Минойцы - вероятные предки басков, иберов и евреев

               Минойцы как вероятные предки басков, иберов и евреев

               см. мои предыдущие публикации в блогах:
               Avtor.net: http://avtor.net/page-id-72206.html
               Livejournal: https://irinalevi.livejournal.com

               см. также версию на испанском:
               http://avtor.net/page-id-72207.html

               «Los minoicos como posibles antepasados de los vascos, iberos y hebreos»

               перевод моей публикации с испанского языка

               статья посвящается моему супругу Валентину Валевскому,
               польскому лингвисту и исследователю древних языков,
               на основе исследований которого написана моя статья


              Как известно, современная европейская цивилизация привыкла связывать свои культурные и исторические корни с древнегреческой и древнеримской цивилизациями. Однако базовая основа европейской цивилизации была заложена еще в доримский и догреческий период в виде минойской цивилизации на крупных островах Средиземного моря — Кипре и Крите. До сих пор неизвестно кто были основателями этой древней цивилизации, время не донесло до нас их язык, но оставило нам остатки их великолепных дворцов со сложной системой водопроводов и канализации, а также неизвестные письмена… Эта древняя цивилизация в техническом развитии опережала тысячелетия и, вероятно, послужила прототипом для рассказа Платона о великой цивилизации Атлантиды.
              Можно ли верить рассказу Платона? Я думаю, можно. Как в свое время Шлиман поверил легенде Гомера о Трое и раскопал ее в глубоких слоях веков, в песках Малой Азии у побережья Эгейского моря, так и мы пойдем по следам древних легенд и попытаемся отыскать в пыли веков самих носителей древней культуры минойской цивилизации. Если исходить из древнегреческой мифологии, то последняя, по словам Википедии, «особенно выделила этот остров, признав его землю родиной отца всех богов и людей — Зевса. […] От брака Зевса с Европой, которую он, превратившись в белого быка, похитил из Финикии и привез на Крит, родилось три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Наибольшую честь и славу из трёх братьев получил Минос — справедливый и мудрый царь Крита, столицей которого был Кносс, а важнейшими центрами — Фест и Кидония. Во времена правления Миноса Крит стал богатой страной, в которой достигли высокого уровня культура и искусство, а народ жил в мире и справедливости. Руководить государством Миносу помогал его брат Радамант, в то время как Сарпедон основал собственное государство в Ликии.» (Википедия, Крит). Исходя из этой информации можно получить косвенное подтверждение того, что греки выводили корни своей цивилизации, культуры и религии именно с острова Крит. По всей вероятности, и какая-то часть греков, в особенно проживающих на самом острове, должны быть носителями генофонда древних минойцев. Это действительно так. В Википедии на эту тему содержится следующая информация:

«По исследованиям мтДНК, предки минойцев по женской линии имеют не североафриканское (как традиционно считалось), а европейское происхождение и прибыли на Крит около 9000 лет назад из материковой Греции (Пелопоннес); в настоящее время наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев обнаруживается у современных критских греков.» (Википедия, Минойская цивилизация; см. также материал на сайте «Lenta.ru» в разделе «Наука и техника» под названием «Генетики нашли европейские корни у древних критян»).

              Таким образом, из данных палеогенетики можно заключить, что автохтонное население Крита когда-то было ассимилировано древними греками. Хорошо. А что нам говорит по данному вопросу археология? Та же Википедия нас отсылает в сторону Анатолии (территория Малой Азии), где, вероятно, располагалась самая ранняя предковая часть минойской культуры, которая в отдаленные времена сначала переселилась на Балканы, а уже потом овладела Средиземноморьем и перебралась на Кипр и Крит. Википедия дает об этом четкую характеристику:
            
«Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры. Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.» (Википедия, Минойская цивилизация).

              Исходя из общих данных мы узнаем, что «халафская культура происходила из юго-западных районов Армянского нагорья и восточных районов Анатолии» (см. в Википедии раздел «Халафская культура), а следовательно, располагалась не так далеко от горы Арарат, что уже приводит нас к легенде о библейском Ное, спасшемся от Потопа с народом своим в ковчеге и вышедшем с него у гор Араратских… Полагаю, что потомки халафской культуры были носителями самой древней цивилизации, прежде других переселившиеся в Европу и создавшие основы всей европейской цивилизации. Перебравшись на Крит, носители этой культуры создали минойскую цивилизацию, опережавшую свое время на целые тысячелетия. Согласно Википедии «минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. […] Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка. Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).» (Википедия, Минойская цивилизация). Добавлю, что минойцы в бронзовый век славились по всему Средиземноморью изготовлением предметов роскоши, ювелирных изделий, пурпурных тканей, изысканнейших нарядов, великолепных аксессуаров и элегантных одежд. Они были непревзойденными мастерами практически в любом деле и своего рода законодателями мод античного мира. Из той же Википедии мы узнаем, что «часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.» (Википедия, Минойская цивилизация). Это также является дополнительной уликой, которая проливает свет на происхождение евреев… По всей видимости, предки евреев говорили на языке отличном от ханаанейского (финикийского*) и переняли ханаанейский язык только на каком-то этапе своей истории. Исходя из общих археологических данных мы узнаем, что древняя халафская культура была сначала поглощена шумерами, а затем семитами. Однако какая-то часть носителей халафской культуры, скорее всего, переселилась на Крит и материковую Европу от Балкан до Иберийского (Пиренейского) полуострова. Из Википедии мы узнаем следующее:
               
«Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.» (Википедия, Минойская цивилизация).

