Красота, добро и фантазия Статья

Федор Гаврин, "Сказка про сказку" Москва 2016


Новая книга сказочника, прозаика и драматурга Федора Гаврина, все еще пахнущая свежей типографской краской, несомненно, порадует всех поклонников его дарования, как взрослых, так и детей. И хотя адресована она непосредственно читателям среднего школьного возраста, можно не сомневаться, что и читатели иных возрастных категорий отдадут должное неуемной фантазии автора, его изобретательности и чуткости и не пройдут мимо пестрого мира его сказочных персонажей. Для издания, обращенного в первую очередь к детям и подросткам, внешняя привлекательность играет далеко не последнюю роль. Автор, безусловно, отчетливо осознает эти "правила игры", поэтому его новая книжка, как и предыдущие, облачена в нарядный переплет и снабжена красочными иллюстрациями (художник Дарья Гончарова). Но главным в любом издании, безусловно, остается не обложка, какой бы яркой и необычной она ни была, а содержание и суть. В чем же особенности художественного мира и авторской манеры Федора Гаврина?
            "А у нас - лес..."

Открывая эту красивую книжку, следует помнить, что перед нами именно авторские сказки, жанр, уже имеющий достаточно прочные традиции как в мировой, так и в отечественной литературе.
Сказочник Гаврин лучшие из этих традиций продолжает и развивает. Более того, читатели старшего поколения с несомненным удовольствием отметят, что пестрый мир этой книги чем-то неуловимо напоминает старые советские мультфильмы и даже диафильмы, добрые, веселые и всенародно любимые. Однако никак нельзя не заметить, что гавринские персонажи обитают в то же самое время в явно в мире современном. Они освоили мобильные телефоны, им ведомо, что такое всемирная паутина, к тому же не обошлось и без знакомства с западным кинематографом, недаром же кто-то из героев упоминает "терминаторов бесчувственных". И тем не менее под их лапками явственно прощупывается родная почва, "район Нижнего Болотца и Заброшенного Поля". Ну, как тут не вспомнить Высоцкого: " Живешь в заколдованном, диком лесу, откуда уйти невозможно..."И как не согласиться с персонажами сказок Федора Гаврина, обреченно вздыхающими: "Как все непросто в нашем лесу!" Ибо лес издавна служил символом всего запутанного, непредсказуемого, в конечном счете опасного и враждебного человеку. Так что сказочный мир на страницах книги Гаврина весьма далек от идиллии, потому что "жизнь состоит из съеденных и не съеденных", как справедливо замечает один из обитателей этого заколдованного леса.

                "Главное- не струсить"
Внимательному читателю на страницах прозы и драматургии Федора Гаврина откроется немало парадоксов, причем далеко не всегда веселых. Вот, например, лягушки облюбовали себе новое местечко, но и на новом месте переквакивали старые сплетни". А в единственной включенной в новый сборник пьесе, которая, кстати, и подарила свое название всей книжке, таких неожиданностей великое множество. (Заметим в скобках, что Гаврин в драматургии отнюдь не новичок: его произведения, предназначенные для сцены, выходили отдельными изданиями и ставились в театре. Ну как вам, например, понравится палач, который сетует, что в свое время не выучился на юриста? "Мода тогда на палачей была, мода прошла..." - горестно добавляет незадачливый специалист, давая читателю счастливую возможность представить себе ката в роли адвоката. К тому же этот палач - "по характеру трудоголик", а теперь у него вынужденный простой, и топор покрывается ржавчиной... Так, может быть, эта сказка совсем не про сказку, а возможно, служит она глубокой и грустной аллегорией реальности, как и лучшие произведения замечательного советского драматурга Евгения Шварца или киносценарии Юлия Дунского и Валерия Фрида? В самом деле, богатейшая создалась традиция в этом жанре, и вряд ли когда-нибудь обмелеет авторская сказка.

Переворачивая пестрые и нарядные страницы новой книги Федора Гаврина, и школьник, и вполне взрослый читатель задумается о многом. Конечно, как и любое сказочное повествование, эта книжка о неминуемой победе Добра над Злом. Но, помимо всего прочего, еще и о том, каким гибким, изменчивым и многоликим становится Зло и вне, и внутри нас самих и как нелегко подчас бывает сделать единственно верный и необходимый выбор в пользу Добра.


Рецензии