Высокая гора-ЭльБрус седая гора

Говорят, что этимология слова «Эльбрус» восходит к древним временам и иранскому слову «Эльбурс», что по-персидски значит «Высокая Гора». По легенде так назвали ее ираноязычные племена асов, живших много-много веков назад в окрестностях Эльбруса. Может, отсюда перекличка двух гор – кавказского Эльбруса и иранского Эльбурса?                Как ни странно, в местных языках – в балкарском, кабардинском и других – слово «Эльбрус» не имеет ни созвучий, ни значения. Более того, в этих языках у потухшего вулкана в драгоценной оправе белоснежных вершин есть собственные названия, такие как Минги Тау («Ледниковая гора»), От-тау («Огненная гора»), Шат-тау («Веселая гора»), Ошхамахо («Гора счастья»)… Всего, повторимся, числом около сорока.

А еще балкарцы и карачаевцы называют Эльбрус – Тейри-тау. В очень давние времена их предки поклонялись единому богу Тейри. А он должен был всегда точно знать, чем занят его народ. Думал Тейри, думал, где бы ему поселиться, чтобы высоко сидеть и далеко глядеть, и выбрал снежные вершины Эльбруса. Не мудрствуя лукаво, люди и назвали гору Тейри Тау, т.е. Гора Тейри.

Жили в незапамятные времена два богатыря Казбек и Эльбрус, отец и сын. Полюбили они оба нежную красавицу по имени Машук. И никто из них не хотел уступать. Девушка тоже не решалась сделать выбор – настолько были хороши богатыри. Соперничали отец и сын, соперничали, а потом... Закончилось все смертельным поединком. Долго бились они, но одолел Эльбрус отца. Увидев бездыханное тело давшего ему жизнь, отцеубийца поседел. Отвернулся богатырь от прекрасной Машук, не захотел он любви ее, добытой такой ценой. И заколол он себя кинжалом, на котором еще не остыла кровь отца. Горько плакала над убитыми рыцарями красавица Машук: «Не было еще на земле таких богатырей. Как жить мне на белом свете, не видя вас?» Слушал бог эти стенания, слушал и превратил Эльбруса и Казбека в горы высокие, выше и краше которых нет больше на Кавказе. Прекрасная Машук тоже стала горой, но поменьше. Стоит теперь каменная Машук, смотрит и смотрит в ясную погоду изо дня в день, из века в век на исполинские вершины Эльбрус и Казбек. И не может насмотреться, не может решить, кто же из них ей больше по сердцу – уже по каменному сердцу. Такой вот памятник любовному треугольнику.

Балкарцы и карачаевцы рассказывают и другую легенду. Будто бы во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины – вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом.
                Тейри.

Верховным богом в языческом пантеоне балкарцев и карачаевцев являлся, как неоднократно отмечалось многими исследователями. бог неба и создатель вселенной Тейри.
В мифологических текстах он именуется Уллу Тейри — “Великий Тейри”, Хан Тейри — “Властительный Тейри”, Кёк тейриси — “тейри Неба”, — видимо, для того, чтобы отличить его от других бесчисленных богов-тейри, стоящих рангом ниже.
Имя Тейри в значении “бог” употребляется в многочисленных клятвенных формулах: “Тейри де!” — букв. “Скажи “Тейри!”, “Тейри бла ант этеме!” — “Клянусь Тейри!” и т. д.
В проклятиях: “Тейри урсун!”-“Пусть поразит Тейри!”, “Тейри онгдурмасым!” — “Пусть Тейри не благоволит!” и т.д.
Многие традиционные здравицы-благопожелания (алгъышла) начинаются с призывания благословения Тейри. Например: Тейри пусть благоволит! Тейри пусть смилуется!
Часто упоминается имя божества в пословицах и поговорках: Тейри бла тамата бирди — “Тейри и старший — одно и то же”, Тели къоркъгъанны Тейри урур-“Беспричинно струсившего накажет Тейри” и т. д.
В названии явления природы: тейри къылы-ч-“радуга”, букв. “небесный меч” или “божественный меч”; в поверье: тейри эшик-“небесные (или божьи) врата”.
Имя Тейри упоминается в заговорах и заклинаниях, а также входит в состав личных имен: Тейрикъул-“раб Тейри”, Тейрикъыз — “дочь Тейри” и др.
Сохранилось несколько гимнов — обращений к Тейри.
Отмечено, что клятвенные формулы с упоминанием имени Тейри и само это слово, означающее в обыденной речи балкарцев и карачаевцев “клянусь”, “ей-богу”, употребляются мужчинами. (И. М. Шаманов ошибочно полагает, что так клянутся и женщины. В действительности же это характерно только для уроженок Хуламо-Безенгийского ущелья).

