Повесть об иосифе и асенефе

ПОВЕСТЬ ОБ ИОСИФЕ И АСЕНЕФЕ

 

     Этот апокриф известен на многих языках, начиная с греческого оригинала и заканчивая славянским. Однако до сих пор пока ещё нет ни одного критического издания этого текста на русском языке. По характеру и времени создания он наиболее близок к заветам двенадцати патриархов, т.е. является, скорее всего, иудейским произведением, написанным около II-I вв. до н.э. Однако предполагаемый первоначальный еврейский текст пока не обнаружен.
Это случилось в седьмой день третьего месяца первого года изобилия. Фараон отправил Иосифа для обозрения всей страны Египетской. На восемнадцатый день он (Иосиф) прибыл в пределы Илиополя, где он собрал пшеницы (в таком множестве), как песок морской. И был в том городе сатрап фараона, превосходивший разумом всех вельмож фараоновых. И имя было тому мужу Потифер - жрец Илиопольский1. У него была восемнадцатилетняя дочь - дева высокая ростом и прекрасная лицем, превосходившая (красотой всех дев), бывших на земле. В ней не было ничего, напоминающего юных Египтянок; она совершенно походила на дочерей Еврейских: была она высока, как Сара, и прелестна, как Ревекка2. И имя было её Асенефа3. И молва о красоте её пошла по всей земле; искали её руки и сыновья всех сатрапов, и сыновья вельмож, и все царственные юноши, и военачальники; и разделяла их всех ревность и вражда из-за Асенефы, и они готовы были из-за неё воевать между собою.
     Старший сын фараона, услыхав о ней, стал просить отца своего дать её ему в жёны. "Зачем тебе, царю Египетскому, искать жены ниже тебя (по рождению)? Ведь сговорена уже с тобою дочь Моавитского царя".
     И Асенефа уничижала и презирала всех мужчин и была очень горда и надменна в отношении всех. Никому из мужчин не пришлось видеть где-нибудь Асенефу. Подле палат Потифера была башня и в ней горница, где она и жила, никем не видимая
Приблизившись к тому городу, Иосиф отправил гонцов к жрецу Потиферу сказать: "Я остановлюсь у тебя, (ибо) уже полдень, время обеда, и солнечный жар усиливается, - остановлюсь у тебя и отдохну под сенью твоего дома". Потифер, услыхав это, весьма обрадовался и сказал: "Да будет благословен Бог Иосифов, внушивший ему посетить нас!" И Потифер, призвав домоправителя своего, сказал ему: "Поспеши убрать дом и приготовить большой обед, ибо ныне приедет к нам Божий воин, Иосиф".
     Асенефа, услыхав, что отец её и мать возвратились из поместья, обрадовалась и сказала: "Пойду навстречу отцу моему и матери, возвратившимся из поместья" - то было время жатвы. Асенефа поспешно надела на себя виссонную одежду, украшенную золотом; опоясалась золотым поясом, надела обручи на руки и обручи на ноги, дорогое ожерелье на шею и усыпанную различными камнями обувь на ноги. И на всех её нарядах были начертаны имена Египетских богов, на ожерелье же её и на драгоценных камнях (на ней) нарисованы изображения идолов. На голову, покрытую платком, Асенефа возложила корону с повязкой, а сверху накинула летнее покрывало. Из своей горницы она быстро спустилась по лестнице навстречу отцу и матери и поклонилась им с приветствием. И возрадовались Потифер и жена его, глядя на дочь свою, нарядившуюся как невеста. И возложили они всё добро, что принесли из своего поместья. Обрадовалась Асенефа при виде всех плодов - винограда, смоквы и финика. И сказал Потифер дочери своей Асенефе: "Дитя моё!" - "Вот я, господин мой!" И сказал Потифер: "Поди сядь меж нами; имею сказать тебе нечто". И села Асенефа между отцом своим и матерью. И взял Потифер правую руку дочери и, поцеловав её, сказал: "Дитя моё!" - "Вот я, господин отец мой!" И сказал Потифер: "Сегодня воин Божий Иосиф приедет к нам: он повелитель всей страны Египетской, ибо фараон поставил его над всеми его владениями, - и он спаситель всей нашей земли, ибо доставляет хлеб всей стране нашей, чем и избавит людей от предстоящего голода4. Иосиф - муж благочестивый, целомудренный, скромный, исполненный мудрости и разума, ибо с ним дух Божий и благодать Господня. Итак, дитя моё, я отдам тебя за него замуж и он будет тебе мужем навсегда".

