема — определяет размер.

12 / 34 / 567 / 89 / 01
~~ / ^~ / ^~~ / ^~ / ^~
оо / 1о / 1оо / 1о / 1о

Удары — 3-5-8-10

пиррихий / хорей / дактиль / хорей / хорей

Размер: 5- стопный хорео-дактиль, 2 форма. Где первая форма (определяющая размер) будет 4 хорея и дактиль на третьем месте:

нЕ_ищУ / я_бОльше / земнОго / клАда.

12 / 34 / 567 / 89 / 01
~~ / ^~ / ^~~ / ^~ / ^~
1о / 1о / 1оо / 1о / 1о

Удары — 1-3-5-8-10

хорей / хорей / дактиль / хорей / хорей

РИТМ. Стопная схема вообще не отображает ритма стихотворения. Она предназначена не для этого. Она важна, и очень важна, для определения размера стихотворения. Без стопной схемы нет вообще никакого понятия о стихе. Сколько километров от Москвы до Петербурга? Ответы: дороги, туда, будешь идти как-нибудь доедешь и так далее. Посмотрите на глобус и Вы увидите там стопы (меридианов и параллелей).

Обратите внимание на ударность. При любых видах схем, она — одинаковая.

================================================

4. Очень любопытно, что это за танки такие одиннадцатисложные 😄. Давайте ссылки.

А я слышу так:

Не_ищУ_я / больше // земного / клада.
оо1о / 1о // о1о / 1о

ПрохожУ / всё_мИмо, // не_глядя / в очи.
оо1 / о1о // о1о / 1о

И_равно / встречаю // своей / прохладой
оо1 / о1о // о1 / о1о

Молодых / и_старых, // и_дни / и_ночи.
оо1 / о1о // о1 / о1о

// - с цезурой согласен.

5. Татьяна, Вы уже прочитали пункт третий. Это 5- стопный хорео-дактиль. В этом и есть важность стопы. И понятия видов схем. Правда, Вы немного ошиблись в интерпретации...:

1о — хорей
о1 — ямб

1оо — дактиль
о1о — амфибрахий
оо1 — анапест

Однако, как бы мы с Вами не слышали этот катрен, стихотворный размер его, ВСЕГДА — 5- стопный хорео-дактиль. Понимаете?

Пээс: Татьяна, если позволите, — переходите на цифровой формат. Я пойму любой, но цифра, мне кажется, лучше усваивается разумом. По крайней мере то, благодаря чему мы с Вами общаемся состоит из комбинаций нуля и еденицы — 100101010000101...

0 — яйцо
1 — удар
Я — цыплёнок — Мономакр (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2019/04/28/6159

Или: Хорей (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2019/04/28/6217

И так далее: На странице Собирателя (моего лунного мальчика)

Рихард Мор 2   31.05.2019 00:11   Заявить о нарушении
Память моя услужливая подкинула мне чуть перестроенную цитату из "Косаря" Кольцова!!! Была в детстве такая книжечка - вот каким ключиком память отпирается...
А из двух катренов к первому подходит - там все строчки 5//5 а во втором только 1я и 3я. Да и по стилю - тоже.
Остальное - читать надо внимательно, но уже ночь, значит - завтра. Но совсем не понятно, каким образом выбирать размер и зачем это нужно...
Я - как Ванька Жуков, которого хозяин отхлестал за то, что рыбу с головы чистил, а надо - с хвоста :) Вот и я теперь только внимание обратила, что окончание всех строчек - хорей! Тогда дактиль очень неудобно расположился на цезуре, что меня смущает, а в начале - пиррихий. Но ПОЧЕМУ я именно ТАК должна рассуждать?!
Ладно, буду учить матчасть, что делать...
Хорошо, что не стала читать дальше тот текст. Пойду у лунного мальчика учиться.
Да, там на страничке про мономакр исправьте: слово "вскользЬ" - перенесите на 8 букв из семи.
Сейчас ещё ссылки отрою с 11-сложником.
Вот они:
http://www.stihi.ru/2015/11/01/9384
http://www.stihi.ru/2015/09/29/5888

Всего доброго,
Татьяна

Татьяна Фаустова 2   31.05.2019 02:05   Заявить о нарушении
1. Всё правильно, это Кольцо (Кольцовский пятисложник — весовой стих):

Алексей Кольцов - Косарь
http://rustih.ru/aleksej-kolcov-kosar/

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!

оо1о0
оо1о0
оо1о0
оо1оо
оо1о0
оо1оо

И ближе он ко второму катрену:

Обличи меня
Во грехах моих,
Быть с Тобой хочу
Каждый час и миг,
Освежи, взволнуй
Степь просторную!

2. Размеры нужно знать, чтобы задействовать ритмическую память. Сапфический метр с мужским окончанием с сильными ударами на 3 и 8 слоге, ритмически и есть Кольцо — двойное:

1о1о1оо1о1 — Сапфо, м
0о1о0оо1о0 — Двойное Кольцо

Собственно, когда Вы увидели схему (с неправильной интерпретацией), Ваша память дала Вам — Двойное Кольцо с косой. Хотя могла дать и другой пример Кольцова:

Ты не пой мне рожь
Про широку степь

оо1о1
оо1о1

Ты не пой мне рожь про широку степь

оо1о1оо1о1 — Сапфо

========================
Помимо этого, заметьте, из той логаэдической беллетристики, которую Вы читали, как автор интерпретирует наш сапфический катрен, который мы разбирали по схемам:

Ну ещё раз — Русские логаэды и их классификация (Ас Пупкин) http://www.stihi.ru/2017/09/01/6920

В самом конце:

========================
Для примера разберу не полиритмический логаэд.

Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни, и ночи. (А.Герцык, 1910)

Схема будет такой:

10\10\100\10\10
1000\100\10\10
10\10\100\10\10
0010\100\10\10

Логаэд написан с использованием строчной схемы. Основа данного логаэда -переходная. Содержит межиктовые интервалы в один-два слога. Значит этот логаэд дольниковый. Это строчный дольниковый пятииктовый логаэд. Состоит данный логаэд из двух стоп хорея, стопы дактиля и двух стоп хорея. В стихотворении использована женская перекрёстная рифмовка. Во второй строке на стыке разносложных стоп пропущено ударение, но ритм оно не нарушает. Так же в четвёртой строке ослаблена первая сильная доля, на ритм логаэда это тоже не влияет.
========================

Автор, явно бредит. Заметьте, цезуры, он, совершенно не чувствует. Ну и как это понимать? Хотя как, если у него удары на первых слогах. Ну а во второй строке, судя по схеме:

прОхожу все мИмо — 1ооо1о — описка не описка, слишком много "но"

Ну а то, что этот пример уже разбирали — тот же Гаспаров, который у него представлен в списке литературы или, куда уж точнее: Юрий Орлицкий Вослед Алкею и Сафо (современный русский логаэд) — автор, как будто ни сном ни духом... А дольниковый логаэд, это вообще жесть. И всё это называется — махровый дилетантизм.

Но мы немного отвлеклись. Хотя и полезно. Почему. Татьяна, вот Вам наглядный пример, — знание размера. У кого нет чёткости тот интерпретирует одно и тоже по разному. Второй наглядный пример. Все катрены которые мы здесь рассматривали, написаны одним стихотворным размером — сапфическим метром. Где первый катрен с женской цезурой третьей стопы, второй катрен с мужской, а третий с переменной — мужской и женской.

1о1о1оо1о1о — Сапфо

1о1о1/оо1о1о — Цм
1о1о1о/о1о1о — Цж

========================
3. Прежде всего Вы должны рассуждать правильно. И самое главное, что Вы должны понять: стопа ИЗМЕРЯЕТ размер. Правильно разбивать размер на стопы, всё равно, что правильно разбивать слово по слогам:

Изм-ер-яе-т

Правильно разбил? —Нет! А какая разница? Но если разница есть (а она есть), то вот также и неправильное разбиение на стопы влияет на сознание. Пиррихий — это безударная стопа. И благодаря этому, размер — 5- стопный. В Вашей интерпретации, размер — 4- стопный:

Голо-во-лом-ка — 4 слога по Вашему.

Выхожу один я на дорогу
Сквозь туман кремнистый путь блестит
Ночь тиха пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит (Лермонтов)

оо1о1ооо1о
1о1о1о1о1
1о1о1о1о1о
оо1о1ооо1

оо / 1о / 1о / оо / 1о
1о / 1о / 1о / 1о / 1
1о / 1о / 1о / 1о / 1о
оо / 1о / 1о / оо / 1

5- стопный хорей.

Выхожу один я на ТУ дорогу
Сквозь туман кремнистый МОЙ путь блестит
Ночь тиха пустыня ВСЁ внемлет Богу
И звезда с звездою ВСЁ говорит*

оо1о1оо1о1о
1о1о1оо1о1
1о1о1оо1о1о
оо1о1оооо1*

оо / 1о / 1оо / оо / 1о
1о / 1о / 1оо / 1о / 1
1о / 1о / 1оо / 1о / 1о
оо / 1о / 1оо / оо / 1*

5- стопный хорео-дактиль.

Сетка 5- стопных логаэдов с одним дактилем в линейке размера:

1оо1о1о1о1о
1о1оо1о1о1о
1о1о1оо1о1о
1о1о1о1оо1о*

Ритм это то, что спрятано в словах. Вы его должны чувствовать читая. И если Вы, например, читаете стихотворение и непроизвольно у Вас присутствует отклик на него в виде размера (в голове: или 5- стопный ямб или Сапфо или Фалех и так далее), значит у Вас работает ритмическая память, — которая зиждется на правильных терминах и понятиях.

оо1 о1о о1о 1о — метрическая схема
оо 1о 1оо 1о 1о — стопная

Если же у Вас метрическая схема это стопная, то Ваша память будет тормозить и никогда ничего не запомнит. И когда я говорю на слух, я так и имею ввиду — НА СЛУХ. Вы же стали анализировать:

"А из двух катренов к первому подходит - там все строчки 5//5 а во втором только 1я и 3я."

Сначала — слух. Потом — правильная интерпретация. Посмотрите какие слова попадают под пятые слоги.

Для Вас, сейчас, Сапфо ничего не значит, а у меня и при чтении и при интерпретации — разбуди меня ночью, я продиктую:

Ой мороз мороз не морозь меня
Не морозь меня моего коня (с)

Сапфо Цезурная. С комментариями (Собиратель Гербариев Лунных)
http://www.stihi.ru/2017/04/06/5010 — все стихи одного стихотворного размера.

Пээс: Ок. Спасибо за вскользь. По ссылкам завтра почитаю. Сегодня — матрица перезагрузка. Писал, практически на автопилоте. Если что спрашивайте.

Рихард Мор 2   31.05.2019 04:00   Заявить о нарушении
Рецензии на «Не гляди на луну...»
http://stihi.ru/comments.html?2015/09/29/5888

Небо-бельмо Луну окружило,
Свет твой холодный посланник печали.
Дому немому души замолчавшей,
Ветер попутчик один..
Тени пророчеств, как листья опали.

Садовник Валл-И 07.10.2015 21:21 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания

Интересная техника:
10-11-11-7-11 и 11-сложник( ! _ _ ! _ _ !_ _ ! _ ) и сквозная рифма.
А в фалековом 11-сложнике ( _ _ ! _ _ ! _ ! _ ! _ )
Строчка "Ветер попутчик один..." - такой горестный всхлип в тишине.
Спасибо за отклик!

Татьяна Фаустова 2 08.10.2015 01:55 Заявить о нарушении

========================
Да, Татьяна, у Вас, оба стиха написаны — Фалехом, ХД5_а2. Схему я уже давал, но ещё раз:

1оо1о1о1о1о — ДХ5_а1
1о1оо1о1о1о — ХД5_а2 Фалех
1о1о1оо1о1о — ХД5_а3 Сапфо
1о1о1о1оо1о — ХД5_а4

И вся эта сетка 5- стопных ДХ- и ХД- Логаэдов, а не одиннадцатисложников. Почему? Потому что и 5- стопный ямб с женским окончанием и 4- стопный дактиль с женским окончанием это — 11- сложники. Тогда как, если интерпретировать правильно, всё это 10- сложники:

о1о1о1о1о1 (...)

1оо1о1о1о1 (...)
1о1оо1о1о1 (...)
1о1о1оо1о1 (...)
1о1о1о1оо1 (...)

о1о1оо1оо1 (...)
о1оо1о1оо1 (...)
о1оо1оо1о1 (...)

1оо1оо1оо1 (...)

Пээс: Оба Ваши стиха — холостые и мужской структуры 3/2:

1о1оо1/о1о1о — первая форма ХД5_а2
оо1оо1/о1о1о — вторая форма ХД5_а2

И только в одной строке женская структура:

1о1оо1о/1о1о

Стихи замечательные. Спасибо! Обычно, Фалех такой структуры — динамичен. У Вас — медитативен.

Лунный свет, Поль Верлен. Вольный перевод (Рихард Мор 2)
http://www.stihi.ru/2018/04/11/10791 — ДХ5_а1, ХД5_а2, ХД5_а4

Рихард Мор 2   31.05.2019 12:24   Заявить о нарушении
Добрый день!
Всё прочитала, но в голове туман вперемешку с ворохом вопросительных знаков, которые превращаются в тусиные головы на тонких шеях и шипят на меня: Смешшшшная дурашшшшка... кышшшш!!!
Оййй! Необходима срочная перезагрузка!
Уезжаю из Питера в область на выходные - может там перезагружусь и тогда смогу сформулировать накопившиеся вопросы. Но сначала надо всё заново перечитать и включиться в тему серьёзно.
Спасибо за отклик на мои фалековы гендикасиллабы - попытку дилетанта всего лишь.

