Велес Ахура-Мазда

                Велес:Ахура-Мазда.

Ахура (ahura-), представляет собой соответствие древнеиндийскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура par exellence — Ахура Мазда.

Мазда (имен. пад. mazd;) — из праиндоевропейского *mn;sd;eh1 «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medh; «разум», «мудрость».

Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».


Ормазд (новоперс. H;rmazd или Ormazd) — употребительное в европейской литературе имя высшего божества древних иранцев. В Авесте он носит сложное имя Агурамазда (Ahur; mazd;o), переводимое, согласно иранским традициям, "мудрый Бог"... В арийском (т. е. в общем индоиранском) периоде этого мифологического образа еще не существовало...

Авеста, особенно древнейшие ее части, так наз. гатхи (G;th;). Здесь он представляется святейшим божеством, духом, всему подающим преуспеяние, творцом солнца, луны, звезд, неба, земли, вод, деревьев и людей. Ормузд всеведущ; он друг и охранитель добра, враг лжецов, мститель за неправду, изобретатель заклинаний против злых духов и разных чудовищ, источник добрых мыслей, слов и дел, отец Армаити (божество смирения и благочестия и дух земли в то же время); "истина" и "благомыслие" стоят с ним рядом, как особые полуолицетворенные божества. Противоположное О. злотворное начало воплощено в образе злого духа Ангро-майньюса (Agro mainyus) или Аримана (Ahriman — позднейшая форма), главы злых божеств. Между этими двумя противоположными началами должен выбирать человек...

авест. (др.-иран.) hvar; "Солнце";
армян. hur "Солнце";
осет. хур "Солнце";
др.-инд. s;ras "Солнце, свет, небо";
санскр. suurya "Солнце";
русс. гореть, гарь, курить, искра, кресать, хоровод, круг, крутить, коромысло, горб, гора, хороший, горячий, красный, красивый, ухарь, хорохориться;
др.-русс. сквара "огонь, пламя";
блр. сквара "жара";
лит. ku;rti "разжигать";
лтш. kur;t "разжигать";
серб. кри;jес "огонь";
krеsаt; "высекать огонь";
словен. kre;;em "высекать огонь";
укр. кресати "высекать огонь", гарний "красивый";
румын. sur "седой";
тур. sary "чистый";
астрах. шор "соль";
чуваш. шура "белый";
монг. хурдан "светлый".

осет. Хур "солнечный бог";
др.-инд. Сурья "солнечный бог";
др.-егип. Хор "солнечный бог";
слав. Хорс "солнечный бог";
коми К;р "Солнце-Олень";
греч. Геракл (H;rakl;s).

На английском языке конь и ныне называется horse. Мы знаем из Риг-Веды, что первоначальной зооморфической формой утреннего или весеннего Солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется Свет... Представление Солнца в виде коня общее многим народам: так, у персов оно представлялось в образе белого, быстро бегущего коня, у скандинавов — в виде светлогривого коня».






          АХУРА-МАЗДА - ДЕРЖАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОГО ЗАКОНА
Зороастризм - древнейшая духовная традиция, в лоне которой взросли семена современных мировых религий. К величайшему сожалению, традиция эта была предана забвению, и в настоящее время большинство наших современников имеют весьма смутное представление о зороастризме или маздаяснийской религии, названной так по имени верховного божества - Мазды Ахуры.
Ахура-Мазда — верховное божество иранского пантеона, имя которого можно перевести как «Высшая Мудрость» или «Господь Премудрый». Считается, что первоначально имя Ахура-Мазды использовалось в качестве замены тайного запрещенного имени божества, на произнесение которого было наложено строгое табу.
В гатах Заратуштры в большинстве случаев оба элемента имени употребляются раздельно (Маз-да - 116 раз, Ахура - 64 раза и Мазда Ахура - 28 раз). В зависимости от того, какое качество Господа хотел подчеркнуть Заратуштра, он именовал его как «Ахура» («Господин», «Владыка», «Всемогущий»), то как «Мазда» («Премудрый», «Всеведущий»). Через полторы тысячи лет после проповеди Зороастра во времена Ахеменидов на надписях Дария и Ксеркса имя верховного бога писалось слитно Auramazda. В научном мире долго шли споры о том, как понимать слово Mazda - как прилагательное - эпитет к Ахура (т.е. «Мудрый Господин», «Мудрый Ахура») или как просто существительное, являющееся собственным именем божества
(Ахура Мазда «Господин Мудрости»). Последние исследования Ф. Б. Дж. Кейпера показали, что слово Mazda нужно понимать не как «мудрость» — абстрактное существительное женского рода, а как архаичное прилагательное «мудрый», восходящее к форме mazdaH-s. Но, как уже говорилось, ни Ахура, ни Мазда не были собственными именами верховного бога иранцев, а являлись лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Бога Творца в религиозном календаре иранцы называли весьма описательно - Датуш («Создатель»), а зачастую даже употребляли эпитет «безымянный», подразумевая тем самым, что Господь Бог не может быть определен никакими понятиями, поскольку он неизмеримо выше человеческого понимания.
Скорее всего, изначально эпитет «мудрый» выделял верховное божество среди прочих ахуров благих божеств иранского пантеона, боровшихся за упорядочение космоса против сил хаоса и тьмы. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности. Авестийское Ahura («Владыка», «Господин») имеет точное соответствие в Ведах, где Asura («Обладающий жизненной силой») применяется к целому ряду небожителей. Ведические асуры и асы германо-скандинавской мифологии родственны иранским ахурам, которые в архаической индоиранской мифологии считались старшим из двух враждующих поколений богов. В иранской мифологии окончательная военная победа ахуров над дэвами относится к апокалиптическим временам, в ведической же - победа дэвов над асурами считается фактом свершившимся, причем победа эта одержана с помощью хитрости, коварства, лжи и магических заклинаний. В индийской мифологической традиции архаические арийские божества претерпели инверсию - ранее благие асуры лишились былой мощи и могущества, а злокозненные дэвы стали почитаться как благие и всемогущие божества. Преобразования функций и характеристик ахуров-асуров в индоиранских преданиях были обусловлены размежеванием (как идеологическим, так и этническим) между обособлявшимися на рубеже 2-3 тыс. до н.э. иранскими и индийскими ариями.
 

