Солярис

вдохновение  https://www.youtube.com/watch?v=SJZVCW0JxKw
По мотивам романа Станислава Лема и фильма Андрея Тарковского.

Пролог.

Опять ищу спасения у Бога
И умоляю: «Господи, прости –
Что честной жизни было так немного,
Что я грешил... Грехи мне отпусти!»

Ответа нет и лишь молчанье неба,
Пугающее чёрной пустотой...
А где же Бог? Он, изначально – небыль?
А быль – *Солярис, липкий и густой

Коллоид, взвесь, с крупинкой укоризны
За те грехи, что надо отпустить
И все простить, с рождения до тризны?
И всё простив, в могилу опустить?!

Часть первая.

«Меня к тебе вела стезя, Солярис!»
Так думал Крис – он послан был сюда.
С ним на Земле его друзья расстались.
Но чувства боли, скорби и стыда

Остались в сердце... Станцию вращает,
Из липкой массы воссоздавший грех,
Солярис. Криса память возвращает
Туда, где совесть, полная прорех,

Во время сна, зондирует сознанье.
Находит бреши, вроде чёрных дыр,
Где света нет, основы мирозданья,
Лишь тьма, в которой некто – поводырь.

Ведёт слепых пришельцев к божьей каре,
Дарует Крису новый диалог
С женою мёртвой... След на коже Хари,
Последний знак, прощальный эпилог –

След от иглы, инъекции летальной.
Её не может помнить Хари-2
Инъекция была суицидальной.
А может помнит – помнит, хоть едва?
 
У Криса – шанс ошибки все исправить.
У Хари-2 – шанс свой не упустить,
От ревности пустой себя избавить
И, вновь воскреснув, Криса обольстить.

Солярис дал ей прелести земные –
Она добра, красива и нежна.
Там, на Земле, должно быть, силы злые
Шепнули ей: «Ты Крису не нужна».

И снова ревность, женские рыданья.
Как глупо было – яд в себя вложить.
Теперь *азот «убил» её... Страданья.
Но тело воскресает – чтобы жить!

И плоть, и кровь, похоже, человечьи
У Хари-2, но что-то с ней не так...
Повтoрный скан... Рука, ложась на плечи:
«Нейтринная основа – не пустяк!»

Сарториус здесь, не в поддержку Крису:
«Как неразумно Хари-2 любить,
Весь экипаж теперь подвержен риску!
Ты, Крис, обязан призрак свой убить!!»

«Что делать, – обсуждали астронавты, –
Чтоб не хотелось с призраками быть?
Так, в Греции, когда-то, аргонавты,
Покинув *Лемнос, вновь за призом плыть

Решились дальше, преодолевая
Соблазны острова, который их пленил.
Но медлил Крис, жизнь «гостье» продлевая.
Её любил он, горько так любил...

«Прекрасна воскресающая Хари,
Солярисом ведома из глубин.
А у меня «гостят» сплошные хари,
Ужасные! Эффект неизгладим

Из памяти, – Сарториус заметил, –
Я их аннигилировать готов!!»
«Но мы, с Земли, искали их по *СЭТИ.,
Нам долгих это стоило трудов.» –

Ответил Снаут, вежливо и тихо.
«Не с призраками нужен диалог!»
«Но убивать себе подобных – дико.»
«Себе подобных?! Это же подлог!!»

Цветной туман Соляриса клубился –
Как будто слушал доводы светил
Земной науки и в сомненьях бился.
Сарториуса Снаут совестил...
 
               
Часть вторая.

Молчали Крис и «гостья» Хари-2
Им нужно было время, чтоб проститься.
Вдруг прервалась по станции ходьба,
Где невесомость ровно час продлится.

Коррекция орбиты началась.
Закончились профессоров дебаты.
Научных споров ночь не удалась.
В ней было всё и все витиеваты –

Душевной не хватило простоты.
Утратив гравитацию, летали
«Над городом» Шагаловы холсты.
Утихли страсти - те, что клокотали

Внутри людей, утративших свой вес.
И Крис обнялся с Хари-2 в полёте.
Утих Солярис – бог им или бес? –
Послав сигнал химерам: «Вы уйдёте.»

Ушли ОНИ неслышно, поутру...
Проснувшись, экипаж был удивлённым:
«Куда ушли – в *кротовую нору»?
По эллипсу орбиты, удлинённом

Коррекцией, космический ковчег
Описывал привычные вращенья...
«Куда ушли?» Лишь Крис спросил: «Зачем?!»
И помолившись, попросил прощенья...

Произошёл с Солярисом контакт.
Коллоид, взвесь, услышав покаянья,
Вдруг проявили к астронавту такт
И признаки души, и пониманья.

И Крис увидел островок Земли,
И дом свой, и родных своих у дома.
Туда его, пришельца, низвели –
Где жизнь его ему была знакома.

