Рецензии на произведение «Батюшка»

Рецензия на «Батюшка» (Филипп Андреевич Хаустов)

Хорошее. Только мне почему-то, несмотря на христианское содержание, напомнило (особенно в первой части) финальный хор из "Снегурочки": "Свет и сила, бог Ярило, красное солнце наше, нет тебя в мире краше!" Уж и не знаю, порадуют ли вас таковые языческие ассоциации...

Саня Со Штрамповки   30.03.2018 01:00     Заявить о нарушении
Спасибо. Ассоциации меня порадуют, очень люблю "Снегурочку". В язычестве, по-моему, ничего плохого нет, пока мы играем с ним, как с неизбежным элементом культуры, наполняя христианским содержанием (как делал, например, Толкиен). Язычество очень своеобразно внедряется даже в старинную духовную поэзию типа "Голубиной книги". А так-то и Христос называется Солнцем Правды.
Другой вопрос, что от примитивных языческих представлений нам трудно отойти в повседневности, в своих мыслях - вот это уже плохо.

Филипп Андреевич Хаустов   30.03.2018 14:36   Заявить о нарушении
Филиппу: да я и не сомневаюсь, что вы не против таких ассоциаций, ничего плохого в них нет, равно как и в язычестве, пока к нему относятся, как к интересному пласту древней культуры, а не начинают носиться с ним всерьёз, как с "исконной религией", к которой, якобы, следует вернуться. Мне первая часть стихотворения даже больше понравилась, чем вторая, в которой почудился едва уловимый морализаторский оттенок. Зато в первой - простодушное, но искренне-тёплое обращение к Богу, как у славных берендеев - к Яриле.

Зере: возможно, имя автора "Снегурочки" действительно нужно было указать, но ассоциации у меня возникли сразу и с оперой Римского-Корсакова, и с весенней сказкой Островского, по которой опера и написана. А приведённый мною текст есть и там, и там. Поэтому пришлось бы упоминать обоих авторов, чтоб никому из них обидно не было. Рецензия же адресовалась Филиппу, который, ясное дело, понял, о чём и о ком идёт речь. Вот мне и показалось излишним приводить фамилии, будто я сомневаюсь в том, что собеседник их знает.

Напоследок поздравляю всех с Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем.

Саня Со Штрамповки   31.03.2018 02:15   Заявить о нарушении
"Ну а я добавлю, что следующей ступенью в логике должно стать обращение к всеобщему, как к тому что Тейяр де Шарден назвал коллективным Спасением, за что был объявлен еретиком и наказан запретом публикаций и ссылкой в Китай."

Спасибо, друзья. Дело в том, что стишок задумывался, как вариация на молитву, которую нам оставил Иисус. Саня знает, о чём речь, а для Зеры приведу из 6 главы Евангелия от Матфея:

"8А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."

С Господом я в поэзии тягаться, конечно, не могу, поэтому намеренно переиначил стилистику. А это именно поэзия, и по сути, и по форме. Отец Александр Мень приводит такие данные:

"С того времени, как Е.Литтман установил, что арамейский первоначальный текст молитвы “Отче наш” построен четырехстопными стихами и рифмами на конце, представляется весьма вероятным, что эта ритмическая форма была выработана Самим Иисусом и что в арамейском тексте молитвы мы имеем “собственные слова Господа в их первоначальном звучании".
http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/app_1a.html#129

То есть, то, что вы Зера ищете в какой-то новой религии, которой нет и неизвестно, будет ли, в Евангелии уже есть: это именно коллективная молитва, которую нам Сын Человеческий оставил для обращения к Отцу нашему Небесному и спасения.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 22:22   Заявить о нарушении
"И такой эксперимент уже был в новейшей истории:это театр Вагнера."

Эксперимент крайне неудачный, ибо Вагнер, насколько я знаю, был злым и самолюбивым человеком, страшным черносотенцем. Его увертюры гениальны, но оперы в полном объёме неподъёмны ни технически, ни по хронометражу. Так, лучшего дирижёра Австрии, Германа Леви, который единственный взялся дирижировать "Персифалем", он перед премьерой заставил креститься. А сам тайно поклонялся персонажам своих опер. Ну не лицемер ли? Кроме того, помимо Гитлера, он косвенно пробудил кодлу более мелких пакостников. Прогуглите, к примеру, кто такой Варг Викеренс, которого с Вагнером объединяет поклонение скандинавским богам, черносотенство и - страшно сказать - некоторые музыкальные способности (с поправкой на жанр музыки). Вот во что вырождается идолопоклонство!

