Анвар-Бек Култаев Сказка про джигита

Перевод с подстрочника: Марина Лазарева

Пролог
1
У нашего народа вдоволь
Различных сказок и легенд.
В сказаньях тех живое слово
В любом, - народной жизни след.
В далёкие века Ногаю
Жилось несладко, в нищете,
Ведь всё принадлежало баю –
Прав или нет, он богател.
Поэтому народ наш мудрый
Так много горя перенёс,
Хоть было весело, хоть трудно,
Всё в жизни вытерпел без слёз.
Он с жизни этой повседневной
Свою историю писал.
Об этом помнить непременно
Должны всегда и стар, и мал!
Есть мужество, и есть геройство,
Есть радость, горе тоже есть.
Измена, подлость, беспокойство.
Добра и нищеты не счесть.
Джигит есть храбрый и трусишка
Голодный, сытый… Что сказать?
Меняла есть и есть воришка.
Есть смерть, и нужно умирать.
На кладбище надгробный камень
И тёщу, и сноху сроднит.
Отцовский взгляд и облик мамин
Сын в сердце бережно хранит.
Есть царь, и есть бездомный нищий,
Кинжал булатный и певец.
Есть жуткий холод и жарища,
Пороша и весны венец.
Всё в этом мире есть курьёзном:
Война и мир, покой и кровь,
Приют убогий, небо в звёздах.
Есть смех, есть драка, есть Любовь.
О том, что в сказке говорится,
Народ веками песнь слагал.
Хабар мой будет ныне литься
О славном всаднике – Ногай…
Ко мне садитесь ближе, дети,
И слушайте, начну хабар.
Надеюсь, что сказанья эти
Вам будут по душе, как дар.
Не раз когда-то тоже слышал
Хабары я от стариков.
Они в душе, как память Свыше.
Поведать их я вам готов…
Один из тысячи ногайцев
Быть может, мой хабар прочтёт
Пожмёт при встрече руку, пальцы,
Спасибо мне сказать сочтёт.
Вы знаете мой долг шайира:
Отдать себя я должен вам.
Принадлежит талант мой миру.
Вам с радостью его отдам.

