Людмила Переверзева - Моя первая новогодняя ёлка
воспоминания о предвоенном детстве своей супруги
Переверзевой (Долговой) Людмилы Васильевны
Людмила Переверзева
Моя первая Новогодняя ёлка
Папа привёз ёлку! Она была тяжёлая, железная – сделана из железных прутьев, окрашенных в зелёный цвет. Папа рассказывал, что это будет красивый праздник: в гости к нам придёт Дед Мороз с подарками и со своей внучкой – Снегурочкой. Хорошо бы и нам потрудиться: выучить стихи, песенки. А главное – нарядить ёлочку! И мы (мама, папа, дяди Саша и Вова, тётя Валя, Я и мой брат Витя) стали делать из цветной бумаги игрушки. Нарезали узенькие ленточки и склеивали из них цепочки, (клей варили из картофеля, варёного в «мундире»); из более плотной бумаги клеили домики, фонарики; вместе с бумажными лодочками, самолётиками, кошелёчками, раскрашенными разноцветными красками все поделки развешивали на ёлке. А на макушку ёлке водрузили красную звёздочку. Всё это мы делали вечерами. Было очень весело! На ёлку подвешивали конфеты в красивых фантиках, пряники,
(выпеченные из ржаной муки), пряничные лошадки, козлики, уточки, покрытые глазурью.
Накануне Нового года, вечером, когда ёлка была наряжена, меня и брата уложили спать.
Наш меньший братик – Валечка уже спал.
Наступил Новый 1939 год!
Утром Витя встал первым и разбудил меня. К нам подошла нянечка – Татьяна Семёновна Балецкая и принесла новую одежду: для Вити вязаный свитер и носки, а мне розовое платье с круглым воротничком, (оно было очень красивым), и красную шёлковую ленту для косы. Она застелила постель и кровать стала выше комода, на котором красовалась наша ёлка. На большом столе стоял самовар. Он уже «посвистывал». Татьяна Семёновна подкладывала в него древесные угольки, чтобы он не остывал.
Пришли дядя Саша и дядя Володя и сказали, что дед Мороз со снегурочкой уже едут и скоро будут.
С кухни уже нёсся запах печёной брюквы и пирогов с квашеной капустой. На столе стояло блюдо с брусникой в молоке, овсяные блины, клюквенный густой кисель, разрезанный на кубики, а в высокой вазе красовалось, как золото, морошковое варенье…
…В окно постучали палкой и показался дед Мороз и маленькая Снегурочка. Папа и мама пригласили их в дом и я с Витей увидели деда Мороза: он был в тулупе, валенках с заплатками ив шапке обшитой красной материей. На санках он вёз мешок с подарками и наших двоюродных братьев – Колю и Юру.
Дед Мороз был красивый и весёлый, под шапкой были чёрные широкие брови, щёки намазаны свёклой, борода сделана из мочала – большая, лохматая. Коля и Юра вели Снегурочку. Она была очень-очень красива! На ней были прекрасные рябиновые бусы, накрахмаленная из марли юбка с оборками, а на ногах новые чёрные блестящие галоши.
Дедушка сел за стол и стал одаривать нас подарками, а мы должны были за это что-либо исполнить. Я рассказала стишок :
Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь!
Красный, белый , голубой – не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлоп, ты умчался под комод,
А, затем, и под кровать. Мне тебя уж не догнать!
и он мне дал куколку-Татарочку. У неё было шесть косичек, тюбетеечка на голове, длинные штанишки и красивое цветастое платьице.
Виктору и Коле он дал лошадок «в яблоках» из папье-маше; а Валику и Юре – кузнецов на дощечке: если дёргать за верёвочку, то они начинают стучать по наковальне. У Коли и Юры уже были такие «кузнецы». Вале дед Мороз дал ещё и большого сладкого петушка на палочке. Какое же было у нас удивление, когда, садясь за стол, мы узнали, что дед Мороз – это наш дедушка, Александр Петрович Петров, а Снегурочка – тётя Валя.
Дядя Саша заиграл на гармошке и все стали плясать. Потом тётя Валя с Колей танцевали, изображая балет. Танцевали и папа с мамой, и у них получалось очень красиво.
Татьяна Семёновна с дедом Морозом накрывали стол: вместе с печёной брюквой и капустными пирогами появились солёные волнушки и чугунок с рассыпчатой картошкой.
После застолья дед Мороз предложил выйти на улицу и пойти покататься с горки на санках.
Юра и Витя катались на «ледянках». Маленький Валя и я в корзине на больших санях. Их таскал папа. Коля и тётя Снегурочка на лыжах. Когда мама унесла Валю домой, мы – вся мелкота – катались на санках до сумерек.
Придя с прогулки, я, Витя, Коля и Юрий забрались на печь и стали рассматривать свои подарки. Я свою куклу спрятала от мальчишек, а Витя стал разглядывать свою лошадку: хвост был пушистый из ниток и грива тоже. Но он захотел посмотреть животик лошадки и лучинкой, которой растапливают печь, разрезал его. К своему удивлению, он обнаружил, что лошадка внутри пустая (он надеялся найти конфеты). Спрятал лошадку и стал играть в «кузнецов».
Нас позвали ужинать. После не менее весёлого ужина, дед Мороз увёз Колю, Юру и тётю Валю (а ей всего 14 лет) на санках по домам. А Витя, я и папа с мамой - все легли на полу, на матрасы набитые сеном и соломой и папа читал нам повесть А. С. Пушкина «Дубровский».
Окончился первый день Нового 1939года.
Продолжение:http://stihi.ru/2017/01/26/8420
10. 12. 2016 г.
***
г. Пикалёво, Ленинградская область
***
Свидетельство о публикации №118022409279
Людмила Гольцова 10.11.2018 18:15 Заявить о нарушении