              Если это так, то скорее всего шумеры восприняли культуру более древней халафской цивилизации, а возможно, и клинописное письмо. Предполагаю, что шумерский город Кадингир, который нам более известен под семитским названием Вавилон (от аккадского слова Бабилим в греческой передаче), был построен на месте древнего городища халафской культуры. Тогда можно предположить, что библейский миф о Вавилонской башне и смешении языков имеет под собой какое-то реальное основание. Получается, что в далекие времена народ Ноя после Потопа высадился у горы Арарат, расселился вплоть до благодатных земель будущего Вавилона, а потом на основе чужеродных экзотических культур создал высокотехнологичную цивилизацию, способствующую взаимодействию с совершенно неродственной языковой средой, что привело к частичному выходу из языковой изоляции и появлению новых этнических общностей. Само собой разумеется, что в этом случае народ Ноя должен был бы говорить на каком-то едином древнем языке, что послужил прототипом или праязыком для большинства евразийских языков, являясь промежуточной фазой между ностратическими и сино-кавказскими языками. На мой взгляд, единственным из существующих ныне языков подобного типа, сочетавшего в себе элементы этих двух языковых макросемей, является баскский язык, который, очевидно, был также родственником иберского. В лексическом материале баскского языка можно найти слова буквально из всех евразийских языков, но тем не менее ни к одному из них из-за ряда весьма специфичных черт причислить его нельзя в качестве близкого или родственного. Я думаю, что это самый красивый язык на Земле, прямой потомок языка послепотопного народа Ноя. Возможна и другая версия. Предок баскского и иберского языков мог быть создан на Крите из смеси различных языков как средство международного общения и использовался как «лингва франка», поскольку остров Крит располагался на пересечении главных морских торговых путей, что позволяло минойцам вести активную морскую торговлю. Неизвестно, так это было или иначе, но минойская цивилизация по своему развитию была сравнима разве что с описываемой Платоном Атлантидой… Возможно, что государство под именем Атлантида в древности располагалась на острове Крит и также на острове Кипр, где, вероятно, были колонии предков басков (вероятно, это были пеласги) и предки евреев с иберами (видимо, это был народ «ха-ибру» или «хабиру»), переселившихся на Крит и Кипр с берегов Анатолии, а потом основавших свои колонии на Балканах, Апеннинах и Иберийском (Пиренейском) полуострове в античные времена. Колония была также на острове Тира вплоть до того времени, когда на этом острове взорвался вулкан и было извержение такой невиданной силы, что волна цунами докатилась даже до Крита и Кипра, грозя жителям экологической катастрофой. С этих островов бежали жители, одна часть вернулась на Иберийский (Пиренейский) полуостров, а другая бежала в Египет, в Шумер и в Ханаан. Этот народ распространил в Ханаане кипро-минойскую письменность, которая была эволюционной версией линейного письма А с острова Крит. Крупнейшие памятники этой письменности располагались в Энкоми и в Айос-Димитриос на Кипре, а также в Угарите (ныне территория Палестины), что был некогда центром международной торговли, где наряду с угаритским языком одновременно использовалось несколько языков (минойский, кипро-минойский и ряд других). Найдено также еще несколько надписей с разновидностью этого письма, обнаруженных на территории Израиля и датируемых 12-11 вв. до н. э. (табличка из Афека, надпись из Ашкелона, печати из Ашдода). Эта письменность частично расшифрована (пока только линейное письмо А с острова Крит, которое является предшественником кипро-минойского линейного письма), но язык по-прежнему остается для нас непонятным. Я предполагаю, что баскский язык может послужить ключом к дешифровке минойского (вероятно, протоиберского) языка, который, возможно, был первым международным языком того времени. Минойская цивилизация предшествовала микенской прото-греческой, которая восприняла культурные плоды минойской цивилизации (адаптировала линейную систему письменности, восприняла технологии минойцев, заимствовала некоторые слова и так далее) и на основе этой культуры создала новую европейскую цивилизацию той эпохи (древнегреческую), преемником которой впоследствии стала цивилизация римская. Если бы не микенская экспансия после экологического бедствия, то минойский язык был бы доминирующим в Европе и миром правил матриархат. Вполне вероятно, что баскский язык находится в родстве с языком минойским и эта версия нуждается в серьезном исследовании. Не исключено, что этот язык содержит программный код, который может благотворно влиять на организм человека и исцелять болезни. Этим может объясняться наличие прекрасного здоровья у басков, говорящих на родном языке, что также подтверждается источниками из более ранних времен. Баскский язык повлиял на другие языки в более древние времена. Следует также отметить, что сохранились древние письменные памятники баскского народа, свидетельствующие о контакте предков басков с другими древними народами. Эти письменные памятники важны, потому что они являются свидетельствами древней письменной культуры предков баскского народа задолго до существования Аквитании и Наварры. Согласно исследованиям баски являлись родственным народом для иберов. Родственными были их языки, общими были элементы древней культуры. Страбон в древности писал, что «…иберы имели письменность, писали прозу и стихи, а также законы в метрическом размере, и утверждают, что эта традиция имеет давность в 6000 лет.» Страбон жил 2 тысячи лет назад, а это значит, что литературные традиции иберов насчитывают 8 тысяч лет! Для меня это важно, потому что ряд ученых считает, что евреи являются потомками древнего народа «ha-ibru» или «habiru» (сравните: исп. hebreo, англ. hebrew), который я отождествляю с иберами. Слово «ha» является определенным артиклем, а слово «ibru», вероятно, означает «ибер». Народ «ha-ibru» («habiru») заимствовал язык финикийцев, утратив свой нативный иберский язык. Так пришел в мир великий еврейский народ. Однако этот народ никогда себя не отождествлял с финикийцами. Это значит, что предки евреев пришли в Шумер (а потом в Ханаан) именно с территории Иберии (опосредованно через Крит и Кипр), что доказывает, что евреи являются европейским народом. Генетические исследования ДНК также подтверждают эту гипотезу. Об этом можно хотя бы судить на основе данных генетических исследований населения Иберийского (Перинейского) полуострова, опубликованных на американском сайте «AJHG» («American Journal of Human Genetics») в переводе с английского:

