Публикация в журнале Образование Луганщины, 2018 г

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПАТЕФОНА: ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Зайцева Анна Александровна,
учитель английского языка
ГУ «ЛОУСОШ № 22 имени Е.А. Полякова»
anna03.06@mail.ru

История одного патефона:
литературно-музыкальная композиция

Ведущий: Знает ли кто-нибудь удивитель-
ные истории абсолютно привычых или ста-
рых, знакомых с детства, иногда даже подза-
бытых вещей и предметов? Догадывается ли
кто-то об их уникальных судьбах? Да-да…У
предметов тоже бывает своя собственная
жизнь, судьба и…даже подвиг!
Не так давно мне довелось увидеть ста-
рый патефон 1935 года выпуска и узнать его
историю. Сейчас ему 83 года! Практически
целый век! Уж, наверное, не проста его судь-
ба! Скольких людей он повидал, порадовал
мелодиями, звучащими из-под его игольчатой
лапки!...
Июнь 1941 года…
Звучит вальс (на сцене кружатся в тан-
це пары). Танец закончился, но пары не ухо-
дят, стоят не двигаясь.
Ведущий: Отзвучали последние концер-
ты, и вот перед вами – выпускник консервато-
рии! Впереди множество планов и замыслов,
и главное – музыка! Дарить музыку людям и
целому миру! А для начала – детям в школе.
Ведь что такое 22 года? Самое начало! Хо-
чется многое успеть: нужно поскорее начать
учить детей петь и чувствовать, понимать му-
зыку!
Выпускник консерватории выходит на
передний план: Эх, поскорее бы сентябрь! Ка-
кие они будут, мои первые ученики?…
Звучит в записи голос: От Советского ин-
формбюро… Сегодня, 22 июня…
Юноши разворачиваются и отдаляются
от девушек. Девушки стоят опустив голову,
обхватив руками себя за плечи или закрыв
лицо руками.
Звучит отрывок из песни «Священная во-
йна» («Вставай, страна огромная…»). Парни
уходят со сцены, а девушки подходят друг к
другу и становятся гордо плечём к плечу.
Выпускник консерватории: Чувствовать
и понимать музыку! Музыку времени! Музыку жизни!
Понимать, дарить музыку людям и
целому миру! Война…Могла ли какая-нибудь
сила убить музыку? Нет, нет и еще раз нет!
Музыка вечна!
Ведущий: Наш выпускник в числе пер-
вых отправился добровольцем на фронт.
Выпускник консерватории прижимает
одной рукой к груди солдатскую пилотку и
читает поэтические строки «Голос родины»,
написанные неизвестным автором в 1941 г.:
В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем – и с честью – до конца!
Ведущий: Дарить музыку целому миру!
Миру, который раскалывался на осколки.
Как? Дарить душой и сердцем!...
Выпускник консерватории уходит со
сцены, а девушки, стоявшие за его спиной,
выходят на передний план и читают стихи
Н. Самоний «Почему берёзы в крапинку?»
Почему берёзы в крапинку?
Почему берёзы в крапинку?
То морщины,
Судеб искалеченных печать.
Почему берёзы в крапинку?
След кручины:
Память горя счастьем не унять.
Почему берёзы в крапинку?
Это слёзы.
Ведь деревья помнят боль войны.
Почему берёзы в крапинку?
То занозы,
То осколки битой тишины.
Почему берёзы в крапинку?
То седины
Всех скорбящих жён и матерей.
Почему берёзы в крапинку?
Есть причины:
Чтоб напомнить множество смертей.
Почему берёзы в крапинку?
Это шрамы,
Как земная память о войне:
То Всевышним высеченные
Криптограммы...
Чтоб ценили люди мир двойне!
http://www.stihi.ru/2012/03/02/1517

