Полинезийский бог Тане. Мифы

Тане (маори Tаne) или Тане-махута (маори Tаne-mahuta) — в мифологии полинезийского народа маори бог лесов и птиц, сын Ранги, отца-неба, и Папа, матери-земли.

                Па+Ра=Пара.

   Деревья и птицы, согласно представлениям маори, являются детьми Тане.
                Разделение Ранги и Папа


Тане упоминается в легенде маори о сотворении мира, в которой рассказывается о разделении Ранги и Папа, находившихся в тесных объятиях и заключивших между своими телами многочисленные создания и божества. В конце концов, их дети, вынужденные существовать в темноте и тесноте, решили разлучить своих родителей. Самый воинственный из богов, бог войны Туматауэнга, даже предложил убить Ранги и Папа, но Тане сказал: «Нет. Лучше разделить их, и сделать так, чтобы Небо стояло высоко над нами, а Земля лежала здесь внизу. Сделаем так, чтобы Небо было чуждо нам, но позволим Земле оставаться близкой к нам, как наша заботящаяся мать». С Тане согласились все братья кроме Тафириматеа, который боялся потерять своё королевство. Но и другим братьям (Ронго, Тангароа, Хаумиа-тикетике и Туматауэнга) не удалось разлучить родителей. Повезло только Тане. Впоследствии он украсил нагое тело Ранги звёздами (Grey 1956:2-3; Orbell 1998:145).
В одной из легенд маори говорится о том, что первого человека создал именно Тане. Звали его Тики, или Тики-ау-а-ха, и сделан он был из почвы легендарной земли Гаваики. Впоследствии Тане решил, что Тики одному будет скучно, поэтому создал ему компаньона, женщину, которой приказал жить вместе с Тики. Согласно другим легендам, Тики сам был божеством, который создал человека, смешав красную глину со своей кровью (Dixon 1916: 24-25).

Но более известна другая легенда, в которой рассказывается о попытке бога лесов найти себе подходящую жену. Первоначально Тане хотел жениться на своей матери Папа, но та отказалась, предложив ему в жёны Мумуханга. В браке с ней у Тане родилось дерево тотаро (лат. Podocarpus totara), что сильно разочаровало бога. Он снова вернулся к матери, которая, на этот раз, предложила в жёны Хине-ту-а-маунга. Но она не смогла выносить ребёнка: её детьми стали горные воды и рептилии, которые теперь там обитают. Тане снова вернулся к Папа, которая сказала ему идти к Ранга-хоре. Но и она смогла родить только камни. То же самое было и со следующими жёнами по имени Нгаоре, которая родила ему растение тоэтоэ (лат. Cortaderia toetoe), и Пакоти, которая родила харекеке, или новозеландский лён. Это сильно огорчило Тане, который не знал, что ему делать. Папа посоветовала ему отправиться океаном на берег Кура-вака, где из земли самому сделать человека. Так и поступил Тане, назвав созданную им женщину Хине-аху-оне, которая стала его новой женой. Она родила ему сначала Тики-тохуа, птичье яйцо, из которого вылезли все летающие птицы, а затем Тики-капакапа — женщину, первого человеческого ребёнка (Dixon 1916: 25-26).

В другой версии этой легенды даётся более короткое описание. Согласно ей Тане сначала взял в жёны дерево, которое родило ему деревья. Это огорчило бога, поэтому он взял грязь и смешал её с песком, который лежал на берегу легендарной земли Гаваики. Так Тане слепил фигуру женщины, которая первоначально была неподвижна и лежала на земле. Тане покрыл её одеждой,* вдохнул ей в рот и оставил её. Вернувшись, он увидел живую женщину, которую впоследствии взял в жёны (Dixon 1916: 27).


                Мифы Египта.

Цитируется по изданию: Матье М.Э.Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.

Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший свою силу от) всех (богов) и их духов через это сердце... в котором Гор превратился в Птаха, через этот язык... в котором Тот превратился в Птаха.

Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) членами, ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает. Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Это - семя и руки Атума, ибо возникла Девятка богов Атума через его семя и его пальцы, Девятка же богов (Птаха) - это зубы и губы в этих устах, называвших имена всех вещей и из которых вышли Шу и Тефнут. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем.

И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду...

И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей.
                Та-нен.

И случилось, что было сказано о Птахе: 'Тот, который создал Атума и произвел богов'.

Это *Та-нен*- создал богов. Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.


Рецензии