Рецензии на произведение «Кривошеину Виктору от мамы...»

Рецензия на «Кривошеину Виктору от мамы...» (Николай Петраш)

Интереснейшая информация!

Но беду мы всегда угадываем верно:

"Но главная причина катастрофы
- неоправданная никакой потребностью спешка.
Провести первые ЛКИ ракеты Михаила Янгеля Р - 16
к дню Октябрьской революции ..."

«Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).

Буду изучать ценную информацию!
Пишите! Это ценно!

Виталий Мельник   08.03.2020 22:18     Заявить о нарушении
В городке Капустин Яр тоже есть обелиск погибшим, где упомянут Неделин.
Согласен я с тем, что не совсем доработанная техника была в то время.
Это я лично ощутил. В 1976 году во время заправки второй ступени ракеты разработки и выпуска 1964 брызнула струя горючего - НДМГ из под прокладки заправочно-сливной горловины (в направлении шланга заправки окислителя). А компоненты топлива - самовоспламеняющиеся! Пришлось подставить своё тело, которое было в резиновом ЗК. После того, как отчаянно и яростно раскачал заправочное устройство струя исчезла - прокладка восстановила эластичность. Хорошо, что не отломился бурт горловины. Давление заправки 8 атмосфер.

Меркурий Ильин   10.04.2021 02:51   Заявить о нарушении
Интереснейшая информация от очевидца и ракетчика!
Интересуюсь... люблю делать исторические ретроспективы,
прошлое нас учит!

Надо же, Несимметричный Диметил Гидразин прыснул,
Гептил, стало быть... "Сатанинская жидкость!"
А вы не долго думая, самоотверженно себя подставили.
Это подвиг!

Насколько знаю, Сергей Павлович Королев был против
применения гептила! - Ан вот, не послушали!

Слово Бога кратко описывает всю последующую историю человечества такими словами: «Человек властвует над человеком ему во вред» (Экклезиаст 8:9).

А информация интереснейшая!

У меня в сборнике "Кузькина Мать" такие темы рассматриваются,
да, и в сборнике "Экипажам космических кораблей" - то же.
будет интересно ваше мнение. Очень ценно ваше мнение!
Благодарен!

Виталий Мельник   10.04.2021 20:55   Заявить о нарушении
Виталий, к сказанному могу ещё добавить:
1) Ракета относилась к типу 8К64;
2) Во время заправок в июльскую жару и январский холод запотевало стекло противогазов так, что ничего не было видно сквозь стёкла - не помогали никакие средства от запотевания. Поэтому приходилось сбрасывать с головы эти противогазы.
В воздухе стоял густой аромат от смеси компонентов горючего и окислителя, который вдыхали полной грудью;
3) Ёмкости хранилищ окислителя (объёмом куда больше ж/д цистерн), изготовленные из прямоугольных алюминиевых листов толщиной в 10 мм постоянно протекали - на стыках сварных швов появлялись так называемые волосяные трещины. Протечки цвета ржавчины хорошо просматривались, как как емкости покрывались серебристой пудрой. Постоянно приходилось их подваривать. Сварку производили не сливая содержимое ёмкостей - наносили сверху очередной слой сварки. Особенно тяжело приходилось варить в нижней части цистерн, т.к. емкости недостаточно высоко возвышались над уровнем бетонной площадки - конструктивная недоработка.
4) Насосы с лабиринтными уплотнениями в районе осей крыльчаток жутко протекали.
5) САУ постоянно глючили и не отъзжала - находилась постоянно на СП в "вечной командировке" (так характеризовали в шуточной форме) бригада предприятия-изготовителя.
Могу ещё продолжить, но, думаю, хватит, т.к. совсем Вас разочарую.

