О ремесле поэта, в частности

Из моей рецензии к одной конкурсной работе в конкурсе стихов для детей.

Иногда, в процессе творчества, полезно отвлечься от прямой линии и "нарисовать" плавную кривую... Это бывает очень красиво. Я к словам придираться не буду, в словаре их много, и всегда можно подобрать другие, но посмотрите на первую строчку! Она "очень правильная", правильнее не бывает, но слишком прямая - нет в ней кокетства, пластики, харизмы. Так учат писать в школе. "Пусть все дети в нашем мире" - Вам это не напоминает школьные сочинения отличников*? Всё тут правильно и хорошо скомпоновано, но скучновато, без изюминки. Нет эмоций - даже попытки "погладить по голове" прелестных малышей, назвав их не строгим словарным словом "дети", а как-нибудь подобрее - например, детишки. Им это будет приятно, да и сентиментальным мамочкам, читающим эту строку (Все детишки в целом мире) - тоже. Это уже какая-никакая, а эмоция. Я слащавости тоже не люблю, но иногда она к месту, особенно если в меру. Можно также пойти другим путём и поискать других эмоций - лёгкую иронию, юмор... читатель также воспринимает такие вещи с улыбкой и удовольствием. При этом необходимо помнить, что читатель у Вас - ребёнок. Если это произошло - он Ваш! Чтобы этого добиться, надо поискать другой синоним к слову "дети" - не вполне точный, но такой, в котором, как говорится, есть доля правды. Например: "Хулиганы в целом мире..." - это вызовет улыбку и безусловно расположит детского читателя в Вашу пользу, потому что в каждом ребёнке сидит шалун и проказник. Он почувствует, что Вы - на его стороне, даже если он где-то ошибётся - а кто из нас без греха? Он проникнется к Вам доверием и благодарностью, и это тоже - в Вашу пользу. Сейчас много говорят о манипулировании в отрицательном ключе, но неплохо бы осознать, что общение, на самом деле, это способ манипулировать людьми - довести до них свою мысль, убедить, что она правильная, "заставить" их поступить так, как Вы считаете правильным. А воспитание - тем более. Общение - это придуманный природой инструмент для выживания в обществе - тут входит ещё множество вспомогательных средств: мимика, жестикуляция, интонация (язык тела), но самый главный тут - язык с его грамматикой, логикой и множеством приятных (и неприятных) мелочей, которые увеличивают его выразительность и убедительность. Поэту из всего этого арсенала достаётся только язык со всем его богатством выразительных средств, и он должен владеть им как можно лучше. Ради благой цели: сеять доброе, разумное, вечное. Есть и другая сторона медали, но она - не для поэтов, а для мошенников и политиков.Но я немного отвлеклась... Чтобы достичь своих целей, надо учесть человеческую психологию - в данном случае надо знать, что для лучшего контакта с читателем надо его расположить к себе. Лучше всего для этого подходит добрый юмор, тонкая ирония - всё то, что заставляет человека весело рассмеяться или улыбнуться. Поэтому постарайтесь избегать чрезмерно серьёзных правильных фраз, пафоса и поучительности - они всегда выдают Ваше намерение "всучить" читателю какую-то свою истину, причём достаточно категорично. Чтобы убедить человека в чём-то, надо всегда оставлять ему маленькую лазейку для того, чтобы он смог "улизнуть" при желании, но если ему с Вами стало приятно общаться, то он этого, скорее всего, не сделает.

* - поймите меня правильно, я не "наезжаю" на отличников, сама была в этой шкуре.
    Закомплексованные троечники (особенно мальчики) всегда презрительно на них
    смотрели, называя "зубрилами", тогда как это редко соответствует действительности.
     Гораздо чаще это просто начитанные дети с хорошим мышлением и памятью.


Рецензии