Как блудный сын, он на колени пал
Перед отцом и оба прослезились...
В сознанье грешных нежно проникал
Солярис-бог и люди с богом слились.

Фотоиллюстрация к стихотворению - кадр из кинофильма "Солярис" Крис и Хари (Донатас Банионис и Наталья Бондарчук).
Примечания к тексту стихотворения:
*Солярис – название фантастического романа Станислава Лема, повествующего об интеллектуальной планете-творце Солярис, способной выделять из человеческого подсознания «чувства вины» и воплощать их в реальные материальные объекты. Хари – двойник, умершей на Земле, жены  астронавта Криса. Крис был послан с Земли на космическую станцию «Солярис» с целью исследовать загадочный феномен планеты-бога и определить дальнейшую судьбу станции и её обитателей. Любовь Криса к Хари и муки «воскрешённого» Солярисом её двойника – основная психо-философская линия фантастического сюжета, придуманного Лемом. По этой книге снят одноименный гениальный фильм Андрея Тарковского.

* Температура жидкого азота составляет -195,8 °c по цельсию

*Остров Лемнос, где женщины во главе с царицей Гипсипилой перебили за измену всех своих мужей. Увидев аргонавтов, лемниянки захотели оставить их жить у себя. Герои на время предались с женщинами пирам и забавам, но вскоре Геракл горькими упрёками заставил их вспомнить о цели похода в Колхиду, за главным призом - золотым руном.

*Проект СЭТИ — Проект SETI (англ. SETI Search for Extraterrestrial Intelligence). Поиски внеземных цивилизаций. Некоторые астрономы (см. Уравнение Дрейка, Парадокс Ферми) давно считают, что планет во Вселенной так много, что даже если малая их часть пригодна для жизни, то тысячи или даже миллионы планет должны быть обитаемыми. Последние достижения астрономии и физики укрепили представление о существовании многих планетных систем, пригодных для жизни. Но если где-то там существуют развитые цивилизации, то как нам установить с ними контакт? Один подход выражен в финансируемой NASA программе прослушивания электромагнитных сигналов искусственного происхождения. СЭТИ базируется на предположении, что любая технически развитая цивилизация должна прийти к созданию систем радио-телевизионных или радиолокационных сигналов — таких же, как на Земле.
*Кротовые норы - Общая теория относительности (ОТО) допускает существование таких туннелей во времени и пространстве, хотя для существования проходимой кротовой норы необходимо, чтобы она была заполнена экзотической материей с отрицательной плотностью энергии[1], создающей сильное гравитационное отталкивание и препятствующей схлопыванию норы. Решения типа кротовых нор возникают в различных вариантах квантовой гравитации, хотя до полного исследования вопроса ещё очень далеко.


Рецензии
Здравствуйте, Сережа. У Вас все, как всегда - на высоте. От себя скажу: я ненавижу Тарковского и главных героев (не актеров), хотя потомицу Бондарчук, пожалуй, ненавижу за то, что они разрушили мое восприятие этого вне земного произведения Лема. Первый раз я прочитала лет в 12-ть. И всю жизнь бегу от этой псевдогениальной постановки. Ну, не такие они были. Как могла эта вялая стерлядь процарапывать стены насквозь ?! Любить? Она могла только многократно умирать - единственное, что у нее хорошо получалось.
Есть несколько романов, которые лучше не экранизировать. ( туда же - Пикник и Мастера) Я думаю - что и писать о них не надо. Это нужно только ЧИТАТЬ. Со всем уважением.

Тата Берг   20.02.2019 01:50     Заявить о нарушении
И я к вам со всем уважением и благодарностью за отклик на мой стих, дорогая моя коллега Наташа Берг! "Ненавижу" - это, пожалуй, слишком крепкое слово. Не следует его применять в данном контексте, я так думаю. Ненавидеть можно и нужно врага. Но актёров или экранизацию режиссёра... По моему, ненависть - не лучшее человеческое состояние души. И мы с вами, любезная Наташенька, как представители самой гуманной профессии на Земле, понимаем (или должны понимать) это лучше, чем кто-либо иной. Не так ли? Пожалуйста, не обижайтесь на меня и не думайте, что я вам читаю мораль или делаю замечание. Вовсе нет. Каждый волен думать и писать так, как он считает нужным. НО всё же... Покойный Андрей Тарковский и Бондарчук Наталья(ныне возглавляющая Российское эзотерическое общество) не заслужили такого
"ненавистного" к себе отношения. Хочется верить, что эта ваше "ненавижу" - всего лишь гипербола. И я улыбаюсь ей:)
Что касается эпизода из фильма Тарковского "Солярис", когда Хари (слабая, с виду, женщина-гость или призрак) насквозь процарапывает дюралюминиевую дверь - то с объяснением ЭТОГО всё очень просто. Ведь она не Земная женщина. Она только внешняя копия умершей Хари. А из чего создана гостья и каковы параметры её физической силы - всё это Крис и его коллеги астронавты познают по мере развития сюжетной линии. Она, Хари-2, обладает нечеловеческой силой настоящего монстра и бессмертием в пределах планеты Солярис! И это шокирует Криса. Донатас Банионис вместе с Бондарчук прекрасно сыграли эту сцену, которая вам, Наташа, показалась сомнительной.

