Сказка про Сварог, Велес и Гусли-Самогуды

                Сказка про Сварога, Велеса и Гусли-Самогуды.

Тьма… Беспросветная тьма окутала Землю, погрузив сердца человеческие в пучину хаоса. Померкли многочисленные звезды и мудрые голоса их для нас затихли. Это хладнокровная Мара сковала льдом и мороком владения свои.

Но где-то там, где ясный луч рождающий зарю, ярилось всё в предверии рассвета. В труду благоговейном собрались силы света, чтоб очертить эпохе Волчьей путь. В скоплении ярчайшем, всех самых светлых Душ, светилась Сварга в предвкушении встречи. Сварог собрал Богов на Родовое Вече:— Ну что же доченька, — сказал Сварог Марёне, растопив взглядом лёд в ее глазах, — Выражаю тебе благодарность от всего Рода, за хитрость твою филигранную и за игру, что сорок-сороков была столь интересна Людям и Богам. Лихо ты нас всех за нос поводила, но пришла пора превратить твое белоснежное покрывало, в звенящие ручьи талой водицы.

Улыбнулась Марена и протянула ледяной жезл правления сказочной игры Сварогу и в тот же миг он обернулся Молотом Алмазным. Держит Сварог Молот сказочный, глядит на него, да вертит по всякому. Размечтался Бог многомудрый и думает, и представляет он, как его Чертог настанет, как он Сварганит мир по своему, да на свой лад Сварожий все по местам расставит.

Тем временем подкрался к нему Велес волком серым, по плечу похлопал и говорит:

— Сварог, а Сварог!? Сварооооог! Очниииись! Помечтал и хватит! Моя очередь мир по тропам сказочным водить.

— Правду глаголишь, Вещий, — из мира грез вернувшись, промолвил Бог-Кузнец, — Твоя нынче игра настала, держи бразды Правления!

И вот стоит Велес, от счастья светится, а в руках у него Посох Волшебный! С виду глянешь — деревяшка простая, а ежели в глубь проникнешься, так узришь как Леший стережет дубравы вещие, что в сердцах хранят полянки грибные да ягодные. Да на полянках тех жизни изобилие: туда и лось зайдет травки пощипать и медведь малинкой полакомица, а белки, те и вовсе днями напролет по веткам скачут, да орешки кедровые щелкают!

Поблагодарил Велес Сварога, всем Родичам-Богам поклонился, у Рода Пращура благословился. Уже развернулся, собираясь уходить в свои новые владения, как Сварог его окликнул:

— Стой! Вещий! Обожди, не торопись! Совсем забыл, у меня же для тебя кое-что есть, но это кое-что ты получишь с условием, если выполнишь испытание. От этого испытания будет зависеть дальнейший ход событий Явного Мира и развитие игры твоего Чертога.

Огласил Сварог условия испытания, согласно которому Велесу предстояло создать такое чудо, от которого бы все Боги в восторг пришли и чтобы польза была всему Роду Небесному, да всем Внукам Богов, что ныне на Земле живут.

Хоть Велес и является Богом магии и волшебства, но и задачка не так проста — попробуй ка удиви Богов! В общем необходим особый подход. Оглядел Вещий братьев и сестер своих, всех до единого, да в глубь очей их заглянул, потом окинул взором Мир где Люди Добрые живут и что-то достал из-за пазухи, никому не показывая.

Пошептал… По-колдовал на это что-то… И в ладонях его появился легкий трепет новорожденного Света. Потом Велес улыбнулся звездам дальним, а ближним звездам подмигнул и наполнились ладони еще более прекрасным Светом, сошедшим от Светил Небесных. Вдохнул полными лёгкими аромат цветов, что растут только во Сварге Пречистой и наполнил дыханием своим в ладонях созданное чудо.

И в тот же миг засияла, заискрилась Сварга, стала еще ярче чем была и даже Боги удивились тому, что предстало пред их очами:

— О что за чудо!? Что за Птица!? Скажи нам Велес не томи! Ах как божественного искрится в ее очах огонь Любви!

— Вот это я начудил, — подумал Велес, — даже Боги стихами гутарить принялись увидев детище мое.