              «Большинство исследований разнообразного генетического материала Европы были сосредоточены на крупномасштабной изменчивости и вариативности, связанных с событиями в доисторические времена, в том числе с миграциями и интервенциями в исторические времена, также оказавшими глубокое воздействие на генетический вид населения. Иберийский (Пиренейский) полуостров является подходящим регионом для изучения демографических процессов сравнительно недавних событий, поскольку его новейшая история связана с довольно длительным проживанием двух совершенно разных популяций с различным географическим происхождением и их специфическими культурными и религиозными особенностями… […] В соответствии с исторической хронологией, анализ распространения гаплотипов и их разнообразия в конкретных гаплогруппах свидетельствует о том, что сефардический еврейский компонент является наиболее древним.» (сайт «AJHG», статья «The Genetic Legacy of Religious Diversity [...] in the Iberian Peninsula»).

              Исходя из подтвержденных данных о том, что сефардический еврейский компонент Иберийском (Пиренейском) полуострове является наиболее древним, добавлю, что дополнительным аргументом могут также служить лингвистические показатели, говорящие в пользу общего более древнего родства басков, иберов и евреев. Именно по этой причине любые лингвистические исследования происхождения народа басков важны для меня, как еврейки с корнями из Страны Басков в Испании, поскольку они проливают свет на происхождение иберов и евреев.
              Однако вернемся к теме минойцев. Как я уже говорила выше, минойцы являются вероятными предками басков, иберов и евреев. Минойцы первыми создали высокотехнологичную, высокообразованную и высоконравственную цивилизацию в Западной Европе, они намного раньше индоевропейцев заселили Иберийский полуостров, Балканы, а также острова Крит и Кипр. По моему мнению, пеласги, пребывавшие на острове Крит в античные времена, были народом, говорившим на одном из древних диалектов баскского языка. Так называемые минойцы, жившие некогда на островах Крит и Кипр, вероятно, являлись предками евреев и были родственным народом для иберов или даже их прямыми потомками. Об этом говорят также топонимы и этнонимы минойских текстов линейного письма А, которые удалось прочесть в результате дешифровки. Мы с моим мужем, лингвистом по профессии, специально занимались этой проблемой и нашли очень интересный материал (на английском языке) на сайте people.ku.edu под титулом «Linear A Texts» (Linear A Texts in phonetic transcription  & Commentary) в разделе «13. Grammar», пункт «13b. Adjectives»:

«From the place name SU-KI-RI-TA, there derives a clear adjective: SU-KI-RI-TE-I-JA (HT Zb 158b), appearing on a pot that would thus be labeled "Sybritan" […]
]PU2-RE-JA (PK Za 16) from ]PU2-RA2 (ZA a.6)
KU-PA3-RI-JA (HT 24a.1) from KU-PA-RI (PE 1.1-2)»

