Личность по Марксу

 
   Во Введении к  моей книге "Личность..." сказано (с.3-4), что "хронологические рамки исследования охватывают время полного господства главной парадигмы научного мышления отечественных ученых, гуманитариев и философов. Это господство, сошедшее на нет к середине 90-х, начиналось в пост-сталинский период, во времена "хрущевской оттепели". Фундаментом этой парадигмы стали слова Маркса из шестого тезиса о Фейербахе о сущности человека, которая не есть абстракт, а "совокупность всех общественных отношений".
  Цитируемое наподобие  заклинания, это положение зачастую подавалось как магическая формула и как наиважнейший аргумент в спорах с оппонентами, т.е. уподоблялось средневековой ссылке на Аристотеля - Magister dixit*, зачастую прекращавшей когда-то схоластические дискуссии в той или иной ученой аудитории.
  Господство названной парадигмы подкреплялось сверхзадачей всего общества, и в частности его научного сообщества, - задачей построить коммунизм при жизни одного поколения, которое было еще достаточно молодо во времена Хрущева, пообещавшего народу привести его к этой цели. В 70-е годы продвижение к коммунизму официально было зафиксировано с помощью формулы об "успешном построении развитого социализма".
  Но дальнейшее движение в том же направлении не могло быть успешным без решения стратегической задачи - воспитания "гармонической, всесторонне развитой личности коммунистического типа". Теоретические средства решения этой задачи должны были предоставить наука, обществознание, и прежде всего философия. С учетом этого становится понятным, почему всякое отклонение от заданной темы представлялось многим крамольным, а то и "антисоветским".
  В самом деле ,коль скоро "весь советский народ в едином порыве" созидает светлое будущее, значит он вполне монолитен. Следовательно, этот народ в массе своей коллективист и ни о каком индивидуализме не помышляет. Личность же каждого  представителя этого передового народа как раз и детерминирована совокупностью самых передовых общественных отношений, в прямом соответствии с идеями Маркса. Сомневаться в этом не рекомендовалось и влекло за собой самые серьезные последствия. И сказанное легко подтвердить обращением ко многим публикациям того времени.
  Возьмем, например, книгу, изданную в alma mater русской науки - Московском университете, в 1971 г. - книгу Е.А. Ануфриева "Социальная роль и активность личности".. Введение в нее начинается традиционно:"Коммунизм - это общество ,где практически осуществляются высокие гуманистические идеалы, к которым издавна стремилось человечество".
  Этот официальный запев примечателен еще одним штрихом: негласно подчеркивается, в сущности, то, что коммунизм в нашей стране уже существует, ведь глагол взят в настоящем времени (характерный прием многих авторов).
   Вслед за этим выясняется, что пафос книги устремлен на то, чтобы защитить советскую личность от молодых или недостаточно ортодоксальных теоретиков, "додумывавшихся" до того, что личностями у нас стали пока не все. Нет, возражает Ануфриев, "проблема личности  и общества как в историческом материализме, так и в научном коммунизме должна быть проблемой "рядовой личности"...Те же, кто утверждает обратное или как-то уклоняется в сторону, подвергаются категорической критике с суровыми "оргвыводами".
   Совершенно очевидно, что этот маститый ученый задал тоже парадигму, но парадигму "фарисейскую". А "фарисеи суть "лицемеры, ханжи (так характеризуют фарисеев евангелия") - опять же тот же Словарь.  Кстати, у меня была и книга этого ученого и потому я - но во образе того автора, который значился на обложке моей книги - то и дело выступал против московского Авторитета: великая радость в застойное время!
   Весело жил! - скажут некоторые читатели. Ага! Просто читал огромное число "философских" трудов. Так, не менее двадцати лет выписывал я журнал "Вопросы Философии", а посему знал многих тогдашних "авторитетов",что позволяло мне свободно уклоняться в сторону от текста "псевдоавтора". Кроме того, в моей личной библиотеке стояли полные собрания сочинений Маркса-Энгельса, Ленина,Гегеля, Канта ...,  и я, естественно,  каждый день к ним обращался... В 90-е же годы можно было подписаться на "Вопросы литературы", "Вопросы психологии" и проч., что я и делал, заваливая свою трехкомнатную тогда квартиру... И при том мне еще приходилось редактировать или отвергать философские труды наших сибирских обществоведов, в частности социологов, многие из которых попросту перевирали данные опросов населения, доказывая, что советский рабочий и работает, и отдыхает несравнимо лучше, богаче, человечнее тех, "западных". Ясно, что веселья мне хватало!
    Прошу прощения, что сегодня развернулся, но грех не воспользоваться тем, что голова довольно четко работает...
   * Учитель сказал!!
 Ваш Игорь Карин.


Рецензии
Да, тут действительно есть чем похвастаться, Наш Игорь Карин!Это я к последнему абзацу))
Доброго утра тебе и хорошего дня! Здоровья и радости! Обнимаю,

Эмилия Нечаева 2   19.11.2018 07:59     Заявить о нарушении
Да не может быть! Эмилия, такая бодрая и работоспособная!! Радость ты Моя! Спасибо:озарила мой небосвод! И прими мой горячие и ласковые объятия числом трехзначные... Очень-очень-очень рад тебе! ИВ.

Игорь Карин   19.11.2018 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.