Мать Слава... Лики...

                Родина Мать. Слава. Мамаев курган.


                Антипод статуи Свободы...

Ее можно было бы сравнить с древней славянской богиней, Матерью Сырой Землей, если образ был хоть как-то привязан к северной традиции, символике. Но в облике волгоградского монумента смешались французская Марсельеза и античная Ника. Это сильно отличает ее от киевской сестры.

Для воплощения грандиозного замысла был привлечен инженер Николай Никитин, работавший над созданием Останкинской башни. Перед ним стояла нелегкая задача сделать устойчивой фигуру с раскинутыми в стороны руками и развевающейся на ветру вуалью.

Правда, есть черта, сильно отличающая Родину-мать от мускулистой амазонки-Марсельезы. Это ее формы, тело женщины, давшей жизнь и вскормившей ребенка. Было бы неправильно полагать, что условно прикрытая вуалью обнаженность фигуры носит эротический характер. В ней скорее мощь матери-земли, чем что-либо другое. Монумент словно вписался в символическую ось биполярного мира. На другом её конце — статуя Свободы в Нью-Йорке. Любопытно, что обе они, — статуя Свободы буквально, а Родина-Мать концептуально — родом из Франции.

                Богиня вместо Сталина

Одновременно с Вучетичем работу над другим монументом Родины-Матери начал армянский скульптор Ара Саркисян. Она предназначалась для мемориала ВОВ в Ереване. На одном из набросков на бумаге автора видно, что изначально он отталкивался от своеобразного микса образа Афины с армянской богиней Нанэ, покровительницей очага и военных походов. Шлем, украшенный птицей на ее голове напоминает по форме фригийский колпак Марсельезы с химерой. Орел на шлеме напоминает траиционное армянское изображение птицы, клюющей рыбу или змею, символ победы разума и силы воли человека над хаосом.

Сохранилась гипсовая полуметровая фигура Родины-Матери в воинском облачении, характерном для древних стран Передней Азии. На других эскизах Саркисян изображал ее с веретеном, плодами, серпом. В конце-концов Родина-Мать оказалась миловидной молодой женщиной с лавровым венком в одной руке и капителью в другой. Этот образ соединил в себе образы двух армянских богинь.

Символы плодородия вызывают ассоциацию с Анаит, матерью всех «младших» богов. Капитель, символ созидания и лавровый венок вместо оружия — с юной богиней Астхик.

                Ереван

Можно говорить о воплощении в этом монументе древнейшей богини армянского пантеона, Нанэ. У нее было две ипостаси. Первая и главная — старуха, хранительница преданий и бытовых знаний. Вторая ипостась Нанэ — молодая женщина-воительница. Именно в этом образе явилась Мать-Армения Ара Арутюняна. На самом деле, эти два, казалось бы, таких различных аспекта имеют общую основу. Нанэ вопощала волевое начало женщины, ее самостоятельное мышление.

                Тбилиси

Это толкование, впрочем, порождает новые вопросы. Мать-Армения держит меч обеими руками, что выглядит естественно. У Матери-Грузии поза совершенно невероятная, она поддерживает тяжелый меч одной лишь кистью. И зачем держать его вот так, параллельно земле? И если чаша в ее руке предназначена друзьям, почему она протягивает ее небу? Картлис-Дэда в народе нарекали именами исторических и литературных персонажей. Чаще всего — царицей Тамарой.

Но, возможно, Элгуджа Амашукели видел в ней покровительницу Грузии, святую Нину. Вероятно, потому меч вложен в ее руки таким выразительно-нереальным способом: автор сознательно хотел добиться для неё совершенно особого силуэта. Если смотреть на нее, как на главную грузинскую святую, то и смысл чаши становится иным: чаша превращается в символ христианского терпения. Протягивая ее небу, Мать-Грузия как бы принимает его волю и отдает свою судьбу высшей милости.

Грузинский скульптор фактически установил крест над своим любимым городом. Едва ли это домысел: скрытые христианские символы не редкость у Амашукели, его Монумент Славы в Поти самое яркое тому подтверждение. Картлис-Дэда несколько раз подвергалась авторской реконструкции.
 
                Пирамида на Мамаев кургане.


На месте Мамаева Кургана стояла гигантская пирамида, её пытались снести, не смогли и вследствие этого "прикрыли" современным комплексом "Мамаев курган". При строительстве - вся территория была оцеплена, вход строго по спецпропускам, оттуда вывозили в контейнерах нечто, и, когда пригласили то ли Брежнева, то ли Хрущева посмотреть на всё ЭТО, то он сказал, что такое народу нельзя видеть.

Родина-Мать и Грааль

Чаша Грааля - пятый элемент- Аргумент- Мамаев Курган.




А под Мамаевым Курганом оставлен и меч Мамая - Аргумент (плазменный меч). Тот самый меч, который тщетно пытаются найти славяне, и который, надо вставить в руку Ангелу на Александровской колонне. Это как "пятый элемент".

На вершине Мамаева Кургана стоял памятник Мамаю. Легенды о Колоссе Родосском идут также от Мамаева Кургана. Восстановить облик памятника пока не удалось.

Предположительно он был разрушен в первую очередь, возможно в 1852 году, остатки его находятся на дне Волги.
Очень много тайн окружает строительство Мамаева Кургана. Там что-то нашли такое, что сразу же положили в папку под грифом "Секретно".

"...Там было ДВА Цезаря Каруса: Отец и Дочь. В английском языке нет женского рода, потому что женщины в Армии не служили. И имя Дочери Первого Князя Кондрус было написано так, как если бы это было имя мужчины.

Первый Князь Кондрус – по переписанной славянами Истории Bella Arm Air Kondrus. Cesarcarus. Переписан в Батыя (Батя, Отец) и Чингизхана: Кингиз-Хан, Белый Царь Рус, «Чарт Рус».

А Вторым Цезарем Карусом, Князем Кондрус была его Дочь: Александра(Сандра).


Рецензии