Батюшка

Батюшка светлый за звёздной пучиной,
услыши, откликнись нам ярой лучиной!
Будь один над нами хозяин –
мы других хозяев не знаем.
Управляй нами чутко и прочно,
как ты правишь дождями и почвой,
и ростками, и солнцем, и тучами –
чтоб коровы у нас были тучными,
чтобы в срок плоды поспевали,
чтобы мы Тебя воспевали.

Батюшка солнечный, всех нас прости,
как все мы, дрянные, друг друга простили,
ведь можно и землю, и небо пройти –
и всё ж не найти там сильней Твоей силы.
Скорей гряди, пока мы послушны,
пока чутки и уши, и души,
пока не ушли мы в разбойный вертеп,
пока не узнали предел наших дел.
Ибо другого Отца нету у нас и не будет,
ибо Отец до конца блудных детей не забудет.
________________________________
В продолжение темы:
http://www.stihi.ru/rec.html?2018/03/28/9203


Рецензии
Хорошее. Только мне почему-то, несмотря на христианское содержание, напомнило (особенно в первой части) финальный хор из "Снегурочки": "Свет и сила, бог Ярило, красное солнце наше, нет тебя в мире краше!" Уж и не знаю, порадуют ли вас таковые языческие ассоциации...

Саня Со Штрамповки   30.03.2018 01:00     Заявить о нарушении
Спасибо. Ассоциации меня порадуют, очень люблю "Снегурочку". В язычестве, по-моему, ничего плохого нет, пока мы играем с ним, как с неизбежным элементом культуры, наполняя христианским содержанием (как делал, например, Толкиен). Язычество очень своеобразно внедряется даже в старинную духовную поэзию типа "Голубиной книги". А так-то и Христос называется Солнцем Правды.
Другой вопрос, что от примитивных языческих представлений нам трудно отойти в повседневности, в своих мыслях - вот это уже плохо.

Филипп Андреевич Хаустов   30.03.2018 14:36   Заявить о нарушении
Извините за влаз. Но думаю, что и автор рецензии, и адресат ее не возразят.
Саня, спасибо за замечательную музыкальную ассоциацию. Только указывайте и автора произведения, и не только потому что не все могут это знать, а и потому что на один и тот же сюжет часты произведения нескольких авторов, иногда даже многих. Здесь вы имеете в виду очевидно оперу Римского-Корсакова "Снегурочка".

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 00:50   Заявить о нарушении
Филипп, не собираюсь делать это правилом(влазы), но в даном случае не могу удержаться.
Ваши формулировки меня частенько восхищают, но сейчас я использую одну из них как бы в качестве контраргумента против ваших же возражений на мою концепцию Новой Религии Социализма:

"В язычестве, по-моему, ничего плохого нет, пока мы играем с ним, как с неизбежным элементом культуры, наполняя христианским содержанием (как делал, например, Толкиен)".

Не стану длинно развивать, скажу только два слова: преемственность культур. Вас устраивает? Напишите мне рецензию. Тоже предлагаю Вашему визави. Интересно обсудить.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 00:53   Заявить о нарушении
Филиппу: да я и не сомневаюсь, что вы не против таких ассоциаций, ничего плохого в них нет, равно как и в язычестве, пока к нему относятся, как к интересному пласту древней культуры, а не начинают носиться с ним всерьёз, как с "исконной религией", к которой, якобы, следует вернуться. Мне первая часть стихотворения даже больше понравилась, чем вторая, в которой почудился едва уловимый морализаторский оттенок. Зато в первой - простодушное, но искренне-тёплое обращение к Богу, как у славных берендеев - к Яриле.

Зере: возможно, имя автора "Снегурочки" действительно нужно было указать, но ассоциации у меня возникли сразу и с оперой Римского-Корсакова, и с весенней сказкой Островского, по которой опера и написана. А приведённый мною текст есть и там, и там. Поэтому пришлось бы упоминать обоих авторов, чтоб никому из них обидно не было. Рецензия же адресовалась Филиппу, который, ясное дело, понял, о чём и о ком идёт речь. Вот мне и показалось излишним приводить фамилии, будто я сомневаюсь в том, что собеседник их знает.