Асенефа, услышав слова отца своего, побледнела и сильно огорчилась. Гневно посмотрев на отца, она сказала: "Отец, господин мой! Неужели по этим словам ты, как рабу, отдашь меня человеку чужому, беглому проданному? Не сын ли он пастуха из земли Ханаанской?5 Не он ли был уличён в том, что спал с госпожой своей, за что господин бросил его в мрачную темницу, откуда вывел его царь, потому что тот истолковал его сон, как толкуют старухи Египетские? Нет, не быть тому: я выйду замуж за старшего сына фараона, ибо он царь всего Египта".

  И пришли Потифер, и жена его, и все родственники его, кроме дочери его Асенефы, пали на лице своё и поклонились Иосифу. И Иосиф сошёл с своей колесницы, и они приняли его в свои объятия. И увидела Асенефа Иосифа и полюбила его сильною любовью: и сокрушалось сердце её, и подкосились колени её, и дрожь напала на всё тело её, и великий страх напал на Асенефу, и ужас овладел ею, и она сказала со вздохом: "Что сделаю теперь я, несчастная? Давно ли с презрением говорили о нём со мною отец мой и мать, что идёт к нам сын пастуха из земли Ханаанской - так они отзывались об Иосифе! А он явился и вступает в наши палаты, как солнце. И я, неразумная, дерзкая негодная, с презрением дурно говорила о нём, не ведая, что Иосиф как сын богов; ибо невозможно родиться человеку с такой красотой, и какая утроба произведёт такого светозарного человека! Я же, злополучная и неразумная, дурно говорила о нём с своим отцом! Куда я денусь теперь? Где скроюсь от лица Иосифа, любимца богов, о котором я так дурно говорила? Мне сдаётся, что он видит всё сокровенное, что от него ничто не скрывается и не останется невидимым по причине большого света, вмещаемого в нём. И теперь господин мой (отец) удалил меня от него; ибо я по неведению дурно отозвалась о нём; пусть теперь мой отец отдаст меня к нему в услужение - в вечное услужение"

Иосиф весьма обрадовался, когда Потифер сказал, что она дева и что она ещё не видела мужчину. Он подумал в мыслях своих, сказав сам себе: "Если она - дева, то должна ненавидеть всякого мужчину и (потому) не будет утруждать мне".
     И говорит Иосиф Потиферу и всем родственникам его: "Дочь твоя - дева и мне сестра. Пусть она придёт - и так как она мне сестра, то отныне я готов любить её как сестру свою".
     Мать её взошла в горницу и привела Асенефу, и поставила её перед Иосифом. И говорит Потифер Асенефе: "Дочь моя! Приветствуй брата твоего; ибо он подобно тебе целомудр по сей день и ненавидит всякую женщину, как и ты всякого чужого мужчину".
     И Асенефа сказала Иосифу: "Радуйся, господин, благословенный Всевышнего бога!" И говорит Иосиф Асенефе: "Да благословит тебя Господь, дающий жизнь всему!"
     И говорит Потифер своей дочери: "Подойди и поцелуй своего брата".
     И когда подошла Асенефа поцеловать Иосифа, Иосиф протянул свою руку и, положив её на грудь её, сказал: "Не подобает поклоннику Божию, который благословляет Бога, который вкушает хлеб благословенный и животворящий, который пьёт благословенную чашу бессмертия, помазуется помазанием нетленным, - целовать жену иноплеменную, благословляющую своими устами мёртвых и немых идолов, вкушающую с жертвенника их удавленнику, и пиющую с жертвенников их из чаши вино обмана, и помазующуюся помазанием погибельным. Но поклоннику Божию надлежит целовать своих благочестивых, возлюбленных мать и сестру, и всех из своего племени и народа, и жену, делящую с ним ложе и устами своими исповедующую Бога живого; ровно как не подобает целовать чужого мужчину, ибо это - скверна перед Господом Богом".
     Асенефа, услыхав слова Иосифа, сильно опечалилась; она начала вздыхать и рыдать, и, устремив наполненные слезами глаза на Иосифа, она смотрела на него боязливо, кротко и с сожалением. При виде этого Иосиф сжалился над нею. И он, подняв правую руку и положив её Асенефе на голову, сказал: "Господи! Боже отца моего Израиля, сильный и Вышний Боже Иакова! Ты, Который из мрака вызвал всё существующее к свету! Ты, Который вывел из заблуждения к истине, из смерти к жизни, Господи, благослови эту деву, и обнови её Духом Твоим, и, воссоздав её невидимой Твоей рукой, сообщи ей новую жизнь. И да вкушает она хлеб жизни, и да пьёт она от живой чаши: приобщи её к народу Твоему, избранному тобою прежде мироздания, и да внидёт она в покой Твой, уготованный Тобою Твоим возлюбленным, и да живёт она жизнью вечною!"

