Литературные практики vers libre 1

Всем доброго дня.


Давайте попробуем начать литературные практики посвященные Верлибру (как и было обещано: http://www.stihi.ru/2018/12/18/2461)
 
Перед тем как начать и перейти к первому заданию, давайте попробуем разобраться что-же такое верлибр.

"… верлибр представляет собой систему стихосложения, не имеющую ни регулярной рифмы, ни регулярного изосиллабизма, ни регулярной омотонии, однако каждый из этих признаков стиховой урегулированности может функционировать окказионально, от случая к случаю, поддерживая основной постоянный признак – членение речевого потока на стихи. В каждом конкретном случае (на уровне отдельного стихотворения) верлибр представляет собой систему организацию ритмических средств для одноразового использования. Можно также выделить верлибр как индивидуальную систему того или иного автора, отражающую его представления о правильном и неправильном стихе."
……………………………………………………… Федотов О.И.

Далее будет статья 5-ть мифов о верлибре. Лично меня, как автора, длинные формулировки загоняли в уныние, т.к. применительно к практике они мало что давали. Мне всегда был интересен феномен конкретного примера и его реализация.
.
ПОЭТОМУ СРАЗУ ПЕРЕЙДЕМ К ПЕРВОМЦ ЗАДАНИЮ – ИГРЕ В СНЕЖКИ (зима ж все-таки и у большинства новогодние каникулы)

ВСЁ ПРОСТО: написать мини-верлибр, не более пяти строчек (или показать пример такого верлибра другого автора).
Поговорить о вашем понимании верлибра не возбраняется, более того приветствуется.


ПРИМЕРЫ:

*** Дмитрий Пэн

Во мне вырастает дерево.
Мне больно - ему тесно.
И кто-то из нас умрет.


*** Артём Верле

я вырос до того
что вижу вдали дерево

которого раньше не было


*** или треумы (Карена Джангирва): http://stihi.ru/avtor/treum








5 мифов о верлибре (перепечатка статьи из интернета)

Верлибр (свободный стих) – на данный момент одна из самых спорных поэтических форм.

Не смотря на то, что свободный стих имеет вековую историю в русской поэзии, и практически все известные поэты минувшего века так или иначе отдавали дань этому уникальному творческому методу, в нашей стране верлибр по-прежнему считается стихом исключительным, экспериментальным, редким.  Частая причина тому – неверное понимание того, чем является верлибр.

Что такое верлибр? Верлибр – это, согласно Словарю культуры 20 века, составленному В. Рудневым, форма метрической композиции. Слово верлибр – французского происхождения, и в дословном переводе означает свободный стих. Для верлибра характерны полное или частичное отсутствие рифм, метра, изотонии, регулярной строфики, а также принципа равенства строк по числу слогов и ударений. При этом свободный стих, как правило, обладает такими признаками стиха, как деление фраз на строки, а также написание строк с заглавной буквы.  Казалось бы, все просто. Однако, пониманию большинства читателей мешает целый ряд мифов, возникших вокруг русского свободного стиха. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

Миф первый: Верлибр – это поэтическая проза. Также часто встречается мнение, что свободный стих – это прозаический текст, написанный в столбик.
Для человека далекого от поэзии и знакомого с ней лишь по произведениям, входящим в учебник школьной литературы, верлибр действительно звучит странно – то ли стихотворение, то ли проза. На самом же деле, разбив прозаический текст на строки и строфы, вы вряд ли получите стихотворение, во всяком случае, стихотворение хорошее.  Дело в том, что поэзия – это не рифма и размер, а нестандартный взгляд на мир, способность  помочь читателю взглянуть на мир своими глазами, умение передать свои чувства. Настоящий верлибр – это абсолютная, концентрированная поэзия.

Миф второй: Верлибр – это белый стих.
На самом деле многие современные литературоведы действительно склоняются к мысли, что белый стих – это одна из разновидностей верлибра. Так, для белого стиха характерно  отсутствие рифмы, но при этом он обязательно обладает легко определяемым метром. Например, белый ямб – это стихотворение написанное ямбом, но лишенное рифмы. Тем не менее, верлибр это не только белый стих. Современные исследователи выделяют три вида верлибра – акцентный стих, белый стих и вольный стих. Акцентный стих – это стихотворение, строящееся на равенстве ударений в строке, при этом между ударными слогами допускаются любые интервалы, а сам стих может быть нерифмованным. Нерифмованный акцентный стих является верлибром. Также верлибром является и нерифмованный вольный стих, который представляет из себя неурегулированным перепадом стопности.