Напоследок поздравляю всех с Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем.

Саня Со Штрамповки   31.03.2018 02:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Саня, за объяснения Ваших ассоциаций. Верно, и Римского-Корсакова пришлось бы упоминать, и А.Островского, автора литературной первоосновы оперы. Ну тогда уже для педантизма следует упомянуть и либреттиста оперы... минутку, уточнить в вики...О! Так это сам композитор и оказался либреттистом. И заодно узнаём, что:"Для первой постановки (в Москве) музыку написал П. И. Чайковский, но она не получила большой известности". А это интересно, следует ознакомиться и с версией Чайковского. Моя ассоциация как раз была с романсами Чайковского на стихи поэтов, на которые встречала музыку и Римского-Корсакова, и Рахманинова, и др. Как бы соревнование.

Среди ассоциаций не может не быть и мультипликационного фильма нашего детства "Снегурочка" с саундтреком музыки Римского-Корсакова.
Всё это хочется заново пересмотреть-переслушать, что-то и впервые по настоящему.
Так что спасибо еще раз, что напомнили, навели на мысль. Вот обратилась к истории оперы, узнала интересные нюансы.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:05   Заявить о нарушении
Благодарю за поздравления с весенними праздниками. Про Лазареву субботу не доводилось... Вербное воскресенье знаю, спасибо.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:07   Заявить о нарушении
Саня, Ваш ответ Филиппу(дабы не создавать громоздкости не стану все копировать, см выше у себя)про то, что: цитата
"как к интересному пласту древней культуры, а не начинают носиться с ним всерьёз, как с "исконной религией", к которой, якобы, следует вернуться".

на это неожиданно у опять же Римского-Корсакова в статье Снегурочка вики, см:

Снчала сюжет не произвел особого впечатления на комппозитора, ну мифы и мифы. Но постепенно...

ЦИТАТА

Римский-Корсаков познакомился со «Снегурочкой» сразу после её публикации. О том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «Летописи моей музыкальной жизни»:

В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.

Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу [1].

Конец цитаты.

Не следует ли отсюда, что древние мифы имеют свойство пробуждаться из забвенья из глубинных архаичных пластов нашей памяти, связанной с всечеловеческим наследием?

И что талантливые произведения писателей, поэтов, композиторов, а также ученых, реконструирующих их, могут серъезно изменить Точку Сборки Социума? И такой эксперимент уже был в новейшей истории:это театр Вагнера.
Но и Николай Римский-Корсаков немало был увлечен темой "русских сказок", на сюжеты которых написал кажется 15 опер.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:17   Заявить о нарушении
"...не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу"

И это писал не кто-нибудь, а Николай Андреевич Римский-Корсаков, между прочим, по первому образованию был морским офицером, то есть изучал ведь точные науки, необходимые морякам.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:27   Заявить о нарушении
По стихотворению Филиппа пару слов.
Действительно, первая часть стиха напоминает гимны к богам у древних народов. Здесь интонация фольклора пантеистских культур точно передана. А вторая часть не столько "морализаторствует", сколько смещает на то, что важнее в монотеизме, в том числе в христианстве:обращение к Человеку. Так что стих неосознанно проводит эту эволюцию религиозности мира.

Ну а я добавлю, что следующей ступенью в логике должно стать обращение к всеобщему, как к тому что Тейяр де Шарден назвал коллективным Спасением, за что был объявлен еретиком и наказан запретом публикаций и ссылкой в Китай.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:34   Заявить о нарушении
выше описка политеистических культур, не пантеистских.
Мир вернется, проделав диалектическую спираль в развитии, к этому всеобщему-всечеловеческому(см еще "Космологию духа" Ильенкова, в котором проводится та же мысль о коллективном спасении-самопожепртвовании человечества, вот так неожиданно).
От пантеизма через монотеизм и снова к

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:37   Заявить о нарушении
Я должна отвлечься, но ход мысли вами ведь понят. Согласны ли и в какой мере?

