О фриволите, снобизме и верной Пенелопе

О ФРИВОЛИТЕ, СНОБИЗМЕ
И ВЕРНОЙ ПЕНЕЛОПЕ
(Из писем подруге)

[...]


Спасибо большое,
Леночка, за любопытные
сведения о ФРИВОЛИТЕ.

Забавно, что слово это
переводится
с французского языка
как "легкомыслие и
пустяк".

Ты пишешь о том, что
секретами твоего
любимого занятия -
плетения кружев
ФРИВОЛИТЕ - "владели
лишь дворянки, а
крестьянки - никогда".

Но исторические
источники утверждают
несколько обратное.

Русские историки,
например, упоминают,
что плетением
французских кружев или
"кружев на коклюшках"
отечественные
аристократки занимались,
но только - ради
РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

(2)

Помнишь Лизу
Болконскую, жену князя
Андрея, героиню
романа Льва Толстого
"Война и мир"?

Она выезжала
на светские вечера
в салоне царской
фрейлины Анны
Павловны Шерер -
с изящным мешочком
для рукоделия.

Хотя это было
не ФРИВОЛИТЕ, а
вышивка тонкими
дорогими нитями, как
замечает русский
писатель.
 
Дворянки в России,
действительно,
увлекались этим видом
рукоделия - ФРИВОЛИТЕ.

Но кружева на их платье
делали СЛУЖАНКИ,
одаренные и специально
обученные, набиравшиеся
из крепостных крестьян.

Эти слуги назывались,
как известно,
"дворовыми", то есть
работающими при дворе
вельможи, а не на полях
и тяжелых работах.

(3)

Дворовые крестьяне
также обучались
сценическому искусству
в домашних театрах своих
господ.

Как, например,
крепостная Пелагея
Жемчугова, которая стала
в последствии женой графа
Шереметьева и матерью
его единственного
законного сына.

Русский аристократ
влюбился в талантливую
крестьянскую девушку,
лучшую актрису своего
театра.

Несмотря на протесты
своей знатной родни и
всей царской семьи, граф
изменил простую
родословную своей
возлюбленной.

Шереметьев внёс поправки
в её документы
о рождении, указав, что
Пелагея - это не рабыня
и крепостная крестьянка,
а дочь свободного
гражданина России.

Исправив документы,
граф женится на актрисе
своего театра.

Официальные браки рабов
и господ были запрещены
в ту далёкую эпоху.

Правда, это был редкий,
чуть ли не единственный
случай в истории,
не только русской, но и
в мировой.

Граф Шереметьев
оказался настоящим
революционером, очень
смелым человеком и
прогрессивным деятелем
своего времени, как
пишут историки.

Может быть, именно
поэтому его имя было
увековечено
бланодарными потомками.

Именем графа назван
известный аэропорт
в российской столице.

(4)

Возвращаясь к нашему
ФРИВОЛИТЕ, можно лишь
добавить, что рукоделие,
по-видимому,
не считалось особенно
важным моментом
воспитания девушек
из аристократических
семей.

Хотя, согласно русскому
народному фольклору,
сказочная Царевна-
Лягушка состязалась
в кулинарном искусстве
и в рукоделии
со своячницами - боярской
и купеческой дочками.

Царевна даже вышла
победительницей в этом
"соревновании", заслужив
одобрение своего будущего
венценосного свёкра, как
гласит русское предание.

Постепенно, с развитием
человеческого общества и
его естественным
расслоением, поварское
искусство и рукоделие
было передано слугам-
ремесленникам,
в семьях аристократов.

А классический танец,
пение, музицирование,
иностранные языки,
литература и изящная
словесность были
обязательным условием
хорошего воспитания и
образования дам и
барышень высшего
света.

Рождение наследников 
также было архиважным
делом жен "сильных
мира сего".

(5)

На память невольно
приходит пушкинская
"Сказка о царе Салтане",
где царь из трех девушек,
тех самых, что "под окном
пряли поздно вечерком",
выбирает в жены именно
ту, что призналась
своим сестрам о своем
сокровенном желании:

"Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
То для батюшки-царя
Родила б богатыря".