2.
 … Давным-давно всё это было.
Когда, того не знаю сам.
О мужестве в ногайских жилах
Хочу хабар поведать вам.
Да, в роскоши купались ханы.
В руках господство и почёт.
Коль надо, вывернут карманы
Толпе, не зная деньгам счёт.
Готовы ханские визиры
На все, что скажет господин.
Стоять прикажет, и батыры
Не двинутся, все, как один.
Был хан один в Ногае нашем.
Жил, как и мы, в степи родной.
Езду любил и был бесстрашен.
В погожий день он был герой.
В те стародавние годины
И воздух помогал ему.
Он скакунов гонял былинных
Сноровкой восхищал жену…
Любил, бывало, тот ногаец
В степи охотиться с ружьём
И ни один бегущий заяц
Не спрятался в жилье своём.
Разбудит, помнится, и пустит
Он зайца по степи нестись.
Потом убьёт его без грусти
И крикнет: «Ну-ка, принеси!»
И в этот раз всё было так же.
Хан в вожделении своём
Собрал визирей, как дворняжек.
Те рабски слушались во всём.
Домой к обеду возвратился.
Полынной степью дышит грудь.
Добычей знатной похвалился:
«По зайцу жёнам будет пусть!»
А вечером шурпа дымилась,
Мясной струился аромат.
Кусок визирам – хана милость.
«Пусть поедят. Ведь я богат…
А можете отдать соседям.
Всем принесите по куску.
Собакам  - кости. Звери эти
Почувствуют пусть зайца вкус!
Им в кости положите соли
Готовы были, чтоб к утру
К охоте. Волки ждут на воле,
След виден в заячью нору».
И вдруг раздался голос странный,
Разрезав зычно тишину.
Тревога охватило хана:
«Что это? – Крикнул, - Ну и ну!»
Схватив узду покрепче в руки,
Хан, не сходя с коня, орал:
«Кто говорит, откуда звуки?»,-
А сам, вдруг озираться стал.
От окрика и взгляда хана
Не дрогнул голос и не смолк.
Казался голос бездыханным,
Но что хотел, сказать он смог.
Но слов его, гортанных, чётких
Понять никто не мог вокруг.
И драли подданные глотки:
«Что это? Что? Ой, не к добру!»
Вдруг ханский конь – тулпар-красавец
Метнулся, дёрнув удила.             
Такое страшно и представить:    
Слова вещала ГОЛОВА.
Один визир заметил тоже
Большую голову. Она
Лежала на земле. «О, боже, -
Он закричал, - недобрый знак!»
Смотрели все на это диво:
Есть голова, нет тела тут.
Язык лепечет громко, живо
И слёзы крупные текут.
Собрался с духом хан и молвил:
«Кто ты такой? Ты, молод, стар?»
И голова, чуть сдвинув брови,
Правдивый начала хабар:
- Я шёл дорогой сложной, длинной
Семь дней, ночей лежал мой путь.
Мне есть и спать хотелось сильно.
Коль вру, Аллах накажет пусть.
В пути мне встретился огромный
И злобный аспид АЗДАА.
Я дрался с ним, презренья полный,
Но победить не смог. Тогда
Меня поганый обезглавил,
И тело сразу изрубил.
Жену мою забрал, ославил,
И чуть ребёнка не сгубил.
Прошу, друзья, освободите
Родных из грязных лап его.
Ведь у меня ещё есть дети.
Негоже множить нам сирот.
Хан призадумался в молчанье,
И словно ночь накрыла взор.
Визиры смотрят в ожиданье,
Боясь затеять разговор.
И голова умолкла тоже.
Ответа ждёт, в глаза глядит.
Хабар тот грустный и тревожный
Услышал молодой джигит.
Он к людям подошёл поближе,
Послушав, внял чужой судьбе.
И голове промолвил: «Слышишь,
Я помогу во всём тебе».
Сел на коня джигит отважный,
Отправился в дорогу он.
Конь птицей полетел бесстрашной,
В степи развеяв искр сонм.
Хан и визиры вслед смотрели,
Джигиту. И к чему слова!
Их мысли рядом с ним летели
Была довольна голова.

