Мемфисское сказание о сотворении Мира

                Мемфисское сказание о сотворении Мира.

Цитируется по изданию: Матье М.Э.Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.

Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший свою силу от) всех (богов) и их духов через это сердце... в котором Гор превратился в Птаха, через этот язык... в котором Тот превратился в Птаха.

Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) членами, ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает. Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Это - семя и руки Атума, ибо возникла Девятка богов Атума через его семя и его пальцы, Девятка же богов (Птаха) - это зубы и губы в этих устах, называвших имена всех вещей и из которых вышли Шу и Тефнут. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем.

И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду...

И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей.

И случилось, что было сказано о Птахе: 'Тот, который создал Атума и произвел богов'. Это Та-нен создал богов. Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.

И был Птах доволен после того, как он создал все вещи и все божьи слова.

И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины, из всяких вещей, которые на нем росли и в которых они приняли свои образы. И собрались вокруг него все боги и их Ка.




При правлении II династии, когда резиденция правителей находилась в Мемфисе, были предприняты усилия для утверждения местного мемфисского бога Птаха в качестве верховного бога, от которого зависит благополучие всех египтян.

Согласно этому тексту, творцом богов и всего мира является мемфисский бог Птах.

Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун. Птах усилием воли сам создал из земли свое тело, став богом. «Нет отца, породившего тебя, - провозглашает храмовое песнопение, - и нет матери, давшей тебе рождение». Он вылепил свое тело и придал форму своим членам. Затем, как типичный горный гигант, он нашел «свой трон». Его голова поддерживала небо, а ноги покоились на земле. Солнце и луна были глазами Великого бога, воздух выходил из его ноздрей, а Нил вытекал из его рта. После этого он решил сотворить мир и иных богов. В качестве строительного материала от мог использовать только землю и из земли, являвшейся его плотью, сотворил все остальное.

Птах при помощи восьми земных ипостасей создал вселенную своим молотком, отчеканив медное небо, придав форму холмам и долинам. Когда Птах стал верховным богом, другие земные его ипостаси исчезли, оставив после себя одного, самого могущественного духа.

Существенно, что сам Атум, глава гелиопольской «Девятки богов», творец мира и богов по гелиопольскому мифу, оказывается также происходящим от Птаха. Доктрина Мемфиса утверждала, что Птах старше Атума, а также то, что он создал Ра-Атума исключительно посредством божественного слова. Это был чисто политический шаг, теологически не обоснованный, цель которого заключалась в том, чтобы оспорить превосходство Гелиополя и Гермополя. Таким образом, мемфисский Птах являлся в местной легенде и старше и могущественнее великого гелиопольского бога, а мемфисский культ объявлял себя тем самым главенствующим по отношению к гелиопольскому.

В сердце Птаха возникла мысль об Атуме, на языке – слово «Атум». Как только было произнесено это имя, из первозданного хаоса возник Атум, помогавший в дальнейшем отцу в деле творения, выполняя его приказания. По воле Птаха Атум создал Великую девятку богов, а Птах дал им могущество и мудрость. Птахом же были созданы слова заклинаний и установлены принципы справедливости на земле.

Однако основное значение мемфисской легенды не в этом: исключительно важна огромная разница в самом процессе мироздания в гелиопольском и мемфисском сказаниях. В то время как в первом бог-творец зачинает первую пару богов, проглатывая свое семя, извергнутое им в его собственный рот, и затем рождает эту пару богов, выплевывая их изо рта, в мемфисской легенде бог творит «сердцем и языком», т. е. мыслью и словом: «Оно (сердце) дает выходить всякому знанию, и язык повторяет все задуманное сердцем».

Таким образом, бог-творец создает богов и всю вселенную путем изречения своей мысли.

Это существеннейшее принципиальное различие обоих сказаний, явившееся в результате разных мировосприятий двух отдаленных друг от друга не только по времени, но и по общественному развитию исторических этапов египетского общества, своеобразно подчеркивает и сам текст мемфисской легенды, указывая, что «Девятка богов» Птаха - «это зубы и губы в этих устах», в то время как "Девятка богов Атума возникла через его семя и его пальцы".

Также мыслью и словом творит Птах богов, города, искусства, жизнь для праведных и смерть для грешных:
«И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов, согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей... И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины».

В полном соответствии с различием процессов творчества находится и различие творимого Птахом от того, что создавали боги прежних сказаний: миф о боге-творце, возникший уже на почве рабовладельческого Египта, не позволяет этому творцу ограничиться рождением богов и созданием природы, а заставляет его создавать области и города, основывать храмы и даже организовывать все местные культы вплоть до определения положенных каждому богу жертв и обеспечения богов статуями из избранных ими материалов. Перед нами картина сотворения мира, разительно отличающаяся от всех предшествующих и ясно указывающая на то, что породившие ее религиозные взгляды были уже совершенно иными, сложившимися в новых, отличных от прежних общественных условиях.

Этот культ Птаха не пережил тинисского периода, хотя он оставался влиятельным божеством, покровителем художников и писцов.


Рецензии