Могучий владыка, судя
по всему, не прельстился
талантами ее сестер -
кулинарией и рукоделием.

Поварское искусство и
ткачество не считались
первостепенными и
почетными занятиями
будущей супруги царя
у славян, как гласят
народные сказания,
переданные нам великим
русским поэтом.

(6)

Иерархия социальная
всегда присутствовала
в человеческом обществе,
как и вечная спутница -
сословная спесь или
снобизм.

Но кастовые перегородки
у славян в древнюю
эпоху, вероятно, были
не слишком крепки.

И это нашло отражение,
без сомнения, в русском
народном фольклоре.

Гораздо раньше, в эпоху
античности, даже была
сложена поговорка:

"Qui licet jovi, non
licet bovi".

"Что позволено Юпитеру,
не позволено быку",
считали древние латиняне.

Что-то было дозволено
царям, а что-то - их
слугам.

Так было не только
во времена Древней
Греции и Рима.

(7)

То же самое происходило
в средневековой Европе.

В Англию, например,
техника кружева челноком,
ФРИВОЛИТЕ, была
завезена с Востока ещё
в семнадцатом веке.

В Европе, в Средние века,
у вельмож были служанки,
швеи и кружевницы,
которые занимались
изготовлением роскошной
одежды.

Кружева плели вовсе
не аристократки, а
простые девушки,
крестьянки, работавшие
в фамильных замках
господ.

Хотя на полотнах
живописцев семнадцатого
века можно встретить
знатных дам с изящным
челноком в руке -
для плетения кружев.

Например, во Франции,
в Версальском дворце,
находится картина
французского художника
Жана Натье
(1685-1766).

Называется она -
"Мария-Аделаида
Французская", где
королева изображена
с челноком для плетения
кружев.

В Англии, в Лондоне,
художник Бенджамин Вест
создал портрет "Королевы
Шарлотты и ее дочери".

На этой картине знатные
дамы также предстают
перед нами с атрибутами
кружевниц.

(8)

У аристократок плетение
кружев было увлечением
или хобби, выражаясь
современным языком.

Также, как у их
владетельных супругов
главным
времяпровождением
и важнейшим занятием
в мирное время была
охота.
 
Классическое мировое
искусство, живопись,
например, также
упоминает об этом
виде рукоделия, -
о ФРИВОЛИТЕ.

Если взглянуть
на костюмы итальянских
сеньоров и испанских
дожей на портретах
художников
Средневековья, можно
легко в этом убедиться.

Изготовление тонких
кружев, которыми
было украшено их
великолепное платье,
требовало высокого
мастерства и очень
дорогих материалов.

Только очень богатые
люди могли позволить
себе приобрести
подобную роскошь.

В городах искусные
ремесленники
занимались плетением
изящных кружев.

Как правило, это были
женщины.

Этих мастериц так и
называли: КРУЖЕВНИЦЫ.

(9)

У известного поэта Лопе
де Вега в пьесе "Собака
на Сене", например,
у главной героини,
неаполитанской графини
Дианы, в её поместном
замке была служанка
Марсела.

Плести кружева являлось
её прямой обязанностью,
судя по сюжету поэмы.
 
Иногда это занятие -
плетение кружев, могло
служить и наказанием.

Если служанка позволяла
себе преступить границы
господствующей власти и
не подчинялась прихотям
и капризам своей
высокопоставленной
хозяйки.

(10)

Жены вельмож развлекали
себя, плетя кружева, но,
чаще всего, для них это
было лишь приятным
хобби, которым они
занимались лишь время
от времени.

Супруги древнегреческих
царей в поэмах Гомера,
как ты помнишь, также
пряли и ткали
из роскошных золотых
и серебряных нитей,
недоступным простым
смертным.

Елена Прекрасная, жена
греческого царя
Агамемнона, похищенная
сыном троянского царя
Приама (из-за чего
разгорелась многолетняя
война греческих племен,
как повествует поэма
Гомера "Илиада"),
вязала изделия именно
из золотой пряжи.