Всего доброго!

Татьяна Фаустова 2   31.05.2019 15:49   Заявить о нарушении
Я - здесь. Добрый день! Я уже заходила в гости к Лунному мальчику - загляните...
Белая ночь отобрала сон, поэтому нырнула в матчасть - прочитала на этот раз всё-всё серьёзно и вдумчиво, и постепенно почти все гусиные головы вопросов растворились.
Главное - читать всё, что написано, не пропуская и не останавливаясь, тогда попадаешь в ритм Ваших рассуждений и всё встаёт на свои места.
Мне кажется, что я уже вполне себе второклашка. Развлекаюсь "расчленением" своих стишков с целью определения размера. Схема метрическая, выделение ударных слогов, стопная схема и определение размера. К РИТМУ это, действительно, не имеет отношения. Ритм и определение места цезуры - на слух. Теперь понятно, почему актёры и авторы-поэты так по-разному читают одни и те же стихи.
Похоже, что ритм можно задать только одним способом - выделяя БОЛЬШИМИ буквами сильные ударные гласные. Терпеть не могу, когда при разборе выделяют таким образом ВСЕ гласные в 3х и 4х сложных словах - просто дурдом... Там же в основном пиррихии получаются.
Теперь о том, к какому катрену ближе кольцовская строчка. В ней как бы "выпадают" слова "рука" и "плечо" - то есть они полностью безударные - это только на слух определяется. И во втором катрене в 1й и 3й строчках - также. Этим они и близки. А в первом катрене - там под ударением явным слова на том же месте.
Просто я ЧИТАЛА НЕПРАВИЛЬНО. Вернее, читала-то правильно, но сомневалась - можно ли так? Они совпадали по ритму.
Теперь вопрос, который не исчез. Про КОЛЬЦО. Кольцовский пятисложник. Это название размера 00100 ? А как же стопы? Что такое ВЕСОВОЙ стих?
Почему иногда "0", а иногда "о"? Как бы "о" - когда реально безударный последний слог, а "0" - когда вроде должен быть ударный, но слабый при прочтении, так? Или я это фантазирую?
"Размахнись, рука! Раззудись, плечо!"
оо1о0//оо1о0
"Размахнитеся - раззудитеся"
оо1оо//оо1оо
Подожду Вашего ответа. Или сразу - в угол идти?:)

Татьяна Фаустова 2   01.06.2019 13:29   Заявить о нарушении
Добрый день, Татьяна! Да. Я видел. Спасибо. Ну, там есть одна ошибка у меня — в самом начале с формой. Однако, самое главное в той статье, это — примеры стихов. Читая их необходимо зарегистрировать Сапфо у себя в голове (не сразу но постепенно). Понимая, что это один размер — в основе которого столько возможностей для ритмики. Если есть вопросы, спрашивайте. А так, — спасибо!

Татьяна, я стараюсь объяснять доходчиво и самое главное правильно, но если что не стесняйтесь спрашивать. Бывает всякое.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА. Как Вы это делаете, — покажите пример метрических и стопных схем с определением размера. Интересно.

Ритм и определение цезуры, — если она есть. Это зависит от размера. Например, лёгкие силлаботонические размеры до 4 стоп включительно, практически безцезурны. Лёгкие 5- стопные с. размеры, могут иметь цезуру. Но в основном она лёгкая, — и передвижная: то на третьей стопе, то на второй. А вот 6- и 7- стопные (любые) размеры уже тяготеют к цезуре.

Есть ритм стихотворный, а есть декламационный. Это разные понятия. Это важно не только знать, но и понимать. Я читаю стихи мыслями, как угодно — взглядом. Молча. Таким образом, я ловлю размер стихотворения. Или ритм. Но разница есть. Примеры Сапфо — с постоянной мужской, женской и дактилической цезурой третьей стопы, это — разные ритмы. Но, — ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА. Есть ещё один ритм, (или точнее тандем) который, также не рассматривается в стихосложении — это песенный ритм (и ритм либретто, оперы). Например, "Очи чёрные, очи жгучие" — помните? (За оперу, вообще молчу)

О ПОИСКЕ РИТМА. Нет. Ритм присутствует только в словах. Схема фиксирует некоторые отличительные моменты. Проставляя исключительную ударность БОЛЬШИМИ БУКВАМИ (графическая скандовка — полная и не полная) Вы лишь регистрируете форму размера. Также, схемой проще отобразить и понять размер стихотворения. Например (цельная схема):

ооо1о1ооо1
о1ооо1ооо1
ооо1ооо1о1
о1о1ооо1о1

Размер данной схемы — 5- стопный ямб. Это просто. Зафиксируйте мне любой катрен, который сочтёте нужным на схеме — и я скажу Вам его размер. А после проверим. Давайте. Ради интереса — два катрена или три, без разницы. Да сколько угодно. Но, — обойдёмся пока без стыков:

11о1ооо1о1
о1о11оо1о1

Да, проблема выделения пиррихиев, это злостный детский сад. Дело не в том, что возможна осечка при чтении из-за пропуска ударения, а в том как она интерпретируется — шаблонно и безграмотно. Вопросы ритма, это всегда — разговор. И уж куда больший, нежели ляпнуть два слова о пиррихиях.

========================
========================

КОЛЬЦО. Всё правильно. Вначале. Вы купились на схему — оо1о1/оо1о1 — которую и отображал первый стих. А во втором, только две строки. Но разница есть. Это слово попадающее под пятый удар. Кстати, это, своего рода, медвежья услуга схемы. Когда стихи оцениваются с её позиции. Всё должно быть наоборот. Пусть даже и схему можно правильно нарисовать. Но это дело такое... Например:

Раззудись мой мир разойдись рука

а) оо1о0 / оо1о0 — ?
б) оо1о1 / оо1о0 — ?
в) оо1о1 / оо1о1 — ?

Да, большие нули, это показатель, что последний удар приходится на слово. Пусть, оно служебное, но это всё же слово, а не механическое окончание, которое сглатывается — с глазу долой лица.

Там где ритм, там всегда сомнения. Ошибиться можно всегда. Я вот тоже сейчас думаю — Сапфо Кольцовская... Ну, есть сказанное, есть критика. Это нормально.

ВЕСОВЫЕ СТИХИ, — качели, волны. Тактовиковые стихи, которые качает. Кольцо, — это правильный весовой стих (написан одним размером). И, эта 5- сложная стопа, это не просто стопа, это стопа-размер. И она не рассматривается как 2- стопный хорей с дактилическим окончанием:

В небе облако
Словно бабочка
В танце кружится

Крылья матовы
Серебристые
Пряди сполохи

Хотя, кто его знает, с точки зрения метра это так и есть. Но это опять же детали. И, сейчас не суть. Главное, что у Кольца, главный удар — третий. Остальные — факультативные, служебные. И это основа Кольца.

Есть, например, весовые строки:

"Мчатся тучи вьются тучи"

Здесь, почему-то, на слово тучи ударение с неохотой идёт. Возможно у Вас не так. В целом, где-то слабый весовой хореический катрен с ними:

Мчатся тучи вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Мутно небо ночь мутна (Пушкин)

1'о_1о / 1'о_1о
оо1'оо о1
оо1о__1'_о1о
1'о_1о / 1'_о1

1' — главные удары.

Возможно, также, у Вас не так. Но то, что основа этого катрена — 4- стопный хорей — главное и единое (опять же о разграничении ритма и стихотворного размера). А вот, например, весовые (тактовиковые) стихи (где размер не один, а несколько) в основе которых (кто?):

========================
виновата я (Пятое Колесо)
http://www.stihi.ru/2015/11/20/9964

Всё бродила во мне пьяной вишнею…
Голосила: «Ох, горемышная,
Полудикая, полуспелая…»

Полюбить его не посмела я.

И глядит из меня Каренина
С высоты своего горения,
без сочувствия… не по-доброму…

Рельсы, аспидно, вздыбились кобрами
и шипят горячо, бесноватые:
- «Виноватая! Виноватая…»

© Copyright: Пятое Колесо, 2015

========================

Русь (Елена Верхолетова)
http://www.stihi.ru/2015/02/12/8681

Гой, ты Русь православная,
Русь простора великого!
Величавая ты, и державная,
Нрава - гордого, облика - тихого!

Души русские не разгаданны,
Сердце русское - поле широкое!
Удаль русская - неоглядная,
Русь печальная - грусть глубокая!

Размахнись рука, раззудись плечо,
Поле-полюшко, ждёшь ты пахаря.
Солнце ясное не взошло ещё,
Коромыслом утро ещё не брякало.

Дремлет сила в Руси богатырская,
Твоя мудрость веками славится.
Ты - Святая Русь, монастырская,
Златоглавых церквей красавица!

© Copyright: Елена Верхолетова, 2015
========================

Пээс: Ок. Второй класс, так второй. Близится к концу... 😄

Рихард Мор 2   01.06.2019 16:20   Заявить о нарушении
Ре-пост:у Кольца, главный удар — третий

Правильно так: у Кольца, главный удар приходится на третий слог. Постоянно забываю этот момент. И постоянно думаю, это простота, которая хуже воровства или... Ай.

Рихард Мор 2   01.06.2019 16:30   Заявить о нарушении
Добрый вечер! Спасибо за развёрнутый ответ. Буду завтра перечитывать на выспавшуюся голову, надеюсь...
А пока выполняю задание - три катрена моих. Задержалась - пыталась отрыть лагоэд - успешно!
Ночью небрежно так пробовала на разных стихах, но тут сосредоточилась.
Не знаю, как в первых, а третий как-то самой понравилось разбирать - не скучно.

Пока свеча горит, лопочет что-то дождь,
захлёбываясь, повторяя снова
какое-то неведомое слово –
не разобрать, но всё кидает в дрожь…

Пока свеча горит, лопочет_что-то дождь,
захлёбываясь, повторяя снова
какое-то неведомое слово –
не_разобрать, но_всё_кидает в_дрожь…

… о1/о1/о1/о1ооо/1
… о1ооо/оо1о/1о
… о1оо/о1ооо/1о
… ооо1/ооо1о/1

... о1о1о1о1ооо1
... о1ооооо1о1о
... о1ооо1ооо1о
... ооо1ооо1о1

… о1/о1/о1//о1/оо/о1 – 6-стопный ямб, 5 стопа – пиррихий, цезура муж.
… о1/оо/о//о/о1/о1/о – 6-ст.Я, 2и3 стопы безударн.,, жен.риф., жен цез.
… о1/оо/о1/оо/о1/о - - 6стЯ, 2-4 стопы – пиррихий, жен.рифма, нет цез.
… оо/о1//оо/о1/о1 ---- 5стЯ, 1-3ст –пиррихий, муж.цезура
-------------------------------------------

Небрежный взгляд - в билетик - контролёра.
Ленивый жест - всё в норме - спите дальше.
Без фальши роли в этом странном танце
распределились - кто ловец, кто странник.

Небрежный взгляд - в билетик - контролёра.
Ленивый жест - всё_в_норме - спите дальше.
Без_фальши роли в_этом_странном танце
распределились – кто_ловец, кто_странник.

… о1о/1/о1о/оо1о
… о1о/1/о1о/1о/1о
… о1о/1о/оо1о/1о
… ооо1о/оо1/о1о

... о1о1о1ооо1о
... о1о1о1о1о1о
... о1о1ооо1о1о
... ооо1ооо1о1о

… о1/о1//о1/о//о/о1/о - 6стЯ жен.риф., 4ст-пир., 2 цезуры-муж и жен
… о1/о1//о1/о//1/о1/о – 6стЯ,жен.риф, 2 цезуры-муж и жен.
… о1/о1/оо/о1/о1/о – 6стЯ жен.риф, 3ст-пирр. Нет цез.
… оо/о1/о//о/о1//о1/о – 6ст.Я жен.риф., 1-3ст – пирр., 2 цез – жен и муж.
-------------------------------------------------------------------------

Словно вычеркнул кто-то злобный
День и вечер – строчку за строчкой.
Утро было – точно же – помню!
А потом – лишь остаток ночи…

(«Ты лишь птичка…» http://www.stihi.ru/2015/07/05/7069 )

Словно вычеркнул кто-то злобный
День и_вечер – строчку за_строчкой.
Утро было – точно_же – помню!
А_потом – лишь_остаток ночи…

… 1о/1оо/1о/1о
… 1/о1о/1о/о1о
… 1о/1о/1оо/1о
… оо1/оо1о/1о

…1о1оо1о1о
… 1о1о1оо1о
… 1о1о1оо1о
… оо1оо1о1о

Логаэд!!! Хорео-дактельный 4стопный

… 1о/1оо/1о/1о – хор –дакт – хор-хор – без цезуры
… 1о/1о//1оо/1о – хор – хор – дакт – хор – цезура после 2й ст жен.
… 1о/1о//1оо//1о – хор – хор – дак-хор – 2 цезуры поле 2й и 3й ст-жен.
… оо/1//оо/1о/1о – пир – дак-хор-хор – цезура во 2й ст-муж.
----------------------------------------------------------------------

Татьяна Фаустова 2   01.06.2019 21:18   Заявить о нарушении
Добрый день, Татьяна!

Знаете, я в своё время столько этих метрических схем перечертил... Однако,

давайте запомним, любая метрическая схема, не смотря на то, что она имеет крупицы ритма, всё таки и субъективна.