И встала Асенефа, отвернулась от стены, стала на колена, воздела руки свои к востоку, взглянула на небо и произнесла10: "Господи Боже веков! Ты создал всё. Ты оживил всех тварей, Ты вывел всё из небытия, всё видимое из невидимого, Ты поднял небо и основал его на ветрах, на водах; Ты поставил на водах величайшие горы, которые не идут ко дну, нае тонут, но держаться на водах, как дубовый лист: горы те живые, ибо внимают голосу Твоему, Господи, ибо Ты сообщаешь жизнь всем созданиям Твоим. Господи! На Тебя уповаю, к Тебе простираю мольбы мои, Тебе открываю беззакония мои: пощади меня, Господи, ибо я во всём согрешила, совершила преступление перед Тобою; Господи! Я произносила недостойные речи, оскверняла уста свои жертвенным мясом по неведению, поклонялась мёртвым и немым идолам. Поэтому и недостойна к Тебе обратиться с мольбами, по причине прегрешений моих. И я, Асенефа, дочь жреца Потифера, некогда гордая, надменная, стоявшая выше всех богатством, теперь стоя как сирота, покинутая всеми. К Тебе взываю, спаси меня, прежде чем воздвигнется на меня гонение. Как испуганное дитя бежит к отцу, тянется к нему, чтобы тот поднял его с пола, и, раз уже в его объятиях, оно крепко обхватывает руками его шею и тут успокаивается; так и я, преследуемая со всех сторон, к Тебе Господи, прибегаю, протяни руку Твою и возьми меня с лица земли. Теперь старый свирепый лев преследует меня, ибо он - отец богов, а идолы язычников суть детёныши львов; я же выбросила всех богов, уничтожила их, а лев - отец их, - разгневанный, воздвигает на меня гонение. Избави меня, Господи, от когтей его и спаси из пасти его, дабы он не схватил меня, не растерзал, не бросил в огонь печи, из огня в вихрь, который, охватив, лишит меня зрения и низвергнет в бездну преисподнюю, где поглотил меня великий кит, существующий изначала и где я погибну на вечные времена. Господи! Спаси меня, прежде чем постигнет меня всё это; спаси и укрепи меня покинутую ибо отец и мать отреклись от меня, сказав: "Асенефа - не дочь нам, она уничтожила богов наших, отвергла их"
Иосиф вступил во двор; ворота затворились, и чужой люд остался за воротами. Тогда Асенефа вышла из коридора навстречу Иосифу. Видя её, Иосиф был поражён великой её красотой и спросил: "Скажи, кто ты?" И она ответила: "Я - раба твоя, Асенефа, которая по повелению твоему выбросила всех своих идолов и уничтожила. Сегодня приходил ко мне некий муж, который дал мне хлеб жизни и вино благословения, сказав: вот я отдаю тебя как вечную невесту Иосифу, который будет твоим женихом навсегда; к этому он присовокупил: отныне ты будешь называться не Асенефой, а "Городом прибежища"; ибо через тебя прибегут многие народы к Господу Богу Всевышнему. Он присовокупил: я пойду к Иосифу и поведаю слуху его слова мои о тебе. Ты ведаешь уже, господин мой; ибо тот муж приходил к тебе и говорил обо мне". И сказал Иосиф Асенефе: "Вышний Господь Бог благословил тебя; ибо Господь Бог утвердил стены твои на высоте стены же твои адамантовые, они - стены жизни; ибо многие живые человеческие сыны жить будут в твоём "Городе прибежища", и Господь Бог воцарится в нём навеки. И сегодня приходил ко мне тот муж и говорил о тебе. Итак, приди ко мне, дева, зачем так далеко стоишь от меня". И он, подняв руку, подозвал Асенефу. И она подошла к Иосифу и бросилась ему в объятия. Оживились души у них и исполнились радостью, Иосиф, дав Асенефе поцелуй, сообщил ей душу жизни, душу премудрости, душу истины. И, обнявшись, они долго любовались друг другом. Наконец Асенефа сказала: "Поди сюда, господин мой, взойди в наши покои; ибо я убрала наши хоромы и приготовила великолепный ужин". Она взяла его за руку и ввела в дом, посадила на кресло своего отца, принесла воды, чтобы омыть ноги его. Иосиф сказал: "Пусть придёт одна из дев и умоет мне ноги". Возразила Асенефа: "Нет, господин мой, отныне я раба твоя. С чего ты взял, что другая будет умывать ноги твои? Ноги твои - мои ноги, тело твоё - моё тело". И она настояла на своём и омыла ему ноги. Посмотрел Иосиф на её руки и не мог наглядеться на их жизненность: пальцы у неё ходили, как у скорописца. Засим Асенефа, схватив его за правую руку, поцеловала его; а тот поцеловал её в голову. И она села по правую руку его...


Рецензии