О стихах Таками

Дзюн Таками – один из наиболее крупных мастеров свободного стиха (гэндайси) в Японии. При первом знакомстве с этими стихами, читателю, привыкшему к классическому стиху, их форма может показаться необычной.  Между тем в современной Японии  гэндайси преобладает в лирике и общепризнан. В этих стихах нет метра, для них характерна разговорная, естественная интонация. Придя в Японию из Европы, свободный стих органично вошел в японскую эстетику.

Заболев неизлечимой болезнью, Таками написал в блокноте: 
«Когда мне пошел пятый десяток, я оказался в больнице. И тогда стихи, покинутые мною ради прозы, пришли навестить меня в палату. И с больничной койки я протянул руку вернувшимся ко мне стихам. Как двадцать лет назад, я стал записывать их карандашом в школьную тетрадку.»

  Далеко за стенами больницы остался пестрый, разноликий мир. В больничном уединении происходила переоценка прошлого. Путь прозаика Таками к поэзии – путь к себе, поиски первопричин и основ бытия. Быть может, Таками казалось, что поэзия больше, чем проза открывает истину, что она свободнее от внешнего, случайного ? Ведь именно на пороге смерти создает Таками самые совершенные из своих стихов, вошедшие в последние поэтические сборники. Таками умер 17 августа 1965 г.

Традиционный для японской литературы дискурс во многом определил характер стихов Таками.  Выявление сущности человека, не замаскированной словами и лицемерием, проходит через всю поэзию Дзюна Таками.

 В блокнотах Таками рядом со стихами – рисунки деревьев, листьев, цветов. В природе он видел ту естественную гармонию, разрыв с которой остро ощущается человеком урбанизированного мира. Именно в природе искал он чистоту, освобождение от фальши, свойственной окружающему поэту обществу, обществу голого практицизма, расчета, суетной погони за иллюзорными ценностями. В стихотворении «Дюрер» и деревья» он пишет, что дерево «создает  красоту без фальши». И само название лирического сборника Таками – «Школа деревьев» призывает человека учиться у природы.

  Дзюн Таками постоянно сопоставляет творчество природы и человеческое творчество, преодолевающее болезнь и смерть красотой и правдой. Искусство для него – высшая реальность, бескорыстное превращение повседневного, будничного в духовное, постижение вечности в преходящем мгновении и в конечном счете бессмертии.  Символ непоколебимости, возникновение красоты из неприглядного – побеги дерева, оживающие в конце зимы.

Стойкая слива,
Сейчас, еще зимой,
Хочет явить красоту, которую молчаливо копила
В суровом, замерзшем мире.
О ЭТОТ СТРАСТНЫЙ ДУХ КРАСОТЫ! 
                («Слива»)

Философское осмысление жизни и традиционное мироощущение дают яркий и глубоко оригинальный сплав в поэзии Таками. Искусство, приближающееся в своем совершенстве к творениям самой природы, бескомпромиссно.  В стихотворении «Автопортрет с ушами»  Дзюн Таками пишет:

Картины Ван Гога не удавалось продать при его жизни,
Он не хотел писать картины на потребу черни.
Вот свидетельство силы духа!

И для самого поэта понятие сила духа заключается не в том, чтобы добиться благополучия и признания в мире потребления, а в том, чтобы сохранить человеческое достоинство и нравственную чистоту.

Вызовом буржуазному обществу звучит стихотворение «Я слаб»:

Я слаб,
Я не могу бороться,
Я не могу заманивать других в ловушку, чтобы выжить…

В стихах последних лет мало событий, лишь иногда проскальзывают воспоминания о войне. Их сила в духовном напряжении, в остроте ощущений, в углубленном исследовании собственной жизни, в стремлении постичь основы человеческого бытия. Пока душа в движении – человек жив.


     - И. Мотобрывцева. Из сборника "Дзюн Таками". Москва, Молодая гвардия, 1976


Рецензии