Миф третий: Писать верлибром проще простого, ведь не нужно ломать голову, подбирая рифмы, мучиться с размером.
Это тоже не так. Как ни странно, но большинство авторов полагают, что написать верлибр никак не легче, чем классический рифмованный стих. Те, кто занимается стихосложением, знают, что форма стиха, его музыкальность, красота, очень часто позволяют скрыть смысловые огрехи. Вам самим наверно нередко попадались такие стихи, красиво написанные, рифмованные, но за внешней красотой которых нет абсолютно ничего. Вроде и звучит, а если вдуматься – бред полный. Верлибр же, полностью лишенный каких либо украшательств, представляет собой голую мысль, голую метафору, абсолютную поэзию. Любая фальшь, неудачная метафора, плохо сформулированная идея сразу видны. К тому же очень часто авторы рифмованный стихотворений при работе над своими произведениями идут за рифмами, меняя смысл задуманного в пользу размера и удачных на взгляд автора рифм, которые подсказывают поэту сюжет, образы, идею стихотворения. Верлибристы подобных подсказок лишены. Они работают с «голыми» образами, с лишенной каких либо украшений, поэзией. Именно поэтому написать хороший верлибр уж никак не проще, чем рифмованный стих.

Миф четвертый: Верлибр получил распространение в западной поэзии, потому что западноевропейские языки преимущественно, аналитические, отличающиеся бедностью флексий. Проще говоря, скудностью суффиксов и окончаний, поскольку в аналитических языках для образования словоформ используются преимущественно служебные слова – предлоги, союзы и пр. В синтетических же языках, каким является и русский, для образования словоформ и связи слов в предложения используются также суффиксы и окончания. Таким образом, в синтетических языках гораздо больше возможностей для версификаций.
На самом деле большинство исследователей склоняется к мнению, что популярность верлибра в западной поэзии обусловлена тем, что западная культура вообще и поэзия в частности значительно опережают по уровню развития славянскую, а в частности русскую поэзию. При этом вся западная поэзия развивалась примерно в одном направлении, и поэтические школы разных стран нередко повторяли друг друга или перекликались в едином, общем для всего запада «духе времени». Переход западной поэзии на верлибр стал всего лишь очередным, закономерным шагом в развитии западной культуры. При этом русская поэзия всегда шла по западному пути развития, большинство русских литературных течений имеют западные аналоги. Например, поэтика Пушкина представляет собой поэтику ренессанса, а акмеисты являют собой русский вариант парнсасцев. Переход русской поэзии на верлибр так же был бы закономерен, и такой переход наметился уже в 20-30-х годах 20 века, когда большинство ведущих поэтов того времени пробовали свои силы в новой поэтической форме. Однако, победное шествие свободного стиха в России было прервано насильственным образом,  в 30-х годах верлибр в России был объявлен буржуазным стихом и на долгие годы вычеркнут из литературы.

И, наконец, миф пятый: Верлибр – это вообще не стихотворение.
Чаще всего к такому мнению приходят люди, ошибочно считающие, что любое стихотворение должно быть рифмованным и метричным. Верлибр же, лишенный этих стихотворных признаков может ошибочно приниматься за прозу. На самом деле свободный стих обладает такими признаками стиха, как деление на строки, написание каждой строки с заглавной буквы, также он может быть ритмичным или даже частично рифмованным. Главные же отличительные признаки верлибра – его повествовательность, особая доверительность, метафоричность. Свободный стих, как правило, не предназначен для чтения вслух перед аудиторией, его нужно читать в одиночестве.


Рецензии
***
Встреча любящих:
Две створки одной раковины,
Выращивающей жемчуг.

***
Совершается обряд:
Баба моет лестницу,
Чтобы по чистым ступеням
Поднимались выше.
Храни её Бог.

***
Птицы унесли всё лишнее.
Осень обнажилась.
Ноябрь. Время ню.

***
Время, которое я упустила, стало бездомным.
Тлеет души огонёк - жизнь кладёшь на растопку.

Резко рванулось ведро на свободу:
Ахнула цепь, ускользая в колодец.-
Не за звездой ли, что помнила крылья.

Брызги лезвий мгновенных -
Лоскутья надежд поимённых.

Время упущено - стало крылами чужими.
Крышка прихлопнула звезды.Ведро опустело.
Осень коснулась сплошным листопадом желаний, -
Обнаженность души: не до себя ей было.

***
У меня под рукой нет времени, на которое можно было бы опереться.
Оно рассечено на секунды и мгновения
Опрометчивости... нецелесообразности... отречения...
Сосредотачиваюсь на нескончаемости движений спиц.
Привораживаю солнце, прощая ему ночь.

Так однажды появилась осень,из которой никогда не улетала бабочка.
Листопад, не сумевший коснуться земли.
Поплавки стихов...

***
Здравствуйте все! С Рождеством!
Верлибр раскрепощает, дает свободу. Позволяет видеть и чувствовать сразу в нескольких измерениях.
Что самое интересное для меня: написав его, я ощущаю произошедшие во мне изменения. На некоторое время я становлюсь более чуткой, внимательной,
более богатой на ощущения.

***
Тихо. Так тихо, что не слышно,
Как переговариваются подземные реки,
Как прижимаются друг к другу
Будущие крылья бабочек,
Как отмеряет время маятник,
Ни разу не запнувшись,
Чтобы быть рядом:
Слишком близко,
Чтобы узнавать друг друга,
Слишком тесно,
Чтобы было можно дышать...-
И тихо.Так тихо,
Чтобы себя помнить снегом,
Новым годом,
Собою.

