Заколдованный Маг. Эссе

Особенности психологии героя стихотворения Лидии Соловей
 «Мечтатель-МАГ»

     Мечтатель-Маг               

Не то, чтоб заброшен,
как тени в забытых домах,
Я, в общем-то, в прошлом –
мечтой одураченный Маг.

Немотным укором
заветных берёз у крыльца -
в глазах моих город
Садовым сияньем кольца.

Сады – вы присяга
на буйство, на жизнь ,
на беду,
Я – детище Сада –
с кореньев сорвусь!
Убегу!

И падаю гулко
на стылый асфальт без конца,
не встретив в проулках
родного когда-то лица.

Но чуткая  память
уносит листву из-под ног,
чтоб ночью заплакать,
припомнив, как был одинок.

Припомнив, припомнив
все тяготы блудной судьбы:
есть город, и полночь…
Но вспомнят ли сына Сады?

Есть память о Саде, том, райском,
откуда ступил за порог…
Я – детище тризны
по всем, полюбить кто
не смог…


Только большие поэты обладающие творческим духом, интуицией и умной душой способны проникнуть в психику своего ЛГ и поднять на поверхность то, что находится в его глубинах и как правило, плохо осознаётся им самим. Но непременно находит выражение в его действиях-бездействиях, отражаясь в том, что обычно называют судьбой.
Карл Юнг, единственный из племени психологов действительно сумевший заглянуть в человеческие глубины не только сознания, но и подсознания человека творческого, (а « МАГ» не может быть другим) лучше любого литературоведа  смог бы прокомментировать простые, но такие таинственные строки поэта:
…Я, В ОБЩЕМ-ТО В ПРОШЛОМ
   МЕЧТОЙ ОДУРАЧЕННЫЙ МАГ
О врождённой природе человека мечтательного, его психологической структуре, учёный говорит следующее:
«…мизантроп с сердцем ребенка…действительность не существует для него, он предается бесплодным грёзам…Фантазёр …довольствуется созерцанием, которому  предоставляет право оформлять себя, то есть детерминировать…Речь идёт о естественном предрасположении к мечтательности»
Таких людей учёный относит к интравертному психологическому типу, который ориентируется преимущественно не на об”ективно данное –САД-МИР-ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК, но на своё суб"ективное , которое из самости может возрасти до ЭГО.

