Мы говорим, что звезды зажигают...

*   *   *

Мы говорим, что звезды зажигают,
что блюдцем заблестит луна в окно.
А то, что это физика простая,
мы знаем, но не скажем всё равно.
И отчего снег серебрист, и красен
закат, и так лазурны небеса –
мы знаем, что никто их не раскрасил.
Наука объяснит все чудеса.

И всё равно, и несмотря на то, что
еще учебник школьный нам твердил:
всё доказали, рассчитали точно, –
твержу упрямо: всё равно нам мил
тот образ, что луна сияет блюдцем,
что кто-то звезды к полночи зажег.
Без заблуждений этих где возьмутся
у нас слова для стихотворных строк?


Рецензии
Здравствуйте, Николай Павлович.

Зашла к Вам с твёрдым намерением сделать Ваш вечер добрым, тихим и безмятежным. Как Вам мой план? Мне кажется, он превосходен: прост и ясен, лучше не придумать. Недостаток у него всего один: совершенно неизвестно, как привести его в исполнение. Но я всё же попытаюсь.

Да, совершенно забыла сказать о том, что шляпа моя, которая у Вас осталась, чрезвычайно любопытна. Просто сверх меры. Уверена, что вчера она читала Ваше письмо, потому что сегодня я совершенно явственно услышала её повеление мне прийти к Вам в белых перчатках и с веером. Ладно ещё перчатки, на улице прохладно и они совсем не лишние, хоть и бальные. Но идти в пальто с веером! Пришлось надеть бархатное платье и тёплую накидку и в таком вот виде добираться к Вам под любопытными взглядами прохожих. Вы у шляпы спросите, пожалуйста, зачем непременно понадобился этот веер. У меня только одно предположение - отгонять им мрачные мысли.

Ладно, будем считать, что мой вид так же необъясним, как любимые нами образы, о которых Вы писали в этом своём стихотворении. Разделяю целиком и полностью Ваше упрямство в утверждении о том, что звёзды зажигают, что блюдце луны светит только для красивых строк и музыки и что небо раскрашивает неведомый художник. И это настоящее чудо. И пусть скучные взрослые, которым так не терпится всё рассчитать и разложить по полочкам, на этот раз просто промолчат.

Ах, Николай Павлович, я же Вам целый свёрток чудес принесла. Их можно развесить по квартире. Что они там будут делать, спросите Вы? Ну, конечно же, случаться!
И пусть они случаются! Повторяю это три раза, ведь Вам, Чародей, доподлинно известно, что всё, что сказано три раза, становится истиной.

С улыбкой и самыми добрыми пожеланиями,

Ника Марич   22.10.2022 19:54     Заявить о нарушении
Дорогая Ника,
не знаю, что мне следует сделать прежде: поблагодарить Вас или извиниться.
Наверное, и то, и другое вместе.

Большое спасибо за Ваше постоянное внимание ко мне и моим стишкам и простите, что задержал ответ - не моя в том вина, поскольку электричество у нас в домах нынче подается дозированно и становится, по сути, предметом роскоши. В силу этого решил, пользуясь моментом, написать Вам большое ответное письмо, т.к. не ведаю, какими письма будут в дальнейшем и будут ли вообще.

Не могу не сказать о Вашей знаменитой и во всех смыслах спасительной шляпе.
Это, конечно, не шапка-невидимка, несмотря на все ее волшебные свойства, но все же.
Теперь, как мы выяснили, она идет в комплекте "Три в одном" - шляпа, белые перчатки и веер.
Не моя это прихоть, а Белого Кролика. Это его, так сказать, авторитарный джентльменский набор. А идти против его деспотичной кроличьей воли - дело неблагодарное.

Мы с Вами, Ника, еще из школьного букваря усвоили правила поведения, что невежливо спрашивать три вещи: у женщины - ее возраст, у мужчины - сколько он зарабатывает и у Белого Кролика - зачем ему вообще шляпа, белые перчатки и веер.

Шляпу, разумеется, я оставлю себе. Буду ею укрываться ночью, поскольку тепла в доме нет и не предвидится.
Белые перчатки отдам кучеру. На фоне сказочной золотой кареты и четверки лошадей он будет в таких перчатках выглядеть вполне пристойно.
Веер мне тоже без надобности, тем более что так я уже назвал одну из своих книг стихов, написанную еще в 1990х. Веер достается Вам, Ника. Если не найдете ему практического применения, с ним, по крайней мере, можно щеголять на прогулках, поражая окружающих.

