Экспертный обзор. Герман Власов. Итоги года-2018

============================
А. Лучшие подборки лонг-листа:
============================

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в августе-2018)
1. в первый месяц в бабье лето... http://stihi.ru/2018/11/06/6268
2. чуть светится... http://stihi.ru/2018/11/06/3449
3. с каждым годом... http://stihi.ru/2018/11/06/3435

ЛАНА СТЕПАНОВА (отборочный тур)
1. На восток http://stihi.ru/2017/05/22/260
2. Легко и больно http://www.stihi.ru/2016/11/16/8720
3. Дальнее http://www.stihi.ru/2018/08/03/3966

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН (отборочный тур)
1. Республика Воображения http://www.stihi.ru/2018/01/02/7424
2. Казелла http://www.stihi.ru/2018/07/04/4777
3. Стихорезы http://www.stihi.ru/2015/02/09/8570

ПЕЛЁВИН (отборочный тур)
1. Жеглов http://www.stihi.ru/2018/04/25/3568
2. О. М. http://www.stihi.ru/2018/07/17/4242
3. пилат http://www.stihi.ru/2018/07/31/4797

САБИНА ЛЕНИНА (отборочный тур)
1. белый свет http://www.stihi.ru/2018/06/29/6939
2. Паляниця http://www.stihi.ru/2017/08/19/8922
3. скворешник http://www.stihi.ru/2017/03/15/10460

РЕЧНАЯ НИМФА (отборочный тур)
1. Довлатов  http://www.stihi.ru/2018/03/15/8944
2. Мальчики http://www.stihi.ru/2017/05/14/8655
3. Выбор http://www.stihi.ru/2017/09/10/10740

ВИКТОР КОВРИЖНЫХ (отборочный тур)
1. Знамение http://www.stihi.ru/2018/09/08/5456
2. Не надо чувству мыслящему слов...  http://stihi.ru/2018/07/30/6763
3. Там, в народной глуши http://stihi.ru/2018/09/14/1653

МАРИНА ЧИРКОВА (отборочный тур)
1. карандашом в сентябре http://www.stihi.ru/2018/01/03/4299
2. пустынное http://stihi.ru/2017/05/30/7139
3. смородиновый лес http://stihi.ru/2016/05/16/2424

АНЖЕЛА БЕЦКО (три шорт-листа в августе-2018)
1. дом на пропажу http://www.stihi.ru/2018/09/19/155
2. Ах, Офелия, не слушай... http://www.stihi.ru/2016/02/16/7210
3. снег наоборот http://www.stihi.ru/2018/11/14/115

АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ (три шорт-листа в феврале-2018)
1. К струям ливня нельзя прислониться... http://www.stihi.ru/2018/09/11/4828
2. Вот вход в Аид: обшарпанный подъезд... http://www.stihi.ru/2016/03/28/3429
3. Расскажи про ветер, расскажи про снег!.. http://www.stihi.ru/2018/06/13/5728


=================================
Б. Лучшие стихотворения лонг-листа:
=================================

ЛАНА СТЕПАНОВА (отборочный тур)
3. Дальнее http://www.stihi.ru/2018/08/03/3966

САБИНА ЛЕНИНА (отборочный тур)
3. скворешник http://www.stihi.ru/2017/03/15/10460

РЕЧНАЯ НИМФА (отборочный тур)
3. Выбор http://www.stihi.ru/2017/09/10/10740

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН (отборочный тур)
3. Стихорезы http://www.stihi.ru/2015/02/09/8570

ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ (отборочный тур)
3. Сантехник http://www.stihi.ru/2018/01/01/1221

ЕГОР ЛЕМЕК (отборочный тур)
2. Особенности национальной охоты http://www.stihi.ru/2018/11/04/5093

ИГОРЬ ГОНОХОВ (отборочный тур)
2. Июль http://stihi.ru/2018/08/05/7357

ВЯЧЕСЛАВ ПАМУРЗИН (три шорт-листа в сентябре-2018)
1. Непогожий край... http://stihi.ru/2018/11/19/2351