              Предположительно, минойский язык имеет дальнее родство с баскским языком и более близкое родство с иберским языком. Для минойского языка использовалось линейное письмо А (не путать с линейным письмом Б). В настоящее время исследователям удалось дешифровать линейное письмо А не в полной мере. Несмотря на то, что ряд топонимов удалось интерпретировать, в целом минойский язык до сих пор не является понятным. По нашему мнению, производные вышеуказанных топонимов не являются прилагательными, но названиями государств. К примеру, существует минойский топоним «SUKIRITA» как название одного из минойских городов. Производный термин от него «SUKIRITEIJA», возможно, является названием государства, находящегося на его территории. От этого топонима, вероятно, происходит название острова Крит. Однако необходимо пояснить, что линейное письмо А являлось слоговым, а следовательно, топоним ]PURA мог иметь совсем иное прочтение, если учесть, что фонетическое прочтение могло несколько отличаться от написанного слова в тексте. Полагаю, что знак, обозначаемый в виде скобки, был близок к звуку «ha». Учитывая, что в минойском языке как в иберском языке звуки «b», «p», «v» были почти неразличимы (так же как «l» и «r»), а слоговой знак, читаемый как PU мог быть лигатурой для передачи звука близкого к звуку «b;» (где ; читалось почти как «i» или «y»), можно предположить, что в сочетании со слоговым знаком RA, логограмма ]PURA могла читаться как HABYRA. Минойское слово «habyra» в финикийском языке передавалось как «ha-biru» (также «ha-piru»), где фонема «ha» обозначала определенный артикль. Впоследствии слово «ha-biru» трансформировалось в «ha-ibru» и стало, вероятно, этнонимом для обозначения предков евреев. Таким образом, производной формой от минойского слова «habyra» было слово «Habyreja» (логограмма ]PUREJA), что, вероятно, было тождественно слову «Иберия». Следующий топоним KUPARI, вероятно, обозначает колонию минойцев на острове Кипр или как-то связан с Кипром. Логограмма KUPARI могла читаться (пониматься) как KYPARI или KYBARI. Производным названием от топонима «kybari» являлось слово «Kybarija» (логограмма KUPARIJA). Топоним «kybari», вероятно, являлся также этнонимом и находился в родстве с топонимом «habyra». Народы под этими названиями, вероятно, составляли этнические диалектные группировки колоний минойцев на островах Крит и Кипр, а эти названия, видимо, являлись самоназваниями этих этнических групп. Вполне возможно, что от минойских слов «habyra» и «kybari» происходит древнегреческое название божеств «Кабиры» («Каберои»), которые присутствуют у древних греков в более ранней мифологии. Википедия упоминает, что «по мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов.» (Википедия, Кабиры). Однако, к пеласгам мы еще вернемся позднее.
              Касаясь минойского языка, уместно было бы упомянуть так называемый этеокритский язык, который, вероятно, являлся продолжением минойского языка. В Википедии говорится, что это был «язык крупнейшего из догреческих народов Крита, населявших остров в античную эпоху наряду с пеласгами, кидонами и др. Этеокритяне (греч. «истинные критяне») впервые упоминаются у Гомера. В современной археологии также часто используется название этого народа «минойцы», а их культура называется «минойской» (по имени мифического критского царя Миноса). Самоназвание носителей языка известно в египетской передаче как k’ftjw (условное чтение — «кафтиу», при этом «иу» является египетским окончанием множественного числа), название острова Крит на этом языке — Каптара (в аккадской передаче) или Кафтор (в древнееврейской передаче).» (Википедия, Этеокритский язык). Указанные выше данные показывают достаточно близкое по звучанию название в одном из минойских текстов, прочтенное нами как «hapyra» или «habyra». Полагаю, что они являются вариантами этого этнонима в виде «хабиру» или «хапиру» в аккадской передаче — название, упоминаемое в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1600 и 1100 гг. до н. э. Отождествление последних с евреями библейского периода не вызывает сомнений, что понимается из нижеследующего:

«Перевод документов амарнского архива заставил ряд учёных отождествить апиру (хабиру) с библейскими евреями (ивр.;Ivrim, ;Ivriyyim). Помимо сходства в написании и произношении, описание нападения апиру на города Ханаана весьма сходно по деталям с библейским рассказом о завоевании Израиля еврейскими племенами во главе с Иисусом Навином. Фотографии, привезенные экспедицией 1904 г. из Египта, в особенности фотография текста сообщения о битве при Кадеше из храма в Абу-Симбеле, представляют собой первые известные упоминания о народе ha ibr u.» (Википедия, Хабиру).

              Как видно, если исходить из совокупности данных, то тождество этих этнонимов налицо. Однако, упоминая предков евреев, я бы также хотела подробно коснуться темы народа басков, часть предков коего, по всей видимости, составляли пеласги. Кем они были? Великий советский историк-этнолог и переводчик Лев Гумилев ставил рядом с пеласгами именно иберов и неких пиктов:

«XII-Х вв. до н. э. — взгляд с запада на восток: Архаические племена Зап. Европы: иберы, пикты, пеласги.» Лев Н. Гумилев, «Струна истории».

              Говоря о пиктах, хотела бы вспомнить одно из имен пиктских правителей в доримской Британии, а именно Usconbuts, в котором угадывается васконский корень usc (eusc или eusk), что указывает на возможное баскское происхождение этого народа или на заметную близость к баскам и иберам. Из Википедии мы можем узнать, что «Юлий Цезарь считал пиктов потомками иберов (древнейшего населения Испании, знакомого ему по прежним походам). Между прочим, самоназвание пиктов prit-tan, prit-ten (откуда Британия) возможно, включает элемент -tan, как и такие названия народов как турде-таны, луси-таны. Однако существует точка зрения, что имелись в виду не иберы, а баскоязычные народы, наподобие предков гасконцев (см. Гасконский язык) или современных басков.» (Википедия, Пиктский язык). Из другого материала Википедии мы узнаем, что «часть британских исследователей вслед за Юлием Цезарем полагает, что по происхождению пикты близки к коренным жителям Иберии.» (Википедия, Пикты). Очень интересное мнение по данному вопросу высказал польский писатель и публицист Анджей Сапковский в его исследовании «Мир короля Артура», в которых он пиктов охарактеризовал так: «о древнейших обитателях Британских островов толкуют ученые. Самое старое, установленное теперь население Островов принадлежало к той же группе, что и греческие пеласги или итальянские этруски. Этот таинственный народ англосаксонские историки называют иберами, поскольку прибыл он — как считается — с Иберийского полуострова.» (А. Сапковский). Похожие мысли были высказаны и российскими исследователями:

«Кроме кельтов, на территории западной Германии можно предположить наличие разных других племен, имена и языки которых до нас не дошли, подобно тому, как в других частях Европы засвидетельствованы народы, говорившие на языках отличных от индоевропейских: в Италии — этруски, в Испании — иберы, на Балканском полуострове — пеласги и другие (остатком таких языков неиндоевропейского типа является в Пиренеях баскский).» (Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П. и другие «Введение в германскую филологию» М., 2003).