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:39   Заявить о нарушении
Впрочем, я загостилась... Теперь вас приглашаю.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 14:40   Заявить о нарушении
"Ну а я добавлю, что следующей ступенью в логике должно стать обращение к всеобщему, как к тому что Тейяр де Шарден назвал коллективным Спасением, за что был объявлен еретиком и наказан запретом публикаций и ссылкой в Китай."

Спасибо, друзья. Дело в том, что стишок задумывался, как вариация на молитву, которую нам оставил Иисус. Саня знает, о чём речь, а для Зеры приведу из 6 главы Евангелия от Матфея:

"8А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."

С Господом я в поэзии тягаться, конечно, не могу, поэтому намеренно переиначил стилистику. А это именно поэзия, и по сути, и по форме. Отец Александр Мень приводит такие данные:

"С того времени, как Е.Литтман установил, что арамейский первоначальный текст молитвы “Отче наш” построен четырехстопными стихами и рифмами на конце, представляется весьма вероятным, что эта ритмическая форма была выработана Самим Иисусом и что в арамейском тексте молитвы мы имеем “собственные слова Господа в их первоначальном звучании".
http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/app_1a.html#129

То есть, то, что вы Зера ищете в какой-то новой религии, которой нет и неизвестно, будет ли, в Евангелии уже есть: это именно коллективная молитва, которую нам Сын Человеческий оставил для обращения к Отцу нашему Небесному и спасения.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 22:22   Заявить о нарушении
"И такой эксперимент уже был в новейшей истории:это театр Вагнера."

Эксперимент крайне неудачный, ибо Вагнер, насколько я знаю, был злым и самолюбивым человеком, страшным черносотенцем. Его увертюры гениальны, но оперы в полном объёме неподъёмны ни технически, ни по хронометражу. Так, лучшего дирижёра Австрии, Германа Леви, который единственный взялся дирижировать "Персифалем", он перед премьерой заставил креститься. А сам тайно поклонялся персонажам своих опер. Ну не лицемер ли? Кроме того, помимо Гитлера, он косвенно пробудил кодлу более мелких пакостников. Прогуглите, к примеру, кто такой Варг Викеренс, которого с Вагнером объединяет поклонение скандинавским богам, черносотенство и - страшно сказать - некоторые музыкальные способности (с поправкой на жанр музыки). Вот во что вырождается идолопоклонство!

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 22:40   Заявить о нарушении
Не берусь судить, какими христианами были Островский и Римский-Корсаков, но, наверное, композитора восхитил тот проблеск христианской истины, которую драматург создал в языческих декорациях, само по себе язычество здесь ни при чём.

"1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто."

Первое послание Павла к Коринфянам, глава 13.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих."

Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13.

Вот и сказочная снегурочка у Римского-Корсакова во что бы то ни стало захотела испытать любовь и своей смертью принесла людям весну. Вряд ли это имеет отношение к настоящему, довольно топорному и кровавому язычеству. Сказка по сути христианская, хотя и не так явно, как андерсоновская "Русалочка". Островский (не в упрёк ему!) немного не дошёл до того, что есть у Андерсена и нет ни в советском, ни в американском мультфильмах по "Русалочке".

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:03   Заявить о нарушении
Цитирую конец андерсееовской сказки:

"Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы её, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и её голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы.
На корабле за это время всё опять пришло в движение, и русалочка увидала, как принц с женой ищут её. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.
— Через триста лет мы войдём в божье царство!
— Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.
Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!"