СИБИРСКИЙ ВОЛК (отборочный тур)
3. Однажды я просто забуду дышать http://www.stihi.ru/2018/08/30/6200

ИРИНА РЫПКА (три шорт-листа в сентябре-2018)
1. Бошетунмай http://www.stihi.ru/2018/09/05/2434


=================================

Первое, что хочется отметить – довольно высокий технический уровень практически всех вышедших в финал стихотворений. Это приятно и здесь напрашиваются сравнения с каким-то зимним видом спорта. Например, с биатлоном, где участники должны показать не только физическую стойкость, но и меткость в стрельбе. Я хочу сказать, что, помимо техники (общей), сочинитель проявляет какие-то индивидуальные качества – почерк, характер, страсть; показывает «необщее выражение лица». И здесь вполне сложившийся «толстожурнальный» автор Яна-Мария Курмангалина выгодно эти качества демонстрирует. То есть, становится лидером большого забега. Все три текста Яны-Марии – удачны и, на мой взгляд, удачна и сильна подборка в целом. Вот, например:

***
чуть светится за стенами анга;ра небесная межа
я самолет воссозданный по старым кустарным чертежам

что вопреки длиннющей дефектовке сомнительной красе
из темноты выкатываясь к бровке стремится к полосе

такому даже ветер не союзник живется напролом
я самодельный летний кукурузник с расчалочным крылом

не дрейфь механик бурю не накликай мой высчитав предел
такие не летают но смотри-ка поднялся полетел

 <чуть светится>

(В скобках замечу, что сама поэзия, став аутсайдером новейшей российской культуры, и, в отличие от театра, не получая никакой господдержки, - превратилось в занятие для людей искренних, в буквальном смысле людей «бессеребрениковых». Они чисты на пробы и не тратят миллионы на бумагу для принтера. Всё честно и уровень их высок. Это радует.

Но - продолжим. )


Александр Крупинин делает лирическим героем поэта, соединяя нашу реальность и наше же воображение (что-то подобное уже было у Венички Ерофеева): поэты захватывают умирающую деревню и ставят монумент итальянскому поэту-романтику, воспетому в свое время Гумилевым:

«В понедельник поэты захватили деревню Бурцево,
прошли по единственной грязной улице строем,
поставили перед сельсоветом монумент д'Аннунцио,
используя кирпичи, лилии, листья  лопуха,   рубероид.
Согнали на площадь всех местных жителей:
Казакову, старика  Сергеича  да бабу Женю,
и тогда вождь поэтов весьма решительно
провозгласил Республику Воображения…»

<Республика Воображения>

Участь республики та же, что у Ерофеева: метрополия ее не заметила и она самораспустилась. Вождь сжег поэму и умер от крепких напитков, но местные жители ухаживают за монументом, потому что нельзя «забывать об энтом».
Удачно и третье стихотворение, в котором по деревням ходят самозанятые «стихорезы», вырезающие (по просьбе жителей) на деревянных заборах поэтические строки:

«Дорогие, на новых воротцах
Я хотел бы нарезать стишков.
Справа нужен, наверное, Бродский.
Слева будет тогда Михалков».

То задумчиво давит клопа он,
То ногтями затылок скребёт.
«Если слева у нас Эзра Паунд,
Справа должен быть Стернс Элиот»…

<Стихорезы>

По-моему, очень верно передано нынешнее состояние поэзии в обществе.


Удачная (как в целом, так и в отдельности) подборка Ланы Степановой, на мой взгляд, тянется к стихам Светланы Кековой – дело даже не в звукописи и гармоничности, но в отстраненном наблюдении, внутреннем знании и теплоте:

В ночи панельный дом становится китом.
Плывёт себе в рассвет, огромный, многотонный.
Я думаю о том,
что мы – его планктон,
хоть думать не положено планктону. <…>

Я, крошечно мала, стремлюсь совсем к нулю,
чтоб эти силы тьмы не стёрли ненароком
устроенность мою,
и тех, кого люблю,
и всё, что не хочу терять до срока.

Чем глубже чернотой наполнен водоём,
тем ярче и живей любой источник света.
А кит чутьём ведом,
я знаю – нипочём
ему метеориты и кометы.