С другой стороны, метрическая схема позволяет понять как читал её интерпретатор. Вот это важно. В этом случае, давайте посмотрим.

Но прежде, сразу хочу отметить. Или заметить ещё раз. На территории силлаботоники, пишущий автор, должен ориентироваться без всяких схем. Рано или поздно. Читаешь стихотворение — ямб... хорей... дактиль... — 4- стопный.... 5- стопный... и так далее, — так же легко как дышать. Чертить схемы, смеюсь, — сложнее. Особенно метрические. Особенно в двухсложной силлаботонике — хореев и ямбов. Потому что темп в них волнист и быстр. И что кому принадлежит, порой — поди знай. Ага. В этом смысле, первые два примера — 5- стопные ямбы, где в первой строке первого примера — 6- стопный ямб (3/3). Третий пример, действительно ХД Логаэд, — переменный (двух стихотворных размеров). Теперь, смотрим:

1
Пока свеча горит, лопочет_что-то дождь,
захлёбываясь, повторяя снова
какое-то неведомое слово –
не_разобрать, но_всё_кидает в_дрожь…

… о1/о1/о1/о1ооо/1
… о1ооо/оо1о/1о
… о1оо/о1ооо/1о
… ооо1/ооо1о/1

... о1о1о1о1ооо1
... о1ооооо1о1о
... о1ооо1ооо1о
... ооо1ооо1о1

… о1/о1/о1//о1/оо/о1 – 6-стопный ямб, 5 стопа – пиррихий, цезура муж.
… о1/оо/о//о/о1/о1/о – 6-ст.Я, 2и3 стопы безударн.,, жен.риф., жен цез.
… о1/оо/о1/оо/о1/о - - 6стЯ, 2-4 стопы – пиррихий, жен.рифма, нет цез.
… оо/о1//оо/о1/о1 ---- 5стЯ, 1-3ст –пиррихий, муж.цезура

========================
Во-первых, Вы немного упростили задачу и вместо полной метрической схемы нарисовали частичную. Полная выглядит так:

о1 о1 о1 / о1о 1-о 1
о1ооо оо1о 1о
о1о-о о1ооо 1о
о_оо1 о_1_о1о 1

Это ладно, но Татьяна, почему у Вас в первой строке "лопОчет_что-то" — второй пентон о1ооо? Не согласен. Или "лопОчет_чтО-то" о1о1о или "лопочет_чтО-то" ооо1о

Лопочет что-то дождь — о1о 1-о 1
Лопочущий мне дождь — о1оо о_1

И да, это явно цезурный 6- стопный ямб (Я6-3/3).

Пока свеча горит лопочет что-то дождь
В углу твоей души льёт сумерки и жизнь
Так тягостно смотреть в окно бросает в дрожь
Воспоминаний лёд израненной души

Такие Я6-3/3 слишком единоличны (устойчивы), чтобы смешивать их с динамичными Я6 (неустойчивыми) с передвижной цезурой...:

Свеча горит смотри в окно там льётся дождь
Так пасмурно на небе словно лужи тучи
Захлёбываясь пляшет ночь
Не разобрать мерцают наши души

Вот такие Я6 (с передвижной цезурой) очень часто мешают с Я5 (не замечая, не улавливая на слух). Но не первые (Я6 с постоянной цезурой) — это всегда чувствительно. Хотя и здесь можно, — но осторожно:

Пока свеча горит, / ЛОПОЧУЩИЙ МНЕ дождь,
захлёбываясь, / повторяЕТ снова
какое-то / неведомое / слово –
не разобрать, / но всё кидает в дрожь…

Структурно это выглядит так:

Пока свеча горит, /
ЛОПОЧУЩИЙ МНЕ дождь, /
Захлёбываясь, /
ПовторяЕТ снова
Какое-то / неведомое /
Слово – /
Не разобрать, /
Но всё кидает в дрожь…

СТОПНАЯ СХЕМА. Ох уж эти цезуры. Я уже писал — в 5- стопных ямбах и хореях, лучше без них. Читай, чувствуй, — этого достаточно. Я вот даже не знаю, не это ли повлияло на неправильное определение Вами размера. Татьяна, остальные три строки, — 5- стопный ямб. Вы правильно оформили схему, но неправильно написали размер, — или были невнимателы или цезуры Вам помешали:

Цитирую:

… о1/оо/о//о/о1/о1/о – 6-ст.Я, 2и3 стопы безударн.,, жен.риф., жен цез.

Невнимательность:

… о1/ | оо/ | о//о/ | о1/ | о1/ | о – 5- СТОПНЫЙ ЯМБ

Цезуры помешали:

… о1/ | оо/ | о// | о/ | о1/ | о1/ | о – НУ, ЕСЛИ НА СЧЁТ, ТО ШЕСТЬ ЗОН.

В третьей строке цезуры есть. Цезуры есть всегда. Просто одни больше другие меньше. Одни главные — постоянные и переменные, другие служебные — передвижные. Во второй строке у Вас явная пауза:

Захлёбываясь //

И Вы думаете, что это не повлияло на третью?

Какое-то //

После:

// повторяя снова
// неведомое слово

Сами по себе вторые моменты безцезурны. Однако, если собрать воедино, — отмечаю как чувствую:

Захлёбываясь // повторяя_снова
Какое-то // неведомое // слово

В контексте — одно. В тексте — другое. Поэтому и морока с этими метрическими схемами. В этом смысле, слово "какое-то" — диссонирует.

========================
Во втором примере — аналогичная ситуация. Весь 5- стопный ямб, у Вас — 6- стопный. К чёрту цезуры! Тем более, что цезура и пауза это не совсем одно и тоже. Паузой можно называть только передвижные цезуры, — которые приходятся на разные участки текста.

========================
ЛОГАЭД. Вот здесь всё правильно. О, боги! Ну наконец-то! Татьяна, большое Вам спасибо за пиррихий первой стопы в последней строке. Право же, сколько я уже анапестов наслушался и насмотрелся. Даже после объяснений, что ритмически и метрически это одно, а стопно — другое:

А_потом – лишь_остаток ночи…

… оо1/оо1о/1о

… оо/1//оо/1о/1о – пир – дак-хор-хор – цезура во 2й ст-муж.

ОДИН НЮАНС. Опять же ритмический. Я прочитал так:

а_потОм_лишь — остАток нОчи…

оо1о/о1о/1о

========================
ПОДЫТОЖИВАЯ. К чёрту цезуры. Лучше отложить их в сторону. Важность схем, нужна для того чтобы понять механизм, принцип, — это метрическая схема а это стопная... Почему эта схема этого размера и никакого другого... И так далее. Играться можно, но как бы не заиграться. Цезуры, это серьёзно. С ними лучше не шутить.

Хорошо. Более менее, мы поняли механизм черчения схем. Но как быть с пониманием? Помнится,

я дал Вам задание. Нарисуйте мне схемы — САМИ ПО СЕБЕ — а примеры потом. —Для чего? Ну... Вот для чего. Я нарисую схемы — а Вы мне скажете размеры:

1)

1ооо1оо1
оо1оооо1
1оооо1о1
оо1о1оо1

2)

ооо1ооо1о1
о1о1ооооо1
о1ооо1о1о1
ооо1о1ооо1

Размеры этих схем, пожалуйста! Если не можете, — всё таки подумайте немного. Если всё равно не можете, — дайте мне подобное же задание. В данном случае можно, — отталкиваясь от любых стихов. А мы проверим.

Рихард Мор 2   02.06.2019 12:05   Заявить о нарушении
Добрый день, Лао-ши!
Вчера вопросы не написала, спать хотела. Но на листочке они сохранились.
Считасть ли за стопу тот хвостик, который остался в о 2й и 3й строке первого стиха и во втором стихе тоже?
Если - считать, то - 6Я, если не считать, то 5Я.
Так что Ваши предположения о невнимательности или помехах из-за цезуры - не верны.
Всё проще - я сделала выбор - считать хвостик /о - неполной стопой.
Хотя были большие сомнения на этот счёт.
Теперь остался ВОПРОС - этот хвостик /о - что такое? Просто женское окончание?
Как это называется и как учитывать?
Теперь - по Вашему новому письму.
У меня при чтении строчки "Пока свечА горИт, лопОчет_что-то дОждь" - "не ложится" ударение на "что-то", не хочет. Но скорее всего так нельзя, потому что это не предлог или частица, а СЛОВО. которое требует пусть слабого, но ударения.
То же самое со словом "всё" в 4й строке. Согласно с Вами - с вариантом "чтО_то"
Непонятно - почему "пентон 2й? А, это же 5-дольник, Вы выделили "ло-пО-чет что_то". Нет, пусть будет "ло-пО-чет чтО_то дождь".
Нет, цезуры мне не мешают. Просто я пока не умею обозначать правильно - ставлю //. Но это хорошо в 6Я(3/3). Я чувствую более слабые паузы, но не умею их обозначить. "какое-то неведомое слово - написала, что без цезуры, потому что не знаю, как выделить слово "неведомое", которое существует как бы отдельно, оно - как вздох - если бы были стрелочки вверх, то поставила бы их с обеих сторон.
Нет. В строчке "А потом - лишь остаток ночи" пауза может быть только после потом. Утро помню, а ПОТОМ - сразу остаток ночи, всё вычеркнуто.
А если пауза после лишь - А потом лишь - остаток ночи, то тогда между Утро помню и Потом лишь должно было быть какое-то перечисление - это помню, это и это, а потом лишь... Нет, это смысл ломается.
Задание не выполнила, потому как не совсем поняла, какие схемы написать - метрические или цельные? Похоже, надо было - цельные.
По Вашим схемам - первая ещё та головоломка, но это - скорее всего логаэд 4ст хорео-ямбический, вторая - похожа на 5Я.
Только не бейте меня...:) Я ещё плохо различаю простейшие размеры по виду и названию. Надо тренироваться, чтобы пока это подтянуть, а что уж говорить о том, чтобы на слух...
Хотя КОЛЬЦО знаю, и двойное кольцо - оо1оо/оо1оо, а это уже Сапфо
Размахнись рука, раззудись плечо
Эй мороз-мороз, не морозь меня
хорей - Тятя, тятя, наши сети...
ямб - иду-иду-иду
дактиль - медленно-медленно
анапест - приходи поскорей
амфибрахий - Ванюша-Танюша

Сейчас пороюсь в стихах. Обязательно катрены? А-то я чаще белый-вольный...

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 15:09   Заявить о нарушении
Необязательно катрены, — дайте любые (цельные) схемы, взятые из Ваших примеров. А я пока буду думать как ответить.

Рихард Мор 2   02.06.2019 16:10   Заявить о нарушении
Первый пример - "Нежность":

о1о1о1ооо1о
о1о1о1о1ооо1
о1ооо1о1ооо1о
о1ооо1ооо1о1

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 16:32   Заявить о нарушении
Отвлекусь:

о1о1о1ооо1о — Я5ж
о1о1о1о1ооо1 — Я6
о1ооо1о1ооо1о — Я6ж
о1ооо1ооо1о1 — Я6

Я — ямб
5 и 6 — стопность
ж — женское окончание
Где не отмечено — мужское

Сложнее!

Рихард Мор 2   02.06.2019 17:01   Заявить о нарушении
Урра!!! Полностью совпал первый пример.
Со вторым - заморочка.
И стих такой жёсткий...
Таак. Домашние дела требуют моего внимания - пошла в магазинчик,
надо.

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 17:13   Заявить о нарушении
Не страшно. Окончание не считается в определении размера. Окончание относится к каталектике — науке об окончаниях. Наука, это сильно сказано, но всё таки. Есть метры мужские:

о1 — ямб
оо1 — анапест

Есть метры женские:

1о — хорей
о1о — амфибрахий

Есть метр дактилический:

1оо — дактиль

В связи с чем СТРОГИЕ размеры этих метров, являются акаталектическими — проще говоря будут иметь те же окончания, что и стопа метра.

Поэтому, проще говоря, любое не то окончание стопы метра, является остатком или не достатком — мужским _, женским _о, дактилическим _оо, пеонным _ооо и так далее, но не стопой.

1оо1оо1оо1 — 4- стопный дактиль с мужским окончанием
1о1о1о1о1о — 5- стопный хорей.
о1о1о1о1о1о — 5- стопный ямб с женским окончанием.

—Почему я в случае хорея не сказал с женским окончанием? –Потому что, хорей, в отличие от ямба, — женским метр и если на схеме видно женское окончание, то необязательно о нём говорить. Тогда как в ямбе — нужно. Потому что ямб — мужской метр.

Тут как бы, если есть схема, в принципе можно долго не говорить. Скорее — переводить. Например, если Вам дали символьные схемы следующих размеров:

Я5д
Ам4

Вы их свободно переводите в цифровые:

о1о1о1о1о1оо
о1оо1оо1оо1о

Или наоборот.

========================
Если ударение не ложится, значит, необходимо оформить так: лопОчет / что-то_дОждь — о1о / оо1 — амфибрахий + анапест

Каждое слово имеет свой метр. Для чего нужны метрические схемы? Они отображают вариации форм. Но вот опять же... Сам виноват.

Метрическая схема, это вариация формы размера.
Цельная схема, это форма размера.
Стопная схема, это размер.

МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА:

о1 / о1ооо / оо1 — ямб + пентон2 + анапест

Какой размер? Непонятно.

ЦЕЛЬНАЯ СХЕМА:

о1о1ооооо1 — трёхударная форма, удары на 2-4-10 слогах

Какой размер? Непонятно.