3
Семь долгих дней, ночей бессонных,
Джигит скитался по степи.
Измученный, но устремлённый
Пришёл к колодцу, чтоб попить.
Он посмотрел на дно колодца,
И закружилась голова.
Ведь там вода, и лезть придётся,
Но страшно, - не до удальства.
Вдруг сердце парня задрожало,
Как у ягненка, всё сильней.
То наяву, иль показалось? -
Сидит на дне колодца змей.
Всклокочены, как пакля, космы,
Коряги-руки. Мерзкий тать!
Глаза, как у арбы колёса,
А тело,  вовсе не понять…
Кривые зубы, словно крюки, -
Один другого всё кривей.
Сплелись когтищи, как гадюки
Среди корявых лап-ветвей.
В кулак собрал наездник волю,
Подумал, мысли перебрал,
Сказал: «Пожертвую собою!
Шайтан бы Аздаа побрал!
Сберечь я честь Ногая должен,
И злого змея извести
Мне трусить, отступать негоже
Я должен пленников спасти».
Он стал спускаться к дну колодца.
Грязь чёрная внизу видна.
Пусть даже в ад сойти придётся,
Добраться должен он до дна!
Вдруг дверь увидел из железа,
Плечом джигит её подпёр
И как пушинку с петель срезал.
Он сам стал, как железо твёрд.
В проём, как будто свет пролился, -
Едва заметный огонёк.
Там, вдалеке очаг светился.
Огонь! Но кто его зажёг?!
Глазам своим джигит не верил:
Огонь горел, во тьме светя.
Идти вперёд он был намерен
И радовался, как дитя.
Вдруг, как из детских снов виденье:
Предстала женщина, смеясь.
Но плачь дитя через мгновенье
Пронзил колодезную грязь.
Услышав горький голос этот,
Ногаец вспомнил все слова,
Что говорила, как заветы
Отрубленная Голова…
Казалось, женщина шептала
Джигиту: « Тише, тише, тыс-с…
И взглядом ледяным, усталым
На странный указала хлыст.
Тот хлыст на шее был змеиной,
Огнём дышала голова.
В зловонной слизи весь, невинно
Спал крепко аспид Аздаа.
От радости, и чуть не плача
Дух женщина перевела:
«Аллах, джигиту дай удачи!»
И руки к Небу вознесла…
«Сон или смерть, - джигит промолвил, -
Час пр;бил аспида судить!
Во сне  поганый  тих, безмолвен…
Я спящего не буду бить!»
Он с Аздаа снял хлыст упругий,
И с силой воздух разрубил.
От звука этого в испуге
Проснулся змей и завопил.
Вскочил, стеклянным взором наспех
Колодец змей обвёл. Ревёт!
Спросонья обезумел аспид,
Но что случилось, не поймёт.
Увидев пред собой джигита,
Поганый змей пошёл вразнос.
Ударил лапой, словно битой,
Джигит по пояс в землю врос.   
Но всё ж, взмахнул кнутом он властно,
Подняв столб пыли в небеса.
И вмиг, могучий змей ужасный
От страха на коленца встал.
Джигит занёс кинжал над змеем,
И голову срубить сумел.
Метнул в траву башку злодея.
Измученный, на землю сел.
Потом и матери, и сыну
Сказал: «Айда, скорей, наверх!»
Колодец им помог покинуть,
Чтоб небо видели, не смерть.
Он обернул травою вольной
Башку и тело, чтоб отдать
Целителю. Принёс и молвил:
Единым сделай их опять.
Смеётся Голова, ликует:
«Ногаец тот, -  пастух простой, - 
Гадюку одолел такую!
Пожертвовать, решив собой!»
Да, старец-знахарь сделал дело.
Не зря ценил его народ.
Он голову приставил к телу,
Дал жизнь, повесил на просмотр.
И женщина зашлась румянцем
От счастья, что убит вампир.
И Хана пригласив, ногайцы
Устроили богатый пир.
Гуляли так, что и не снилось,
И каждый наполнял бокал.
Все радовались, веселились.
Народ тягаться силой стал.
Дрались кул;чники дурачась,
Боролись парами хромцы.
Желали пастуху удачи
В порыве общем удальцы.
И радость парня молодого 
Росла и крепла с каждым днём.
А по степи Ногайской новой
Молва стрелой неслась о нём.
 
4
Про парня говорили люди:
Он в пастухи опять пошёл.
В степи баранов пас, верблюдов.
Жил и работал хорошо.
Про парня говорили тоже:
К калмыкам ездил в степь весной.
Там бедным помогал, но всё же,
Не забывал Ногай родной.
Он ездил в горы, говорили,
Он поднимался на Эльбрус.
Довольны парнем горцы были:
Пастух он честный был, не трус.
Немало вёрст преодолел он,
Но жить в Ногае захотел.
Там занялся пастушьим делом,
Хоть стать богатым не сумел.
Молва гласит, что и сейчас он
С друзьями бродит по степи.
Пасут скотину, д;ят. Часто
Танцуют, глаз не отвести…
Молва без устали твердила:
Жену-ногайку ищет в дом
Джигит, чтоб сына подарила.
Чтоб стал тот лучшим пастухом.
Ну, что ж, молве я не перечу,               
И верю всем людским словам.
Но не встречал такого. Встречу
То расскажу об этом вам.
Мне мой пастух-джигит дороже.
О нём и сказка вам, как дар.
А коль понравится, я, всё же,
О нём продолжу свой хабар.
 