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 22:40   Заявить о нарушении
Не берусь судить, какими христианами были Островский и Римский-Корсаков, но, наверное, композитора восхитил тот проблеск христианской истины, которую драматург создал в языческих декорациях, само по себе язычество здесь ни при чём.

"1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто."

Первое послание Павла к Коринфянам, глава 13.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих."

Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13.

Вот и сказочная снегурочка у Римского-Корсакова во что бы то ни стало захотела испытать любовь и своей смертью принесла людям весну. Вряд ли это имеет отношение к настоящему, довольно топорному и кровавому язычеству. Сказка по сути христианская, хотя и не так явно, как андерсоновская "Русалочка". Островский (не в упрёк ему!) немного не дошёл до того, что есть у Андерсена и нет ни в советском, ни в американском мультфильмах по "Русалочке".

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:03   Заявить о нарушении
Цитирую конец андерсееовской сказки:

"Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы её, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и её голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести её она может, только если её полюбит человек. Её вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить её добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумлённого воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несём людям исцеление и отраду. Пройдёт триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы.
На корабле за это время всё опять пришло в движение, и русалочка увидала, как принц с женой ищут её. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.
— Через триста лет мы войдём в божье царство!
— Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся.
Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!"

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:04   Заявить о нарушении
Кроме того, на самом деле в христианстве и так уже есть то конструктивное, что можно найти в пантеизме, и в язычестве, и даже в "сильном" атеизме. Во-первых, Бог, будучи источником бытия, находится вне его. То есть относительно нашего измерения Бога в каком-то смысле нет - настолько Его бытие отличается от нашего.

"8Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.

9Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших."

(Книга пророка Исаии, глава 55)

Во-вторых, Бог трансцендентален, то есть пронизывает всё живое, всю природу, но ей не ограничивается. И в отличие от природы, обладает личностью и даже эмоциями, хотя и совсем не такими, как у нас. У Бога можно просить, спрашивать, даже сердиться на него можно в некоторой степени, это не всегда грех. Так что и пантеизм отчасти верен, но слишком примитивен.

В-третьих, христианские небеса не пусты, помимо Бога там находятся Его ангелы и святые. Только мы им не поклоняемся, как обособленным идолам, потому что все созидательные силы в мире и всё добро только от Бога и с помошью Бога исходят, а святые могут только молиться вместе с нами, как любые другие люди.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:26   Заявить о нарушении
Ну и Боговоплощение - это вне всяких пунктов, ни в какие ворота не лезет и составляет главное отличие христианства от любых других религий, из-за которого я его ни на какой новодел не променяю.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:27   Заявить о нарушении
Так что про снегурочку Островский недоговаривает, она не умерла, а перешла на новый уровень бытия.

Филипп Андреевич Хаустов   31.03.2018 23:54   Заявить о нарушении
"Связь с Высшими Измерениями(Новая Религия) нужна новой идеологии коммунизма"
Не знаю, насчёт идеологии коммунизма, но надёжный способ установить эту связь есть. Одновременно бесхитростный и трудный. Станьте чисты сердцем - только и всего:).

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:03   Заявить о нарушении
"Снегурочка растаяла...

Не так?:))"

Растаять-то расстаяла, умереть - не совсем умерла:). Смерть в грубо-атеистическом понимании вряд ли существует.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:06   Заявить о нарушении
Стоп, я про заповедь Иисуса: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
А коммунисты многому и хорошему учили, спору нет, только с точки зрения научного атеизма Бога нельзя узреть, да и души не бывает.
К тому же, у Ильича с ребятами (как у подавляющего большинства политиков, пассионариев, вождей) есть некоторые проблемы с такой заповедью Иисуса:

«43Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44А Я говорю вам: люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»

(Евангелие от Матфея, глава 5).

Всё-то мы на ветхозаветном уровне топчемся, если не хуже.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:27   Заявить о нарушении
«Я Иисуса ставлю как основателя Новой Религии мира, как великого Революционера в духе. Как Человека и Пророка. которому поклоняются все мировые религии.»

Что ж, у меня, наверное, всего на 1 пункт больше:). И я худо-бедно читал самый достоверный источник информации о Нём, чего всем желаю вне зависимости от религиозных взглядов.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:31   Заявить о нарушении
Ой, батюшки! (Невольно вырвалось у меня перекликающееся с названием стихотворения восклицание при виде того, сколько здесь всего вы успели обсудить). На всеобъемлющий ответ не замахиваюсь, потому что, пока читаю всё новые и новые ваши высказывания, частично забываю предыдущие. Попробую "вставить свои пять копеек" хотя бы на музыкальные темы (с богословскими Филипп и без меня отлично справляется).