НЕМОТНЫМ УКОРОМ
ЗАВЕТНЫХ БЕРЕЗ У КРЫЛЬЦА –
В ГЛАЗАХ МОИХ ГОРОД
САДОВЫМ СИЯНЬЕМ КОЛЬЦА…
Для ЛГ  - город  с его Садовым кольцом, Садовой улицей – видится как САД, хотя заветные берёзы  смотрят на этот, якобы «сад», с укором, воспринимая как имитацию. По К.Юнгу «такой человек остаётся тождественным лишь с собою…Интровертное мышление ориентируется в первую очередь на суб”ективный фактор, который в конечном счёте определяет суждения»…
Внешний мир не является для него целью, хотя интроверт и хотел бы придать своему мышлению такой вид:
САДЫ – ВЫ ПРИСЯГА
НА БУЙСТВО, НА ЖИЗНЬ, НА СУДЬБУ –
Человек понимает, казалось бы ценность этого мира-сада, но в тоже время восклицает:
Я – ДЕТИЩЕ САДА –
С КОРЕНЬЕВ СОРВУСЬ, УБЕГУ…
То есть подчиняет свои действия не об”ективно существующему миру, но своему ощущению призрачного ГОРОДА , с его, якобы, «сиянием кольца».
И возникает предположение, пишет К.Юнг, « что интроверт – это или возомнивший о себе эгоист, или доктринёр-мечтатель…Его способ выражаться, безоговорочно исключающий всякое иное мнение, ставящий себя над всеми об”ективными данными, вызывает впечатление эгоцентризма”.
К.ЮНГ продолжает: «Чем больше Эго старается обеспечить себе всевозможные свободы, независимость, необязательность…тем более оно попадает в рабскую зависимость от об”ективно данного». И в результате -
И ПАДАЕШЬ ГУЛКО
НА СТЫЛЫЙ АСФАЛЬТ БЕЗ КОНЦА,
И ИЩЕШЬ В ПРОУЛКАХ,
ВСЕ ИЩЕШЬ РОДНОГО ЛИЦА.
«Свобода духа связывается цепями унизительной  зависимости от жизненных обстоятельств,…независимый образ действий раз за разом уступает»…И человека охватывает тоска и жажда отыскать «родное лицо».
Но не способный к самоотдаче интраверт, даже найдя свою любовь,  способен лишь властвовать, не слыша и не вникая в  чувства и желания любимого человека, в мир Другого…
К.Юнг: «Анализ личного бессознательного выявляет множество властолюбивых фантазий, соединённых со страхом перед сильным и жизнестойким партнёром”…В результате, устав от бесплодных фантазий мечтателя, его бездействия, «родное лицо» оставляет возлюбленного наедине с собой:
НО ЧУТКАЯ ПАМЯТЬ
УНОСИТ ЛИСТВУ ИЗ-ПОД НОГ,
ЧТОБ НОЧЬЮ ЗАПЛАКАВ,
ПРИПОМНИТЬ, КАК БЫЛ ОДИНОК
Одиночество - идеал, остров, где движется только то, чему позволено двигаться – домашние животные, прислуживающие по-необходимости люди, образы из мира искусства…Отсюда страх интраверта перед людьми.Оттого в последнее время так популярно виртуальное общение, не слишком требующее затраты энергии действий. Роман Ф.Фишера «Auch Einer»( «Тоже один») даёт прекрасную возможность заглянуть в это состояние души.
«Если в эту сферу вторгается человек, то он чувствует себя лишним…Его просто устраняют..». Суждения интроверта, по словам ученого, «…становятся холодными, непреклонными, произвольными, ни с чем не считающимися…Они всегда скользят чуть поверх Другого и дают почувствовать своё превосходство. При этом он старается надеть маску некой общительности, которая резко контрастирует с его действительным существом.
Если его идеи кажутся ему верными, удачными, то и  Он кажется себе верным и удачным. А другим остаётся просто преклоняться перед этой истиной.
При этом, его стиль обременен всевозможными добавлениями, ограничениями, предосторожностями…»
Такого человека в широких кругах считают общительным. Но это лишь маска с помощью которой он манипулирует людьми, извлекая выгоду для себя.
…ЕСТЬ ГОРОД И ПОЛНОЧЬ,
НО ВПОМНЯТ ЛИ СЫНА САДЫ?
Если интроверт художественно одарён, то в искусстве, где силен суб”ективный фактор, он может проявить себя в полной мере, пройдя через школу мастерства, сумея подчинить на время свою самость авторитету Учителя. Так и происходило с Гениями музыки, живописи, архитектуры.
В меньшей степени это относится к поэтам, писателям…
К. Юнг: «Человек творческий переходит от образа к образу, гоняясь за всеми возможными образами, заключёнными в творческом лоне бессознательного»…Мир образов для него  - прежде всего эстетическая проблема…Интровертная  интуиция через восприятие внутренних процессов выявляет определённые данные,которые понятны лишь ему, но не имеют ничего общего с Божественной логикой. Когда  художник, поэт  не довольствуется только одним созерцанием, а задаётся вопросом – какое это имеет значение  для мира, для Бога – тогда он становится необходим не только для себя, любимого. Тогда он  не просто «заколдованный мечтой человек» , но МАГ , способный влиять на жизнь людей, и, безусловно,  ВСПОМНЯТ СЫНА САДЫ…
Но это удел гениев.

В отличии от учёного, написавшего целую книгу на данную тему,
поэту Лидии Соловей  оказалось достаточным написать несколько строф для создания столь сложного образа своего литературного героя…В этом загадка и тайна  искусства, подвластного лишь слышащим небо само…

Литература: Юнг К. Г.Психологические типы  АСТ:Мн:ООО «Харвест»,2006


Рецензии
Мой неизменный и искренне уважаемый мною рецензент!
Понимаю, что с К.Юнгом трудно спорить.
Но выскажу всё-таки свои наивные соображения.

Юнг вводит в обиход понятия интроверт и экстраверт.
Отто Вейнингер, зацикленный на противопоставлении женского и мужского начала, и возведшего на этом постулате теорию, на которой зиждутся человеческие отношения и поведенческие реакции, т.е. выделяет в основу своего видения человека по схеме М и Ж. И то, и другое, и третье есть часть общей большой картины под названием «Се человек». Сюда же можно подключить и Ганса Селье с его теорией альтруистического эгоизма: или ты альтруист с душой эгоиста, заинтересованный в материальной обратной связи, или рубаха-парень которому ничего не надо и он может также бездумно всё отдавать, как и получать. Первый, по его же представлению, получает нечто большее: деньги, почёт, славу, признание и т.д. Опять – два полюса.
Или Кречмер, безапелляционно разделивший человека на три (уже три!) архетипа: астенический, атлетический, и пикнический. По-моему, он же поделил человечество на два, придерживаясь общей дуалистичности, психотипа: параноик – шизофреник с разными степенями шизопараноидальности от крайних степеней до условно здоровых.

Возвращаясь к Гиппократу, видим знакомые всем типы темперамента – холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.
К Хайдеггеру я уже не обращаюсь, там сплошная заумь.
Так кто же мы есть на самом деле? – Разумные существа в комбинации всех, открытых учёными мужами, видов, качеств и типов?

