Рецензия на «Минойцы - вероятные предки басков, иберов и евреев» (Ирина Леви)

Склоняю пред тобой голову, Ирина. Статья на самом деле получилась превосходная и достаточно аргументированная. С удовольствием перечитываю ее. Я тоже в свое время пытался написать статью на эту тему, но ты опередила меня. Всё время порывался, но каждый раз по какой-то причине откладывал, то ли потому что материала было недостаточно, то ли потому что не знал в каком ключе направить статью. Помню, однажды ты не выдержала и сказала мне, что напишешь эту статью сама. Честно говоря, я сначала скептически к этому отнесся, дал тебе в помощь уже имеющиеся наметки и, собственно, махнул рукой. Потом время от времени поглядывал, как ты что-то там напряженно набираешь на макбуке, пока ты мне не выдала в текстовом редакторе первый текст на испанском. Мне сразу понравилось то, в каком ключе ты сориентировала статью, и я тебе дал добро. А когда ты выдала готовый текст, разумеется, что я пару мест у тебя поправил, т. к. ты со стандартного испанского сбивалась на еврейско-испанский. В любом случае статья получилась отменная, как впрочем, и перевод статьи. Я, кстати, тоже в будущем собираюсь публиковать статью на близкую тему, правда, она касается дешифровки иберского языка. Ты знаешь, мне действительно удалось разобрать пару древних текстов, написанных греко-иберским алфавитом, которые я интерпретировал на базе словаря баскского языка с учетом фонетических различий иберского и баскского языков. Это безусловно языки одной группы и по моему мнению большинство семей языков Евразии восходят к их коренному предку, который возник примерно 20 тысяч лет назад, задолго до возникновения праностратического языка и выделения сино-кавказского элемента. Этот коренной предок баскского и иберского языков развивался совершенно изолированно в самом сердце Западной Европы, имея в прошлом ишь небольшое воздействие семей других языков, и по этой причине его потомков в лице баскского и иберского языков нельзя относить ни к сино-кавказским, ни к ностратическим языкам, несмотря на ряд общих элементов. В твоих статьях ты выдвинула гипотезу, что общий предок баскского и иберского языков когда-то мог быть кем-либо создан. Ну что ж, твоя гипотеза, безусловно, имеет право на существование, но если это в действительности и произошло, то в сравнительно недавний период, т. е. не ранее пяти тысяч лет назад, поскольку, если исходить из общих различий, эти языки должны были разделиться не позднее третьего тысячелетия до нашей эры. Однако, в любом случае, что-то должно было тогда послужить базовой основой для создания их предкового языка, а у этих языков имеется некоторая специфика, которая действительно более не встречается ни в одном из известных нам языков на планете. Следовательно, для того, чтобы создать в древности язык с подобной спецификой, необходимо было бы реально обладать высоким интеллектуальным потенциалом, хотя в системах языков-изолятов все же нередко встречаются некоторые элементы искусственности, т. к. в условиях замкнутого, но весьма развитого образа жизни при создании новых предметов быта или культа с использованием таких же новых технологий, народу так или иначе приходилось бы придумывать для них и названия. Новые названия влияли на старые и так постепенно менялся язык, так что не исключено, что появлению предка живого баскского и ныне вымершего иберского языков в прошлом просто способствовали весьма специфические условия.

Валентин Валевский   05.12.2018 23:05     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку и развернутый комментарий, Валентин.
Думаю, что в твоих словах есть большая доля истины, но полагаю,
что ты смотришь на этот аспект слишком прозаично, совершенно
забывая, что на развитие языка могли влиять также религия и
искусство. Вспомним хотя бы Древний Египет, когда научные
знания умело вплетали в контекст религиозного мировоззрения
и, таким образом, знания о явлении солнечных и лунных
затмений жрецами-манипуляторами ловко преподносились
как явления свыше. Религия часто строилась на обмане,
но именно она влияла на древнюю литературу и искусство,
а это в свою очередь на более глубокое развитие языка. И,
хотя я считаю себя атеисткой, выскажу мысль, что религию
в той или иной степени можно считать предтечей науки.

Ирина Леви   05.12.2018 23:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Леви
Перейти к списку рецензий, написанных автором Валентин Валевский
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.12.2018