подстрочник с ногайского: Анвар-Бек Култаев


1. ПРОЛОГ
Много у нашего народа
И сказок и легенд разных.
И каждый из них,
Взять из жизни самого народа.
  В те далекие времена,
Жилось плохо ногайцам тоже.
Все,что было,было в руках бая-
Прав он или нет-дело его шло.
   Поэтому простой народ,
Много перенес и бед,горя.
Хоть трудно,хоть весело,
Терпел в жизни,перенес.
    Со своей жизнью ежедневной,
Он писал таьрих(историю) свою.
И мы должны всегда,
Обращать на все внимания!
    Есть мужество,есть геройство,
Есть радость,есть и горе.
Есть измена,есть и подлость,
Есть добрата,есть и нищета.
    Есть джигит,есть и трус,
Есть сытый,есть и голодный,
Есть продажа,есть и купля,
Есть смерть,нужно лечь в землю.
    Есть надгробный камень,есть похорон.
Есть снаха,есть и теща тоже,
Есть отец,есть и мама,
Есть сын,есть и ребенок.
     Есть царь,есть и нищий,
Есть кинжал.Есть и певец.
Есть холод.Есть и тепло тоже.
Есть весна.Есть и пороша.
     В этом мире все есть-
Есть покой,мир и война,кровь.
Есть небо сине,есть жалкий приют.
Есть смех и есть драка тоже.
    Обо всем сказанном здесь,
Народ породил веками песни.
И сегодня мой хабар (рассказ),
О джигите славном у НОГАЯ…
    Садитесь,ближе и слушайте,
Я начну свой маленький хабар.
Который,думаю и надеюсь,
Вам тоже будет по душе…
    Я тоже слышал и не раз,
От народа такие хабары.
Они живут в душей моей,
А теперь решил вам дарить…
    Может тысячи из ногайцев
Один возьмет и почитает.
И повстрече со мною,
Даже спасибо скажет…
    Мой долг шаьйира (поэта) знаете,
С вами всеми делиться.
Зачем мне свой талант спрятать,
Если можно вам раскрыть и дать!