Наверняка найдутся и ещё немало открывателей, которые в итоге всё равно до конца не раскроют всю необъятную сущность самого человека. Всё это будут частности. Если собрать их в кучу, возможно мы и увидим тот невидимый портрет человека, который сидит у него внутри и проявляет себя во вне творческим деланием.

Но перейдём к Юнгу. Никто не оспаривает, что экстраверт и интроверт – это данность. И что в той или иной степени качества эти могут присутствовать одновременно в разных пропорциях в одном и том же человеке. И, наверное, в чистом виде и то и другое нехорошо. Если человек замкнётся на самого себя в поисках своей души, или наоборот – откроет себя нараспашку для всех и вся, то это уже диагноз.

Я почему-то всегда придерживался модели, что быть экстравертом в определённой степени и в определённых случаях лучше, чем быть интровертом. Экстраверт открыт для мира, он его не боится, поэтому он сильнее и способнее. Он понятен и самодостаточен. И это не самость. Открытая натура всегда привлекательнее, чем закрытая. Ей больше доверяют, она притягивает. Это лично моё видение. Оно может быть и ошибочным. Лучшее сочетание, когда экстра и интро находятся в одинаковых пропорциях.
Юнг вообще говорит о восьми основных типах личности: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, то же и у интроверта.
Иисус наверняка сочетал в себе интровертные и экстравертные качества с перевесом в ту или другую сторону.

То же можно сказать и о Лидии Соловей. Она чаще удачно, и реже неудачно, сочетает в своём творчестве свою экстраинтровертнось. В данном случае одно без другого не живут.
Поэтому и стихи её так необыкновенны, глубинны, напевны, неожиданны.
А меня поругайте за мою наивность в обсуждении этой темы. И, возможно, за своего рода примитивный подход к столь сложному вопросу.

Сергей Воробьёв   05.04.2024 18:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей.
Сначала о И.Х.
Юнг"Образ И.Х. выходит за рамки любого психологического
знания и не может быть интрепретирован в рамках того же психоанализа. Ибо Он
целостность сущего."
Как это не покажется дерзким , но и личность Л.С. я не могу вместить в рамки вашего определения её, как экстраинтровертность. Достаточно глубинно вникнуть в её творчество, включая эссе о том же Бродском , или такие последние стихи, как " Великое таинство!", Качается земля над бездной", " Адажио любви ", да и всё творчество, чтобы понять её незаурядную глубину, интуицию, понимание сути человека и его поступков.
Отсюда такой поэтический портрет художника А.Г. в стихе "Мечтатель - Маг".
Моя цель была написать не о
учении Юнга, его теориях, но лишь проиллюстрировать некоторыми!!! определениями учёного портрет героя стиха.
Рад, что благодаря моему эссе, вы познакомились с теориями довольно известных теоретиков психоанализа, которых я изучал на первых курсах университета сто лет назад.
Они остались, как частности, а Юнг - великий теоретик и практик познания человека и человечества во всей его истории бытия.
P.S.Чтобы оценить личность Л.С. во всей полноте, надо ещё дорасти до её высоты. Или погрузиться в глубины сознания её уникальности.
Возможно, Юнгу это удалось бы. Но не факт.
Спасибо за общение.


Герман Манский   05.04.2024 23:17   Заявить о нарушении
Всё-таки, можно в Сыне Человеческом найти и человеческие качества. Его божественная суть, конечно же, не вписывается в рамки этих качеств и остаётся неизменной и бесконечной.
При всём моём уважении к Вам и к Л.А. не могу согласиться, что Л.А. не подпадает под определения того же Юнга. Её природа необычна и душа её вознеслась высоко. Её психические, интеллектуальные и духовные качества необычно уникальны. Все мы в своём роде уникальны, но уникальны именно обычно. А она - необычно. Её дано внутреннее зрение, которое иногда переходит в прозрение. А интуиция, как непознанный орган чувства, редко обманывает её.
Но Юнгу, я думаю, всё-таки удалось бы написать психологический портрет Л.А. в рамках его теории. Для него это было бы трудной, но интересной задачей.
Ваше эссе представляет собой литературную ценность уже потому, что Вы расшифровываете творческие коды поэтессы. Поэта может оценить только Поэт. Вы раскрываете те вещи, которые лежат за гранью видимого простым глазом.
Спасибо Вам, что Вы обратились к Юнгу в своём эссе. Он там на своём месте.
К сожалению Карл Юнг ко мне пришёл с опозданием. А Кречмера, Селье и Вейнингера я также, как и Вы, читал 100 лет назад, если не больше.
Спасибо за ваше мнение и эту короткую дискуссию.

Сергей Воробьёв   06.04.2024 10:05   Заявить о нарушении
Прошу прощения за отдельные опечатки.
Не было под рукой корректора.

Сергей Воробьёв   06.04.2024 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.