Сергей Гончарукплуталов   21.02.2019 20:39   Заявить о нарушении
Хочу извинится перед вами, Наташа, перед душами покойных уже Лема и Тарковского - за то, что рискнул и позволил себе написать стих по мотивам их бессмертных и великих творений. Конечно же, моих скромных творческих усилий по созданию чего-то подобного подлинным творцам "Соляриса"(как романа так и кинофильма) было совершенно недостаточно. Я - не мастер и до глубин Лема и Тарковсого мне никогда не "донырнуть".

Сергей Гончарукплуталов   21.02.2019 20:46   Заявить о нарушении
В постскриптуме моего длинного ответа на вашу эмоциональную рецензию, дорогая и уважаемая Наташа, хочу сказать или напомнить вам, что Андрей тарковский никогда не экранизировал произведения "один в один". Он снимал СВОЁ кино по мотивам. Во всех своих работах(и в экранизации "Соляриса" и "Пикника на обочине") он никогда не стремился снять фантастический фильм по известному и полюбившемуся уже многим читателям сюжету книги. Он использовал этот сюжет только для того, чтобы ему дали возможность(а тогда ему такую возможность давали редко) поговорить со зрителем по душам... Фильмы Тарковского взывают к душе. Он был глубоко религиозным человеком. И во всех его работах эта его религиозность и духовность стоят на первом плане. Тарковского фильмы надо смотреть подготовленному зрителю-интеллектуалу. В 12 лет мне его фильмы тоже казались скучными с чрезмерно затянутыми сценами и едва понятными сложными диалогами между героями фильмов.
В 16 я уже стал менять своё отношение к такому кино. А в 25 наконец почувствовал, что в фильмах Тарковского есть ТО, что необходимо мне, как человеку - душа и мораль. Его фильмы высоко моральны! А в 30 я уже знал диалоги из его фильмов на память и слушал классическую музыку, которой Андрей Арсеньевич всегда иллюстрировал свои кинополотна. Именно тогда я и понял, что эти кинополотна - гениальны.
С теплом и наилучшими пожеланиями к вам, Наташа!
Приходите - всегда рад вам на своей страничке и все ваши критические замечания принимаю с пониманием!

Сергей Гончарукплуталов   21.02.2019 21:03   Заявить о нарушении
На то и Стихира, Сергей, чтобы мнением и эфиром обмениваться.
По крайней мере, мне кажется, что так это когда-то задумывались.
Не буду Вас разочаровывать. Пусть я буду, виртуально, белая и пушистая. Но поверьте - я давно взяла за правило думать, прежде чем высказаться. Даже с эмоциями)
.

Тата Берг   21.02.2019 22:54   Заявить о нарушении
И это ХОРОШО, что с эмоциями! Это же сайт стихов - как же без эмоций?
Рад нашему диалогу, Наташа:)

Сергей Гончарукплуталов   21.02.2019 23:05   Заявить о нарушении
Хорошо. Мы с Вами поспорим как- нить о Тарковском. Я докажу Вам, что Вы ошибаетесь. Коньюнктура многолика. Но, надеюсь, что Вы читали, прежде чем смотреть.

Тата Берг   23.02.2019 01:10   Заявить о нарушении
Я не делаю из Тарковского икону. Он для меня обычный человек, талантливый кинорежиссёр. Просто то, что он показал и рассказал в своих Фильмах - созвучно моему образу мыслей. Кино Андрея Тарковского требует к себе внимания и терпения от зрителя. Зритель должен быть подготовленным к тому, на что он пришёл посмотреть.
И ещё, кино Тарковского невозможно смотреть с попкорном и бокалом кока-колы.
Я помню, как в СССР многие зрители уходили с его медленных и непонятных им фильмов. В этом смысле, Тарковский не рассчитывал на массового зрителя. Он взывал к душам, созревшим уже до восприятия тех истин, которые он проповедовал с экрана.
Рад вам, Наташа, полуночница:)

Сергей Гончарукплуталов   23.02.2019 01:21   Заявить о нарушении
Для меня ближе Кира Муратова." Настройщик" - потрясающий фильм.
Не буду с Вами сейчас спорить. Да и ... нравится и ладно. Кому-то последняя экранизация "М и М" нравится. Еще то позорище. А ведь " Собачье сердце"- шедевр. Видно нельзя.

Тата Берг   23.02.2019 01:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.