СТОПНАЯ СХЕМА:

о1 | о1 | оо | оо | о1 — ямб + ямб + пиррихий + пиррихий + ямб

Какой размер? 5- стопный ямб.

Необходимо разграничивать понятия схем. Если непонятно, то лучше, пока, сконцентрироваться на этом. Потому что цезуры, это территория структур. Те же паузы и прочее, мы можем интерпретировать по-разному. Но размер, при этом, будет един.

========================
Насчёт схем. Я уже понял. Да мы и так передёрнули силлаботонику с силабометрикой. Но для проформы скажу. Есть 9 метров в Поэзии — то есть девять систем измерения. Зная это, можно измерить любое чередование нулей и едениц. Всё просто.

ПРОСТЫЕ МЕТРЫ (силлаботоника) (и всё просто):

Двухсложные (лёгкие)

1о — хорей
о1 — ямб

Трёхсложные (тяжёлые)

1оо — дактиль
о1о — амфибрахий
оо1 — анапест

СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ (силлабометрика — логаэдика) (и проблема проблем в интерпретации) — это сочетание простых двухсложных и трёхсложных стоп по двум признакам:

1. единому ударному началу и
2. единому ударному окончанию:

По началу:

1о и 1оо — хорео-дактили — сочетание хорея и дактиля, где хорей начинает
1оо и 1о — дактиле-хореи — сочетание дактиля и хорея, где начинает дактиль

По окончанию:

о1 и оо1 — ямбо-ямбо-анапесты и ямбо-анапесты — сочетание ямба и анапеста, где ВСЕГДА начинает ямб, а разницу между метрами определяет вторая стопа.

В связи с чем смешанные размеры начинаются С ТРЁХ СТОП:

10 1оо 1о — хорео-дактиль
100 1о 1о — дактиле-хорей

о1 01 оо1 — ямбо-ямбо-анапест
о1 001 о1 — ямбо-анапест

Чтобы понять более плотно вот стопные схемы 4- стопных логаэдов:

100 1о 1о 1о — ДХ4
1о 100 1о 1о — ХД4
1о 1о 100 1о — ХД4

Видите, в росписи, миграцию дактиля 100?

о1 001 о1 о1 — ЯА4
о1 о1 001 о1 — ЯЯА4
о1 о1 о1 001 — ЯЯА4

Видите, в росписи, миграцию анапеста 001? И да, почему в начале не бывает анапеста — надеюсь, это Вы помните?

оо1 о1 о1 о1 — НЕПРАВИЛЬНАЯ СТОПНАЯ СХЕМА 5- стопного хорея с мужским окончанием.

оо 1о 1о 1о 1 — Правильная стопная схема 5- стопного хорея с мужским окончанием.

Я не знаю знакомы ли Вы, Татьяна, с музыкой, но там такая же система размеров (музыкальные размеры):

Простые размеры:

2+2+2
3+3+3

Смешанные размеры

2+3+2+2
3+2+3+2

Пээс: Сейчас, у нас всё в разброд. Предлагаю, пока, сконцентрироваться на трёх видах схем и окончаниях. Остальное — потихоньку или вообще отложить до лучших времён.

Рихард Мор 2   02.06.2019 17:54   Заявить о нарушении
Немного посложнее, да.

11о1о1оо1 — ДХ4м или ЯЯА4
о1оо1о1оо1о — ЯА4ж
о1оо1ооо1оо — ЯА4д
1оо1оо1оо1 — Д4м

МЕТРЫ:

Д — дактиль
ДХ — дактиле-хорей
ЯА — ямбо-анапест
ЯЯА — ямбо-ямбо-анапест

СТОПНОСТЬ — в цифрах
ОКОНЧАНИЯ — в буквах

Почему первый размер или-или? Потому что непонятно как Вы интерпретируете начало. Например:

Свет льёт души на разум и ум — 11о1о1оо1
...
Льёт свет души на разум и ум — 10о1о1оо1
...

Свет будто разум льётся на ум
В прохладе изгнанья бренного тела
Недели и дни над преисподнею
Соколом сизым в пространствах души

10о1о1оо1
о1оо1о1оо1о
о1оо1ооо1оо
1оо1оо1оо1

Стихотворный размер: 4- х дольник.

Интересно, какой у Вас. Освободитесь — поделитесь!😄

Рихард Мор 2   02.06.2019 18:21   Заявить о нарушении
Жизнь - это только корм для стихов
И вот - потоптавшись в этой кормушке
Выходишь уже во всеоружии
К самому главному бою готов

1 1о 1о 1 оо1
О1 оо1о 1о о1о
О1о о1 ооо1оо
1оо 1оо 1о о1

… 11о1о1оо1 - (11-?)-я-я-ан (11- это спондей?)
… о1оо1о1оо1о – ямб-анапест-ямб-анапест-ж
… о1оо1ооо1оо – я-ан-пир-я-пир-? ((не знала про дакт. оконч.)
… 1оо1оо1оо1 – дак-дак-дак-муж
Почему у Вас Д;? Ведь всего 3 стпы дакт?

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 19:45   Заявить о нарушении
Повторяю вопрос правильно:
Почему у Вас указан в последней строке Д4?
Там ведь только 3 дакт. стопы?
Ещё выше такая же история.
И про дольник мы не говорили - что это?
И почему нельзя оо1 в начале стопы - что я должна помнить?
Не говорили об этом.
Пока у меня только то, что Вы успели мне рассказать, укладывается постепенно, но во многом я логики не вижу, потому мозХ дико сопротивляется - не знает, бедняга, на какие полочки всё это раскладывать:)
С музыкой - ну, просто люблю гармоничную музыку. Например - ХТК Баха - вот тут всё точно на положенные места раскладывается.
Помните - окончание фильма Тарковского "Солярис"?
В Вашем понимании я музыку - не знаю, совсем. Я просто её обожаю... Без знания.
Да, кажется, мне удалось расписать эти размеры - где не понимала - вопрос писала. Надеюсь на ответы.
Но не забывайте, что я - совершенный дилетант, поэтому мне нужно ВСЁ объяснять.
О многом я только догадываюсь и следую интуиции.
Какоа АЛГОРИТМ извлечения РАЗМЕРА из единичек и нулей цельной схемы?
На что надо обращать внимание в первую очередь?
Я действую так - сначала пропеваю про себя ритм по ударным-безударным и пытаюсь обнаружить там ямб или хорей - если удаётся.
Если же всё не так просто, смотрю на схему и пытаюсь вычленить закономерности.
Начинаю С НАЧАЛА с учётом того, что может быть и пиррихий в одной из строчек или не в одной - в самом начале. Подставляю на его место ямб или хорей и ищу где они повторяются. Внутри тоже может быть пиррихий. А если зависает 3хсложная конструкция, то определяю её и ищу в других строчках.
Почему-то думала, что РАЗМЕР должен относиться ко всему катрену. Но потом дошло, что у каждой строчки может быть свой собственный рисунок - тогда выдохнула и дело пошло.
Я обольщаюсь?

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 20:16   Заявить о нарушении
Третий пример - "Попугай":

оо1оо1о1о
1о1оооо1о
1о1оо1о1о
1о1оо1о1о

Татьяна Фаустова 2   02.06.2019 20:26   Заявить о нарушении
У меня написано Д4м. Это значит, что последняя стопа дактиля усечена на два слога. Потому что дактиль — дактилический метр. Я об этом писал — метры мужские, женские и один дактилический. Выглядит это так:

По-гречески:

ДДДД
ДДДДк1
ДДДДк2

Проще:

1оо 1оо 1оо 1оо — Д4
1оо 1оо 1оо 1о — Д4ж
1оо 1оо 1оо 1 — Д4м

Понятно? Если нет, надо начать с самого начала. И да, более ничего говорить не буду, пока мы не разберёмся с элементарным.

Пээс: Но пример хорош. Правда, читается он следующим образом:

жИзнь - / это_тОлько кОрм для_стихОв
и_вОт - / потоптАвшись в Этой кормУшке
выхОдишь_/_уже_во_всеорУжии
к сАмому_глАвному /_бОю готОв

1оо1о1оо1
о1оо1о1оо1о
о1оо0ооо1оо
1оо1оо1оо1

Нет тут никаких ударов на втором слоге.

Рихард Мор 2   02.06.2019 22:59   Заявить о нарушении
Последний пример ХД4_а2. Вы сами чертили схему подобному. Больше примеров не надо. Я, как бы не для того просил, чтобы красоваться. Я думал, Вы попробуете понять каким образом я это делаю. Подсказка: безударные интервалы.

Рихард Мор 2   02.06.2019 23:04   Заявить о нарушении
Нет, не надо ничего начинать сначала. Мне всё понятно.
Моя "истерика" по поводу алгоритма действий объясняется отсутствием нужной информации на тот момент.
Но теперь мне понятно, как это делается.
Логаэды мне стали понятны после информации о смешанных размерах.
Теперь я их сразу ВИЖУ на цельной схеме. И знаю, что в парочке ямб-анапест впереди всегда ямб, а в парочке хорей-дактиль они могут меняться.
Теперь добавилась информация о видах дакт окончаний. В данном случае "хвостик" является усечённой стопой ж или м.
Теперь всё разложилось по полочкам.
В примере с "это" во второй стопе Вы совершенно правы - нет там ударения, да я и не делаю ударения на "это" при чтении. Пока нет ещё достаточной уверенности по поводу вспомогательных слов. Хотелось бы знать - личные местоимения - вспомогательные или нет? А слова "кто" и "что"?
Обнаружила у себя несколько стихов-логаэдов и с удовольствием их перевела в схемы полностью - сразу в цельную схему и почти мгновенно - в стопную. Размер - как на ладошке.
Надо идти дальше. Вернее - хотелось бы. И даже если Вы разочарованы, я сама буду искать информацию, чтобы заполнить белые пятна. Но это будет - не то.
С уважением и ожиданием,
Татьяна

Татьяна Фаустова 2   03.06.2019 02:41   Заявить о нарушении
Ок.😄 Однако всё равно и самому хотелось бы компактности. Но это как ждать с моря погоды. Всё собираюсь, собираясь. Купаясь в проблеме точности определений и подходящих примеров. И никто ж ведь ничего не скажет. Ладно. Вы спрашивали, почему так много выходит размеров, когда должен быть один и что такое дольник. Так вот это и есть система смешанных размеров — силлабометрика, логаэдика. Здесь не всё так просто. В силлаботонике всё просто, — один размер и всё. В силлабометрике, просто, хоть и немного сложнее, если дело касается логаэда, точнее — постоянного логаэда. Есть ещё и переменный.

Постоянный логаэд (ОДИН вид размера):

Третий пример - "Попугай":

оо1оо1о1о
1о1оо0о1о
1о1оо1о1о
1о1оо1о1о — 1

Переменный логаэд (БОЛЕЕ одного вида размера):

"Ты лишь птичка"

1о1оо1о1о — 1
1о1о1оо1о — 2
1о1о1оо1о
оо1оо1о1о

Правда, переменные логаэды, на академическом уровне, это дольники. Мы сейчас не будем трогать эти дольники. Попробуем закрепить пройденный материал, —

1. Нарисовать цельную схему или сразу стопную схему и определить размер каждой строки:

Свеча<>горит<>пока лопочет дождь,
захлёбываясь, повторяя снова
захлёбываясь, ОТ ВЕТРА СТОНЕТ
какое-то неведомое слово –
ЗАОБЛАЧНОЕ ЖИВОЕ слово –
не разобрать, но всё БРОСАЕТ в дрожь…
не разобрать, но КАК ЖЕ БРОСАЕТ в дрожь…

2. Вывести из цельной схемы стопную и определить размер каждой линии:

о1о1оо1о1о
о1оо1о1оо1оо1о
о1о1оо1о1оо1о
о1оооо1о1о
о1оооо1оо1о1о

ПРИМЕЧАНИЕ: Цезурность проставлять необязательно. Но как хотите. Главное это размеры. И да, надеюсь Вы помните, чьи строки мы взяли за образец первой строфы?😄 Вторая строфа — ей в след. Оформите размеры, — вышлю строки.

Пээс: И да, Татьяна, помните о безударных интервалах.

========================
Забыл. Проблемы ударности желательно не рассматривать в контексте местоимений и других подлежащих. Есть слова, — есть чтение. И так понятно, что местоимение не существительное и глагол. И что? Вы будете пропускать (опускать) ударность по принципу важности слова?

Ре-текст. Уже сплю. Личные местоимения как энклитики и проклитики? ПО_небу, по_НЕБУ, ИЗ_лесу, из_ЛЕСУ? Практически тоже самое, что и с ударностью. Понятно, что местоимение не глагол. Но слух у Вас есть, — зачем Вам словари, Татьяна? — читайте:

Кто здесь
Здесь кто
Что это
Это что
Время ведь
Ведь время
Помню я ещё
Реки эти мне
...
Сплю уже!

Рихард Мор 2   03.06.2019 04:38   Заявить о нарушении
Таак... Вот я - жаворонок, которого заботы превращают в сову полуночницу.
А Вы - классическая сова, или это большая разница с моск.вр.?
Да, я не совсем понимаю, как к Вам обращаться, потому что воспринимаю имя Рихард, как псевдоним. Так ли это? А пока Вы для меня на китайский манер - Лао-ши - Учитель. А я - второклашка, всё ещё топчусь в начальной школе. Эх...
Еду в электричке сейчас - выполнила Ваши задания, но не проверяла внимательно - укачивает :(
Задала 2 вопроса. Буду благодарна за ответы. Эти пиррихии меня смущают своей безликостью. Всё - скоро выходить. А там - очень много дел. Но в перерывах буду заглядывать - интересно :)
Конкурс переводов рубаи ОХ закончился. Для меня это - последний тур - какой-то курятник при обсуждениях, много ненужных отрицательных эмоций. Буду сама для себя пробовать переводить - в удовольствие.