              Предположение о связи пеласгов с иберами было выражено и многими другими исследователями. В частности, американский лингвист Эрик Хамп обратил внимание на аспект того, что пеласгийский язык, вероятно, принадлежал к сходной группе языков, что и язык доиндоевропейских обитателей Старой Европы. Археологические данные подтверждают эту гипотезу. В Википедии на эту тему содержится следующая информация:

«В отличие от мегалитических культур окраин Европы, народы «Старой Европы» не оставили после себя таких грандиозных памятников, как Стоунхендж. Однако об их культуре и религии всё-таки можно судить как по археологическим данным (основные культуры — Триполье, Винча, Лендель, воронковидных кубков), так и по историческим свидетельствам о народах, предположительно представляющих доиндоевропейский этнический субстрат (минойцы, сиканы, иберы, баски, лелеги, пеласги).» (Википедия, Старая Европа).

              Несмотря на то, что в настоящее время мы не имеем достоверно подтвержденных письменных памятников, носящих отпечаток пеласгской культуры, но, исходя из общей картины иберийского происхождения, можно обратить внимание на следующие аспекты: в археологических памятниках Восточной Испании пятитысячелетней давности находят свое отражение изображения женщин в длинных колоколообразных юбках с обнажённой грудью, что встречается исключительно в древнем искусстве Крита. Кроме того, хотя палеоиспанское или иберийское слоговое письмо имеет в прототипе письмо финикийское пуническое, но  содержит ряд знаков, родственных критскому линейному письму А. Что до Стоунхенджа, то в одном из материалов сайта «Англия вчера и сегодня» (anglophile.ru) говорится о том, что это мегалитическое сооружение было воздвигнуто британскими племенами (напомню, что одно из них имело название «pritan» как самоназвание пиктов), а ранее я уже приводила доводы в пользу того, что эти племена имели иберское происхождение. Вот что говорится в материале сайта anglophile.ru об указанном археологическом памятнике:

«Споры о том, зачем был построен Стоунхендж, ведутся на протяжении долгого времени. В одном из последних исследований, к примеру, утверждается, что мегалит, расположенный на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир, был построен как памятник единства древних британских племен. […] По словам руководителя исследования Майка Пирсона из Шеффилдского университета, племена, жившие на территории Британии во времена неолита, начали активно объединяться в период основного строительства памятника - между 3000 и 2500 гг. до нашей эры. "Строительство Стоунхенджа было чрезвычайно масштабным предприятием, для него требовалось участие тысяч людей, так как приходилось привозить камни из Уэльса, обтесывать их и устанавливать. Сама работа требовала сплочения, что уже само по себе было актом единения", – цитирует Пирсона Discovery News.» («Англия вчера и сегодня» (anglophile.ru), ст. «Ученые узнали, кто построил Стоунхендж»).

              Таким образом, указанное выше авторство в отношении создателей исторического памятника не вызывает сомнений. За ним стоят британские племена, вероятно, имеющие иберское происхождение. Однако вопрос происхождения самих иберов и по сей день остается открытым. Высказывалась гипотеза о том, что иберы происходят якобы от берберов, но она не выдерживает критики, т. к. некоторое созвучие этнонимов еще не говорит о родстве. Кроме того, сам этноним происходит от греческого слова «варвар», которое в прошлом греки привязывали абсолютно к любым народам, говорящим на непонятном для них языке. В Википедии о берберах говорится следующее:

«Берберы (от греч. барбарои, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг — «свободный мужчина») — общее название […] коренных жителей северной Африки от западных границ Египта (Оазис Сива) на востоке до Атлантического океана на западе и от реки Нигер на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на берберо-ливийских языках афразийской макросемьи.» (Википедия, Берберы).

              Как мы видим, никакого отношения этноним «ибер» к слову «бербер», являющегося производным греческого слова «барбарос» («варвар»), не имеет, учитывая, что берберы по языку являются афроазиатами, что их сильно сближает с семитами родственным лексиконом и наличием ряда грамматических черт (наличие мужского и женского рода существительных, предлогов, аналогичных форм глагола и т. д.), что не находит место в языке иберов и близких к ним басков. Кстати, подобная путаница возникала и в отношении происхождения пеласгов. Приведу только некоторые цитаты из работ разных исследователей:

«Путаница между пеласгами и тирренами присутствует во многих трудах античных авторов.» (Эллен Макнамара, Этруски. Быт, религия, культура).

«Нет, я вовсе не хочу сказать, что пеласги, филистимляне и поляне — один народ.»
(В. Е. Шамбаров, Скифские войны. Как Русь победила Дария Великого и Александра Македонского, 2013).

«Неважно, что греки этрусков называли пеласгами, поскольку точно так же они могли называть пеласгами и кельтов.» (В. Рыбников, Загадка волхва Праметея, 2011).