(11)
 
На греческом острове
Итака царица Пенелопа
ткала свой прекрасный
ковёр, двадцать лет
ожидая из похода
своего мужа, царя
Одиссея.

По ночам царица
распускала нитки ковра,
дабы оттянуть срок
нежелательного нового
замужества, к чему ее
принуждала венценосная
родня и многочисленные
знатные женихи. 

Править островом сама
царица Пенелопа,
скорее всего, не имела
права, по местным
обычаям.

Регентство или
правление королевы-
матери в ожидании
совершеннолетия сына,
вероятно, не было
распространено
в государствах Древней
Греции.
 
А сын Пенелопы был
еще слишком мал,
чтобы вступить
на престол.

Но свою волю
диктовать Пенелопа
всё же могла, как
сообщает нам великий
сказитель Гомер.

Ее супруг, царь Итаки
Одиссей, считался
погибшим.

А царский трон
не должен был
оставаться без хозяина.

И здесь на помощь
греческой царице
приходит РУКОДЕЛИЕ.

Она объявляет своим
подданным, что выйдет
вновь замуж, но только
после того, как закончит
ткать свой знаменитый
ковер.

Предлог был вполне
благовидный, и
по всей видимости,
весьма уважительный -
для той далекой эпохи.

Царь Одиссей постоянно
воевал и странствовал.

Он прожил во владениях
волшебницы Цирцеи
(Кирхи) долгое время.

Улисс томился вдали
от любимой земли,
находясь во власти
колдовских чар Цирцеи.

Против своей воли, он
прожил во владениях
этой царицы почти
десять лет, как
рассказывает нам
другая поэма Гомера
"Одиссея".

(12)

Но все-таки Улиссу
удалось построить плот
идобраться до своей
родины, по которой он
так тосковал.

Верная супруга его
Пенелопа с сыном
Телемахом все это
время жили во дворце,
на острове Итака.

Царица ткала ковер,
терпеливо ожидая, когда
же ее судьба изменится
наконец, в лучшую
сторону.

Всем сердцем надеялась
Пенелопа на возвращение
своего отважного супруга.

Он вернулся к жене и
сыну, правда, спустя
целых два десятилетия.

Еще не совсем дряхлым
стариком оказался
знаменитый герой, как
замечает древний поэт
Гомер.

Супруг Пенелопы сумел
управлять своим могучим
луком и победить всех
соперников.

Греческие цари вели
нескончаемые войны
в античную эпоху.

И верность их жен
была чрезвычайно
ценным качеством.

Поэтому она
воспевалась
придворными и
странствующими
поэтами-менестрелями
тех времён.

Слепой сказитель Гомер,
выступая на праздниках
во дворцах, воздавал
должное этой важной
благодетели Пенелопы,
супруги греческого царя.

(13)

А как же иначе?

Ведь царица подавала
пример жёнам простых
воинов, которые также
десятилетия проводили
в иноземных походах,
вдали от дома и семьи.

А значит, венценосная
супруга выполняла очень
ответственную задачу.

Она поддерживала мир
и порядок в устройстве
своей страны.

И пусть жена Одиссея
плела не кружева
ФРИВОЛИТЕ, а ткала
чудесный ковер, сути
дела это не меняет.

Пенелопа занималась
рукоделием, все же,
ради РАЗВЛЕЧЕНИЯ,
ожидая своего
царственного супруга.

(14)

И еще - она это делала
для того, чтобы найти
законный и благовидный
предлог для отказа своим
знатным женихам, которые
претендовали на трон
ее мужа.

Последнее представляло
угрозу их сыну Телемаху,
которому, по праву
наследования, и должен
достаться престол.

Все старо как мир.

Ничего нового нет, как
показывает жизнь,
которая искусно плетет
из наших судеб свое
таинственное и
причудливое ФРИВОЛИТЕ.

23 октября 2018


ПРИМЕЧАНИЕ

Иллюстрация:
картина современного
французского художника-
импрессиониста Лорана
Парселье (р. 1962)


Рецензии