Вот задания:

Свеча<>горит<>пока лопочет дождь,
захлёбываясь, повторяя снова
захлёбываясь, ОТ ВЕТРА СТОНЕТ
какое-то неведомое слово –
ЗАОБЛАЧНОЕ ЖИВОЕ слово –
не разобрать, но всё БРОСАЕТ в дрожь…
не разобрать, но КАК ЖЕ БРОСАЕТ в дрожь…

о1о1ооо1о1 – я-я-пир-я-я = Я5
о1ооооо1о1о – я-пир-пир-я-я=Я5ж
о1оооо1о1оо – я-пир-ан-я-оо=логаэд ЯА5дакт или оо-пир, тогда ЯА5
о1ооо1ооо1о – я-пир-я-пир-я-о= Я5ж
о1оооо1о1о – я-пир-ан-я-о= логаэд ЯА4ж
ооо1ооо1о1 – пир-я-пир-я-я = Я5
ооо1о1оо1о1 – пир-я-я-ан-я = логаэд ЯЯА5

ВОПРОСЫ:
1 - В логаэде ЯА может ли быть дактильное окончание? Или только в ХД?
2 – Если в логаэде ЯА во 2й стопе пиррихий, потом анапест, это ЯА или ЯЯА?
-----------------------------------------

2. Вывести из цельной схемы стопную и определить размер каждой линии:

о1о1оо1о1о
о1оо1о1оо1оо1о
о1о1оо1о1оо1о
о1оооо1о1о
о1оооо1оо1о1о

… о1/о1/оо1/о1/о – ЯЯА4ж
… о1/оо1/о1/оо1/оо1/о – ЯА5ж
… о1/о1/оо1/о1/оо1/о – ЯЯА5ж
… о1/оо/оо1/о1/о – ЯА4ж или ЯЯа4ж, если пиррихий считать за Я - ?
… о1/оо/оо1/оо1/о1/о – ЯА5ж или ЯЯА5ж –«- ?
----------------------------------------------------------------
Спасибо Вам за Ваш учительский труд, за потраченное Ваше время. Хочу надеяться, что всё - не зря. В последние три дня мне стало интересно жить.
Всего доброго!

Татьяна Фаустова 2   03.06.2019 11:30   Заявить о нарушении
Ага. Вот, что значит, Лао Ши. Прикольно. 😄 Вы знаете, Татьяна, я уже забыл своё настоящее имя. И это тоже, своего рода, прикольно. Называйте как хотите, — не важно. Главное, это то, что мы проходим. И ночью тишины больше. Правда и туман имеется. Итак,

вот даже и не знаешь, что сказать... Но по порядку. Для начала, краткая инфа... Нет. Сначала, всё таки проверим задания и ответим на вопросы.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Получается задал, как бы для себя. Вот и не знаю, теперь, как быть. Потихоньку!
Первая строка — правильно.
Вторая строка, — относительно правильно. Потому что пятисложный безударный интервал внутри размера _ооооо_, это всегда или-или — или о1о0о0о1о1 ЯППЯЯ (Я-П-П-Я-Я) или о1оо0оо1о1 ЯТАЯ (Я-Т-А-Я; Т — трибрахий: ТРЁХсложная безударная стопа). Но поскольку, эта строка вышла из ямба, то пусть будет ямбической.
Третья строка, — неправильно. И дело здесь не в описке ЯА5д вместо ЯА4д. Дело в символьно-стопной схеме, — у Вас вторая стопа П (пиррихий), а должен быть Т (трибрахий) — захлЁбыва(Я)сь от вЕтра...
Четвёртая строка — правильно.
Пятая строка — неправильно. Та же ошибка, что и в третьей, — заОблачно(Е) живОе — здесь трибрахий ооо, а не пиррихий оо.
Шестая и седьмая строки — относительно правильные. Но правильные.

ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Дактильное окончание бывает в любом стихе. — В любом размере — простом или смешанном. Пиррихических окончаний НЕ бывает нигде:

о1о1о1оо — это не Я4 с пиррихием 4 стопы, это Я3д
о1о1оооо — это не Я4 с пиррихиями 3 и 4 стопы, это Я2пн (с пентонным окончанием)
о1оооооо — это не Я4 с пиррихиями второй, третьей и четвёртой стопы, это 2- й восьмисложный метр.

Понятно, почему не бывает стопных (пиррихических или трибрахических) окончаний? Исключительно, дактильные _оо, пеонные _ооо, пентонные _оооо и так далее. Последний удар олицетворяет собой окончание размера. И всю стопность олицетворяет именно он. А все нули после последнего удара — просто окончания той или иной сложности, кроме тех, которые входят в состав стопы. В этом смысле, последние стопы могут быть усечёнными или наращенными. Стопность определяет количество размера. А окончание — дополнительные уточнения. И всё это будет полным определением размера. (В рамочке — потом почитаете. Серьёзно.)

========================
========================
Небольшая заморочка и аномалия окончаний, но что поделать...:

1о1о1о1о1оо
о1о1о1о1о1о
1оо1оо1оо1о
о1оо1оо1ооо
оо1оо1оо1оо

1о / 1о / 1о / 1о / 1о / о — Х5д, а не Х5ж (аномалия)
о1 / о1 / о1 / о1 / о1 / о — Я5ж
1оо / 1оо / 1оо / 1о — Д4ж (заморочка)
о1о / о1о / о1о / оо — АМ3п, а не АМ3д (аномалия)
оо1 / оо1 / оо1 / оо — АН3д

Аномальные заморочки идут в стопной схеме — с женскими и дактилическими метрами. Мужики — всегда железны как и логика. В цельной схеме, с аномалиями и заморочками — понятней. С другой стороны, Вы уже один раз ошиблись (на заморочке). Не знаю, насколько я не смущаю, подобными объяснениями, но они есть. И это часть программы определения и понимания размера. Упрощённая часть. Потому как по науке — солидней. Вот как выглядит приведённые примеры с точки зрения науки каталектики:

ХХХХХ(гк1)
ЯЯЯЯЯ(гк1)

ДДДД(к1)
АМАМАМ(гк2)
АНАНАН(гк2)

гк — гиперкаталектика, в плюс (наращивание)
к — каталектика, в минус (усечение)
(ак — акаталектика, равно — не отмечается)

Вышенарисованное означает: берёшь хореическую линию, рисуешь 5 полных хореев и прибавляешь к ним один нолик:

1о1о1о1о1о + о = 1о1о1о1о1оо

Последняя стопа получается наращенная на один слог, — но дактильной её называть не смей (хотя по логике, так и есть):

ХХХХД — не смей!

С дактилем, рисуешь 4 полных дактиля и отрезаешь один слог:

1оо1оо1оо1о/о = 1оо1оо1оо1о

И получается, что последняя стопа усечённая на один слог, — но хореической её называть не смей (хотя по логике, это так и есть):

ДДДХ — не смей!

Этакие два этапа для самых маленьких. Вроде как одно и тоже, что Х5ж и Д4ж, но не одно. И вот не суть! Татьяна, хотите верьте, хотите нет, — всё понятно! Это лирика — понимать это. Но испытываешь жесточайшую проблему в интерпретации — особенно аномалии (моё железо возмущено). Но всё это надо вначале пережить, понять, запомнить и больше не париться. Не знаю, может сие как правило ЧА и ЩА, и другие правила, где — пишИ (а не пишЫ) через А. Хотя логики в этом куда меньше. Но мы же запомнили. Так и здесь. Достаточно. А то у самого голова кругом!😄 (Надеюсь, Вы прочитали это после всего остального, — я предупреждал!)
========================
========================

ВТОРОЙ ВОПРОС. Я уже писал в чём разница между ЯА и ЯЯА — если вторая стопа ямбическая то это ЯЯА, если анапестная, то это ЯА. —

о1/01/оо1...
о1/001/о1...

Соответственно, ямбическую стопу о1 заменяет пиррихий о0 (как и хореическую 1о — пиррихий 0о), а анапестную оо1 — трибрахий оо0 (как и амфибрахическую о1о и дактильную — трибрахий двух видов о0о и 0оо). Всё просто: двухсложные ударные стопы заменяются двухсложными безударными стопами, трёхсложные ударные стопы заменяются трёхсложными безударными стопами, — арифметика, математика, как угодно, логика. Соответственно и размеры — ЯЯА или ЯА в зависимости какая безударная стопа находится на второй позиции размера:

о1/00/оо1о1... — ЯЯА
о1/000/о1о1... — ЯА

ВТОРОЙ ПРИМЕР. Собственно то, что я тут рассказывал, Вы и сами сделали во втором задании. Это нормально. Если задан вопрос — может прийти и ответ. (У каждого из нас есть собственный компьютер в голове, — которым, к сожалению или к счастью мы подключены не явно, подсознательно) Для этого и нужны вопросы. (яндекс- гугл- подсознания работают — ) Всё что я знаю добывалось и таким образом. (Все ответы внутри...) Подтверждаю. Молодец, Татьяна! В последних двух строчках — или-или. —

Четырёхсложный безударный интервал внутри размера _оооо_ начинает внутреннюю процессию тандема или-или. В данном случае или о1о0оо1о1о или о1оо0о1о1о . Если есть строки, можно отобразить один — нужный. Если нет, — или-или.

========================
ДОПОЛНИТЕЛЬНО, ДЛЯ ПРОФОРМЫ — или-или

БЕЗУДАРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ВНУТРИ СТРОКИ:

4- сложный:

_оооо_ — или _о0оо_ или _оо0о_

...1о0оо1...
...1оо0о1...

5- сложный:

_ооооо_ — или _оо0оо_ или _о0о0о_

...1оо0оо1...
...1о0о0о1...

6- сложный:

_оооооо_ — или _о0о0оо_ или _о0оо0о_ или _оо0о0о_

...1о0о0оо1...
...1о0оо0о1...
...1оо0о0о1...

И так далее. Можете сделать сами. Сделайте 7- сложный. Да. Сделайте.

========================
ДОПОЛНИТЕЛЬНО — О БЕЗЛИКОСТИ ПИРРИХИЯ. В самом начале, это был вопрос или — что? Я не совсем понял. Любой пиит чувствует (регистрирует, формирует, осознаёт, трансформирует...) ритм не пиррихиями и трибрахиями (как и любыми другими стопами), а безударными интервалами — которые, безусловно присутствуют в любом стихе. Заметьте — какой безударный интервал в ямбах и хореях. А пиррихии и трибрахии, ещё раз повторяю, нужны для определения размера — как логические заменители двухсложных и трёхсложных стоп. Убери их и размера не будет. И все стихи, превратятся в просто стихи. А это — бардак.

Если я неправильно понял, объясните, что значит эта безликость пиррихия. (Исключая аллитерации😄)

========================
ПРИМЕР НА ВАШУ СХЕМУ —

[...] от слов в которых так много правды
И фальши порой бывает не меньше чем горя
В словах надежды в словах свободы и моря
Безбрежного океана праны
Безбрежного океана [великой] праны

========================
Татьяна! Но Вы держитесь! Пока Вы схватываете на лету — быстрее всех. Но больше хвалить не буду... 😄

========================
Не знаю пока, что ещё Вам задать. Возможно, Вы что-нибудь поспрашиваете. Хотя... Почему бы и нет. Задам.

========================
1 — стопная схема и размер каждой линии:

о1оо1оо1о1о
о1оо1о1оо1о1
о1о0о1о1о1о
оо1о1оо1о1

2 — цельная (стопная по желанию) схема и размер каждой строки:

Посмотри как время цедит упорно
Нектар лесной и мёдом полны поля
Выйди из лесов и пой песню свободы
Заплывая в этот омут вечный сна

========================
И да, конешно же, — никто никого не торопит. И да! Не забудьте за интервалы "или-или" — 7- сложный интервал.

Рихард Мор 2   03.06.2019 19:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Рихард!
В Питере резко наступила жара - очень плохо это для меня - просто никакая...
Голова раскалывается, несмотря на таблеки. Надо переждать.
Но постоянно всплывает вопрос - почему?
Вы дали задания под девизом закрепления пройденного материала. Но...
Заставили ЧИТАТЬ. не научив половине БУКВ.
Варианты ответа:
1 - забыли, что не дали материала о безударных промежутках внутри строки и в окончании? (кроме дактильных)
2 - намеренно устроили ловушку, чтобы заставить подключиться к "компьюреру"?
Если - первое, то не страшно - просто "дали задание для самого себя".
Если второе - тоже не страшно, в какой-то мере подключилась.
Но отчего же тогда всё время всплывает обида? Ведь ученики не могут обижаться на учителея, даже если он бьёт палкой по китайскому обычаю.
Просто потому, что я не железный ЯН, а эмоциональная ИНЬ - такая вот реакция.
Так что видите - говорить я уже вроде бы в состоянии, а думать - пока нет.
Перехожу добровольно из второклашек в ясельную группу детского сада.