              Любопытно, что к пеласгам в былые времена нередко относили и этрусков (тирренов, тирсенов, расенов и прочих), которых с VI—V веков до н. э. совершенно однозначно связывают с этрусками (см. материал в Википедии о тирренах), но как оказалось, к этрускам последние никакого отношения не имеют, ибо хотя этруски индоевропейцами не являлись, но какого-либо родства с иберами не имели, чего нельзя сказать о предках британцев, так называемых пиктах или пританах, которые были кельтами некогда ассимилированы, но, несмотря на это, кельтами себя никогда не считали. Кстати, культура британских и ирландских кельтов, а в особенности танцы, во многом напоминают культуру басков, что во многом говорит в пользу того, что британские кельтоязычные народы в прошлом имели отношение к баскам или иберам и, вероятно, были ассимилированы. Полагаю, что вопрос этнической принадлежности пеласгов требует дальнейшего изучения, но в связи с ним, я полагаю, было бы уместно также упомянуть и неких филистимлян, которых совершенно ошибочно пытаются отнести к пеласгам (из чистого созвучия), хотя филистимляне, вероятно, имели родство с этрусками, а путаница, скорее всего, произошла из-за преемственности названий (вспомним хотя бы случай, когда индоевропейских «неситов» называли хеттами во имя их предшественников хаттов, к индоевропейцам не относившимся), поскольку рядом с пеласгами на Крите жили и другие народы, к примеру, кидоны, которых древние египтяне также относили к народу «кефтиу» («кафтиу»). Что до филистимлян, то последние жили рядом с предками евреев в Ханаане и происходили согласно библейским источникам также с острова Крит. По всей видимости,  народ этот (филистимляне) происходил от народа кидонов, проживавших в древности на Крите и упоминавшийся в минойских, микенских и древнегреческих текстах. О его этнической принадлежности сказать трудно, но ряд свидетельств указывает на то, что этот народ не состоял в родстве с коренными минойцами и, скорее всего, не был народом индоевропейским. По мнению Дж. М. Факкетти филистимляне были народом этрусским или близким к нему, о чем свидетельствует филистимский текст IX в. до н. э. (состоявший из пяти строк) из Избет-Царта, выполненный более ранним ханаанейским письмом. Данный текст пока не поддается интерпретации, за исключением последней строки. Однако впоследствии филистимляне, как и предки евреев, утратили свой нативный язык и стали использовать в общении язык ханаанейский. Вот что об этом написано в Википедии:

«В первые века после миграции в Палестину филистимляне, вероятно, ещё говорили на собственном языке, глоссы которого сохранились в Ветхом Завете. Язык также, вероятно, представлен крайне скудными фрагментарными надписями. Тем не менее, уже к IX в. до н. э. филистимляне, продолжая сохранять свою этническую и культурную идентичность, перешли в основном на местный ханаанейский (западносемитский) диалект, выработав собственный филистимский семитский язык, известный также как экронский язык, на котором выполнен ряд надписей. Переход филистимлян около III в. до н. э. на арамейский язык примерно совпадает с прекращением их упоминания как отдельного народа.» (Википедия, Филистимляне).

              Будучи исконно морским народом, филистимляне поклоняясь морскому божеству Дагону, который представлял из себя изображение некоего гибрида человека и рыбы. В Электронной еврейской энциклопедии указано, что «на распространенность культа Дагона в Ханаане указывает упоминание в Библии селений с названием Бет-Дагон на землях колен Иехуды и Ашера (Иисус Навин или Йехошуа бин Нун, 15:41, 19:27).» Это подтверждает, что предки евреев так же, как и филистимляне, являлись народом морским, хотя и не имели между собой какого-либо этнического родства. Этим объясняется наличие у евреев древнего Ковчега Завета, который изначально, видимо, символизировал Ноев Ковчег, а впоследствии стал олицетворять собой союз Яхве с народом Израиля и служить свидетельством присутствия оного в его среде. Также это в свою очередь объясняет войны филистимлян из-за Ковчега Завета. Согласно Википедии, «именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом, филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам. Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.» (Википедия, Филистимляне). Несмотря на созвучное название современные палестинцы имеют мало общего с древними филистимлянами, точно так же, как предки евреев с арабами и арамеями. Любопытно, что и алфавит, используемый ныне евреями в Израиле, не является исконно еврейским, а был заимствован у арамеев приблизительно к 535 г. до н. э. На протяжении всей своей истории евреи заимствовали всё лучшее для развития своей цивилизации как это делали некогда их вероятные минойские предки.