Да, есть и у Чайковского своя "Снегурочка" - не опера, а музыка к постановке пьесы Островского в драматическом театре. Она менее популярна, чем опера Римского-Корсакова, но всё же не забыта и исполняется.
Обращение к славянской мифологии вообще было популярно у русских композиторов второй пол. XIX-нач.ХХ вв. У того же Римского-Корсакова есть интересный оперно-балетный гибрид "Млада", ну и, конечно, как не вспомнить "Весну священную" Стравинского. Вообще, в самом по себе обращении к мифологии (любой - хоть греческой, хоть славянской, хоть скандинавской и т.д.) - нет ничего зазорного. Другое дело, что разные люди порой вкладывают в мифологический материал разное содержание - каждый, как говорится, "в меру своей испорченности". А затем другие люди начинают уже эти произведения интерпретировать тоже "в меру своей испорченности", находя в них те идеи, которые им хочется найти. И получается, что к Вагнеру, например, прочно приросло клеймо "любимого композитора Гитлера". Можете забросать меня дохлыми кошками (шучу, конечно), но Вагнера я ужасно люблю. Естественно, не его самого, а его музыку. Не соглашусь с Филиппом, что вагнеровские оперы целиком - неподъёмны. Да, тяжеловаты, местами затянуты, но всё же и ставятся, и публикой посещаются весьма охотно. ("Кольцо", т.е. всю тетралогию, я как раз меньше люблю и отчего-то совсем не люблю "Нюрнбергских мейстерзингеров", зато обожаю "Тристана и Изольду", "Тангейзера", "Лоэнгрина" и "Парсифаля"). Кстати, Артуро Тосканини фашистов терпеть не мог, что не стеснялся и не боялся демонстрировать, хотя это и было небезопасно. Однако он всегда высоко ценил и очень любил музыку Вагнера и с удовольствием дирижировал его операми.
Что Вагнер был самовлюблённым и вообще малосимпатичным человеком - вполне допускаю. Это, к сожалению, не редкость среди творческих личностей. Но это и не повод клеймить его музыку как "идеологически чуждую", а то у нас получится, как в пословицах - "на вшей озлясь, да шубу в печь", или же что "с водой младенца выплеснули".
Между прочим, Римского-Корсакова сравнивали с Вагнером, даже чуть ли не "русским Вагнером" называли (впрочем, я против таких сравнений, потому что не только каждый автор, но и вообще каждый человек уникален, а когда в искусстве кого-то с кем-то сравнивают, то как бы намекают на вторичность того, кого сравнивают, по отношению к тому, с кем сравнивают).
Вот, примерно такие мыслишки у меня возникли (были и ещё какие-то, но уже не помню), а пока я их строчу, вы там, вероятно, успели ещё много чего обсудить, так что мне за вами не угнаться.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 00:40   Заявить о нарушении
На один пункт больше, как я ставлю Иисуса:). Он ещё и Бог, это важно.

Филипп Андреевич Хаустов   01.04.2018 00:46   Заявить о нарушении
Ох, Зера, как говорится: лень-матушка раньше нас родилась. Оттого и не пишу. Да и образованность мою вы преувеличиваете. Просто некоторые вещи мне интересны, ну я кое-что знаю на эти темы, а в целом, конечно, к "энциклопедически образованным" людям отнюдь не принадлежу.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 01:06   Заявить о нарушении
Переводить Николая Сербского - это, конечно, да, работёнка была. Но это было давно. Сейчас у меня, наверное, пороху бы не хватило.
А Вагнера слушать - не работа, а удовольствие. Особенно валяясь на кровати и ни фига не делая)).
Курить я не курю и даже запаха табака категорически не переношу. Поэтому меня весьма радуют нынешние запреты на курение в поездах и др.местах. Легче дышать стало.

Саня Со Штрамповки   01.04.2018 01:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Батюшка» (Филипп Андреевич Хаустов)

В продолжении темы по-французски:

NOTRE PÈRE

Notre père qui es au cieux,
Donne du vin de fête à ceux
Qui ne savent pas pardonner,
Nous n’avons rien à leur donner.
Que ton nom éclaire leurs chemins,
Que ta force rompe leurs schémas.
Pour eux nous te prions à genoux
Car ces êtres sans amour sont nous,
Écrasés par nos propres cœurs lourds.

Филипп Андреевич Хаустов   29.06.2019 00:38     Заявить о нарушении