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:04   Заявить о нарушении
Кроме того, на самом деле в христианстве и так уже есть то конструктивное, что можно найти в пантеизме, и в язычестве, и даже в "сильном" атеизме. Во-первых, Бог, будучи источником бытия, находится вне его. То есть относительно нашего измерения Бога в каком-то смысле нет - настолько Его бытие отличается от нашего.

"8Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.

9Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших."

(Книга пророка Исаии, глава 55)

Во-вторых, Бог трансцендентален, то есть пронизывает всё живое, всю природу, но ей не ограничивается. И в отличие от природы, обладает личностью и даже эмоциями, хотя и совсем не такими, как у нас. У Бога можно просить, спрашивать, даже сердиться на него можно в некоторой степени, это не всегда грех. Так что и пантеизм отчасти верен, но слишком примитивен.

В-третьих, христианские небеса не пусты, помимо Бога там находятся Его ангелы и святые. Только мы им не поклоняемся, как обособленным идолам, потому что все созидательные силы в мире и всё добро только от Бога и с помошью Бога исходят, а святые могут только молиться вместе с нами, как любые другие люди.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:26   Заявить о нарушении
Ну и Боговоплощение - это вне всяких пунктов, ни в какие ворота не лезет и составляет главное отличие христианства от любых других религий, из-за которого я его ни на какой новодел не променяю.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:27   Заявить о нарушении
Гляну всё.
Спасибо, что гостеприимно не прогнали:))

Вагнер только пытался пробудить архаику. Возродить языческие культы. Таких игр разума полно. Могу назвать еще:популярная в Сев. Америке религия викканства, принесенная и к нам и наводнившая одно время прилавки книжных магазинов.
На волне национализма пост-СССР каждый бывший советский народ подымал из подвалов своих божков, оттирал от пыли и объявлял космической религией и т.д.

Одним из новоязов является так наз Родноверие, полностью сконструированная из псевдо-русско-языческих мотивов вперемешку с импортными новоделами про инопланетные цивилизации и перелицовкой"Вед" мешанина, претендующая на сами знаете что, а на деле почему-то всякий раз оказывающаяся там, где пахнет черносотенством.
В общем, первый пункт моих поисков это преодоление духовного размежевания без чего немыслим новая парадигма Справедливого и мирного мира.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 23:38   Заявить о нарушении
"Во-первых, Бог, будучи источником бытия, находится вне его. То есть относительно нашего измерения Бога в каком-то смысле нет - настолько Его бытие отличается от нашего".
------------
Филипп, вы как-будто заглянули в соседнюю вкладку: я сейчас читаю сначала и полностью "Дерзание духа" акад.Лосева. специально написанная для мыслящих широких кругов и вышедшая в издательстве Молодая гвардия.

Это сразу после предисловия(понмите? см у меня "Сокровище мыслящих". Читайте Лосева).
ЦИТАТА вначале книжки после предисловия.

КАК ЖЕ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ?
Однажды у входной двери моей квартиры
раздался звонок. Сказали, что пришел какой-то
студент, как он говорит, по очень важному делу.
Я попросил пригласить его.
— Здравствуйте,— сказал вошедший ко
мне.— Я Чаликов, студент.
— А,— сказал я,— садись. Что это ты ко мне
забрел? Какими ветрами?
Чаликов сел и в очень серьезном тоне заго­
ворил так:
— Только я не за консультацией. Нет-нет, я
по-серьезному.
— А что же консультация — это не серь­
езно?
— Я не о том, я, знаете ли, хочу научиться
мыслить. Как мне научиться мыслить?
— Ишь куда метнул! — сказал я.— Чего это
тебе приспичило?
— Знаете ли,— продолжал он довольно сму­
щенным голосом,— мысль представляется мне
чем-то таким глубоким-глубоким, ясным-ясным,
светлым-светлым, а главное — простым. Да и
точность также. Чтобы было точно-точно и по­
нятно-понятно, как таблица умножения. Ну и
краткость тоже. Как это сделать? Что, по-ваше­
му, тут предпринять?
Тут я понял, что мальчишка действительно
пришел для серьезного разговора. Что-то он уж
очень почувствовал, чем-то на него этаким по­
веяло, что-то ему померещилось из важного и
нужного.