              К сожалению, минойскую цивилизацию погубила не сама фатальная катастрофа, связанная с извержением вулкана на острове Тира. Разумеется, всё это поставило великую цивилизацию на колени, но даже несмотря на ужасные потери и невосполнимый урон, нанесенный ей разразившейся природной стихией, это еще не стало концом минойской цивилизации. К примеру, минойская столица Кносс почти не пострадала от гигантской волны цунами, последовавшей после землетрясения, связанного с извержением. Мужественные и выносливые минойцы, оправившись после разрушительной стихии, снова стали строить свои роскошные дворцы и храмы. Слава об их былой мощи уже ушла в далекое прошлое, но их искусство по-прежнему оставалось непревзойденным. Однако, вероятной причиной гибели этой цивилизации по моему мнению послужили засуха, голод и неурожаи, а также разрушительная война с микенцами, последовавшая за этим. Возможно, всё это привело к великому недовольству народа, который усомнился в вере в своих «богов», в их реальную помощь от них, в их сверхъестественную мощь и силу. На мой взгляд, всё это стало причиной религиозного конфликта в минойском обществе. Возможно, одна часть священнослужителей взбунтовалась против другой и посчитала, что «боги» их наказали за беззакония, к примеру, за то, что они изображали богов образами людей и по этой причине «боги» за это требуют от них адекватные жертвы. Может быть, по этой причине пострадала статуэтка юноши из Палекастро, найденная археологами в 1987 году. Она была поистине настоящим шедевром античного искусства, ничего подобного не было в ту эпоху за пределами Крита. Выполненная из слоновой кости и золота с головой, изготовленной из змеевика, она, вероятно, блистала на алтаре и своим блеском затмевала всё окружающее. Минойским мастерам удалось даже передать тонкую структуру кожи, под которой как будто пульсировали налитые кровью жилы. Античному скульптору удалось передать сам дух человеческой жизни. Однако статуэтку постигла нелучшая участь. Где-то в середине XV века до н. э (согласно радиоуглеродному анализу) минойцы ее разбили и попытались сжечь (археологам удалось восстановить ее почти чудом, из сотен мелких осколков). Тех, кто совершил над ней вандализм, не волновала ее настоящая ценность. Кто-то из смертных снял ее с постамента и вынес из храма, ударил лицом о стену, чтобы уничтожить ее человеческий лик. Торс и руки фигурки бросили у самого входа в храм, ноги статуэтки бросили в огонь жертвенника. Возможно, перед нами немой свидетель ужасной смуты. Может быть, восставшие жрецы или жрицы свергли своих богов, не сумевших защитить их в трудное время. Уничтожая предмету культа лицо, они таковым символическим жестом как бы уничтожали прежний порядок. Впоследствии, когда и эта жертва не принесла им плоды, они, возможно, решили, что их боги нуждаются не только в жертвах антроподобных фигур богов, но и в человеческих жертвах… Возможно, эта мысль подтолкнула их тогда отдавать богам своих первенцев. Не этот ли культ принесли минойцы потом на Ближний Восток? Спасибо Аврааму, запретившему этот культ и не давшему на заклание сына!
              XV век до н. э принес упадок минойской цивилизации. В слоях той эпохи были найдены следы великих пожаров. Неподалеку от Кносса были найдены захоронения, совсем нехарактерные для минойцев. В захоронениях были найдены хорошо сохранившиеся останки воинов, по типологии характерные для индоевропейцев... Прежде следы вторжения на Крит археологам попадались исключительно в самом Кноссе, но теперь нам открылось их новое неприглядное свидетельство, говорившее о вторжении с Запада, с материковой Греции. Судя по останкам, индоевропейские воины были вооружены длинными мечами, характерными для микенских греков. Они нанесли жестокий, непоправимый урон минойцам. Возможно, микенцы, сойдя на Крит с кораблей своих, не пострадавших от цунами на родине их в коринфском заливе, узрели всю неприглядную картину человеческих жертв и пришли в негодование и неистовство. В Кноссе невдалеке от прекрасных фресок с запечатленными на них быками были найдены страшные свидетельства принесения человеческих жертв. Минойская цивилизация эпохи после извержения Тиры из высоконравственного общества превратилась в общество беззакония... Кто-то должен был всё это остановить и рассказать о несчастных жертвах… Может быть, так и возник в среде древних греков известный нам миф о Минотавре. Может быть, греки думали, что несчастных жертв уводят в лабиринт, чтобы принести в жертву минойскому «богу»-быку Минотавру… Может быть, именно минойцы принесли культ поклонения Ваалу в Ханаан и Египет, и только библейский патриарх Моисей остановил этот культ золотому изображению тельца, сделанному Аароном по требованию народа у подножья горы Синай. Спасибо Моисею, что уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ за невежество (Исх. 32:1–6, 20–28)!
              Так в зените славы погибла первая европейская цивилизация, остатки которой впоследствии продолжили свое развитие в материковой Европе — в великой Иберии (ныне Каталония) и на баскских землях Аквитании и Наварры. Спасшиеся же на Ближнем Востоке, в Ханаане и Вавилонии, вероятно, постепенно трансформировались в новую этническую общность, которую мы называем евреями. Утратив свой исконный язык, евреи, как вероятные потомки минойцев, сохранили свою этническую и культурную идентичность, они и доныне пытаются доминировать в науке, культуре и искусстве, предпочитают также работать в сфере изготовления предметов роскоши, обожают сферу градостроительства и область архитектуры. В заключении моей статьи хочу сказать, что для меня важно было приоткрыть еще одну возможную страницу в истории еврейского народа, которая, быть может, также важна для истории древнего народа басков, и многих потомков иберов, и других, с которыми нас связывают генетические и культурные связи.