Звучит мелодия лирическая (скрипка),
девушки уходят со сцены. Выпускник кон- серватории выходит со скрипкой в руках, бе- режно её рассматривает, протирает.
Ведущий (на фоне звучащей музыки):
В отряде его так и звали Учитель. Сначала
чудным казалось: «Ну, надо же – кругом во- йна, бои, ежесекундная дуэль со смертью, а
он, наивный, прибыл в отряд с патефоном и
скрипкой! Забудь, парень! Какое уж тут ис- кусство?».
Выпускник консерватории отходит в
угол сцены, к нему подходят 2 парня, показы-
ваю друг другу письма из дома, фотографии.
На передний план выходит девушка и чита-
ет стихи Р. Казаковой:
На фотографии в газете
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли,
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Выпускник консерватории берёт в руки
пластинку, его друзья усаживаются поудоб- нее, чтобы слушать музыку.
Ведущий: И как только выдавалась
редкая тихая и спокойная минутка, Учитель
заводил патефон, ставил пластинку или до- ставал скрипку из футляра… Первые учени- ки – измученные и суровые бойцы…
Выпускник консерватории: «Музыка
вечна! Ребята! Вы только послушайте, как за
душу берет! Война закончится! Обязательно!
Победим и вернемся домой! Учитесь! Учи- тесь музыке! Понимать, чувствовать! Дарить
музыку детям и миру!»
Ведущий: Так говорил он. Усталые лица
бойцов светлели, уже на слух угадывали они
и узнавали мелодии. У каждого появился лю- бимый фрагмент. Часто сами просили Учи- теля рассказать о композиторах и произве- дениях и непременно играть-играть-играть!
Дарить музыку миру! Да, на войне! Да, зача- стую в невыносимых условиях!
Включить в записи песню в исполнении
Клавдии Шульженко.
Ведущий: В такие минуты каждый боец
из отряда жил в своих мыслях: кому-то вспо- минался родной дом, мать, кому-то – жена и
дети – мир….
Так появился у учителя верный друг –
Андрей, простой и добрый парень. Благодар-
ный ученик и слушатель.
Выпускник консерватории и его друзья
уходят со сцены.
Ведущий: 1945 год… Март… Венгрия…
Автоматная очередь… И – жизнь Учителя
оборвалась. Не стало удивительного и пре-
красного человека.
Девушка читает стихи Н. Самоний
«Георгиевская лента»:
Георгиевская лента
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлко-
вый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертель- ный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
Георгиевская лента – двухцвет про- стых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосОванное знамя.
Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.
http://stihi.ru/2012/05/04/1499

Андрей (стоит, склонив голову над ве-
щами погибшего друга): Патефон, набор пла-
стинок, скрипка и ноты….Комок в горле…Не
до музыки…
Голос выпускника консерватории за сце-
ной: Дарить музыку миру! И пока будет она
звучать, мир будет жить!
Андрей берёт вещи друга и уходит со сцены.
Ведущий: 1946 год. Андрей – студент
первого курса педагогического института.
Через пять лет он станет учителем музыки и
пения. Патефон и скрипка Учителя дошли с
ним до Берлина, до Победы, а потом и домой,
в родной город. Сын и внуки Андрея – учите-
ля музыки и пения, правнук учится в музы-
кальной школе.
Все участники выходят на сцену.
Ведущий: 2018 год... Февраль… Правнук,
Денис, завел патефон. Клавдия Шульженко
пела фронтовые песни… Дарить музыку лю-
дям и миру, несмотря ни на что!
Включить песню «Как скажи тебя зовут?
И она ответила – Победа!» (муз. В. Баснера,
сл. М. Матусовского).


Журнал "Образование Луганщины: теория и практика" № 2, 2018 г., стр. 68-70.
(научно-методический журнал)
http://knita.ltsu.org/Nawu_izdaniya/2018.html

ИЗОБРАЖЕНИЕ:
ФОТО С ПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ЖУРНАЛА «ОБРАЗОВАНИЕ ЛУГАНЩИНЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»,

****
МАТЕРИАЛ ИЗ АРХИВНОЙ ПАПКИ Н.А. САМОНИЙ
"ПОЭТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. МОИ СТИХОТВОРЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ."
http://www.stihi.ru/avtor/natasamonijya&book=75#75


Рецензии
МБУ ЦБС Омского района
Читает: Петровская Мария, 5Б класс МБОУ «Сибирская СОШ №1», п. Ростовка,
Натали Самоний «Почему березы в крапинку?»
http://youtu.be/hLjW3YalrEw

Поэты Прозаики Приднестровья   08.05.2021 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.