ВОПРОС 1:
В 4-сложном слове внутри строки - типа "гостиница" - о1оо - это ямб и пиррихий оО? А если это же слово в конце строки, то ямб и дактильное окончание?
А если "гостиница у моря" - о1оОо1о - Я3ж? "У моря гостиница" - о1оо1оо- АмЯ2дак?
А пиррихий - совсем не безликий - просто он в маске, под которой или ямб или хорей.
ВОПРОС 2:
Если строка "великомученники Святой Руси" - это ооо1оооо1о1 - так? Как её разобрать на стопы?
1- оО/о1/ооО/о1/о1 - пир-Я-Т-Я-Я - какой это размер? Я3? Я4? Я4т? Запуталась...
Я не знаю простейшего, увы..
Вот КАК выполнять задания? Позориться только.
Голова болит. Пойду спать.
Разочарованная в себе,
Татьяна

Татьяна Фаустова 2   05.06.2019 00:57   Заявить о нарушении
Да, согласен, городская жара — не деревенская. Немного поговорим.

Как Вы правильно сказали, — "заставили читать не научив и половине букв" — именно так! В этом и проблема, — нет у меня методики. Причём, её нет нигде. Приходится руководствоваться по наитию. На два Ваших вопроса, отвечаю вторым, — Вы быстро схватываете, не желаете остановиться, я — кидаю примеры с подвохами. Правда, что касается интервалов внутри строки, это, своего рода было — поступательное движение. Если бы, допустим, я сказал о них сразу, Вы бы могли запутаться. Обижайтесь, но не забывайте задавать вопросы. И, желательно, ещё, немного понаглейте, — если я где-то буду не корректен в высказывании или Вы не поняли, лучше переспросить, нежели сделать, а потом снова обижаться или не понимать. То, что не понятно, должно подняться, прежде чем идти дальше. Так мне думается. И ещё,

вспоминая о методике. Дело в том, что есть достаточное количество учебников (2-3-4-5) по вопросу начального образования по стихосложению (то есть вроде как методики есть), которые можно почитать, но все они начинаются с главной ошибки, — ошибки понимания стопы. Допустим, гордость Питера и его настольная книга, академик Холшевников, считает, что стопа, это условная еденица стиха. Это ошибка. Это большая ошибка. Но как! — это же академик Холшевников. Гордость Питера. Да. Но он ошибался. Опять же, это нужно доказать. Но как? Прежде, у Вас (и не только у Вас) должно возникнуть противоречивое чувство, — критический взгляд на вещи. Одёжку, естественно, мы пропускаем, иначе и смысла нет идти дальше. Но по уму, мы должны пройти этот путь. (И желательно конешно постепенно и с малого...). Но Татьяна! А давайте мы переждём эту жару. Не хватало ещё, чтобы самая способная наша слушательница ещё больше заболела от наших штудий! Я буду отвечать, а Вы будете отдыхать, договорились? Отлично! Отдыхайте😄 — и простите! —

ОТВЕЧАЮ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

а) Гостиница — да, внутри строки, ямбического размера, это ямб+пиррихий. Проще говоря, нужно запомнить, ВНУТРИ СТРОКИ — ВСЕГДА СТОПЫ (ударные и безударные, но стопы). В конце строки — окончания (некоторые из которых могут входить в состав последней стопы)

б) ДА, "гостиница у моря" - о1оОо1о - это Я3ж:

о1 / оО / о1 /о

в) НЕТ, "У моря гостиница" - о1оо1оо - это не АмЯ2дак, а — АМ2д (=Ам2д — по старому):

о1о / о1о /о —

2- СТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ С ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ.

Опять же, аномальные зоны. Дались они Вам. Посмотрите на нолики внутри строки:

1оо1оо — 1>оо<1оо
о1оо1оо — о1>оо<1оо
оо1оо1оо — оо1>оо<1оо

У трёхсложников, безударный интервал внутри строки, ВСЕГДА — ДВУХсложный. Соответственно, сколько ударов Вы видите? По два. Значит, это ДВУХстопные размеры — дактиля, амфибрахия и анапеста. Не надо стоп, чтобы это понять. И всё, что дальше, это окончания (в данном случае) — дактилические. Пропустите следующее в рамочке — потом почитаете.

================================================
Давайте так, запомним, окончание, ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОСЛЕДНИЙ УДАР. Всё, что после него — это окончание:

оо1ооо1оо1оо — дактилическое окончание
о1о1оооо1ооо — пеонное окончание
1оооо1оо1о1о — женское окончание
1оооо1о1ооо1 — мужское окончание

Далее. Какой бы размер ни был в представленных схемах, окончание его будет таким как мы отметили. Что там ни покажет СТОПНАЯ СХЕМА, окончание будет таким каким мы его отметили.

Далее. ПОСЛЕДНИЙ УДАР, олицетворяет собой и последнюю стопу размера — ПОСЛЕДНЯЯ СТОПА РАЗМЕРА ВСЕГДА УДАРНАЯ. И не важно, будет ли эта стопа усечена, наращена и иметь дополнительные окончания, — сверхнаращенных. Определяем стопы представленных схем:

оо / 1о / оо / 1оо / 1о /о — 5 стоп + окончание
о1 / о1 / ооо / о1 /ооо — 4 стопы + окончание
1оо / оо / 1оо / 1о / 1о — пять стоп
1о / ооо / 1о / 1о / оо / 1 — 6 стоп

ПХПДХ(гк1)
ЯЯТЯ(гк3)
ДПДХХ
ХТХХПХ(к1)

В связи с чем — размеры по строкам — КАКОГО БЫ МЕТРА ОНИ НИ БЫЛИ, ИХ СТОПНЫЙ ОБЪЁМ БУДЕТ ТАКИМ:

5- стопный
4- стопный
5- стопный
6- стопный

Теперь, смотрим на стопы каждой строки, — они смешанные: строго ДВУХсложные и строго ТРЁХсложные. Стоп другой сложности в определении размера — НЕТ. В связи с чем, все наши размеры — логаэдические. Логаэдических метров, всего — ЧЕТЫРЕ:

Хорео-дактиль
Дактиле-хорей
Ямбо-ямбо-анапест
Ямбо-анапест

БОЛЬШЕ ЛОГАЭДИЧЕСКИХ МЕТРОВ — НЕТ. Только, четыре. В связи с чем, и это мы уже проходили, чтобы понять какие у размеров, метры, необходимо посмотреть какие две стопы идут вначале. Посмотрели и отмечаем:

5- стопный хорео-дактиль
4- стопный ямбо-ямбо-анапест
5- стопный дактиле-хорей
6- стопный хорео-дактиль

Теперь, к этому описанию добавляем окончания, которые мы отметили в самом начале:

5- стопный ХД с дактилическим окончанием
4- стопный ЯЯА с пеонным окончанием
5- стопный ДХ (с женским окончанием — родным)
6- стопный ХД с мужским окончанием.

Сокращённо, наши размеры выглядят так — как Вы могли бы их отметить на представленных схемах:

ХД5д
ЯЯА4п
ДХ5
ХД6м
================================================

ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ВОПРОС. Цитирую и отвечаю:

/"великомученники Святой Руси" - это ооо1оооо1о1 - так? Как её разобрать на стопы?/ — ВЫ ЭТО УЖЕ СДЕЛАЛИ:

/1- оО/о1/ооО/о1/о1 - пир-Я-Т-Я-Я -/

Но дальше, немного запутались:

/какой это размер? Я3? Я4? Я4т? Запуталась.../

Сколько стоп? — ПЯТЬ. Значит размер 5- стопный. Какие стопы у нас? — 2- сложные и 3- сложные, значит размер смешанный (логаэдический). Какие две стопы идут вначале? — пиррихий и ямб (то есть 2+2), значит это ямбо-ямбо-анапест. Какое окончание у строки? — мужское (ударное). Итого:

5- стопный ямбо-ямбо-анапест — ЯЯА5 = "великомученники Святой Руси"

Где-то так:

[...] от слов в которых так много правд
И фальши порой бывало не меньше чем прав
В словах надежды в словах свободы души
Безбрежного океана скажи
Безбрежного океана [великой] души

"великомученники Святой Руси"

================================================

Пээс: Татьяна. Не пугайте меня!😄 Сделаем перерыв. Договорились? В любом случае, я здесь — на любые вопросы стихосложения всегда отвечу. Кто-то же должен понять, что я говорю! Смотрите сами, вобщем. А то знаю я этот энтузиазм. Проходили!😄 Но я-то сам проходил. Вроде как легче. А Вы...😄 Вобщем, всё. Перерыв! Не тороплю! В Питере жара. В Тьмутаракани тоже!

Рихард Мор 2   05.06.2019 13:49   Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Лао Ши!
В голове - каша, поэтому не сердитесь, если что не так.

Для начала : "И так далее. Можете сделать сами. Сделайте 7- сложный. Да. Сделайте"

1ооооооо1

1о/Ооо/Ооо/1 - Х-Д-Д
1оо/Ооо/Оо/1 - Д-Д-Х
1оо/Оо/Ооо/1 - Д-Х-Д
1о/Оо/Оо/Оо/1 - Х-Х-Х-Х

Больше вариантов не вижу.
Начинается с 1, значит может быть только Х и Д? - это ВОПРОС 1.

Татьяна Фаустова 2   06.06.2019 12:11   Заявить о нарушении
Да, всё правильно. Кроме простановки. Любой порядок начинается с малого. В этом случае, будет так (меняем вторую и третью схему и получаем):

1о/Ооо/Ооо/1 - Х-Д-Д
1оо/Оо/Ооо/1 - Д-Х-Д
1оо/Ооо/Оо/1 - Д-Д-Х
1о/Оо/Оо/Оо/1 - Х-Х-Х-Х

Смотрите как двигается Х(орей) — стрелой вниз:

Х-д-д
д-Х-д
д-д-Х

где Д(актили) образуют бочонок:

х-Д-Д
Д-х-Д
Д-Д-х

У Вас:

Х-д-д
д-д-Х
д-Х-д

х-Д-Д
Д-Д-х
Д-х-Д

Возможно, и последнюю схему, правильно, переставить на первое место. Всегда, как говорится, есть место исключению.

Ну и не забываем за окончания. Если Вы пишете символьную схему, то должны предоставить полный спектр:

Х-д-д-х(усечён)
д-Х-д-х(усечён)
д-д-Х-х(усечён)

Х-Х-Х-Х-Х(усечён)

Всё это необходимо для того, чтобы разум мог автоматически реагировать на происходящее — для запоминания и удобства, вобщем.

И да, если размер начинается с 1, то это может быть или Х(орей) или Д(актиль) или Х(орео)-Д(актиль) или Д(актиле)-Х(орей):

Х
Д

ХД
ДХ

================================================

А если размер начинается с нуля-и-еденицы — о1? А если с нуля-нуля-и-еденицы — оо1? Будет время, — ответьте.

Рихард Мор 2   06.06.2019 13:14   Заявить о нарушении
1 — стопная схема и размер каждой линии:

о1оо1оо1о1о - о1/оо1/оо1/о1/о - ЯАн4ж(д)
о1оо1о1оо1о1 - о1/оо1/о1/оо1/о1 - ЯАн5
о1о0о1о1о1о - о1/оО/о1/о1/о1/о - Я5ж или дакт?
оо1о1оо1о1 - Оо/1о/1оо/1о/1 - ПХДХДусеч - ХД5
ВОПРОС 2 - Почему не может быть первым анапест? Или я что-то не поняла.
И с окончаниями - тоже непонятки - когда окончание "о" - просто женское, а когда "о" - дактильное окончание.
Я представляю дактильные окончания только как усечонные стопы: 1о - без "о" и 1 - без "оо" - тогда они засчитываются в размере, как усечённые стопы.
А причём здесть просо "о" или "оо", которые не учитываются, как стопы, но называются дактильными окончаниями? То есть - окончания, как в дактиле? Но это может относиться только к "оо". А окончание "о" есть и в дактиле, и в хорее, и в амфибрахии... Странно, однако...
Вот - начинаю ворчать, размешивая кашу в голове :)
Надо бы вернуться и прочитать ещё раз про аномалии и заморочки в окончаниях, но мозХ сопротивляется такому издевательству...
Мне так представляется - когда в строке есть дактиль, то и 1о или просто 1 в конце строки будет не окончанием, а усечённой стопой. И тогда ни к чему писать про вид окончания - и так понятно - если в конце строки "о" - то женское, а если "1" - то мужское.
А вот если в строке одни хореи и анапесты, то "оо" в конце - точно окончание - дактильное, а вот "о" - мне кажется просто - женское. Вот такие заморочки.
Вероятно, что-то нада просто ЗАПОМНИТЬ наизусть и не сопротивляться.
А вот Вы упрямо пишите слово "БЕСцезурное". как "БЕЗцезурное"... Почему? Тут тоже надо просто запомнить ПРАВИЛО: Приставки "без" - пишутся перед гласными и звонкими согласными, а "бес" - перед глухими согласными. А буква "Ц" относится к глухим согласным, хотя и чуть звончее остальных.Это ещё Луначарский придумал 100 лет назад. Надо бы в Вашей статье на эту тему исправить все эти слова. Вы же не гонитель "бесов" в словах? Это я ворчу - можете не обращать внимания... Сорри...
-------------------------------------------------------------

2 — цельная (стопная по желанию) схема и размер каждой строки:

Посмотри как время цедит упорно - оо1о1оо1о1о - Оо/1о/1оо/1о/1о - ХД5

Нектар лесной и мёдом полны поля - о1о1о1оо1о1- о1/о1/о1/оо1/о1 - ЯЯАн5

Выйди из лесов и пой песню свободы - 1ооо1о11оо1о - 1о/оо1/о1/1о/о1о - ХАнЯХАм - что-о не так...
Или 1о/Оо/1о/11/Оо/1о - ХПХСпПХ - Х6 - не уверена... Про спандей не говорили...