И правда, что тут скрывать — эта птица была прекрасна, ведь тысячи Светил Небесных, на ней сосредоточили свой луч. Каждое пёрышко волшебной пташки, переливалось ярчайшим блеском самоцветов, ведомых и неведомых до селе, а тот лугов цветущих аромат, столь тонко источаемый ею, был и вовсе ни с чем не сравним.
**********
— Знакомьтесь! — наконец-то произнес Велес-, сие диво-дивное и чудо-чудное, я нарекаю Птицей Зареницей — она будет предвестницей Сварожьего рассвета и символом пробуждения жителей Земли.
 Пусть эта птичка станет первым лучиком рождающим Зарю новой эпохи, а вы, Родичи мои — Боги Светлые, можете благословить Зареницу и наделить ее Добром, которое сочтете нужным.

Обрадовались Боги, тому что им тоже в этом чуде место нашлось и принялись за дело. Семаргл одарил чистотой намерения, что живет в языках пламени Предвечного Огня.
 Стрибог вдохнул стремлений Праведных, а Китоврас встал на страже прав судебных. Перун, владыка ратных дел, приставил к ней в защиту, дружину Духов-Витязей и выдал каждому волшебный Меч-Кладенец. Бог Род одарил оберегами многочисленными и символами сакральными, как-то им на досуге придуманными. Макошь, рукодельница, спряла Судьбы златую нить и вручила котомку с одеждами льняными, расшитую узорами древними, а Богиня Жива подарила Птице Заренице, живого знания водицы — да бы вновь потекли реки Мудрости, по иссохшим долинам пробуждающейся Земли.
****************

Глядит Сварог на Птицу волшебную, да наглядеться никак не может:

— Ну что Велесе!? Удивил Богов! Как и обещал, вот тебе мой подарок!

И достал Сварог Гусли, да Гусли не простые , а Гусли — Самогудные! Расписанные узорами древними, а по краям узоров, колышки алмазные — Сварогом кованные, да во Кузнице Небесной! На тех колышках струны намотаны, что из* радуги сплетенные*, звездной пылью позолоченные. Да подвешаны гусельки на ремешке, *сотканном из судеб Вещих Сказителей!*

Сварог торжественно дал команду и распелись Гусельки* переливами певчих птиц*, растеклись по Сварге звоном малиновым. Как услыхал Велес эту песню соловьиную, так обрадовался пуще прежнего! Стоит не нарадуется! Лыба до ушей, ноги сами в пляс идут, а борода вместе с ногами под звон гусельный пританцовывает.

— Вот это подарок так подарок! — приплясывая произнес Велес, — низкай тебе поклон Свароже!
 Накажу всем Баянам, Певцам и Сказителям, чтобы славили имя твое и поведали Людям о том, какой у них Предок, да какие у него руки Золотые! Пусть с тебя пример берут, во благо Родов своих созидая на Совесть. А теперь мне пора. Ждет меня тропинка Сказочная! До встречи Родня!

Поклонился Велес, благословился у Рода Вышня и отправил Птицу Зареницу, чтобы та на Землю летела и первым лучиком Зари новой эпохи, осветила лики проснувшихся людей, а сам за ней следом пошел.
 Много дел добрых сделала Птица Зареница, пока многомудрый Велес шел на Землю-Изумрудинку*, а сразу как пришел, поблагодарил он пташку за все хорошее и отправил ее заниматься тем, что она сама пожелает.
 А сам достал Гусельки-Самогуды, да затянув песню Вещую продолжил дело Великое, что прямо сейчас вокруг нас в мире Явном сбывается!





Галактика Млечный путь; в переносном смысле Молочная река с кисельными берегами. Само слово «галактика» означает «молоко»: новогреческий  (гала) — «молоко».

 Пена — латышский «piens», литовский «pienas» — «молоко».
Бел-горюч камень Алатырь — камень начала отсчёта (и земель).
Кощей — буквально «кесарь», то есть царь. Хозяин Коша (дома), то есть Земли. Пчелиный трутень. Созвездие Кефей.

Алый — ср. лат. aula — «дворец», «подземное царство», «улей (как дворец царицы пчел)», «свита, двор, придворные». Сравните: в греческой мифологии отец Кефея (др.-греч.) — Алей (др.-греч. ) основал город Алею [Павсаний. Описание Эллады: VIII 5, 1; 23, 1].

Ось вращения Земли; имя Яша — производное от обозначения *ужа. Гидронимы от имени Яша — Яуза, Еглинная, Неглинная, Упа, Уфа, Уса, Уж и т.д.

 Яша — змей-кит, держащий Землю.


