К вопросу о понимании Старшего сына Вампилова

В пьесе Вампилова "Старший сын" есть один отвратительный эпизод - ребяческая травля второстепенного на первый взгляд персонажа - Кудимова Бусыгиным и Сильвой с последующим присоединением к ним Сарафанова.

Чем он это заслужил - тем, что не принял участие в интриге (о которой к тому же и знать не знал)? Тем, что сам о том не подозревая, стоял на пути чувств незрелого юнца? Да, именно такого - будь Бусыгин зрелым и состоявшимся, то наверняка бы вызвал "соперника" на мужской разговор, и Кудимов, будучи человеком правильным и основательным, скорее всего, уступил бы. Но нет, "главный герой" предпочёл плести интригу (которая в итоге раскрылась вынужденно) до конца.

Единственная оплошность Кудимова - это просчёт в выборе спутницы, которая не пожелала принять его жизненного пути и разделить его ценности.

Если человек готов кидаться грязью - это его определённым образом характеризует. И мотивы кидания его не индульгируют.

Общим местом в критике пьесы является постулат о том, что "Старший сын" - история о душевной близости, о человечности. Но на поверку оказывается, что это история о близости засчёт ближнего и человечности засчёт человека.

Кудимов - ключевой (sic) персонаж пьесы, лакмусовая бумажка, выявляющая суть персонажей и всей истории. А суть такова, что "Старший сын" должен ставиться и играться не как сентиментальная история, не как просто комедия, а как пьеса недотёп.


Рецензии
Каких уж там недотеп... Основной конфликт у Вампилова: интеллектуальное превосходство и его недоброта по отнош. к недотягивающим до его уровня, попросту говоря: глумление, провокация конфликта, злые шутки. Это есть и в Старшем сыне, и в Утиной охоте, и в Прошлым летом в Чулимске (актор вторгается извне в чей-то простой и устаканившийся мир, и разрушает его, как камень, брошенный в воду). Безусловно его альтер эго присутствует во всех этих пьесах: в Старшем сыне разложено на Бусыгина и Сильву, в Утиной охоте такая же пара злых клоунов - Зилов и Саяпин, в Чулимске - следователь Шаманов. Причем доминантный актор (Бусыгин, Зилов и Шаманов) при этом еще и делают вид, что страдают от издержек своего габитуса, сиречь образа жизни и поведения.

Акулина   04.03.2018 16:30     Заявить о нарушении
Акулина, спасибо Вам за содержательную и интересную рецензию!

Я не близко знаком с творчеством Вампилова, и посему не имел возможности вывести своё умозаключение на более общий уровень. Однако мне довелось увидеть несколько постановок и везде рефреном - идиллия и благорастворение воздухов, почти героический пафос. Бусыгин почему-то всегда делается героем. Это меня и смущало. Героя, как я заключил для себя, там нет, а есть его симулякр, который качественно не возвышается над недотёпистостью остальных.

Андрей Владимирович Пшеничников   05.03.2018 06:56   Заявить о нарушении