Интересно, в смешанных размерах амфибрахий не попадался и ямб с хореем не встречались вместе - НЕДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ? - это ВОПРОС 3.

Заплывая в этот омут вечный сна -----оо1оОо1о1о1 - оо1/оО/о1/о1/о1 - АнХ5

Оооййй.. Напутала, наверняка - половину... Ругайте, не стесняйесь. Мне толчок нужен для "энтузиазма" :)
Ближе к вечеру уезжаю на три дня в Ленобласть. Ноутбук обязательно беру с собой. Немного отошла от жары - попривыкла.
Пробовала через интернет найти информацию о безударных периодах, но там какие-то совсем незнакомые слова - вроде бы о том же, но на другом диалекте...
А я всё еще названия размеров путаю - беда...

Татьяна Фаустова 2   06.06.2019 14:11   Заявить о нарушении
Ваш вопрос: А если размер начинается с нуля-и-еденицы — о1? А если с нуля-нуля-и-еденицы — оо1? Будет время, — ответьте.

Ответ:

о1 – Я, ЯД, ЯЯД. (о1о – амфибрахий не считаем? Почему их нет в смешенных размерах?)
оо1 - Ан, АнХ

Татьяна Фаустова 2   06.06.2019 15:37   Заявить о нарушении
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

1. Стопные схемы правильные. Неправильные символьные

ЯАн4ж(д) — ?
ЯАн5 — ДА
Я5ж или дакт? — ?
ПХДХДусеч - ХД5 — НЕТ

Отвечаю (пропуская дальнейшие вопросы об окончаниях). Точнее повторяю. Но это проблема, согласен — отделить цельную схему от стопной. Но ещё раз — любое окончание начинается с последнего удара, — попробую по другому. Любое окончание — БЕЗУДАРНО — необходимо только запомнить, что ударное окончание — нулевое — 1/ — после палочки / (идёт ничего):

Стандартные малые окончания:

...1/ — нулевое окончание или мужское
...1/о — односложное окончание или женское
...1/оо — двухсложное окончание или дактилическое (замените дактильное на дактилическое)

Далее идут не стандартные большие окончания с приставкой гипер и последним малым окончанием — гипердактилические:

...1/ооо — трёхсложное окончание или пеонное (п — для удобства)
...1/оооо — четырёхсложное окончание или пентонные (пн — также для удобства)

и так далее. И все эти окончания идут после удара.

Знаете как я в своё время называл метры? Вот так:

1 — мужской хорей
1о — женский хорей
1оо — дактилический хорей
1ооо — пеонный хорей

Тоже самое и с ямбом. Но для чего, если есть стандартные метры? Но это детство. У Вас тоже самое, только Вы считаете не хорей, а дактиль:

1 — мужской дактиль (усечённый на два слога)
1о — женский дактиль (усечённый на один слог)
1оо — а вот он, дактиль 😄
1ооо — а это дактиль, наращенный на один слог... — нет, это первый пеон.

Но хватит шуток. Цифры — одни, а названия этим цифрам разное. Так не должно быть. Иначе, заставлю называть окончания слогами:

...1/ — нулевое безударное окончание
...1/о — односложное безударное окончание
...1/оо — двухсложное безударное окончание

...1/ооо — трёхсложное безударное окончание
...1/оооо — четырёхсложное безударное окончание

На выбор: или послушание и понимание или точный сложный безударный объём. Цитирую:

"Мне так представляется - когда в строке есть дактиль, то и 1о или просто 1 в конце строки будет не окончанием, а усечённой стопой. И тогда ни к чему писать про вид окончания - и так понятно - если в конце строки "о" - то женское, а если "1" - то мужское."

Да, если это дактильная строка. А если нет? Вот какой дактиль на конце ямба или ямбо-анапеста — мужских метров? —

о1оо1оо1о1о — ЯАн4ж(д) — ?
о1о0о1о1о1о — Я5ж или дакт? — ?

Где здесь дактилическое окончание в один нолик "о"? Дактилическое окончание это два нолика "оо". ЗАПОМНИТЬ:

хорео-дактиль, это женский метр. То есть его родное окончание — женское. Как и у дактиле-хорея:

1о 1оо 1о/ — своё — ХД
1оо 1о 1о/ — своё — ДХ

1о 1оо 1/ — усечение
1оо 1о 1/ — усечение

1о 1оо 1о/о — наращивание
1оо 1о 1о/о — наращивание

Пока идём дальше. Потом посмотрим.

==============
Однако, попробуйте в следующий раз показать наглядно. Например:

1о1о1оо1оо — говорите!
о1оо1оо1о — говорите!
оо1оо1о1 — говорите!

И прочие Ваши рассуждения по этому поводу. Да. Так будет лучше. Потому что, когда Вы просто говорите словами добавляя лишь "о" или "оо" или "1о" и так далее, Ваше же сознание попросту НЕ работает — потому что работает в холостую. Другое дело, посматривая на собственные примеры. И слова не нужны. Что сложного?

================================================
================================================

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

"ВОПРОС 2 - Почему не может быть первым анапест? Или я что-то не поняла."

Анапест может быть только в анапесте:

оо1/
оо1/оо1
оо1/оо1оо1
оо1/оо1оо1оо1

и так далее (посмотрите на безударные интервалы) это анапесты. Другое дело:

оо1о1
оо1о1оо1
оо1оо1о1
оо1о1о1оо1

и так далее, это не анапесты. Почему? — посмотрите на безударные интервалы. Если у анапеста, они ВСЕГДА двухсложные, то здесь... — ? В связи с чем, если перед нами не анапест, то это или хорей или хорео-дактиль с пиррихием первой стопы

оо/1о1 — хорей
оо/1о1оо1 — хорео-дактиль
оо/1оо1о1 — хорео-дактиль
оо/1о1о1оо1 — хорео-дактиль
оо/1о1о1о1о1 — хорей

А значит разбиваем мы на стопы в соответствии правил этих метров. Никаких амфибрахиев и прочих в хореях и хорео-дактилях быть не может. В принципе, ещё раз — ВСЕ МЕТРЫ:

Х — стопа: 1о
Я — стопа: о1

Д — стопа: 1оо
АМ — стопа: о1о
АН — стопа: оо1

ХД — стопы: 1о и 1оо
ДХ — стопы: 1о и 1оо

ЯЯА — стопы: о1 и оо1
ЯА — стопы: о1 и оо1

БОЛЬШЕ МЕТРОВ НЕТ. Пока запомнить. Но ради интереса, попробуйте доказать обратное. Не получится. Но Вы попытайтесь. Так вот, если в измерении будут не те стопы которые должны быть, значит, это ошибка. Или, — попробуйте меня удивить!
А вот если в строке одни хореи и анапесты, то "оо" в конце - точно окончание - дактильное, а вот "о" - мне кажется просто - женское. Вот такие заморочки.
Вероятно, что-то нада просто ЗАПОМНИТЬ наизусть и не сопротивляться.

Пропустим звуки. 😄 Но Вы правы, — по правилам русского языка. Но я ориентировался на слух. БеСсмысленно спорить, беСцельно (и беЗцельно) объяснять, но беЗцезурно писать. Как бы так. Как В ожиданьЕ вЕчера, но В ожиданьИ сИлы. Ну и не забываем про контекст и текст. Пиит, прежде всего — должен слышать слова, а уж потом: раСсуждать, раСценивать, раЗглагольствовать. Я не поборник ятей.😄

================================================
================================================

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Буду цитировать и отвечать.

"2 — цельная (стопная по желанию) схема и размер каждой строки:

Посмотри как время цедит упорно - оо1о1оо1о1о - Оо/1о/1оо/1о/1о - ХД5
Нектар лесной и мёдом полны поля - о1о1о1оо1о1- о1/о1/о1/оо1/о1 - ЯЯАн5"

— ПРАВИЛЬНО.

"Выйди из лесов и пой песню свободы - 1ооо1о11оо1о - 1о/оо1/о1/1о/о1о - ХАнЯХАм - что-о не так...
Или 1о/Оо/1о/11/Оо/1о - ХПХСпПХ - Х6 - не уверена..."

1о/Оо/1о/11/Оо/1о — ПРАВИЛЬНО! Но и так:

1о/Оо/1о1/1оо/1о —

хорей / пиррихий / амфимакр / дактиль / хорей

ВЫйди из лесОв и пой_пЕсню свободы

1ооо1о01оо1о — 1о/оо/1о0/1оо/1о

"Про спандей не говорили...
Интересно, в смешанных размерах амфибрахий не попадался и ямб с хореем не встречались вместе - НЕДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ? - это ВОПРОС"

Не говорил. И не только за него. Но это отдельная тема. Сначала — простейшее. Пока работаем просто: пой_пЕсню — 0_1о

Ну и я уже говорил и показывал (во второй части): ДЕВЯТЬ МЕТРОВ — где каждый метр использует только СВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ИЗМЕРЕНИИ. Если у нас хорео-дактиль, то стопы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ХОРЕЯ (пиррихия) и ДАКТИЛЯ (трибрахия) — и никак амфибрахиев и прочих анапестов в хорео-дактиле быть не может.

Пока ругать не буду, но третье задание — ИСПРАВИТЬ:

Заплывая в этот омут вечный сна...

Если можно, Татьяна, дайте ссылку "о безударных периодах". Интересно. Ну и в принципе, если что — не стесняйтесь!

================================================

Пээс: Татьяна, — ЗАПОМНИТЕ НАЗВАНИЯ МЕТРОВ! И удачных Вам выходных!

ПэПээс: Зенит — чемпион. Но я не болею за Зенит. 😄 Не поверите за кого... Но это не важно. И за "Тосно" я тоже не болею. 😄 Но удачной поездки!

Рихард Мор 2   06.06.2019 17:12   Заявить о нарушении
Амфибрахий считаем. А Вы подумайте почему амфибрахия нет в смешанных размерах. И скажите.

Какой АнХ! С учётом предыдущего поста — оо1 — Ан и...?

Рихард Мор 2   06.06.2019 17:18   Заявить о нарушении
Пропустил! о1 – Я, ЯД, ЯЯД. — Татьяна! Ругаю. Что за ЯД и ЯЯД???

Вобщем, 😄 — я это чувствовал и поэтому дал названия метров. И пожелал их запомнить. Теперь, сделайте себе рамочку из них.

Рихард Мор 2   06.06.2019 17:22   Заявить о нарушении
К амфибрахию... — буквально вчера читал эссе о Хайаме. Эссеист дал такие строки его:

Эй ёр, зи рузгор бош осуда, [9 слогов]
В-андухи замона кам хур аз бехуда. [12]
Чун кисвати умр бар танат чок шавад, [11]
Чи кардаву чи гуфтаву чи олуда. [12]

Я решил составить один из вариантов подходящих под этот слоговой объём:

Идём же на встречу безумству — ?
Тропой заморской уходящему чувству — ?
Без имени в сердце своё посмотри — ?
Что видишь ты душу во снах златоуста — ?

Татьяне же предлагаю, как обычно: нарисовать цельные и стопные размеры строк и обозначить соответствующие размеры к ним. Ага. (Поговорим об амфибрахие... — ох, боюсь не справится, Татьяна.., — но пусть будет смела и решительна!).

Рихард Мор 2   06.06.2019 17:57   Заявить о нарушении
Добрый вечер, господин Лао Ши!

Очень сложный день... Час как освободилась - отвечала на Ворде, сейчас перенесу, кроме последнего задания - просто нет сил - совсем.

ВОПРОС 1:
1о/Оо/1о1/1оо/1о —

хорей / пиррихий / амфимакр / дактиль / хорей
Что за лазутчик – амфимакр? Познакомьте, пжлст…
Что-то типа амфибрахия навыворот? Но мы же договорились не пускать их в лагаэды?! А почему этому 1о1 – можно?
--------------------------------------------
Работа над ошибками:

Заплывая в этот омут вечный сна...
оо1ооо1о1о1 – оо/1о/оо/1о/1о/1 – ПХПХХХус – Х6м
-------------------------------------------
ВОПРОС 2: Когда дактель усечённый 1о или 1 – считаем за стопу.
Когда усечённый хорей – тоже считаем за стопу? Если – нет, тогда размер Х5м.
Как правильно?
-----------------------------------------
«Если можно, Татьяна, дайте ссылку "о безударных периодах". Интересно. Ну и в принципе, если что — не стесняйтесь!»

Набирала в поисковике «безударные периоды в стихах»
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000066/st006.shtml
Но проклиза и инклиза меня выбили из колеи, и я заложила эту страничку – на потом.
Не знаю – откроется ли. «Новые формы стиха (1978 Калачёва С.В. – Стих и ритм.)
---------------------------------------
1о1о1оо1оо — говорите! – 1о/1о/1оо/1оо – ХД4
о1оо1оо1о — говорите! – о1/оо1/оо1/о - ЯАНж
оо1оо1о1 — говорите! – оо/1оо/1о/1 – ХД4м (усечённый хорей или дактиль?

Всёёё – ум за разум заходит… Пошла в угол… Добровольно…
-----------------------------------------
«Какой АнХ! С учётом предыдущего поста — оо1 — Ан и...?»
Ан и ямб
Они у меня специально в голове путаются, и ещё друг друга обзывают...
Хорей – хачик - !о
Анапест – ананас – оо1
-----------------------------------------
"Пропустил! о1 – Я, ЯД, ЯЯД. — Татьяна! Ругаю. Что за ЯД и ЯЯД???"

Оййй… Ужас!!!