  2.
…Это было давным-давно,
Когда,я не могу сейчас сказать.
Но о его мужестве,достоинстве,
Хочу начинать свой хабар(сказ)
  Ханы живут,как ханы широко,
Все у руках у них,подчинении.
Все,что им надо,есть рядом.
И всега все хватает им.
   Готовы его вазиры(подчиненные),
Сделать,то,что он прикажет.
Если скажут:-Нет,не поедешь,
Не поедут.Будут и стоят,как сами кони.
  Был такой хан и в Ногае нашем,
В нашей просторной степи.
Любил ездить,разгуливаться,
Особенно в хорошую погоду.
    В те далекие времена,
И время само помогало ему.
Гонял свою скакуну как хотел,
И жена смотрела,улыбалась…
    Говорят,любил этот ногаец,
Бродить,гулять по воле,
Брал с собой и ружье (туьбек).
 И охотился за зайцами быстроногими.
     Захочет,разбудит и пустит зайца,
За десятки метров в даль.
Потом точно попайдет в него
И закричит:-Принеси быстро!
     И на этот раз было так же.
В думе.Наполнить свое желание.
Как собак собрал вазиров с собой.
Ни на шаг не отошли от него.
    И в обед возвращается домой.
Вся степь как будь-то в его груди.
Каждой жене по одному зайцу.
И сказать гордо6-Вот,возьмите!
     Вечером шурпа была вкусная,
И мясо было много в посудах.
И кусок можно вазирам отдать,
Им тоже иногда достается….
     Можете отдать и соседам,
Наливайте в посуду и несите!
А кости – раздать собакам-
Пусть чувствуют вкус зайца!
     Положите больше соли в кости.
Чтобы к утру были готовы к охоте.
Ждут к утру в лесу и волки
И медведи,зайцы …знаете.
     А в это время слышится звук,
Разрываю всю эту тишину.
А хитрый Хан со всеми
Кричит громко-А что же это такое?
     Держа крепко узду(телбеги).
С коня не слезая кричал:-
Кто говорит,и кто же он?-
А сам тихо вокруг смотрел.
     От его взгляда,голоса грубого
Этот голос и не испугался.
Говорил голос и не отказался,
От каждого сказанного слова.
     То,что он говорит четко,
Никто не мог и понять даже.
«Что это?Что это?К доброму?-
Кричали вокруг вазиры.
   Тогда красавец тулпар(конь коня) Хана
Боясь,дрожа,прыгнул туда-сюда.
Увидев голову человека говорящего
Захотел,бегал таптать,убить…
    Один из вазирей увидел,
Лежащего на земле большую голову.
А что же я вижу?Что же это?!
Подождите!-крикнул он.
     Смотрели все: лежит голова.
Нету других частей тела.
Язык болтает,громко,звучно,
И слезы текут крупные вокруг…
      -А что тебе надо.Открой секрет?-
Говорит дрожа Хан ему-голове.
И тогда спокойно голово начинает:-
От чистого сердца свой хабар:
    -Я шел длинной и сложной дорогой,
Семь лет,семь ночей бессонных.
И спать не было времени тоже,
Если вру,пусть Сверху накажет!
     В пути встретился мне
Большой,здоровый АЗДАА (змея),
Дрался с ним я крепко,долго-
Но победить ее не мог!
    Отнял он у меня быстро жену,
И даже маленького ребенка тоже.
И теперь выгнал меня самого,
Сами уже это видите…
      Если можно,прошу освободить,
Моих родных от его грязных рук.
У меня дома еще дети есть,
Они будут сиротами уже.
     Хан вдруг молчал,задумался.
Будьто ночь окутала его вдруг.
Смотрят вазиры на него,
Боятся сквозь зубы говорить.
     И Голова задумаласть тоже.
Ждет,ждет ответа.Надо ему.
А эти хабары их здесь же
Услышал бедный степной пастух (джигит).
     Потом он подошел к ним близко.
И внимательно посмотрел на них.
И сказал посмотрев на парня:-
Я пойду помочь тебе  во всем!
   Садится джигит(пастушок) на коня,
И отправляется в дальний путь.
Конь летит быстрее птицы степной,
Искры пламени летят сзади….
    Смотрели за этим джигитом,
И быстрым конем Хан и вазиры.
А Голова тоже пускает взгляд-
Как будьто очень довольный…
  3.
7 дней и 7 длинных ночей
Джигит был один только в пути.
Усталый,дряхлый,но уверенный
Добрался до глубокого колодца(куйы).
     Смотрит джигит в колодца-
И сразу голова его закружилась.
Но лезть в глубь колодца
Боялся.Не хватает смелости.
      У молодого джигита нашего
Сердце дрожит,как у ягненка.
И вдруг ему казалось,что
Сидит там злой большой АЗДАА(змея).
     Волосы совсем распущены,
Руки как ветки деревьев длинные.
Глаза как у арбы колесо большое,
А тело непонятно на что похоже…
    Зубы как у старика палки,
Одни страшнее других,кривы.
Ногти,как перекати –поле
Не собранные в одно место.