а что дальше читайте, захватывающая беседа. И почему я сказала, что Филипп словно про то же думал, что я читала в этот час.

Кстати, я готова начать читать всего Александра Меня.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 23:45   Заявить о нарушении
Ну во всяком случае лучшее, что у него, Меня, сочту. И нужное мне.
А цель моя такова:
Связь с Высшими Измерениями нужна идеология коммунизма, или человечество обречено на одичание и конец истории.
Повторного зряшного атеизма нельзя допустить и не получится.
Но и политеизм несовместим с этой задачей. Отсюда и все мои размышления: лакуна духовности должна быть, но не разделение и распри по кругу из века в век. Только на нашей памяти и у нас на виду сколько их и конца нет и не предвидется...Так что не от блажи ума такие мысли, а насущной необходимости.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 23:50   Заявить о нарушении
Так что про снегурочку Островский недоговаривает, она не умерла, а перешла на новый уровень бытия.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:54   Заявить о нарушении
Связь с Высшими Измерениями(Новая Религия) нужна новой идеологии коммунизма,
исправл.

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 23:56   Заявить о нарушении
Бытие, конечно, определяет сознание по Марксу, но как показала историческая практика. до определенных границ. Незаполненность чего-то важного, выключение его, духовный вакуум, коммунистами попытавшийся заполнить наукой, служением будущим поколениям и их светлому будущему, не сработала, и даже гарантии социализма не остановили народы от массового возвращения в старые религии и снова распри...

Зера Черкесова Новеллы   31.03.2018 23:59   Заявить о нарушении
Снегурочка растаяла...

Не так?:))

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:02   Заявить о нарушении
"Связь с Высшими Измерениями(Новая Религия) нужна новой идеологии коммунизма"
Не знаю, насчёт идеологии коммунизма, но надёжный способ установить эту связь есть. Одновременно бесхитростный и трудный. Станьте чисты сердцем - только и всего:).

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:03   Заявить о нарушении
"Снегурочка растаяла...

Не так?:))"

Растаять-то расстаяла, умереть - не совсем умерла:). Смерть в грубо-атеистическом понимании вряд ли существует.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:06   Заявить о нарушении
Лакуна духовности должна быть заполнена(испрвл).

Стать чистыми душой учили и коммунисты, но народы свернули с пути, ими указуемого, убоялись трудностей, разочаровались, и соблазнившисьь лукавыми проповедниками, пошли за этими гаммельнскими Дудочниками....

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Филипп, за отклик на просьбу о новой рецензии, завтра отвечу, не стоит вас утомлять, и так злоупотребляю вашим вниманием. Благодарю сердешно, испытываю укор совести. Но вы так щедры и отзывчивы, что не черпать из вашей щедрой доброты невозможно:))

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:19   Заявить о нарушении
Но мне так понравилось что вы ответили Сане, с этого началось в этой рецензии мое вторжение.

Я тоже не хочу зряшного отрицания(это Ленинское знаменитое:"зряшное отрицание").

Я Иисуса ставлю как основателя Новой Религии мира, как великого Революционера в духе. Как Человека и Пророка. которому поклоняются все мировые религии.
Вопрос о правильной интерпретации его наследия, спасибо за большие цитаты из Писания.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:22   Заявить о нарушении
Если Иисуса сумели присвоить общества неравенства и насилия, то почему он должен быть за рамками мира Социальной Справедливости? Большевики здесь погорячились...Это кармическое наказание:)) за высылку первых философов России на философском пароходе, вот подумалось. Оно аукнулось им ярославскими. На безрыбье...

