В. Салтанова о творчестве И. Мельникова

                ИГОРЬ МЕЛЬНИКОВ: "ТАИНСТВЕННОЕ ЭХО МИРА"
                (1961 - 2011)

   Как по-разному складываются судьбы поэтов! Поэты и их стихи бывают счастливые – и не очень, хватанувшие славы вдосталь – и навсегда сокрытые от читателя, зачерпнувшие любви современников – и пришедшие к людям много позже земного бытия…
   Впрочем, всех истинных стихотворцев объединяет бесконечное, можно даже сказать, неистовое служение слову, духовный подвиг во имя поэзии, во имя единственно верных и филигранно отточенных формулировок и метафор, способных отразить и даже преломить время, запечатлеть мир в его многообразии, остановить мгновенья красоты, счастья и печали…
Этот подвиг самоотречения почти неподъёмен для любого человека – каково же его совершать тому, кто от рождения физически слабее и незащищённее своих здоровых собратьев по перу?!
   Сегодня уже восемь лет, как не стало удивительного тольяттинского поэта Игоря Мельникова – человека, как это принято говорить, с ограниченными физическими возможностями, однако при этом наделённого поистине неограниченными способностями духовными.
   Родился Игорь Глебович Мельников вместе со своим братом-близнецом Олегом в дружной семье инженера Глеба Николаевича Мельникова и воспитателя детского сада Маргариты Алексеевны. Однако так случилось, что мальчик оказался болен детским церебральным параличом средней тяжести, что во многом определило дальнейшую судьбу и его самого, и его брата, да и всей семьи в целом. К счастью для Игоря родители, как рассказывает его брат, с детства «приучили мальчика к постоянным физическим упражнениям. Каждый его день начинался с физзарядки, потом – душ с обливанием холодной водой. Вечером, после работы, всё повторялось. Он даже совершал пробежки несколько раз в неделю! Всё это позволяло ему поддерживать более или менее приличное самочувствие и вести достаточно активный образ жизни. Он практически не употреблял алкоголь и не курил. К тому же даже небольшая доза алкоголя, по словам Игоря, на несколько дней приглушала ту самую музыку в душе, из которой рождались стихи. И всё-таки, по большому счёту, он был счастливым человеком, умевшим всю жизнь удивляться окружающему миру, слышать его глубинную мелодию и выражать её строчками стихов».
   Надо сказать, что братья были очень близки духовно на протяжении всей жизни до самой кончины Игоря. Олег прожил всю жизнь рядом со своим талантливым братом-близнецом, был его сподвижником и большим другом, во всём его поддерживая и помогая преодолевать все трудности, выпавшие на его долю.
   Олег рассказывает, что «у родителей имелась довольно большая домашняя библиотека, где было много поэтических книг, и стихи как-то сразу очаровали Игоря. В старших классах он стал посещать занятия литературного объединения «Лира». Позднее его стихи стали печатать в местной газете, собирались опубликовать и в областной, но наступили 90-е годы... Позднее, в 1993 году была создана Тольяттинская писательская организация и Игорь стал её активным членом».
   Что стоит за этими сухими фактами? Огромная внутренняя работа, которая потребовалась человеку с ослабленным здоровьем для того, чтобы жить как все обычные люди – ежедневно ездить на работу, упорно заниматься самообразованием, много читать и с сыновней нежностью и почтением относиться к тому миру, в котором рождён, ежедневно, год за годом отыскивая в себе звуки и смыслы и складывая их в чудесные, высокие, точные и буквально хрустальные по чистоте звучания поэтические строки. Ведь стихи, по признанию Олега Мельникова, «заполняли всё существование Игоря, составляли основной смысл его жизни. Впрочем, талант, который ему был дан, и не оставлял ему другого выбора».
   Именно так. Поэтический дар сам выбирает того, кем начинает владеть безраздельно, не оставляя творцу ни единого шанса уйти в сторону от своего предназначения. Он властно и бескомпромиссно требует этого жертвоприношения в виде всей жизни поэта, сложенной к своему подножию.
   Погружённость в себя, ограниченные контакты с социумом дали свои положительные плоды – Игорь научился слышать и улавливать самые тонкие струны своей души, отзывающейся на мир природы и ход времён нежными и грустными, глубокими и чистыми звуками.
   Поэзия Игоря Мельникова, в целом не выходящая за рамки классического стихосложения, между тем совершенно уникальна, абсолютно самобытна и бесконечно прекрасна по звучанию, соразмерна и совершенна по форме. Лады её сплошь построены на консонансах, на благозвучии и утончённой интонационной гармонии. Воистину «музыка сфер»! Да и самому Игорю более всего были близки поэты, пишущие в жанре русской классической лирической поэзии. Он был уверен, что данное литературное направление вовсе не исчерпало себя, что здесь ещё возможно сказать своё слово, способное тронуть сердце современного читателя.
   Душа Игоря – этот уникальный музыкальный инструмент любого лирического поэта – была лишена таких эмоций, как зависть и корысть, злопыхательство и мстительность... Опять-таки по воспоминаниям его брата, «Игорь был светлым и доброжелательным человеком, от него практически никто никогда не слышал грубого слова, тем более – нецензурного. Он не участвовал в конфликтах и интригах, на которые так богата творческая среда. К тому же он был человеком очень обязательным и всегда добросовестно выполнял свои обещания и обязанности».
   Далеко не всякий здоровый человек, а тем более творческая личность, может похвастать таким набором добродетелей! Но какая сила духа, какая вера в себя, в жизнь и людей должны быть присущи человеку с физическим недугом, чтобы суметь не испытывать ни к кому никакого негатива, а жить светло и высоко, неся свой крест без ропота и гнева, не отягощая своими проблемами окружающих! Конечно, такая цельная натура, как Игорь Мельников, не могла не оставить свой след на земле, чтобы когда-нибудь преломиться в тысячах читателей всем спектром своей удивительной радуги-души.
   В стихах Игоря почти нет сильных эмоций, нет интонационных взрывов, нет большой динамики – но тем не менее они нисколько не скучны, поскольку в них не найти и тени занудства, нравоучительности или ложного пафоса. Напротив, они всякий раз поражают воображение новизной образов и словно выстраивают читательскую душу заново – как музыка Моцарта или Баха, – даря ей все оттенки мира, открывая всю многомерную красоту жизни и уводя в бесконечные высоты духа. Мир природы и вещей соединяется у поэта в единое философское поле, в котором он творит свою действительность, свою собственную реальность. При этом поэзия Игоря Мельникова никогда не бывает схематична или мертва – нет, в ней всё есть жизнь, всё – игра света и бликов, всё – полнота и многозвучие мира, словно в цветке или снежинке, в капельке росы или морском камешке…
   Увы, ДЦП – это достаточно серьёзное заболевание, и после сорока пяти лет здоровье Игоря стало быстро ухудшаться. Его друг, врач и поэт Борис Скотневский, возглавляющий Тольяттинскую писательскую организацию, потом говорил Олегу Глебовичу, что он вообще удивлялся, как долго Игорю удавалось поддерживать хорошее самочувствие, что в его практике такие случаи очень редки.
   Игорь Мельников оставил своеобразное завещание – он просил близких не сообщать никому о своем уходе и о кремации с последующим развеиванием его праха в сокрытом от людских глаз месте. Что и было сделано как дань уважения к его памяти. Он очень хотел, чтобы его помнили только живым. Борис Скотневский откликнулся на его уход горьким и в то же время светлым стихотворением:

ПАМЯТИ ИГОРЯ МЕЛЬНИКОВА

Ты был и чист и светел,
Ребёнок и поэт.
Тебя развеял ветер, 
Теперь ты просто свет.

Мерцай, наш мальчик милый,
Как тихая звезда!
И нету ни могилы,
Ни гроба, ни креста...
 
Теперь ты с главным знаньем
Далёко-далеко.
Легко ли быть мерцаньем
И светом быть – легко?

   При жизни Игоря Глебовича было выпущено три книги его стихов – «Лица огней» (1996), «Звездолёт для одуванчика» (2002) и «Забытый секрет мироздания» (2011). Недавно стараниями Олега Мельникова вышел уже посмертно прекрасно изданный небольшим тиражом в Москве, в Союзе российских писателей, сборник стихотворений «Аллеи небесного сада». В книгу вошли практически все самые значительные произведения тольяттинского поэта.
   Отточенный, афористичный, самобытный, по-хорошему скупой поэтический язык, авторская метафора как неизменный художественный приём, богатейший лексикон и словарный запас, сложная и удивительная судьба, исключительный духовный мир и невероятная личная стойкость поэта делают стихи Игоря Мельникова настоящим явлением в современной литературе – безо всяких скидок! И очень хочется верить, что явление это будет в конечном итоге по-настоящему замечено и оценено и критиками, и читателями. И займёт своё истинное, заслуженное место в большой всемирной библиотеке её Величества Поэзии.


Валерия САЛТАНОВА, поэт,
член Союза писателей России.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Олег!
Познакомился с творчеством Вашего брата. Замечательный поэт! Полностью согласен с критиком Валерии Салтановой. От себя добавлю: его стихи просты и глубоки одновременно, и музыкальны, конечно.
Спасибо Вам, что продвигаете творчество брата.

С наилучшими пожеланиями,

Владислав Одегов   23.08.2023 06:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав! Конечно, мне хочется, чтобы мелодии слов, которые звучали в светлой душе Игоря с ранних лет, продолжали звучать в этом мире. Ведь не зря же Игорь посвятил им всю жизнь. Надеюсь, что Вам будет интересно продолжить знакомство с этими мелодиями... Они еще звучат!
Всего доброго!
С уважением, Олег Мельников.

Мельников Игорь Глебович   23.08.2023 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.