    Вдруг джигит взял себя в руки,
Подумал в голове.Думы разные…
Сказал он сам себе:-Пойду я на все,
Пусть что угодно меня и ждет!
    Чтоб сохранить навсегда
Мужское ногайское достоинство…
Перед глазами мелькали там оставшиеся…
И суровый их взляд,настроение…
     Пустился ко дну колодца,
Как будьто в черную нечистоту.
Хотя б на сей раз пусть даже в ад,
Но достать дно,как следует…
      Увидел железную дверь.
Вытащил как нежную перышку.
Дрожали в руках сильные мыщцы-
И кровь двигается еще мощнее. 
    Казалось,маленький огонек,
Темноту сделал ярким,светлым.
Как будьто огонь в очаге-
Смотрел на него так уже прямо.
    Разбежались уже глаза,
Словно яркие звезды на небе.
Увидев это маленький джигит,
Обрадовался как дитя в люльке.
    И женщина смотрела радостно,
Как будьто в своем детстве.
Вдруг плачь ребенка распространилась,
По всему этому колодцу.
    Услышав этот голос громкий,
Уши джигита(ногайца) закрылись.
Он он вдруг быстро вспомнил,
Слова,сказанные ему головой…
    Словно говоря:Тыс-с-с!-шепотом,
Женщина повернулась в сторону джигита,
Взгляд холодный как лед,
Бросила она в правую сторону.
    Изо рта торча пламя большое,
Из уши выходя пус ( слюны)-
Руки растягивая во все стороны-
Крепко спал змея АЗДАА…
    Увидев,что джигит это почувствовал,
Женщина от души радовалась.
-Дай Аллах!Удачи!-сказав про себя,
Руки к нему подняла…
    -Сон или смерть,-сказал джигит.
Гордо сам себе уже смело.
В такой час я не буду
Трогать,бить эту АЗДАА…
      Из шеи АЗДАА снял он кнут боьлшой,
И сильно,сильно встряхнул.
В тот миг звук  кнута –джигита
Разбудил спящего АЗДАА…
      Резко вскочил АЗДДА,
И посмотрел вокруг внимательно.
Сон у него не отошел,
Но,что случилось то понял.
     Увидев этого джигита самого,
Он руками резко взмахнул.
Выше двух колен
Он(джигит) врезался в землю,ушел.
    И джигит взмахнул своим кнутом,
Сразу поднялся столб пыли.
И в миг могучий АЗДАА
Сел на свои две коленочки.
     Джигит вытащил кинжал,
И отрубил АЗДАА седую голову.
И бросил ее в зеленую траву-
Уставший сел он на землю.
     Потом матери и сыну сказал:
Выходите,Поднимитесь наверх.
И сам же им помогал выходит.
Чтобы видели синее небо.
     Завернув в зеленую траву,
Голову и тело вместе.
Старику-целителю принес он,
Тихо отдал –сделай целое.
    Радуется Умная Голова,
Мужчина этот вот пастух рядовой.
Убив могучую змею-мощную
Показал на что способен он!
    Целитель делал свое же дело.
Он все знал,как и что делать-то.
Сондиняя голову с телом
Оживил,и повесил на смотр.
     Женщина с красным лицом
Радуется тому,что случилось…
Пригаласив самого же Хана,
Говорят,устроил богатый пир…
     Говорят такой той(пир) был,
Поднимались полные бокалы.
Но…в конце пира случилось,
Такое и неожиданное… никем.
    Драчуны крепко дрались.
Хромые парою боролись.
Но вместе,в едином порыве,
Пастуху желали только удачи.
    Радость парня молодого,
Росла,росла с каждым часом.
И тукым(порода) его распространился,
По степи Ногайской новой…
       4
Молодой пастух-джигит,говорят,
На этом не остановился тоже.
Искал работу пастуха в степи родной.
Работал.Заработал.Неплохо.
     Говорят,ездил он калмыкам в степь
И там тоже был пастухом.
Помогал бедным и нищим тоже.
Он вернулся в родной Ногай.
Без нее он не мог нигде и жить.
     Говорят,потом ездил в горы высокие.
Поднимался на вершину Карлытав(Эльбрус).
Горцам пас овец,коров.
Все делал честно,на славу…
     Говорят,после всего этой езды
Он переселился в Ногай родной.
И там тоже занялся пастушьими делами.
Но богатым не мог стать.
     Говорят и сейчас тоже он
Бродит в степи со своими друзьями.
Песни поют, коров доят,
Овец пасут и даже танцуют вместе…
     Говорят,что он ищет себе,
Ногайку,достойную быть ему женой.
Хочет иметь сына,подобного ему самому.
Чтобы он был еще лучше пастухом…
     Может и быть.Можно и верит всему.
Но я не видел его,не встретил.
И если увижу и встречу его
В степи.Расскажу и об этом тоже.
     Но мне нравится мой пастух-джигит.
Я о нем вам сказку написал.
Читайте.Понравится то я,
Продолжу о нем еще свой хабар…
     И я тоже собираюсь в степь мою
За новыми сказками.
Получится вам еще расскажу.
Может другую.Но расскажу.Точно.
         
