Кривошеину Виктору от мамы...

  Когда мы - молодые специалисты,- приехали на Байконур , был февраль. Начиналась весна , и скоро , очень скоро все пустынные степи покроются дикими тюльпанами ... Нас разместили в гостинице на 9 - й площадке . Было воскресенье , и ждать до понедельника было невозможно . На "десятку" было два въезда : со стороны станции Тюра-Там и со стороны аэродрома . Расспросив , что да как , мы с другом пошли искать дорогу в город . Пришли на КПП , где показали наши предписания и другие документы - нас не пустили . И мы пошли вдоль забора из колючей проволоки , точно зная , что где-то есть лазейка . И , действительно , она скоро обнаружилась . Мы попали в город с той стороны , где брала начало аллея Космонавтов . Здесь пришли к двум обелискам , на одном из которых стояла дата 24 октября 1960 года . Мраморные плиты , столбики, цепи, фамилии погибших испытателей , много фамилий ...
  Мы обошли мемориал несколько раз вокруг , не понимая , конечно , ничего ... Среди мраморных плит на могиле осталась нетронутой металлическая пластина , слегка схваченная ржавчиной , с надписью : " Кривошеину Виктору от мамы "...
  Потом я написал стихотворение , текст которого не сохранился . В памяти остались только последние четыре строчки :

Знаю - к звёздам уйдут исполины ,
И ту надпись сквозь тысячи бурь:
"Кривошеину Виктору - сыну " , -
Пронесёт  на  плечах  Байконур !

 Вот, что я узнал об этом событии много лет спустя ( из газеты " Красная звезда " и из воспоминаний Б.Чертока , заместителя ГК ) ... Это была катастрофа ,- не отдельный отказ , а целый комплекс причин. Но главная причина катастрофы - неоправданная никакой потребностью спешка . Провести первые ЛКИ ракеты Михаила Янгеля Р - 16 к дню Октябрьской революции . Это была идея Председателя Государственной комиссии Главкома РВСН Главного маршала артиллерии М. Неделина и Главного Конструктора КБ " Южное " М. Янгеля . Если разбираться дальше , то причина была в поставке неотработанной системы управления на лётные испытания . Плюс спешка и срыв графика подготовки пуска из-за множественных замечаний ...
Испытательная команда трое суток не покидала стартовую позицию. Чтобы поддержать работу расчётов маршал М. Неделин сидел на стуле в двадцати метрах от ракеты . Он заживо сгорел одним из первых , похоронен в Кремлёвской стене.. М. Янгель , как Главный Конструктор отвечая за всё происходящее , был со слов оставшихся в живых в сильном стрессовом состоянии и всё время курил . В момент взрыва Янгель был в курилке , - и это спасло ему жизнь . Начальник НИИ-4 генерал А.Соколов сделал замечание Неделину, что нельзя быть на стартовой площадке при объявленной часовой готовности ,- и был отправлен в Москву , и остался жив . Спустя три месяца его назначили Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р - 16 . Ещё был начальник отдела подготовки полигона подполковник С.Титов , который на последнем заседании Гос.комиссии бескомпромиссно предложил : - Компоненты слить , ракету отправить на завод на доработку ! Но разве слушают маршалы своих подчинённых ?... И где он сейчас - С. Титов ? Надеюсь , что душа его на небесах ... Так Неделин все последние дни упрямо шёл к своей гибели ... Взрыв ракеты на стартовой площадке за тридцать минут до пуска - система управления выдала ложную команду на включение двигательной установки второй ступени ...
А ещё надо будет придумывать авиационную аварию с гибелью Маршала ...
В братской могиле на "десятке " погребены останки восьмидесяти четырёх солдат , курсантов и офицеров . Семнадцать представителей промышленности были самолётами отправлены по месту работы . Ещё несколько десятков испытателей скончалось в госпиталях и больницах ... Никто не считал сколько . Это была ( по числу смертей ) самая большая катастрофа в истории нашей космонавтики . У меня хранится заметка из газеты " Красная звезда " двадцатилетней давности , где было отмечено , что такое большое количество жертв вызвано ещё и тем , что во время ЛКИ проводилась учёба выпускников военных училищ . И это косвенно подтверждается тем , что в докладе Государственной Комиссии ЦК КПСС было сказано , что на стартовой площадке присутствовало до 150 ( ! ) необязательных ( ! ) человек .

  В гостиницу на 9-й площадке вернулись вечером , - через дырку в заборе . Друзья наши пошутили , что ждали сообщений из комендатуры о нашем задержании .