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:25   Заявить о нарушении
Стоп, я про заповедь Иисуса: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
А коммунисты многому и хорошему учили, спору нет, только с точки зрения научного атеизма Бога нельзя узреть, да и души не бывает.
К тому же, у Ильича с ребятами (как у подавляющего большинства политиков, пассионариев, вождей) есть некоторые проблемы с такой заповедью Иисуса:

«43Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44А Я говорю вам: люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»

(Евангелие от Матфея, глава 5).

Всё-то мы на ветхозаветном уровне топчемся, если не хуже.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:27   Заявить о нарушении
Советская философия была очень проблемной сферой, казенной, скучной, почти нет ярких имен. Единицы...И это по всеобщему мнению, в том числе заграничных авторов, что советская философия это Краткий курс псевдо диамата-истмата.
Религиозной философии в СССР не было вообще легальной.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:28   Заявить о нарушении
Мне надо перечесть и Снегурочку, и Русалочку, чтоб понять ваши рассуждения, Филипп, выше. пропустила отрывок из Русалочки, заметила сейчас.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:30   Заявить о нарушении
«Я Иисуса ставлю как основателя Новой Религии мира, как великого Революционера в духе. Как Человека и Пророка. которому поклоняются все мировые религии.»

Что ж, у меня, наверное, всего на 1 пункт больше:). И я худо-бедно читал самый достоверный источник информации о Нём, чего всем желаю вне зависимости от религиозных взглядов.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:31   Заявить о нарушении
Ой, батюшки! (Невольно вырвалось у меня перекликающееся с названием стихотворения восклицание при виде того, сколько здесь всего вы успели обсудить). На всеобъемлющий ответ не замахиваюсь, потому что, пока читаю всё новые и новые ваши высказывания, частично забываю предыдущие. Попробую "вставить свои пять копеек" хотя бы на музыкальные темы (с богословскими Филипп и без меня отлично справляется).

Да, есть и у Чайковского своя "Снегурочка" - не опера, а музыка к постановке пьесы Островского в драматическом театре. Она менее популярна, чем опера Римского-Корсакова, но всё же не забыта и исполняется.
Обращение к славянской мифологии вообще было популярно у русских композиторов второй пол. XIX-нач.ХХ вв. У того же Римского-Корсакова есть интересный оперно-балетный гибрид "Млада", ну и, конечно, как не вспомнить "Весну священную" Стравинского. Вообще, в самом по себе обращении к мифологии (любой - хоть греческой, хоть славянской, хоть скандинавской и т.д.) - нет ничего зазорного. Другое дело, что разные люди порой вкладывают в мифологический материал разное содержание - каждый, как говорится, "в меру своей испорченности". А затем другие люди начинают уже эти произведения интерпретировать тоже "в меру своей испорченности", находя в них те идеи, которые им хочется найти. И получается, что к Вагнеру, например, прочно приросло клеймо "любимого композитора Гитлера". Можете забросать меня дохлыми кошками (шучу, конечно), но Вагнера я ужасно люблю. Естественно, не его самого, а его музыку. Не соглашусь с Филиппом, что вагнеровские оперы целиком - неподъёмны. Да, тяжеловаты, местами затянуты, но всё же и ставятся, и публикой посещаются весьма охотно. ("Кольцо", т.е. всю тетралогию, я как раз меньше люблю и отчего-то совсем не люблю "Нюрнбергских мейстерзингеров", зато обожаю "Тристана и Изольду", "Тангейзера", "Лоэнгрина" и "Парсифаля"). Кстати, Артуро Тосканини фашистов терпеть не мог, что не стеснялся и не боялся демонстрировать, хотя это и было небезопасно. Однако он всегда высоко ценил и очень любил музыку Вагнера и с удовольствием дирижировал его операми.
Что Вагнер был самовлюблённым и вообще малосимпатичным человеком - вполне допускаю. Это, к сожалению, не редкость среди творческих личностей. Но это и не повод клеймить его музыку как "идеологически чуждую", а то у нас получится, как в пословицах - "на вшей озлясь, да шубу в печь", или же что "с водой младенца выплеснули".
Между прочим, Римского-Корсакова сравнивали с Вагнером, даже чуть ли не "русским Вагнером" называли (впрочем, я против таких сравнений, потому что не только каждый автор, но и вообще каждый человек уникален, а когда в искусстве кого-то с кем-то сравнивают, то как бы намекают на вторичность того, кого сравнивают, по отношению к тому, с кем сравнивают).
Вот, примерно такие мыслишки у меня возникли (были и ещё какие-то, но уже не помню), а пока я их строчу, вы там, вероятно, успели ещё много чего обсудить, так что мне за вами не угнаться.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 00:40   Заявить о нарушении
На 1 пункт больше чего?