Я, ЯАН .ЯЯАН
Х, ХД, ДХ

Это – жара, давление, разжижение мозга… Увы…
Надо не ругать, а посочувствовать, вот!
--------------------------------------
Раньше, когда я НИЧЕГО не знала о теории стихосложения, то просто записывала стихи, когда приходила мелодия – только тогда.
А потом мелодии стали приходить всё реже. Поэтому стала заниматься ТВЁРДЫМИ формами – рубаи и танка. Там всё подключается – и левое и правое полушарие. Ритм вытягиваеся и вместе с ним эмоции появляются – заёмные. Но это тоже неплохо.

Сначала мне было так интересно и весело изучать что-то новое. Но вдруг, получив толику небольшую знаний, осознала, сколько же там ещё – океан, а я в ручейке тону… Чем больше узнаю, тем грустнее становится от того, КАК НИЧТОЖНО МАЛО я знаю.
Но ничего, это просто такой этап. Да и мозг отвык работать – сопротивляется и строит козни, путаницу всякую. А тут ещё и жара, которую я очень плохо переношу.
Просто нужно оттолкнуться от дна - и всплывать – пора уже.
-------------------------------------------
Да, про «Зенит». Очень болела за них, когда там была золотая связка – Андрей Аршавин и Саша Кержаков. Потом всё на «пришлых» выезжали. Как будто нельзя своих вырастить. Но ведь для этого нужны футбольные поля в каждом дворе, как при совке, да и бесплатные занятия. А вратари КАКИЕ были…
Теперь смотрю только профи – вот где эмоции! Особенно если вспомнить, что в тяжкие времена только там и можно было выплеснуть эмоции без страха…
-------------------------------------
Вот такие "лирические отступления"...
А сейчас опять требует внимания один "пассажир". Я ведь здесь не отдыхаю, а работаю, вернее - отрабатываю в качестве "декабристки" :)
--------------------------------------
Да, если у Вас не получится открыть ссылку, могу скопировать и переслать.
Такое впечатление, что словосочетание "безударный интервал" только там и встречается - странно...
Завтра прочитаю про рубаи. А есть ли у Вас подстрочник? Если есть, то чей?
К Клубе Золотое Сечение 11й тур переводов рубаи открыли - миленькая такая тема - опять про саки. В прошлый раз на саки я заработала 2 первых места - за перевод и за ответ. Там два варианта того и другого - длинный и короткий. Надо будет их "сосчитать":)
Всего Вам доброго и до завтра.
Замороченная Татьяна

Татьяна Фаустова 2   07.06.2019 23:16   Заявить о нарушении
Что-то не спится...

Идём же на встречу безумству — ?
идЁм_же/ навстрЕчу/ безУмству
о1о/ о1о/ о1о – амф-амф-амф
о1оо1оо1о – АМ3

Тропой заморской уходящему чувству — ?
ТропОй_заморской/ уходЯщему_ чувству
о1ооо/оо1оооо – 5сложник2й-7сложник3й
о1ооооо1оо1о – о1о/ооо/о1о/ооо – АМ3пен.
Без имени в сердце своё посмотри — ?
Без_Имени/ всЕрдце_своё/ посмотрИ –
о1оо/ 1ооо/ оо1 – 4сложник 2й- 4сожн1й-АН
о1оо1ооооо1
о1о/о1о/ооо/о1 – АМ4м

Что видишь ты душу во снах златоуста — ?
Что_вИдишь/ты_дУшу/ во_снАх златоУста
о1о/ о1о/ о1/оо1о – АМ-АМ-Я-4сложник3й
о1оо1оо1оо1о - о1о/о1о/о1о/о1о – АМ4
-----------------------------------------------
Кругом один амфибрахий. Так ли это?
А сначала по инерции расписала как логаэды, но вспомнила про настойчивые "намёки"...
Не знала, как называть периоды безударные - можно ли так?
======================================================================

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 03:59   Заявить о нарушении
Про само рубаи - МОЯ тема.

Есть подстрочник хорошего автора:

"Рубаи Хайяма с подстрочником 87"
Амонов Далер

ПЕРЕВОД ПОЭТИЧЕСКИЙ:

О друг, спокойным постоянно в жизни будь,
Нет смысла, так печаль о времени забудь.
Одежда жизни на тебе порвется коль,
Что сделал, что сказал, нет пользы, в этом суть.
(пер. Амонов Далер)

ОРИГИНАЛ:

Эй ёр, зи рузгор бош осуда,
В-андухи замона кам хур аз бехуда.
Чун кисвати умр бар танат чок шавад,
Чи кардаву чи гуфтаву чи олуда.

ПОДСТРОЧНИК:

О мой друг, будь спокоен в жизни,
И мало печалься о времени, так как это бесполезно.
Так как если одежда жизни порвется на твоем теле (т.е. если ты умрешь),
Что за польза будет от того, что ты сделал, сказал или дотронулся (досл. испачкался).
03.10.2015

ПЕРЕВОД ПОЭТИЧЕСКИЙ:

Друг, не тревожься, удел свой вверяя судьбе,
И не горюй о потерях в напрасной борьбе,
Ибо когда разорвётся каба твоей жизни, -
Что не сбылось, что сбылось – безразлично тебе.

(пер. Владимир Державин)

Надо порыться в "Сопоставлении переводов" - есть ли переводы моих любимчиков - Плисецкого и Румера, ну и Тхоржевского тоже. Интересно, как Игорь Голубев перевёл - у него обычно очень близко к оригиналу - не зря изучай пол жизни фарси...

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 04:05   Заявить о нарушении
Всё так плохо? :(

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 16:57   Заявить о нарушении
Нормально всё. 😄 Но и плохо, конешно же. (не знаю какой смайлик поставить). Нормально всё, потому что я был немного занят. Плохо всё, что Татьяна, вновь, всё забыла. Я же сказал, сделайте себе рамочку из метров. И если при определении размера, метр будет не соответствовать, значит, что-то не так. Что непонятного?

Ну и надо новую рецу открывать. Думаю, какую и где, — у Вас или у меня?

Рихард Мор 2   08.06.2019 17:06   Заявить о нарушении
О, воспользуемся Вашей рецей на лунном мальчике «Сапфо Цезурная. С комментариями» (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/rec.html?2019/06/01/568 — отвечайте там, если что. Или позже там будем говорить.

Рихард Мор 2   08.06.2019 17:10   Заявить о нарушении
Нет! Прошу прощения. Это у меня голова кругом. С метрами, всё нормально. Ну почти. В основном, проблемы с окончаниями. Опять. Надо как-то по другому. Вобщем, чуть освобожусь от мыслей, — на Сапфо продолжим. Однако, Татьяна, Вы всё равно сделайте себе рамочку из метров.

Однако, НАСЧЁТ ОКОНЧАНИЙ, мне непонятно, почему Вы не понимаете. В данном случае, хватит спрашивать, лучше объясните почему, так-то и так-то Вам непонятно. Я уже отвечал на этот вопрос. Теперь Вы —

========================
Заплывая в этот омут вечный сна...
оо1ооо1о1о1 – оо/1о/оо/1о/1о/1 – ПХПХХХус – Х6м
-------------------------------------------
ВОПРОС 2: Когда дактель усечённый 1о или 1 – считаем за стопу.
Когда усечённый хорей – тоже считаем за стопу? Если – нет, тогда размер Х5м.
Как правильно?
========================

Объясните, как Вы считаете или не понимаете и т.д. — как можете.

Рихард Мор 2   08.06.2019 17:41   Заявить о нарушении
Если всё плохо, то готова выслушать - но ЧТО конкретно - плохо?
Где и что я забыла?
Слишком старалась подогнать всё под амфибрахий?
Вы, уважаемый Лао Ши, написали, что амфибрахий - только в амфибрахии.
Так что сделала "на заказ" :)
А сначала всё разобрала, как в обычном логаэде.
И табличку - помню. Или опять перепутала?
Но может, Вам просто стало не интересно?
Тогда не надо никуда переходить.
Растворяюсь в тумане :)

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 17:43   Заявить о нарушении
Я знаю, что надо говорить. И скажу. Пока же, — блин, мы идём от стоп до окончаний и снова, — я виноват. Слишком много примеров. Как это подгонять под амфибрахий? Это или амфибрахий или нет, — двух мнений быть не может. Иначе, нет никакого смысла в определении размера.

Не надо никуда растворяться! Новое место нужно для того, чтобы было больше места. В этой рецензии уже 80000 символов.

Рихард Мор 2   08.06.2019 18:03   Заявить о нарушении
"А напоследок я скажу...":)

Идём же на встречу безумству — ?
о1оо1оо1о – о1/оо1/оо1/о – ЯАн3ж
или о1о/о1о/о1о – Ам3

Тропой заморской уходящему чувству — ?
о1о1ооо1оо1о – о1/о1/оо/о1/оо1/о – ЯЯАн5ж

Без имени в сердце своё посмотри — ?
о1оо1оо1оо1 – о1/оо1/оо1/оо1 – ЯАн4
или о1о/о1о/о1о/о1 – Ам4м

Что видишь ты душу во снах златоуста — ?
о1оо1оо1оо1о – о1/оо1/оо1/оо1/о – ЯАн4ж
или о1о/о1о/о1о/о1о – Ам4

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 18:06   Заявить о нарушении
Ну всё, Татьяна обиделась... 😞 Согласен. Но. 😄 Вторая строка правильная — ЯЯА5ж. Остальные — амфибрахические. Мой вопрос: Татьяна, понимает почему? Почему амфибрахий? Почему?

Рихард Мор 2   08.06.2019 18:53   Заявить о нарушении
Обиделась? Да. Только Вы никогда сами не догадаетесь - на что. Придётся объяснить:)
Вот такая короткая фраза - "Что непонятного?" Это уже второй раз... Надо было сразу объяснить, что я воспринимаю критику адекватно, но вот излишне раздражённые выражения - воспринимаю на уровне вибраций, как нападение - сразу замыкаюсь.
Мы ведь распределили роли в этой игре: Вы - Лао Ши, учитель, а я - ученик. Вы даёте новую информацию, а я её впитываю, сколько мозг может принять, не больше. С памятью у меня всегда были проблемы, но не с пониманием и логическим мышлением.
Но вот в этом воплощении выпало быть ИНЬ со всеми иньскими примочками - куда деться? Потому уже дважды слёзы размазывала по щекам - а мне это надо?
Я по жизни - степной волк - наблюдаю с обочины, не смешиваюсь со стаей - никогда. Во мне очень мало этих чисто женских штучек. Поэтому наблюдаю за собой - вот оно как происходит...
Но Вы меня удивили. Не знаниями, которые пытаетесь мне преподать - это нормально - что-то знать в области, куда я не заглядывала. Ничего в этом удивительного. А вот то, что Вы УМЕЕТЕ извиняться - это интересно, потому что почти не свойственно железным ЯНам :) Потому вытираю слёзы и продолжим урок. Пока здесь.

Я переслала урок в таком виде, как сделала на автомате, весело и задорно. А потом перечитала задание и обратила внимание на намёки насчёт амфибрахия. Ну и только тогда его и разглядела... Как же я намучалась с той строчкой, подстраивая ударения под амфибрахий, и дабилась своего!
А в этот раз - как бы на прощание - не стала этого делать.
Амфибрахий - когда вся строка в одном размере - амфибрахия. Даже и усечённого.
Да, насчёт окончаний - когда дактиль усечённый, остаётся 1о или 1 - то есть ударный слог, поэтому засчитываем как стопу.
Равноценно и с хореем, скорее всего - то есть если остаётся только 1, то это стопа - усечённая, но стопа - считаем её и муж. окончание.
Дактильное окончание, когда оо, даже если первая о родная.
Пеонное - когда в общем после 1 ооо.
Пентонное - когда после 1 - оооо.
Если правильно, то можно переходить к Лунтику.

Татьяна Фаустова 2   08.06.2019 19:44   Заявить о нарушении
А! Вот оно что. Согласен.😄 Но. Я обязательно спрошу Вас за метры. В любой момент. Так что не расслабляйтесь. И не был я раздражён! Немного раздосадован. Простите. Ведь не учитель я, — ведь совершенно непонятно как и что надо говорить. Помогайте!

И где я извинялся... А. Конешно же извиняюсь. Татьяна, если что, — разберёмся.

Однако, чего мы добиваемся? Понимания. Возможно, торопимся, потому как Вы слишком быстро уловили технику. Но понимаете ли Вы, принцип измерения? Для чего это нужно?

Насчёт окончаний. Татьяна, я надеюсь, что Вы поняли. Да. Последний удар любого размера определяет его стопный объём. Поэтому:

оо1ооо1о1о1 – оо/1о/оо/1о/1о/1 – ПХПХХХус – Х6м

Это действительно Х6м, а не Х5м — оо/1о/оо/1о/1 — (о/1)

И когда я давал схемы после которых писал — говорите! — я имел ввиду, что необходимо не только говорить, но и подтверждать сказанное схемами:

"когда дактиль усечённый, остаётся 1о или 1 - то есть ударный слог, поэтому засчитываем как стопу." —

1оо1оо1 — Д3м
1оо1оо1о — Д3ж
1оо1оо1оо — Д3
1оо1оо1ооо — Д3п
1оо1оо1оооо — Д3пн

1оо / 1оо / 1 / — Д3м
1оо / 1оо / 1о / — Д3ж
1оо / 1оо / 1оо / — Д3
1оо / 1оо / 1оо /о — Д3п
1оо / 1оо / 1оо /оо — Д3пн

Рихард Мор 2   08.06.2019 20:32   Заявить о нарушении