  В этот день проводился старт с испытаниями нового орбитального корабля "Союз", который был ориентирован на нашу лунную программу , но об этом тогда ещё никто не знал . А мы , тем более ,- первый день на космодроме ... Это был уже третий старт и он , к сожалению , окончился , как и два предыдущих , неудачно - прогорела теплозащита спускаемого аппарата . Первый из "Союзов" стартовал с Байконура 28 ноября 1966 года. Сначала телеметрия показывала, что все бортовые системы работают нормально, но на седьмом витке корабль по неизвестной причине очень быстро израсходовал весь запас топлива, и затем началось его вращение . Находящийся на орбите корабль стали готовить к аварийному возвращению на Землю, но при снижении на нем несанкционированно сработала система аварийного подрыва. Вот так самый первый "Союз", оставшийся в итоге без официального номера, разлетелся на мелкие фрагменты в верхних слоях атмосферы. . Следующий пуск корабля  "Союз" был намечен на 14 декабря 1966 года. Однако при старте, уже после включения двигателей первой ступени, прошло сообщение о возникших неполадках в ракете-носителе. Все ее двигатели были оперативно отключены, и по громкой связи прозвучал приказ стартовой команде идти к установке, чтобы разобраться в ситуации. И тут едва не произошла трагедия, которая вполне могла бы обернуться такой же катастрофой, какая случилась здесь же в октябре 1960 года. .А во время происшествия 14 декабря 1966 года на стартовой площадке тоже оказалось много рабочих и специалистов, которые должны были выяснить причины возникших неполадок. Все вышли из бетонных бункеров, чтобы идти к месту старта, но тут неожиданно для всех включились двигатели системы аварийного спасения , расположенные на самом верху ракеты. Пламя от них сразу же попало на топливные баки второй и первой ступеней, которые тоже вспыхнули и стали взрываться. . А правительственная комиссия впоследствии установила, что декабрьская катастрофа произошла из-за конструкторских недоработок в системе ориентации "Союза". Ведь даже после отключения электросистем ракеты все ее гироскопы работали по-прежнему, поскольку имели автономные источники питания. А так как гироскопические датчики были нацелены на определенные звезды, то они продолжали бесстрастно фиксировать смещение "Союза" относительно этих звезд. И хотя ракета неподвижно стояла на стартовой площадке, она в то же время вместе с вращающейся Землей двигалась в мировом пространстве. Именно поэтому, как только угол ее отклонения превысил критическую отметку, система восприняла этот факт как падение всей конструкции, после чего автоматы и выдали команду на включение двигателей .
 
  Следующим будет полёт Владимира Комарова ...

И в Галактике
Цветом советским
Обернется алая кровь…
Курит Чкалов.
Поет Леваневский.
Улыбается Комаров…

   Феликс Чуев

   Вот  таким  был  мой  первый  день  на  Байконуре ...
 

 
 


Рецензии
Интереснейшая информация!

Но беду мы всегда угадываем верно:

"Но главная причина катастрофы
- неоправданная никакой потребностью спешка.
Провести первые ЛКИ ракеты Михаила Янгеля Р - 16
к дню Октябрьской революции ..."

«Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).

Буду изучать ценную информацию!
Пишите! Это ценно!

Виталий Мельник   08.03.2020 22:18     Заявить о нарушении
В городке Капустин Яр тоже есть обелиск погибшим, где упомянут Неделин.
Согласен я с тем, что не совсем доработанная техника была в то время.
Это я лично ощутил. В 1976 году во время заправки второй ступени ракеты разработки и выпуска 1964 брызнула струя горючего - НДМГ из под прокладки заправочно-сливной горловины (в направлении шланга заправки окислителя). А компоненты топлива - самовоспламеняющиеся! Пришлось подставить своё тело, которое было в резиновом ЗК. После того, как отчаянно и яростно раскачал заправочное устройство струя исчезла - прокладка восстановила эластичность. Хорошо, что не отломился бурт горловины. Давление заправки 8 атмосфер.

Меркурий Ильин   10.04.2021 02:51   Заявить о нарушении
Интереснейшая информация от очевидца и ракетчика!
Интересуюсь... люблю делать исторические ретроспективы,
прошлое нас учит!

Надо же, Несимметричный Диметил Гидразин прыснул,
Гептил, стало быть... "Сатанинская жидкость!"
А вы не долго думая, самоотверженно себя подставили.
Это подвиг!

Насколько знаю, Сергей Павлович Королев был против
применения гептила! - Ан вот, не послушали!

Слово Бога кратко описывает всю последующую историю человечества такими словами: «Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).

А информация интереснейшая!

У меня в сборнике "Кузькина Мать" такие темы рассматриваются,
да, и в сборнике "Экипажам космических кораблей" - то же.
будет интересно ваше мнение. Очень ценно ваше мнение!
Благодарен!

Виталий Мельник   10.04.2021 20:55   Заявить о нарушении
Виталий, к сказанному могу ещё добавить:
1) Ракета относилась к типу 8К64;
2) Во время заправок в июльскую жару и январский холод запотевало стекло противогазов так, что ничего не было видно сквозь стёкла - не помогали никакие средства от запотевания. Поэтому приходилось сбрасывать с головы эти противогазы.
В воздухе стоял густой аромат от смеси компонентов горючего и окислителя, который вдыхали полной грудью;
3) Ёмкости хранилищ окислителя (объёмом куда больше ж/д цистерн), изготовленные из прямоугольных алюминиевых листов толщиной в 10 мм постоянно протекали - на стыках сварных швов появлялись так называемые волосяные трещины. Протечки цвета ржавчины хорошо просматривались, как как емкости покрывались серебристой пудрой. Постоянно приходилось их подваривать. Сварку производили не сливая содержимое ёмкостей - наносили сверху очередной слой сварки. Особенно тяжело приходилось варить в нижней части цистерн, т.к. емкости недостаточно высоко возвышались над уровнем бетонной площадки - конструктивная недоработка.
4) Насосы с лабиринтными уплотнениями в районе осей крыльчаток жутко протекали.
5) САУ постоянно глючили и не отъзжала - находилась постоянно на СП в "вечной командировке" (так характеризовали в шуточной форме) бригада предприятия-изготовителя.
Могу ещё продолжить, но, думаю, хватит, т.к. совсем Вас разочарую.

Меркурий Ильин   10.04.2021 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.