Меркурий Ильин   10.04.2021 23:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кривошеину Виктору от мамы...» (Николай Петраш)

Здравствуйте, Николай. Спасибо, что дали наводку на Вашу статью. Я много знала, но не столько, сколько узнала из Вашей статьи. Я была своим человеком в музее . Нет не на двойке, где я была только два раза, когда он ещё не работал, только готовился к открытию. Ну в домиках, конечно, была. Вы поняли о каких домиках я пишу. А вот музей в Доме офицеров строитедей, он был мне близок. Там часто я бывала приглашённой на всякие встречи. Короче говоря, была там своим человеком. Имею дарственные касеты с историческими событиями и со своими встречами. Там есть и мои стихи . Правда, много воды утекло, может не сохранились. Много книг есть с воспоминаниями. Ну перечислять смысла нет. Только я не поняла в каком году Вы туда приехали. Моего мужа перевели с камчатского полигона на Байконур (тогда это было закрытое название) официально было Ленинск. В Ленинск в 1969 году. Осенью. Месяц мы жили в гостинице, потом получили квартиру, в средине ноября. Кажется я тоже много написала о своей биографии. Пока на этом остановлюсь. Всего самого доброго . С уважением и теплом души. С.Н.

Абросимова Светлана Ник   23.09.2019 20:32     Заявить о нарушении
Добрый вечер , Светлана Николаевна !

Ленинск : 1966 - 1969 . Гибель В.Комарова . Юрия Гагарина . Лунная гонка .
Четыре пуска Н-1...
Потом МАИ . Проектирование космических летательных аппаратов - моя специальность .
РКК "Энергия" им. С.П.Королёва . "Буран"

Начало разработки МКС " Буран " датируется 9.01.1976 .

В этот день Генеральный Конструктор НПО "Энергия" В.П.Глушко утвердил " Техническую справку - Многоразовая космическая система 11К25 ".
Два месяца спустя пошёл процесс моего оформления в НПО "Энергия" после окончания МАИ . Служебную записку о моём приёме в ведущий отдел службы ГК МКС визировал В.П.Глушко ( когда я увольнялся с предприятия , эту служебную записку отдали мне в отделе кадров ) .
Через полгода я уже участвовал в работах над эскизным проектом по "Бурану " , куда вошёл мой график изменения массы полезного груза , выводимого на опорную орбиту , от количества топлива второй ступени ... ( суть этого графика заключалась в том , что разработчикам и конструкторам необходим был запас массы полезного груза , выводимого на орбиту ) .
Мне фантастически повезло в том , что я попал на предприятие , где на практике стал осуществляться мой дипломный проект "Двухступенчатая ракета- носитель".

Если сейчас смотреть спустя столько лет ( в США - начало разработок и проектирования шаттла это 1974-й год , и катастрофа «Колумбии» в 2003-м году.
А у нас : эскизный проект - 1976-й год , а первый полёт «Бурана» - 1988-й год . Более 40 лет прошло ! ) ,- то можно сказать ,
что и NASA , и РКК «Энергия» пошли по неправильному пути .
NASA засыпали деньгами после лунной программы , а мы пошли за ними –
МО СССР родило две фобии – первая военная : мол можно с шаттла сбросить
ядерный заряд на Москву , а вторая техническая : захват спутников ( например , разведчиков ) на орбите .
А идея NASA была – уменьшение стоимости выведения полезного груза на орбиту
за счёт многоразовости элементов конструкции « Спейс шаттла» .
И как показала история , что блоки 1-й и II-й ступени , это просто баки , которые почти ничего не стоят . А решение NASA перенести двигатели II-й ступени на шаттл привело к большому весу челнока , и в дальнейшем к отсутствию тяжелого
носителя в США . А ещё приходится гонять шаттл массой 65 тонн туда – сюда…
И это – инженерная глупость .

И шаттл , и «Буран» оказались , к тому же , очень уязвимыми , с точки зрения живучести , по состоянию теплозащиты –
в «Колумбии» повреждение теплозащитной плитки от обтекателя крепления блока
первой ступени привело к гибели экипажа при посадке ; а «Буран» при повреждении
плитки тоже бы погиб ( на этапе спуска и торможения в облаке плазмы от динамической нагрузки вывалилась плитка в зоне силового лонжерона крыла. После анализа на земле пришли к выводу , что «Буран» спасли десять секунд при спуске – корабль ушёл из области высоких температур ) .
А У НАС БЫЛ И ДРУГОЙ ПУТЬ .
Но мы его прошли , и никто из Генеральных Конструкторов его не увидел .
У нас была ракета-носитель «Энергия» , и проект РН «Вулкан» , когда на центральный блок II-й ступени размещались 6-8 блоков 1-й ступени ,-
а это 200 тонн полезного груза на орбите .

