О поэзии и разном

Не надо бездарных писать стихов!
Чем тратить зазря слова,
Уж лучше тогда разводить коров
Иль где-то пилить дрова.
Э. Асадов

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
М. Цветаева

Уже две весны, прошлая и нынешняя, проходили у меня под знаком фестиваля бардовской песни «Музыка сердец» в пансионате «Буревестник» на Горьковском море. Оказалась я там из давней любви к бардовской песне. Фестивалю в 2018-м шесть лет, проходит он дважды в год, а я услышала о нем, к сожалению, недавно. Вот сайт фестиваля: http://festival-pfo.ru/, есть и группа в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/festival_pesni. Ну и хорошо, что попала только на юбилейный десятый и двенадцатый, а ведь могла бы и не попасть совсем…

Одним из состязаний «Музыки сердец» был конкурс «Автор стихов», решила поучаствовать. Почему бы нет? В 2017 году руководителем секции поэзии на фестивале была Марина Олеговна Кулакова. Как писал о ней Захар Прилепин, «человек бесконечно добрый, а поэт — непоправимо честный». Она проводила мастер-класс, который запомнился разговором о судьбах и путях развития русской поэзии, о трансформации поэтических средств и смыслов вместе с ходом времени, об индивидуальности в поэзии, русских корнях и проекте «Светлояр русской словесности».

В апреле 2018 года руководителем секции стихотворцев был Юрий Евгеньевич Ряшенцев — как пишет вездесущая «Википедия»: «советский, затем российский поэт, прозаик и сценарист, автор стихов к песням для театра и кино, мастер мюзикла, переводчик». Год рождения 1931-й нисколько не отталкивал, не ставил стену для общения. Это абсолютно современный поэт и человек, с глубоким литературным прошлым (которое уже стало во многом историей) и поэтическим чутьем, с исключительной эрудицией и интеллигентным, теплым чувством юмора. Общение с ним было подарком судьбы. Приведу в своем пересказе несколько моментов из его разговоров с молодыми поэтами.

Вот читаю первые строки стихотворения, и встречается огрех — рифмы ли, ритма. И всё, это уже поэтический труп. Возможно, красивый, но труп. И читать дальше уже нет никакого желания.

В стихотворении важен некий поэтический жест, эмоция, восклицание. Оно должно сразу затронуть слушателя, разбудить его чувство, повести за мыслью автора.
Последние строки стихотворения архиважны, так как либо повернут всё с ног на голову, сделают такой вывод, которого читатель и не ожидал, либо могут вернуть к началу произведения, заставив лучше понять авторскую мысль. Если первая строка его — камертон будущего шедевра, то последняя, кода, — его откровение и аминь.
Нельзя в поэзии увлекаться формой, экспериментаторством, заумью, если это не сочетается со смысловой нагруженностью текста, чтобы не было красивого пустозвонства.

«Вы наверняка можете прочитать свои любимые стихотворения любимых авторов», — попросил Юрий Евгеньевич и был немного удивлен словам некоторых в духе известного анекдота про чукчу, который «однако, не читатель». Потом все-таки прозвучали строки Мандельштама, Волошина, Цветаевой и других мэтров. Вывод: нельзя уподобляться тому самому чукче и читать только себя, любимого, так как культурная традиция в поэзии — дело важное, даже если ты намереваешься ее нарушать.
И тем более, продолжу его мысль, надо знать как минимум азы стихосложения. Не верьте тому, что так называемые крестьянские или рабочие поэты были такими самородками, которые не могли ямба от хорея отличить, а рождали сплошные шедевры. Все «учились понемногу»…

В общем, много было важных для меня и других слушателей разговоров. За ними я и не заметила, как прошла первый отбор и полуфинал конкурса. Четверо финалистов, в том числе я, читали стихи уже с главной сцены фестиваля (предыдущие наши читки были кулуарными, для комиссии и собратьев по перу), что радовало и волновало.
После фестиваля мне, как нарочно, начали попадаться на глаза в Интернете, в том числе в лентах соцсетей, материалы на тему, как надо (не надо) писать стихи. Разговор о том же случался и на поэтических встречах в различных литобъединениях Нижнего Новгорода. Особенно «обострились» эти размышления после двух недавних событий: моего участия в редактировании альманаха литературного общества «Среда поэта» и чтения работ, присланных на поэтический конкурс имени Бориса Николаевича Жукова — преподавателя-филолога, заслуженного учителя РФ, члена Союза журналистов России, лауреата премии Нижнего Новгорода, ушедшего в лучший мир в 2015 году. Следует заметить, что у Б.Н. Жукова есть книга «Как пишутся стихи», в которой он выступает с просветительской миссией воспитания стихотворных умений и поэтического чутья.

Именно эти толчки судьбы и стали истоком этой моей заметки. Набрала я в Интернете: «Как писать стихи» и «Как не надо писать стихи» — множество ссылок было мне наградой. Вспомнились и лекции моего вузовского преподавателя по литературоведению Вениамина Анатольевича Ханова. Что получилось, то вы и читаете.
Приведу несколько интернет-ссылок на заинтересовавшие меня материалы с небольшими комментариями. И буду рада в будущем общению на эту тему с коллегами по поэтическому цеху и любыми заинтересовавшимися темой читателями. Пишите мне на почту: evl-romanova@yandex.ru. Пишите в «Арину». Давайте общаться!