Китоврас-кит тов Рас.
Китовра;с (др.-рус. кит;вра;съ от греч. — «кентавр») — мифическое существо, упоминаемое в апокрифах Киевской Руси с XIV века. Под Китоврасом подразумевалось вообще чудовище, или имя собственное. Изображался как чудовище-кентавр, иногда с крыльями.

Китоврас является существом вещим: изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях китоврас царствует «в граде Лукорье», где днём он царь над людьми, ночью — над зверями.



Русское слово «ключ» — «родник» и «алый» — «алтын», то есть золотой. Топонимы: деревни Алабино, Алачково, Алабышево (Московская обл.), река Алатырь (близ царских городов — Саранска и Сарова), горы Алтай, Альпы, Алатау, Алания, Эльбрус и т.д.
Сравните с «алый» — «дворец» и с «ключ»: «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу», — сказал Мухаммад о своём двоюродном брате и зяте Али ибн Абу Талибе. И эта тема развита в другой монгольской сказке — «Сокровенное сказание», повествующей о прабабке Чингисхана в девятом поколении, которая понесла от ибн Абу Талиба, превратившегося в ключ и проникшего через запертый замок в башню, где она была заточена.

43. Яга, Яже — древнее имя, обозначающее ужа, лягушку, жабу, ящерицу. В прежние времена лягушек кидали в молоко, чтобы не прокисало. Такая связь осталась в слове «ягнёнок» — «тот, кто питается молоком» и в казарском слове «ягурт» — «молоко». На Руси Яга — роженица, та, кто помогает при родах и покровительствует всем молодым матерям, кормящим грудным молоком. Связь Яги с роженичеством видна из слова «ягода» (ребёнок растения). Чудищем Ягу сделало христианство.

 Явный мир — наш мир, мир реальных материальных вещей и объектов.

 Перун — созвездие Перуна (Волопаса). На Земле — район Прибалтики, Новгорода — до Киева. На небе — эра Близнецов — 6582 — 4436 гг. до н.э., в середину эры Перуна состоялось Сотворение мира — 5508 г. до н.э.

 В семитских религиях — Георгий.

. В древности царством Перуна являлась Москва со стороны севера. Поэтому на гербе Перун, связанный осью («копьём») с Кощеем. Герб Москвы буквально обозначает древний центр мира и расположение персонажей сказок на нём.




 Сравните сюжет в сказке Г. Х. Андерсена «Волшебная гора»: «- Дети! — сказал старик. — Яма уходит вниз, Холм уходит вверх. У вас что, глаз нет?».

 

 Другие названия Белой горы — бел-горюч камень Алатырь, Альпы, Алтай, Эльбрус и т.д.

Молочная река — река Москва. Название происходит от слова «моска» — «корова». В астральном мифе Млечный путь вытекает из сосцов двух животных, зачинателей мира — коровы Земун (запад) и козы Седунь (восток).





 


 Церковь Софии на Балчуге. София — букв. «змея» (поэтому змея мудрая).

София-примудрость.
Сиф-мудрость.
 
Когда Яга ушла в навье царство, то она фактически умерла или усопла (змеи — хладнокровные, то есть безжизненные, засыпающие на зиму). Поэтому София — это ещё и обозначение Спящей Красавицы, сравните: др.-исл. «sofa» — «спать», лат. «s;pi;» — «усыплять», др.-исл. «s;fа» — «умерщвлять». О мифологии спящей красавицы см. ниже. То есть церковь Софии в Москве — это обозначение Центра Мира, в котором находится Башня со Спящей Красавицей.

Райская река — это галактика Млечный путь, мифологически вытекающая из сосцов козы Земун и козы Седунь. Первоначально — это Москва-река, букв. Молочная река. Затем — Ра-река двуглавая, пара Волга и Кама, пара Дон и Нил, а затем — пара Белый Нил и Синий Нил и пара Тулица и Синетулица и т.д. Эти парные реки нанесены на многие древние карты. Отсюда аналогичное представление о реках Тигр и Евфрат. «Евфрат» — тур. F;rat, курд. Firat — букв. «Перун» или «Первый». «Тигр» от шумерского idigna — букв. «Дон» или «Два»; ср. тур. Dicle, курд. D;cle — «второй (di) кол (cle — ось)».

 Дон — отец русалки Роси, сын Кощея, внук козы Седунь.

 Нил — египетское написание и произношение названия Ил (Илья), где «Н» — семитский префикс. Ил — древнее название змея (ср. ил и улей), сохранилось в названиях Жуляны (Киев), Змиулан (Казань) и т.д.


