Переживания внутреннего и космического сознания

Шри Ауробиндо.
Переживания внутреннего и космического сознания.

Прорыв вуали между внешним сознанием и внутренним существом является одним из критических моментов в йоге. Ибо йога означает объединение с Божеством, но она также означает пробуждение сначала к вашему внутреннему себе, а затем к вашему более высокому себе, – движение внутрь и движение вверх. В действительности, это только через пробуждение и выход вперед внутреннего существа вы можете войти в объединение с Божеством. Внешний физический человек является только инструментальной персональностью, и сам по себе он не может достигнуть этого объединения, – он может только получать случайные касания, религиозные чувства, несовершенные знаки. И даже они приходят не из внешнего сознания, а из того, что находится внутри нас.

Есть два взаимно дополняющих движения; в одном внутреннее существо приходит вперед и отпечатывает свои собственные нормальные движения на внешнее сознание, для которого они необычны и ненормальны; другое – это отшагивание из внешнего сознания, уход внутрь во внутренние планы, вхождение в мир вашего внутреннего себя и пробуждение в скрытых частях вашего существа. Когда это погружение совершено, вы отмечены для йогической, духовной жизни, и ничто не сможет стереть печать, которая была поставлена на вас.

Равным образом это важно для тех, кто хочет объединения с Божеством, без чего трансформация невозможна. Это стремление не может быть реализовано, если вы остаетесь связаны вашим внешним собой, привязаны к физическому разуму и его жалким движениям. Это не внешнее существо является источником духовного импульса; внешнее существо лишь испытывает внутреннее побуждение, идущее из-за вуали. Это внутреннее психическое существо в вас, вот кто является бхактой, искателем объединения и Ананды, и что невозможно для внешней природы, предоставленной самой себе, становится совершенно возможным, когда барьер опрокинут и внутренний сам впереди. Ибо в тот миг, когда он с силой выходит вперед или мощно втягивает сознание в себя, мир, экстаз, свобода, широта, раскрытие свету и верхнему знанию начинают становится естественными, спонтанными, часто немедленными в своем появлении.

Раз барьер сломан тем или иным движением, вы начинаете обнаруживать, что все процессы и движения, необходимые для йоги, доступны для вас, а не трудны или невозможны, как это кажется вашему внешнему уму. Глубочайший психический сам в вас уже имеет в себе йогина и бхакту, и если он сможет полностью выйти и принять лидерство, духовный поворот вашей внешней жизни предопределен и неизбежен.


Большинство людей живут в своей ординарной внешней невежественной персональности, которая нелегко раскрывается Божеству; но внутри них есть также и внутреннее существо, которого они не знают, которое легко может открываться Истине и Свету. Но там есть стена, которая отделяет их от него, стена темноты и несознания. Когда она рушится, приходит освобождение; чувство покоя, Ананды, радости, которые у вас были непосредственно после этого, были вызваны этим освобождением. Крик, который вы слышали, был криком витальной части в вас, преодоленной внезапностью разрушения стены и раскрытия.

Конечно, переход из одного состояния сознания в другое требует времени. Глубина чувства будет все более и более возрастать по мере того, как ваше сознание будет отступать от требований внешних вещей и идти глубже в сердечный регион, видя и чувствуя оттуда с психическим, подсказывающим и освещающим. Вера тоже будет возрастать с этим движением – ибо это внешний интеллект нетверд или испытывает недостаток веры, внутреннее существо в сердце имеет ее всегда.


Тишина не означает отсутствия переживаний. Это – внутренняя тишина и покой, в котором все переживания могут происходить, не производя никаких нарушений. Было бы великой ошибкой мешать образам, поднимающимся в вас. Неважно, являются ли они ментальными или психическими. Нужно иметь переживания не только истинного психического, но и внутреннего ментального, внутреннего витального и тонкого физического миров или планов сознания. Частота образов является знаком, что это – раскрытие, и мешать им – значит мешать расширению сознания и опыта, без которых эта йога не может быть сделана.



Когда внешний ум полностью оставлен снаружи, вещи внутри начинают видеться живо и ясно, но когда внутренний ум не активен, тогда либо их последовательность не видна, либо сознание медлит в смешанных переживаниях нижнего витального плана и не проходит через него к более глубоким, более связным и многозначительным переживаниям. Необходимо развитие внутреннего сознания – когда это развитие произойдет, тогда все станет более ясным и связным. Это развитие произойдет, если, не будучи обеспокоенным, вы будете спокойно стремиться и продолжать призывать Силу Матери делать то, что нужно.

Ваш зов всегда достигает Матери. Если вы будете оставаться спокойным и уверенным, в свое время вы начнете осознавать ответ. Чем более спокойным становится ум, тем яснее будет становится для вас ее ответ и тем яснее вы будете чувствовать ее работу.


То, что вы чувствуете как новую жизнь, это рост внутреннего существа в вас; внутреннее существо является истинным существом, и по мере его роста все сознание начинает меняться. Это чувство и ваша новая позиция по отношению к людям являются признаками перемены. Видение внутренних вещей тоже обычно приходит с этим ростом внутреннего существа и сознания; это – внутреннее видение, которое пробуждается в большинстве садхаков, когда они вступают в эту стадию.

Характерной чертой этого внутреннего сознания является также и то, что даже когда оно активно, ощущаются стоящие позади деятельности или включающие ее в себя полный покой или тишина. Чем более кто-то концентрируется, тем более этот покой и тишина возрастают. Вот почему внутри все видится спокойным, несмотря на все вещи, которые могут иметь там место.

Также совершенно обычно и то, что происходящее во внутреннем сознании не выражает себя в настоящем во внешнем физическом. Сперва оно производит изменения снаружи, но овладевает внешними инструментами лишь впоследствии.


Сознание, о котором вы говорите, в Гите было бы описано как свидетельствующий Пуруша. Пуруша, или базисное сознание, является истинным существом или, по крайней мере, на каком бы плане он не проявлялся, он представляет истинное существо. Но в ординарной природе человека он скрыт эго и невежественной игрою Пракрити и остается завуалированным позади как невидимый Свидетель, поддерживающий игру Неведения. Когда он появляется, вы чувствуете его как сознание позади, спокойное, центральное, не идентифицирующееся с игрою, которая зависит от него. Он может быть скрыт, но он всегда там. Появление Пуруши является началом освобождения. Но медленно он может стать также Хозяином – медленно, потому что все привычки эго и игра нижних сил будут против этого.


Рецензии