Надеюсь, Ника, я немного поднял Вам настроение. Ну, вот и славно.
А теперь сменим улыбчивое лицо на более-менее вдумчивое и любознательное, т.к. далее мы коснемся темы данного стишка.

В этом письме, дорогая, мы немножко поговорим о логике. О том, какой разной она может быть, поскольку стихи, с позволения сказать, об этом.
Помните в тургеневском "Рудине" рассуждение о женской логике? "Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною. А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка".

Так и для поэта существует своя обособленная логика, вне физических законов и выверенных научных формул. И окружающая природа может являться для него не частью общей биологической системы планеты или всего космоса, а набором прикладных элементов чистого искусства.

Все это - уж не знаю, - вероятно, восходит к теории симулякров, где описательная в стихах репрезентация объектов или явлений не связана с реальными природными оригиналами.
В поэзии куда важнее язык, которым ведется повествование о каком-либо объекте, чем сам объект.
Изображение тех же упомянутых звезд и луны мы передаем аллегорическим и метафорическим текстом вместо научно-теоретического контекста. Но таков язык поэзии. И не мы с Вами, Ника, его придумали и утвердили. Мы лишь пользуемся им, хотя и на свой оригинальный лад. По возможности и по способности, конечно.

Собственно, об этом стихи, которые Вы прочли. И мы с Вами сейчас провели их, так сказать, имманентный анализ.
Кстати, об имманентности. Мне сейчас вспомнился вроде как дискуссионный знаковый вопрос из этой области: куда исчезает чашка, когда на нее не смотрят?

С улыбкой думаю, что чашка в реальной жизни исчезает, когда не только взгляд, но и мыслительный процесс с нее переключается на другой объект. Но в поэтическом тексте чашка никуда не исчезнет. Она останется навсегда визуальным объектом, если нам взбредет в голову создать из нее или для нее литературное произведение, наделив ее конкретными чертами и создав из нее определенный образ.
В таком случае персонифицированная или одушевленная чашка в стихах никогда не останется незамеченной, тогда как в реальной жизни Вы не будете чашку замечать, даже держа ее в руках, если в этот момент думаете о чем-то другом.

Попросту говоря, и солнце, и небо, и луна, и звезды, да и упомянутая чашка - дай бог ей здоровья, чтобы не разбилась - в стихах останутся художественными фигурами, образами, фантазийными симулякрами или, если хотите, действующими персонажами, зафиксированными поэтическим языком.
И внешне, и по содержанию они будут существенно отличаться от оригинала, и, если не смогут отвечать его физическим свойствам, то будут щедро наделены иными свойствами высшего порядка - свойствами поэтическими.

Надеюсь, интересно поговорили, Ника. Хочу заметить, что Вы отличный собеседник и слушатель.
И вновь с улыбкой,

Николай Левитов   23.10.2022 19:51   Заявить о нарушении
Николай Павлович, мне с Вами всегда очень интересно, поскольку Вы необыкновенно интересный и талантливый собеседник. И вовсе не занудный при колоссальном объёме Ваших знаний.
Что же касается меня, то, думаю, я интересный собеседник лишь по той причине, что умею внимательно слушать молча и не перебивать.

С улыбкой,

Ника Марич   23.10.2022 20:11   Заявить о нарушении
Дорогой, Николай, рада Вашему отклику очень. Понимаю, какая сейчас ситуация, поэтому не буду отнимать Ваше время, когда Вы имеете возможность писать не при свечах. Просто буду читать Вашу переписку с замечательной Никой и знать, что Вы дали знать о себе, и мне. Какое кошмарное время! Хочется всем нам укрыться под волшебной шляпой Ники на нашем любимом острове и вдохнуть воздух мира и покоя.
Спасибо, что отозвались и огромная благодарность Нике.

Берегите себя, если это вообще возможно,
Алла.

Алла Балашова   23.10.2022 20:18   Заявить о нарушении
Аллочка, спасибо!
Молимся о будущем благополучии и вспоминаем благополучные времена.
А в настоящем держимся изо всех сил и, по возможности, не теряем бодрости духа.
Рад, что написали мне.

Николай Левитов   23.10.2022 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.