Статья Светланы Скорик «О распространенных ошибках в поэзии» находится по адресу: на портале «Стихи.про». Автор ведет «Школу поэзии Светланы Скорик» и рассматривает в названной статье следующие понятия: автология, авторская глухота, автореминисценция, амфиболия, анахронизм, антиэвритмия, атонирование, поэтическая вольность, втычки, гиатус, синтаксическая инверсия, плеоназм, прозаизм, сдвиг, перенос (анжамбеман), семантический ассонанс, силлепс, синереза, синкопа, солецизм, фразеологическое смешение, холостой стих, шевченковский стих, эллипсис. Наукообразие названий пусть не пугает, ведь литературоведение — это тоже наука со своими терминами, которыми надо владеть, если ты хочешь понять внутреннюю кухню стихосложения. В других статья Светлана Скорик рассуждает о поэтическом образе, богатых и бедных рифмах, задачах и судьбах поэзии. Зайдите на ее сайт — не пожалеете.

С другой стороны подходят к этой теме, — как не надо писать стихи, — пародисты. Например, кстовский мэтр пародий, председатель Нижегородского городского отделения Союза писателей России Олег Владиславович Захаров на сайте «Стихи.ру» http://www.stihi.ru/2015/03/09/4935 написал своего рода «краткий курс молодого бойца», который, цитирую, «…поможет избежать типичных нарушений поэтических правил». Автор уверен, что «иногда знание того, как не надо выполнять то или иное дело, может дать не менее значимый результат, чем знание того, как его делать надо», и предлагает нашему вниманию «для закрепления пройденного материала» в каждом разделе пародии, написанные по результатам разобранных им ошибок. Его завет: «Берясь за науку стихосложения, вы должны понимать, что, совершая в стихах подобные промахи, даёте пародисту повод сочинить пародию на вас как на автора или на написанные вами строчки. И не всегда эти пародии будут дружеские, не всегда они будут приятные».

Как кстати мне в ленте «Фейсбука» попалась пародия О. Захарова на ту же тему. Приведу её полностью.

О ЗНАЧЕНИИ ОКОНЧАНИЕВ

Конечно, никого нет без огрех,
Но вспомни каждый о своём пути-дороге…
Софрон Бурков, Санкт-Петербург,
писательский стаж 35 лет

Возможно, удивлю я этим всех,
Но признаю без лишних эпатажей —
Поэтов нет, товарищи, без грех.
Поверьте мне — писателю со стажей.

Огрех — совсем не признак неумех.
Ведь, как и всем, и нам нельзя без рисков.
В поэзии достичь больших успех
Не выйдет без ошибков и описков.

Да, есть в образовании прорех!
И блещем иногда стихой убогой.
Но кто воспринимает нас со смех,
Да шли бы вы своим путёй-дорогой!

Пародисты прежних времен (особенно любим мною Александр Иванов и мн. др.) и мои современники (например, «омский москвич» Сергей Плотов или нижегородка Татьяна Уткина и мн. др.) всегда стоят на страже смысла и формы в поэтическом произведении маститых и самодеятельных авторов, выполняя роль «умного шута», который без всяких скидок на титулы и звания укажет на огрехи-недочеты, пожурит-посмешит и покажет остальным, как не надо… Немало таких пародий звучит на фестивалях юмора «Русский смех» и «Ерш».

Следующий пункт пути будет немного иным — заметка Леонида Каганова «Как не надо писать стихи» на портале «Стихи.ру» по адресу: http://www.stihi.ru/2008/12/02/1737. Подкупило меня вступление автора: «Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно, интересуются — как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я ещё внес некоторые дополнения». Особый юмор «писателя-фантаста, поэта и сценариста, юмориста, телеведущего» (снова рулит «Википедия») по принципу «от противного» поможет, думаю, многим будущим участникам различных поэтических конкурсов.



В общем, многие в разное время задавались этим вопросом. Огромное количество ссылок предлагает Интернет по теме. Хочется в заключение перечислить несколько книг, которые помогут разобраться с тонкостями стихосложения и основными его ошибками.

1. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении: пособие для учащихся / Г.С. Скрипов. — М.: Просвещение, 1979. — 64 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=70328&p=1.
2. Михайлов, А.А. Азбука стиха / А.А. Михайлов. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 319 с.
3. Самойлов, Д. Книга о русской рифме / Д.С. Самойлов; 2-е изд., доп. — М.: Художественная литература, 1982. — 351 с. URL: 4. Калачева, С.В. Стих и ритм: о закономерностях стихосложения / С.В. Калачева. — М.: Знание, 1978. — 96 с.
5. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 376 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=274002&p=1; Он же. Ритмология.
6. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 334 с.
7. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. — Ленинград: Наука, 1984. — 257 с. http://bookre.org/reader?file=671552.
И многие-многие другие книги.

Закончу разговор строками того же автора, который открыл статью, Э. Асадова:

Но если вам ближе крылья звенящие,
А к будням и выгодам вы глухи,
Ну что же, пишите тогда стихи,
Но только стихи настоящие!

Другая моя статья на тем поэзии тут: http://stihi.ru/2020/06/03/5465


Рецензии