Irina Levi

_____________________________________________________

*    тезис, косвенно подтверждающий заимствование предками
евреев финикийского языка, постепенно трансформировавшегося
в древнееврейский, охарактеризован именно тем, что близость
древнееврейского и финикийского языков слишком очевидна и
это всё при абсолютном культурном отличии древних евреев от
финикийцев, что приводит к мысли, что предки евреев в прошлом
говорили на каком-то другом языке, отличном от финикийского.
О финикийском языке в Википедии говорится следующее:
«По морфологии и лексике близок к древнееврейскому».
См. источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Финикийский_язык 
_____________________________________________________

Использованные источники:

1. Википедия: https://ru.wikipedia.org/

2. «AJHG», статья «The Genetic Legacy of Religious Diversity [...] in the Iberian Peninsula»:
http://www.cell.com/AJHG/abstract/S0002-9297(08)00592-2

3. people.ku.edu, «Linear A Texts» (Linear A Texts in phonetic transcription  & Commentary),
раздел «13. Grammar», пункт «13b. Adjectives»: http://people.ku.edu/~jyounger/LinearA/

4. Анджей Сапковский, «Мир короля Артура»:
https://www.litmir.me/br/?b=24205&p=1

5. Лев Н. Гумилев, «Струна истории»:
http://www.rulit.me/books/struna-istorii-read-173868-17.html

6. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П. и другие
«Введение в германскую филологию» М., 2003:
http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/2.html
http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/literatur.html

7. «Англия вчера и сегодня» (anglophile.ru),
ст. «Ученые узнали, кто построил Стоунхендж»:
http://www.anglophile.ru/ru/stounhendzh/615-stounhendzh.html


Рецензии
Склоняю пред тобой голову, Ирина. Статья на самом деле получилась превосходная и достаточно аргументированная. С удовольствием перечитываю ее. Я тоже в свое время пытался написать статью на эту тему, но ты опередила меня. Всё время порывался, но каждый раз по какой-то причине откладывал, то ли потому что материала было недостаточно, то ли потому что не знал в каком ключе направить статью. Помню, однажды ты не выдержала и сказала мне, что напишешь эту статью сама. Честно говоря, я сначала скептически к этому отнесся, дал тебе в помощь уже имеющиеся наметки и, собственно, махнул рукой. Потом время от времени поглядывал, как ты что-то там напряженно набираешь на макбуке, пока ты мне не выдала в текстовом редакторе первый текст на испанском. Мне сразу понравилось то, в каком ключе ты сориентировала статью, и я тебе дал добро. А когда ты выдала готовый текст, разумеется, что я пару мест у тебя поправил, т. к. ты со стандартного испанского сбивалась на еврейско-испанский. В любом случае статья получилась отменная, как впрочем, и перевод статьи. Я, кстати, тоже в будущем собираюсь публиковать статью на близкую тему, правда, она касается дешифровки иберского языка. Ты знаешь, мне действительно удалось разобрать пару древних текстов, написанных греко-иберским алфавитом, которые я интерпретировал на базе словаря баскского языка с учетом фонетических различий иберского и баскского языков. Это безусловно языки одной группы и по моему мнению большинство семей языков Евразии восходят к их коренному предку, который возник примерно 20 тысяч лет назад, задолго до возникновения праностратического языка и выделения сино-кавказского элемента. Этот коренной предок баскского и иберского языков развивался совершенно изолированно в самом сердце Западной Европы, имея в прошлом ишь небольшое воздействие семей других языков, и по этой причине его потомков в лице баскского и иберского языков нельзя относить ни к сино-кавказским, ни к ностратическим языкам, несмотря на ряд общих элементов. В твоих статьях ты выдвинула гипотезу, что общий предок баскского и иберского языков когда-то мог быть кем-либо создан. Ну что ж, твоя гипотеза, безусловно, имеет право на существование, но если это в действительности и произошло, то в сравнительно недавний период, т. е. не ранее пяти тысяч лет назад, поскольку, если исходить из общих различий, эти языки должны были разделиться не позднее третьего тысячелетия до нашей эры. Однако, в любом случае, что-то должно было тогда послужить базовой основой для создания их предкового языка, а у этих языков имеется некоторая специфика, которая действительно более не встречается ни в одном из известных нам языков на планете. Следовательно, для того, чтобы создать в древности язык с подобной спецификой, необходимо было бы реально обладать высоким интеллектуальным потенциалом, хотя в системах языков-изолятов все же нередко встречаются некоторые элементы искусственности, т. к. в условиях замкнутого, но весьма развитого образа жизни при создании новых предметов быта или культа с использованием таких же новых технологий, народу так или иначе приходилось бы придумывать для них и названия. Новые названия влияли на старые и так постепенно менялся язык, так что не исключено, что появлению предка живого баскского и ныне вымершего иберского языков в прошлом просто способствовали весьма специфические условия.

Валентин Валевский   05.12.2018 23:05     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку и развернутый комментарий, Валентин.
Думаю, что в твоих словах есть большая доля истины, но полагаю,
что ты смотришь на этот аспект слишком прозаично, совершенно
забывая, что на развитие языка могли влиять также религия и
искусство. Вспомним хотя бы Древний Египет, когда научные
знания умело вплетали в контекст религиозного мировоззрения
и, таким образом, знания о явлении солнечных и лунных
затмений жрецами-манипуляторами ловко преподносились
как явления свыше. Религия часто строилась на обмане,
но именно она влияла на древнюю литературу и искусство,
а это в свою очередь на более глубокое развитие языка. И,
хотя я считаю себя атеисткой, выскажу мысль, что религию
в той или иной степени можно считать предтечей науки.

Ирина Леви   05.12.2018 23:18   Заявить о нарушении