А ещё был вариант ГТА ( грузовой транспортный аппарат ) с массой 110 тонн
на опорной орбите . Вариант родился в нашем отделе . Когда в нашей группе
аналитиков мы просчитали вариант с новой аэродинамикой ( цилиндрический контейнер вместо «Бурана» ) , то и получили эти 110 тонн.
Доложили руководству отдела – начальник отдела Иванов побежал по одной
лестнице к ГК МКС Садовскому , а зам.начальника Дубинский по другой лестнице
докладывать наши предложения . И было принято решение – 15 мая 1987 года
ушёл на орбиту ГТА «Полюс».

НО НИКТО НЕ ПОНЯЛ ГРАНДИОЗНОСТИ ЭТОГО РЕШЕНИЯ ! ! !
А с таким носителем можно было построить на земной орбите
не только МКС , но и настоящий город , или на лунной орбите , или на Луне …
А в НПО «Энергомаш» для такого носителя под руководством В.П.Глушко был разработан самый мощный в мире жидкостной ракетный двигатель РД-170 с тягой 740 тонн у земли и 806 тонн в пустоте ( самым-самым РД-170 остаётся и сегодня ).

Но NASA решило пускать шаттлы , а мы «Бураны» …

Р.S. Никакого военного применения шаттла , как оказалось , не было ,- да и быть
не могло . По определению . Чтобы осуществлять орбитальное маневрирование
шаттлу с массой 65 тонн , необходимо топлива в разы больше самого шаттла .
Для примера – наш пятитонный «Союз» для стыковки с МКС тратит около двух
суток на эту процедуру . А чтобы шаттлу загрузить наш какой-нибудь спутник-
разведчик к себе в отсек ( это была фобия МО СССР ) ,- надо столько топлива и
времени ( а это главное ) , что ЦУП успеет ликвидировать такой спутник по
команде с земли .

P.P.S. Через несколько месяцев после полёта «Бурана» умер В.П.Глушко .
Через два года с уходом Р.Рейгана закончились «Звёздные войны» ( если официально
СОИ – стратегическая оборонная инициатива ) , а я не успел
защитить диссертацию – разослал только автореферат «Противоспутниковая система А-Sat» .
1993-й год – закрыта программа «Буран» .
В 1993 году был подписан Договор СНВ-2 .
2002-й год - после снегопада обвалилась крыша МИК на 110-й площадке , где
стоял наш «Буран».
2003-й год - остановлены полёты Space Shuttle после гибели «Колумбии» , а в
2011-м закрыта вся программа .
2010-й год – подписан Договор СНВ-3 .
2019-й год – рассматриваются планы по возобновлению работ по РН «Энергия»
( может не зря мы придумали ГТА ?.. )
А вдруг - всё ещё будет .

С уважением

Николай Петраш   25.09.2019 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за Историческую справку.Всё очень интересно. А по БУРАНУ с Вами работал ТАРАКАНОВ? Я не знаю его имени и отчества, но ко мне зашла его внучка Екатерина Тараканова, которая сообщила, что её дед работал над этим проектом..
С уважением и лучшими пожеланиями. С.Н.

Абросимова Светлана Ник   25.09.2019 12:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кривошеину Виктору от мамы...» (Николай Петраш)

Я много литературы прочитала на эту тему , знаю , много было катастроф и жертв , но такое описание ... даже мне профану в этой области , стало ясно многое . Николай , я знаю , что космос нам дался не легко , но так хочется верить , что все было не напрасно .Вечная память героям космоса , да не только героям , всем , всем ... кто обслуживал Байканур ,кто обслуживал полеты , кто просто верил в себя и свой народ . Я восторгаюсь теми молодыми парнями , которые всегда рискуя собственной жизнью вершили историю . Для меня это так же высоко , как и космос .
Спасибо Николай еще раз , низкий поклон всем Вам !
Приятно было познакомиться Заходите почаще на мою страницу .
С уважением Галина !

Галина Высоцкая -Зимовец   29.06.2019 00:03     Заявить о нарушении
Галина - я специалист , кандидат технических наук . И мои знания носят академический характер. Я работал под руководством В.П.Глушко .

Николай Петраш   30.06.2019 15:09   Заявить о нарушении
К вам космос ближе , чем ко мне .

Галина Высоцкая -Зимовец   06.02.2020 02:31   Заявить о нарушении