Странный Есенин

 (Мысли о поэзии классика, пришедшие мне в голову
  после сегодняшней Пасхальной службы)

Странный человек наш Сергей Александрович Есенин! И книги его издавали, и женщины (и девушки, и домашние хозяйки) его любили. И мир он посмотрел со своей заморской женой. Охаянному им,  бедному Демьяну Бедному такое и не снилось. Пишет наш поэт поначалу нежно-деревенское: «Пахнет яблоком и медом/  По церквам твой кроткий Спас», а через какое-то время – грубо-революционное: «Я кричу, сняв с Христа штаны». Зачем-то обращается к Николаю Чудотворцу: «Миколае-чудотворче,/ Помолись ему за нас», хотя сам имеет прямой доступ к Господу, если судить по строкам: «Так говорит по Библии/Пророк Есенин Сергей». Но, будучи «пророком», всё же не обращается напрямую, ибо имел наглость сказать: «Тело, Христово тело,/Выплевываю изо рта». Чем не угодил поэту Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву? А ведь, что не угодил, ясно из таких слов: «Проклинаю тебя я, Радонеж,/Твои пятки и все следы!». Видимо, по душе было Сергею Александровичу ордынское иго. Наш народный поэт без зазрения совести  в стихотворении «Проплясал, проплакал дождь весенний» сравнивает себя с Иисусом Христом, но, в отличие от Спасителя, слова, Спасителем сказанные: «ИлИ;, ИлИ;! ламА; савахфанИ;» * («Боже мой. Боже мой, для чего Ты меня оставил?» – в Евангелии (Матф. 27. 46)  – предсмертные слова распятого Христа) вставляет в свой текст с неправильными ударениями: «Навсегда простер глухие длани/Звездный твой Пилат./Или, Или, лАма савахфАни,/Отпусти в закат». Не знаю: стояли ударения в этой фразе в изданиях «Евангелия от Матфея» в начале ХХ века, или нет, а вот в изданиях начала ХХI века они стоят. Если не стояли, чего бы ни обратиться поэту к какому-нибудь батюшке, тот бы объяснил поэту, что слова Иисуса Христа с правильными ударениями в его строку не «влезают»?
Сергей Есенин – плоть от плоти своего народа, который сначала взрывает Храм Христа Спасителя и выкапывает на его месте бассейн, а потом этот бассейн засыпает и на его месте возводит новый Храм Христа Спасителя.
Может быть, поэтому он и любим народом?


Рецензии
Ну, уж если Сергей Есенин Вам не авторитет, то понятно — Вы гений!..

Сергей Лебедев-Полевской   14.12.2019 16:32     Заявить о нарушении
Я заявил где-нибудь, что я гений? Это Вы высосали из пальца свою убогую мысль. У нас до 1953 года попробуй скажи что-либо против Иосифа Виссарионовича, сразу получишь 10 лет без права переписки. А сейчас приветствуются только помои в адрес Вождя. Я знаю десяток-другой стихов Есенина наизусть. А Вы сколько? Но культ Есенина у нас существует и процветает, ибо его стихи близки людям, которых в советские времена называли лимитой, от деревни отбившимся, но так и не ставшими городскими по менталитету, которые в поэзии не шибко-то разбираются. Я прекрасно понимаю, что Сергей Александрович - самородок! Но вижу также, что ему никто их поэтов-интеллигентов того времени не подсказал, что в гениальной "Песне о собаке" он допустил оплошность, когда написал, что она, когда "плелась обратно", слизывала "пот с боков", ибо это глупость: в природе нет потных собак, а когда им жарко, они не потеют, а высовывают язык. Никто не указал Сергею Александровичу, что его знаменитые строки "и если время, ветром разметая, сгребёт их все в один ненужный ком" звучат не совсем логично, ибо, если листья "разметают" в разные стороны, то сгрести их в один ком не представляется возможным. Юный Есенин погрешил против истины, написав "На бору со звонами плачут глухари" и тут же "плачет где-то иволга, схоронясь в дупло", ибо ему - деревенскому мальчику - должно было быть известно, что глухари токуют в начале марта, а иволга прилетает в начале июня и никогда не плачет из дупла, а свежие копны, появившиеся в этом стихотворении одновременно с мартовским глухариным током, на самом деле появляются только в июле - во время сенокоса. А Есенин - для меня авторитет, ибо он стихийно гениален, но на его оплошности я не должен закрывать глаза, если я что-то (в отличие от Вас) понимаю в поэзии. С ними он даже мне милей.Я сквозь пальцы смотрю на неточность в стихах не менее гениального М.Ю.Лермонтова, у которого "Терек скачет, словно львица с косматой гривой на хребте", ибо поэт, у которого не было знакомых знатоков африканской фауны и "Интернета", мог и не знать, что у львиц нет гривы. Но Есенин-то до четырнадцати лет жил в деревне, и, даже переодевшись в "костюм английский", должен был сохранить в памяти и сенокос, и глухарей,и деревенских собак. Я люблю и знаю стихи Сергея Александровича - уверен - намного сильнее и больше, чем Вы. У меня есть полное собрание Его произведений в девяти томах. А у Вас есть? И мои мысли о неоднозначных строках гениального поэта предназначены для умного читателя, а не для фанатика: в его адрес я посылаю свои размышления, а не в Ваш - не "в чужой и хохочущий сброд"!