Согласно В. Н. Топорову, территория Москвы находится внутри ареала балтийской гидронимии (Гжелка, Дрезна, Истра, Лама, Лобь, Нара, Ока, Отра, Протва, Руза, Уча, Химка, Якоть, Яуза и др.). В прежних исследованиях игнорировался тот факт, что гидронимы на -ва располагаются к западу от р. Москвы и практически отсутствуют на востоке от неё, причём бо;льшая часть их имеет убедительные балтийские этимологии (Водва, Надва, Дедва, Болва, Титва, Дрезва и др.). По мнению Топорова, гидронимы Москва и Протва являются продолжением пояса балтийских названий на -ва в Верхнем Поднепровье, который органично переходит в пояс гидронимов на -uva, -ava и -va в Прибалтике (Латвия, Литва, Пруссия).

Источником названия Москва могли быть балтийские формы *Mask-(u)va, *Mask-ava или *Mazg-(u)va, *Mazg-ava (ср. латыш. Maskava «Москва»). Корень *mask-/*mazg- мог быть связан, во-первых, с топью, грязью (нечто жидкое, мокрое, топкое, слякотное, вязкое). В пределах древней Москвы такой повод могли дать два места — пространство по низменным берегам Неглинки и особенно пространство напротив Кремля, за Москвой-рекой, заливавшееся по весне водой, которая не просыхала до середины лета. Во-вторых, тот же корень мог пониматься и как обозначение извилистой реки (ср. лит. mazgas «узел», лит. mazg;ti «мыть, обмывать», латыш. mazg;t «мыть» и т. д.). Только в пределах города р. Москва делает 11 больших петель (не менее извилиста р. Москва в своих верховьях, около Можайска, и в среднем течении, около Звенигород.


Согласно позднесредневековой книжной легенде, название Москвы происходит от имени библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета. Связана эта легенда с известной средневековой теорией монаха Филофея «Москва — Третий Рим»: «Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Чёрного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Чёрное море, над Доном и Волгою рекою… И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде…»

Основатель – Мосох Иафетович

В XVII веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета.

Вот как говорится об этом событии в «Описании…» инока Тимофея Рвовского: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго мученика Никиты». По одной из версий, он назвал град по имени своему и своей жены Квы, получилось – Москва. Сей Мосох, «господарь всем нам», по словам летописца, был «муж крепкорукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета.

Позднее это предание стали воспринимать как исторический анекдот, потому образ легендарного Мосоха Иафетовича был вытеснен образом вполне реального князя Юрия Долгорукого.



По ведическим преданиям, у Иафета были предки на Южном Урале, а ещё ранее – на Крайнем Севере. Кавказ – лишь одна из прародин индоевропейцев, а не самая первая, как следует из Библии

Однако следует ли отрицать возможность того, что сия библейская легенда, изложенная русским летописцем, содержит также и отзвуки действительно бывших событий?

Во-первых, роду библейского патриарха Иафета (и сына его Гомера) соответствует род славянского патриарха Имира, или Богумира (по «Велесовой книге»), прародителя славян-киммерийцев. Да и сами имена прародителей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), упоминаемые в первых главах Библии, древними евреями были взяты из книг филистимлян-пеласгов, родственников славян. Так что имя Мосоха – разновидность древнего праславянского имени патриарха.

Само имя Мосох (летописный вариант – Мосх) в Библии передаётся как Мешех. То есть русский летописец даёт особую славянскую форму имени патриарха.

И так разрешает многие вопросы, ибо имя это явно индоевропейское. Сие слово принадлежит к целому «кусту» слов, корень коих «мосх» – «моск» суть способ произношения слова «мозг» со значением «мудрость» (сравните: авестийск. Ахурамазда – Господь Мудрость).

Сие имя могли принимать как священное вожди и князья, цари, которые вставали во главе племенных союзов и почитались мудрейшими.

Это династийное имя. Потому и вождей с именем «Моск» либо «Мосъка» могло быть несколько, так же как несколько было Ариев, Киев, Словенов, Бусов. Самый ближний к нам князь Моска жил в VI веке н. э.
Названия реки и города, происходит возможно, от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы.


Рецензии
Здравствуй, Радость моя светлая! Благодарю з Сказку явленую, радужную... Здравия и любви твоему сердечку, Родная! Танечка,эта сказка - чудо! Делюсь...

Татьяна Хакина   02.03.2020 04:24     Заявить о нарушении