 


Рецензии
Один визир заметил тоже
Большую голову
Визирь! Визир это другое, погуглите. Возм., в исходнике вЕзир.

О, нашёл на ногайском сайт!
Таьмекидинъ аьдемнинъ савлыгына этетаган зарары белгили. Дуныяда оьпкединъ рак авырувыннан аьдемлердинъ 90 проценти, узакка созылган бронхит авырувыннан 75 проценти эм юректинъ ишемический авырувыннан 25 проценти оьледи. Аьр бир он секундадынъ ишинде дуныяда коьп тартатаган бир аьдем оьледи.

Почти понятно!!!
Зубы как у старика палки
Посох! Палкой молодой собак отгоняет.

Поднимались полные бокалы.
Может быть, кубки? Не французы же, чтоб из бокалов.
---------------------------
"Человека умирающего" почитал. Анварбек не указывает количество слогов в строке, размер и рифмовку. По-моему, у него строка короче. Вам пришлось балластом грузить более длинные строки перевода. Я могу лучшие подстрочники с крымтатарского писать.
-------------
Очень рад, что и на Кавказе татары есть! Ура! Успехов вам!

Терджиман Кырымлы Второй   05.11.2018 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Терджиман Кырымлы Второй, за толковые замечания. Прислушаюсь,
присмотрюсь. К сожалению, зачастую, у авторов с подстрочниками почти всегда есть сложности. И нам, действительно, приходится искать свой размер. Анвар-Бек, он не татарин. Он - ногаец. Это очень тонкие вещи, в определении двух национальностей. Много лет назад я делала фильм "Татары", посмотрите, если будет желание. Вот ссылка:
http://rutube.ru/video/57240cf75e295ba347850dc199649fe0/?pl_id=1183780&pl_type=user

Марина Константиновна Лазарева   11.11.2018 14:12   Заявить о нарушении
Спасибо,
вам, что не обиделись.
"К сожалению, зачастую, у авторов с подстрочниками почти всегда есть сложности. И нам, действительно, приходится искать свой размер."

Я уже писал в рецензиях. Один человек способен завалить подстрочниками интернет. По ценам рерайта, пожалуйста, сколько угодно. С близких языков.
Это всё татары. Крымских я называю крымцами, поскольку Романовы назвали их татарамы, дабы скрыть правду о Тартарии (где ещё в 1640-е водились мамонты, в Подмосковье растили ананасы и виноград и прочее) Стихи- сборниками, от первого до последнего стихотв. Проза- мегабайтами.
Не вижу исходника- размер, видимо силлабический, не изосиллабический, неравносложный. Ничего страшного, можно и силлабо-тоникой переводить, так делают. Тюрк. молодёжь(лет 50 и младше) в России пишет и силлабо-тоническими размерами. Плохо, если начинают мешать то и это, тоже бывает. Это по моим наблюдениям.
Я силлабикой силлабику тоже перевожу- опубликую на другом портале, скоро. Но на русском переводы выглядят странно, ничего.
Авторы не пишут подстрочники массово, поэтому им трудно. Авторам недосуг сидеть за словарями, это два. Наконец, если работают они на общ. началах, это три. Есть фонды, общества и прочее- пусть платят. В Астрахани проводила власть конкурс перев. недавно- только бойккот! Власть, которая тасует итоги выборов и выкручивает руки пусть беззубой но всё же оппозиции, заслуживает только это. Конкурс за "внебюджетные средства"- звучит загадочно.

Анвар-Бек, он не татарин. Он - ногаец. Это очень тонкие вещи, в определении двух национальностей. Много лет назад я делала фильм "Татары", посмотрите, если будет желание. Вот ссылка:

Спасибо, посмотрю обязательно.
Это не тонкие, а подлые вещи. Сто лет назад образованные люди говорили на одном тюркском языке от Крыма до Баку. И на похожем- в Туркестане. Наделали языков себе на голову. Вместо развития культур- топтание на месте. Это видно со стороны. Что бы ни твердили системные гуру о "процветании". Для меня татары все- крымцы, балкарцы, кумыки и ногаи. Азербайджанцы- уже нет, увы.

"Человек умирающий"- хорошая стиха. Эта - нет. Автор, мне кажется, не разобрался в мифологии, навертел вроде сказку, вроде не в серьёз, а зря.
Дерзайте, вы талантливы! Посмотрю фильм- ещё напишу.

Терджиман Кырымлы Второй   11.11.2018 17:55   Заявить о нарушении