Михаил Молчанов 2   14.12.2019 17:59   Заявить о нарушении
Оказывается, всё намного серьёзней, чем я думал.

Сергей Лебедев-Полевской   14.12.2019 19:35   Заявить о нарушении
Надеюсь, что Вы читали "Двенадцать стульев"? Если читали, то должны помнить, что пискнул затравленный Киса Воробьянинов в спину удаляющемуся Остапу. Если запамятовали, то напоминаю: он пискнул "Сам дурак". Ваше "Оказывается, всё намного серьёзней, чем я думал" напоминает этот писк. Аргументов Вам не хватило. А на Ваше "я думал", могу ответить словами того же Остапа Ибрагимовича: "Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?"

Михаил Молчанов 2   14.12.2019 20:05   Заявить о нарушении
Михаил, ваши познания в литературе завидны! А что вы знаете из той области знаний, чему вас учили в МЭИ? Ведь основное, как мне кажется, вы должны получить из инженерных наук? Расскажите! Спасибо...

Александр Сергеевич Мурашкин   21.12.2019 17:51   Заявить о нарушении
Коли Вам, Александр Сергеевич, это действительно интересно, то докладываю, хоть мой доклад не уместится в пару строчек. Но у меня есть время, ибо я сейчас намного старше того, торопящегося жить, гусара, что изображён на моей странице. Итак! Диплом я защищал в Курчатовском институте, и в нём написано: «инженер-теплофизик». Но прежде чем стать им, я шесть лет изучал термодинамику, статистическую физику, теорию теплофизических свойств веществ и прочие специфические науки. И мне кажется, что развитию мыслительного процесса изучение точных наук способствует больше, чем изучение наук гуманитарных, кои я осваивал уже в Литинституте, ибо гуманитарные науки неточны и часто трактуют явления художественной жизни, утверждают свои философские взгляды лишь в угоду – действующей на тот момент – власти. За примерами не надо далеко ходить: лет сорок назад «Чёрный квадрат» Малевича пылился в запасниках Третьяковки, а сейчас он считается едва ли ни главной картиной ХХ-го века. Кто прав из искусствоведов: тот, кто считал это полотно супрематическим выпендрёжем, или тот, кто считает его шедевром? А на поверку выходит, что это один и тот же искусствовед, который меняет свои взгляды в угоду конъюнктуре. Кроме изучения точных наук в МЭИ мы с моими товарищами интересовались и музыкой, и живописью, и литературой. Мы создали Клуб любителей искусств «Экстремум» который организовывал, задолго до знаменитой «Бульдозерной выставки», выставки тогдашних непризнанных художников-авангардистов (Нусберга, Зверева, Недбайло, Гробмана и пр.) – тех, кто сейчас считается классиками современного искусства. И тогда я по молодости лет, и потому, что «запретный плод сладок», восхищался их работами, а сейчас считаю, что одна «Тройка» Василия Перова перевесит все их экзерсисы. В то время в науке наук – термодинамике – я изучал «Теорию тепловой смерти Вселенной», которая якобы доказывала отсутствие Божественного начала во Вселенной, и был согласен с ней. А сейчас вижу, что и фундаментальная наука, оперирующая умозрительными понятиями, бывает не права, ибо я на её аргументы приведу свои, и ни она, ни я ничего друг другу не докажем, ибо это не дважды-два – четыре. А вот точные формулы мне пригодились в моей работе в номерном НИИ, где я в течение многих лет производил расчёты, о неразглашении которых давал подписку. Что же касается некоторых моих дискуссий со «стихарянами», которые ничего не понимают в термодинамике и не стали бы со мной спорить об этой науке, то создается впечатление, что в другой области они считают себя состоявшимися поэтами, ибо поэзия, по их мнению, доступна всем мало-мальски рифмующим людям. И тут я, к сожалению, не могу доказать им, что поэзия не менее сложна, чем термодинамика.

Михаил Молчанов 2   22.12.2019 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.