Велес – хранитель мудрости, знания, покровитель ремесел. И Велес –хранитель всех подземных сокровищ. У Велеса очень много проявлений: сокровища – это материальные блага, Велеса еще называют Лопаткой, которой он черпает эти сокровища. Велес – это материальные блага, сокровища подземные.

И урожай к этому относится, потому что когда его собирали, последний сноп не состригали – оставляли Велесу на бороду, зерна упадут в землю, попадут в царство Велеса: он их сохранит, взлелеет там, прорастут в урожай следующий. Велес – с одной стороны – хранитель сокровищ земных, а с другой – хранитель знаний, несметных сокровищ знаний. Очень часто говорят, что самое большое богатство на Земле – это знание. Велес – бог, разгоняющий тьму невежества и незнания, загоняющий в свое подземное царство бесов невежества и незнания. Кто живет в невежестве, тот не дружит с Велесом.

Волю хвалящие, т. е. Велеса хвалящие – есть волхвы, проводники воли Велеса. Знаете, в казачестве есть очень мудрое изречение, гласящее: свобода – ничто, воля – все. Ибо свобода – от кого?то, а воля – для. И когда человек волен, с ним Велес – и человек волен сам выбирать свой путь. И Велес ему в выборе пути помогает.

Велес еще охраняет ворота Нави. Велес хранит, он отделяет Навь от Яви, чтобы неявный мир, Навий мир сюда в Явь не проникал бесконтрольно. Поэтому очень мощные обереги от навьего мира – обереги Велеса, обереги мудрости на пути познания. Символы – волос, конский волос, голова быка. Очень часто использовался на щитах, на шлемах. А как стал Велес владыкой и хранителем Нави, духов? Богиня Нави, мира неявленного – Мара. Так вот влюбился в эту Мару Велес, и стал он хранителем Нави, всех стихийных духов, всех животных, всей природы хранитель.

Что же такое любовь между Велесом – богом Мудрости и Марой – богиней Нави? Дело все в том, что «навь» и «новь» однокоренные слова со схожим значением. Вспомним знаменитое изречение князя Святослава: «Иду на ВЫ», означающее – иду на тьму, иду в незнаемое, на чужеродное.

Вот почему Велес считается хранителем ворот Нави. Велес, олицетворяющий мудрость и опыт, показывает, что получить их можно только через НОВОЕ. Из мифологии нам известно, что Велес и Перун постоянно «борются» друг с другом. На самом деле это не борьба, а взаимодействие. Опыт нарабатывается через действие. Правильное действие совершается через опыт. Это две стороны одной монеты. Главное, что и Перун, и Велес помогают нам победить в себе СТРАХ, действовать, набираться мудрости, путем ПРОБ и ОШИБОК, и достигать высшего богатства Яви – РЕЗУЛЬТАТА.

И стал Велес обучать людей землепашеству, как сеять и жать, как варить пшеничное пиво. Потом Велес учил людей вере и мудрости (ведению). Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте, дал первый календарь. Он разделил людей на сословия, дал первые законы. А кто его не слушал, не хотел учиться и работать, тех Велес наказывал: повстречает лентяя, схватит за руку или за ногу - и хорошо если только прочь отшвырнет, а то может и похуже наказать.

                Богумир и Велес(Ахура-Мазда)

"Помнят о Богумире и в Африке. В Руанде о нём рассказывают как о первопредке и демиурге Имане (Омане), который создал мир, первую пару людей, также хотел наделить людей бессмертием, но ему помешал Змей.

По славянским легендам, Богумир был величайшим из вождей земли Киммерийской, то есть земли бога Имира, Кимира (земли Ким-пуруша варны в Ведах Индии). Он долго и мудро правил страною. В "Авесте" и "Веде славян" сообщается, что Богумир многое узнал от Ахура Мазды (Велеса), а потом передал свои знания людям.
Согласно книгам магов-мобедов (а также волжским преданиям о Чим-Булате), первые пятьдесят лет правления он потратил на совершенствование оружия: научил людей выплавлять металлы, ковать доспехи и мечи.
Следующие пятьдесят лет он выделывал шелка, меха и полотна, изобрёл ткацкий станок. Затем занялся градостроительством, для чего приручил демонов-дэвов (дивьих людей), которые ему покорились и стали возводить стены городов и прекрасные дворцы.
В "Веде славян" говорится так-же о том, что царь Има-Богумир учил людей пахать, сеять, жать, печь хлеб, а также делать из глины посуду. Сам же Богумир всему этому научился от бога Велеса.
После Богумир занялся наведением порядка в государственных делах. В авестийских сказаниях утверждается, что он разделил народ на сословия: жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. А в "Книге Велеса" Богумир выступает основателем вечевого и княжеского правления: "(Во времена Богумира) старшего в роде мы избирали на княжение, и он в старые времена становился нашим вождём..." .
************ с
Но самым большим его достижением по праву называют то, что он овладел секретами врачевания и узнал тайну телесного бессмертия (говорят, что от своей матери Марены — богини смерти). Так он себя и своих приближенных поставил наравне с богами. Потому он и прожил более 900 лет.


Рецензии