Плывут, плывут сквозь ночь китовые стада –
в заштатном городке, в кипучем граде стольном.
Срывается звезда,
и чувствуешь тогда –
жить больно и легко. Легко и больно.

<Легко и больно>


В русской литературе есть немало примеров (из прозы – Гоголь, Бабель, Олеша, Паустовский и др.), когда владение несколькими языками не только идет на пользу самому автору, но обогащает и саму (русскую) литературу. Я имею в виду и Сабину Ленину:

<…> Бродят врозь октябрь и жовтень,
вспоминая  сад бессонный,
на блакитнiм небе желтым
яблоком повисло солнце.
Данка, чую всё вернее,
жизнь твоя во мне продлится.
Слышишь, я теперь умею
нежно-нежно  – па-ля-ны-ця.

< Паляниця >

Хочется надеяться, что такая возможность языковой игры способна пережить наши морозы, чтобы затем, весной певчие птицы смогли обрести свое жилье:

Пришла пора лихих лопат.
Скрежещут утром, днём и ночью.
Убит последний снегопад,
прошитый снегириной строчкой.

В снегах валяется ручей,
потопом тщится стать для грешных.
А Ной? Что Ной, он на плече
несёт сколоченный скворешник.

Повсюду грюк, и шлёп, и плюх,
куда там бахам и вивальди.
Выписывает март «люблю»
на покореженном асфальте.

Послушай, помирись со мной.
Прощай разграчье раз за разом.
Пойдём, я покажу где Ной
ковчег повесил одноглазый.

< скворешник>


Язык Марины Чирковой узнаваем: это звукопись, где смыслы порой переплетаются по прихоти музыкальной страсти и, это непредсказуемая смена обоев, декораций; это, наконец, сбрасывание масок, одежд, за которыми оказывается сам лирический герой:

<…> нет, мы другая половина неба,
где край листа двуручною пилою,
зелёным леденцом и двуязычным
блужданьем на просвет, на шёпот: слышишь,
садовник знает для чего привито,
а веткам незачем, им только дрогнуть
и прижиматься мокрым срезом к срезу,
и прирастать вживую, обнимая...
плести смородиновый лес... прилипших мошек,
мышей летучих с тонкими резцами,
грызущих нежный сахар полнолунья
и распускающих одежду у влюблённых
до нитки, до последнего, до «кто ты?»

<смородиновый лес>


Зима это еще и снег, с его отменой осенних координат, распутицы; снег – всегда новый взгляд и вот, как Анжела Бецко пишет о снеге:

шёл снег и вечером, и днём.             
шёл ты и женщина чужая.
шёл снег, едва соображая,
что хорошо идти вдвоём.               
и это знает каждый школьник:    
«три» образует треугольник.
<…>
и снег летел как человек
влюблённый, выпорхнув из тела,
и ты летел как этот снег,
и рядом женщина летела.

<снег наоборот>


Снег не прошел незамеченным и для Андрея Игоревича Тихомирова:

– Расскажи про ветер, расскажи про снег!..
И куда уходит этот человек,
Тихо повернувшись к городу спиной?
Он как штрих случайный в книжке записной.

– Это бродит старость у большой реки,
Хочет ледостава: воды глубоки,
Просит, чтоб, как чудо, повторился миг:
Серебристый окунь показал плавник.

Может быть, вернутся: дедушкин фонарь,
Елка, мама с папой, марки и букварь,
Слон, что из коробки выходил, трубя,
И в ладошке синий конь, как у тебя...

<Расскажи про ветер, расскажи про снег!..>


Как я уже говорил, вышедшие в финал тексты – достаточно ровные в техническом исполнении и авторы, мной не упомянутые -  Пелёвин, Речная Нимфа, Виктор Коврижных, Вячеслав Памурзин, Сибирский Волк и Ирина Рыпка – потенциально ничем не слабее процитированных и заслуживают теплых слов в свой адрес. Читайте их и перечитывайте!


Герман Власов, поэт и переводчик, член СП Москвы.


Рецензии
Герман, спасибо вам!

Ирина Рыпка   21.12.2018 15:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.