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:44   Заявить о нарушении
На один пункт больше, как я ставлю Иисуса:). Он ещё и Бог, это важно.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:46   Заявить о нарушении
Саня, спасибо! Очень интересно! Почему вы не пишете эссе и статей, коль так элитарно образованы в классической культуре и имеете хороший литературный слог?

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:58   Заявить о нарушении
И при этом свое личное мнение...Все, что нужно, чтобы писать.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 00:59   Заявить о нарушении
Ох, Зера, как говорится: лень-матушка раньше нас родилась. Оттого и не пишу. Да и образованность мою вы преувеличиваете. Просто некоторые вещи мне интересны, ну я кое-что знаю на эти темы, а в целом, конечно, к "энциклопедически образованным" людям отнюдь не принадлежу.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 01:06   Заявить о нарушении
Скромность и осознание ничтожности своих познаний необходимое качество истинной образованности.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:10   Заявить о нарушении
В наш век всеобъемлюще-энциклопедического всезнающего Интернета ценности меняются. Интереснее становится личное отношение. Как, впрочем, всегда. Я вот почувствовала что Римский-Корсаков походит на Вагнера. а вы и подхватили и сообщили, что Р-К называют русским Вагнером. Такие переклички мысли автор-читатель-собеседник и создает поле диалога. Вы выразили активное недовольство укоренившимися представлениями, повернули по другому, личное отношение создает особую притягательность, если умно и насыщенно фактами, рассуждениями.
Ваш музыковедческий ответ(богословие великодушно оставленное здесь Филиппу)обладает этими качествами, хочется читать дальше вас. И хочется упомянутое вами послушать. И о неизвестной мне Снегурочке Чайковского, что мало кто знает, и Весну священную Стравинского пора. И Младу Р-К. Видите.. пишите!

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:16   Заявить о нарушении
Вы перевели сложный корпус текстов Николая Сербского, само по себе громадная работа.
Послушать все оперы Вагнера тоже не для боязливых:))Так что преувеличиваете свою лень. А может просто ее сами холите и леете.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:25   Заявить о нарушении
Нет, это не "нервы", это малодушие, прочная привычка, взявшая над тобой верх и не прикрывай это "нервами".

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:36   Заявить о нарушении
Переводить Николая Сербского - это, конечно, да, работёнка была. Но это было давно. Сейчас у меня, наверное, пороху бы не хватило.
А Вагнера слушать - не работа, а удовольствие. Особенно валяясь на кровати и ни фига не делая)).
Курить я не курю и даже запаха табака категорически не переношу. Поэтому меня весьма радуют нынешние запреты на курение в поездах и др.местах. Легче дышать стало.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 01:38   Заявить о нарушении
порочная привычка, но и прочная можно сказать.

Надо высвечивать прожектором наши шаблоны и анулировать их. Начинать с осознания, с признания, например, своей трусости:я курю потому что я раб привычки. А никакие не "нервы" успокоить.

Когда станет стыдно перед самим собой, процесс освобождения будут запущен.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:39   Заявить о нарушении
Ну вот и хорошо. Подобралась некурящая компания:))

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:43   Заявить о нарушении
Тогда будем еще время от времени обсуждать интересные темы. А пока пора... Всем признательна.

Зера Черкесова Новеллы   01.04.2018 01:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.