***
Осень.
Белье на верёвках сохнет,
Испытывая наше терпение.
Дни - близнецами
В подернутых патиной зеркалах.
Время одно и тоже: поздно!

На перекрёстке
Зеленый уже не горит в светофоре.-
Повинуешься желтым и красным.

Ноги промокли.
Пора поворачивать к дому.
Как там наш компас,-
Выведет в нашу осень?

Как бы не перепутать свою и чужую...
Где нас не любят.

***
Осенью, как всегда затяжной от нескончаемых листопадов,
Потому что, если листопад закончится,
Это будет уже не осень - преддверье студеной поры:
Перекличка последнего с тем, что еще осталось.
Например, с кистью позднего винограда, таящего солнце.

Отсвет лета (обман городской) проникает в жилища,
Где бессонница вновь объясняет на пальцах
Уроки начальных классов: как не быть отстающим.
Просто будь и пиши свои вирши и счастье, говори о любимых,
Повторяй имена, адреса, - их не так уж и много.

Словно в двор проходной, ветра забиваются в капюшоны, там и гаснут.
Кто от кого ушел, кто к какому началу прибился.
Все ли дворник сегодня утром подмел следы поперек дороги? -
Вкривь и вкось направляли спешащих осенние боги - лужи.
Есть еще претенденты на царство дождя, непогоды?

Осенью, как всегда затяжной, чаще солнцем лучишься,
Подставив ладони птенцу запоздалого лета:
Просто клена листок, опознавший тебя среди неба.
... Кто же знает, что делать, если вся листва облетела,
А почки до края забиты весной наступившей.
***
"Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды."
Старик и море
Э.Хэмингуэй

Чаще всего звезды застревали в прорехах его сознания в виде рыб.
В зависимости от того, как Старик прищуривал глаза,
Насколько плотно смыкал ресницы,
Эти рыбы меняли свой облик.
Даже их отношение к подсматривающему могло меняться.
- Ну, и фартовый же ты, мужик,- слышалось ему.
И он остро ощущал тяжесть сети, втаскиваемой в лодку.

Иногда ему удавалось, подсмотрев сны,
Заснуть тихо и беспечально.
Но его мозг всегда был настороже:
И тогда Старик непроизвольно подносил руки к лицу,
Чтобы осязать, чувствовать запах, въевшийся в его ладони.

Не меньше тысячелетия они впитывали в себя
Эту смесь смолы и грубой веревки,
Вылощенных солнцем и солёной водой вёсел,
Запах пота от высыхающей у огня робы.
А когда его грудь вздымалась слишком высоко,
Он остро ощущал предательство своего тела,
И тогда его губы снова шептали "la mar".

И это могло обозначать все, что угодно,
И в тоже время всегда быть только Морем. Только им...
Чье присутствие выдавал любой шорох.
Скрип песка под сапогами.
Мальчик, ощущаемый исходящим от него теплом.
Настоянный на запахе морских водорослей воздух.

- Я здесь...
Я жду тебя...
И лучи звезд, проникающие сквозь веки,
Снова пробуждали у него надежду быть вместе.
Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды,- думал Старик,
В очередной раз выходя в Море...

***
итак что хорошего в нашем с тобой королевстве
крепкие стены подвержены буре дыханья
верные слуги кто знает их истину-сущность
легкие змеи что в небо с тобой запускали
клады без счета о них мы забыли мгновенно
что же хорошего в нашем с тобой королевстве.

веточки цветущего жасмина тянутся в счастливые окошки
в новый год их снег напоминает а весной предчувствие любви
летом невозможность
столько счастья в белых мотыльках летящих к свету
осенью уверенность мы вместе

вот такое наше королевство о котором знаем только мы

Нина Баландина   08.01.2019 14:32     Заявить о нарушении
Спасибо. Взаимно.
.
Нина, я так понимаю: Поплавки стихов - окончание подборки.
.
Завтра размещу в обзоре.

Психоделика Или Три Де Поэзия   07.01.2019 22:34   Заявить о нарушении
Добрый вечер, (Алексей?)!
Если мои верлибры могут служить поводом для разговора, я могла бы предложить ещё. Всё зависит от проявленного интереса.

Нина Баландина   07.01.2019 22:38   Заявить о нарушении
Зимние каникулы подходят к концу (готовлюсь уже сворачивать январские практики), и на творческом фронте, признаюсь, немного подвыдохся.
.
Мне было бы интересно посмотреть на вашу подборку верлибра (7-8 текстов), по объему, как ваши два последние.

Психоделика Или Три Де Поэзия   07.01.2019 22:51   Заявить о нарушении
Добрый день! Средних по объему практически нет. В основном, все немного длинны - не умещаюсь, или же, наоборот, три-четыре строки.
Ещё раз: творческих удач и Радости в новом году!

Нина Баландина   08.01.2019 11:57   Заявить о нарушении
Нина, давайте пока оставим все как есть. Немного не успеваю все собрать согласно замыслу..

Психоделика Или Три Де Поэзия   08.01.2019 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.