В одной из песен-обращений к Тейри говорится:

 

"Серые туманы, лохматые туманы,
В воды окунитесь, туманы,
Окунувшись в виды, выйдите, туманы,
На острые вершины взойдя, встряхнитесь!"

Итак, из моря появляются крылатые кони (ср. кар-балк. астронимы: Къара Айгъыр — “вороной жеребец”, Сары Айгъыр — “золотистый”, Тор Айгъыр — “гнедой”), из моря же появляются крылатые собаки, из озера (моря) — златорогий баран-месяц и облака. Это можно объяснить только тем, что в какие-то весьма отдаленные времена предкам карачаево-балкарцев небо представлялось морем (тенгиз). Тюрко-монгольские народы называют море именно так. Тюрко-монгольскому тенгиз “море” идентична одна из форм теонима — тенгир.

Возникает сразу несколько вопросов. Каким образом слово, означающее “небо” (“верхнее море” — поскольку, очевидно, сначала появилось название нижнего, земного моря), стало означать еще и “бог”? Появилось ли именование божества как олицетворения неба или культ Тейри прошел длительную эволюцию? Когда и как это произошло?

Следует упомянуть и о том, что существует миф о появлении людей на земле, в котором соединены черты древнего языческого рассказа с библейским. Первый человек
* — Адам, по этому мифу, появился из морской раковины, а Хауа (Ева) была сотворена из его ребра. У них было 25 мальчиков и 25 девочек. Переженившись между собой, они положили начало человеческому роду.

Приведем отрывок из сказания о том, как нарты покинули землю: часть их ушла в нижний мир, другая взлетела на крылатых конях в небо.

 

"Свою небесную мать (или: Мать Неба) нашел на небесах Ерюзмек,
В расспросах просидел он некоторое время,
Мать Неба (или: его небесная мать) приняла его как гостя,
Свой воздушный сосок в рот ему вложила,
И после этого Ерюзмек
Стал сыном матери небесного Тейри ."

В этом небольшом отрывке, казалось бы, много несообразностей. С одной стороны, синтаксически неясно, находит ли Ерюзмек на небесах свою, его породившую, мать, или — женское божество — Мать Неба. С другой стороны, он ее расспрашивает, она его усыновляет, к тому же оказывается, что его усыновляет мать Тейри. В довершение всего — сказание далее описывает Ерюзмека как божество, обладающее неимоверной, космической мощью:

 

"Он со своей конной дружиной и сейчас живет на небесах,
Охраняет небо и землю от врагов,
Гром это его крик,
Туманы — дыхание его ycт,
Пот его проливается дождем,
Когда он набрасывает свой огненный аркан на врагов, сверкает молния.
Иногда, сорвавшись, аркан ударяет и по земле.
Когда Ерюзмек, выхватив меч, рубит врагов,
Тогда тоже сверкает молния."

 

Эти несоответствия можно объяснить, если допустить, что Ерюзмек — второе имя верховного бога Тейри, а весь цикл сказаний об Ерюзмеке — не что иное как “биография” Тейри, охватывающая период от его рождения до его обоготворения.

Нетрудно заметить, что в приведенном выше отрывке Ерюзмек наделен именно таким могуществом, которым в карачаево-балкарской мифологии обладает только Тейри. Эпос, отделяясь от своих мифологических корней, определил и раздвоение некогда единого образа — Тейри стал богом, Ерюзмек остался вождем народа воинов. Но эпос же сохранил и зримые черты этого единства. Возвращение Ерюзмека на небеса и усыновление его матерью Тейри — это возвращение Тейри в тот мир, откуда он сошел на землю.

В образе Тейри как героя можно было бы отметить и черты древнего тотема — орла.


«Тейри неба – один Тейри,
Остальные Тейри – тысяча Тейри.
Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».

В древности балкарцы и карачаевцы поклонялись Тейри и исполняли свои религиозные обряды, обращаясь к нему. Он являлся для них богом. Они приносили ему жертвы, обращаясь к нему со своими просьбами:
«Тейри! Добрый Тейри!
Ты, рожденный лучом солнца,
Ты – властелин земли и воды,
Тейри! Добрый (дающий) Тейри!»
(15, с.38)
Как мы видим из выше изложенных строк, здесь нет и намека на других Тейри и абсолютно ясно выражается, что Тейри являлся для балкарцев и карачаевцев  - богом. Составитель хрестоматии Хаджиева Т.М. верна в своих суждениях, называя Тейри «их Аллахом».


Таут или Тот.-Древнеегипетское божество, покровитель наук и искусств, изобретатель иероглифов, а также законодатель.


Рецензии