Георгию Бойко

Раскрыв воспоминанья Фета,
Ну кто поверит в самом деле
Во вклад решающий поэта
В предотвращение дуэли

Укрывшихся в своих берлогах
"Певцов" творцов и "Воскресенья"...
Ты ж, как в классических эклогах,
Чудесное воспел спасенье

Двух гениев их верным другом.
А не умерь он их запала –
Кто б танцевал тогда за плугом?
Чей персонаж бы после бала

Так лютовал бы перед строем?
Кто о Наташе б и об Анне
Поведал миру? Кто с героем
Лягушек резал бы в романе?

В садах благоуханной прозы,
Парнасские штурмуя кручи,
Кто мятлевские вплёл бы розы
В божественных венок созвучий?

А ты – и с миротворцем Фетом,
И с заклеймившим лоб тирана
Печатью Каина поэтом,
И с пастушком, что вдруг нежданно

Спеть о расстрелянных в темницах
Дерзнул при Ленине и Троцком,
И с мирозданья тайновидцем
Неустрашимым Заболоцким.

А Фет твой – просто загляденье,
Он – чудо с самой первой строчки
И сам готов без промедленья
Спасать с тобой поодиночке,

Держась под пенье баркаролы
За палисандр виолончели,
Из фумарол Савонаролы
Шедевры Сандро Боттичелли.

2016, 12, 14 – 17 января 2018





В стихотворении идёт речь о стихах Георгия Бойко "1861 год. Афанасий Фет" (о несостоявшейся дуэли поссорившихся в имении Фета Степановке Тургенева и Льва Толстого), "Осип Мандельштам. Поэт и Власть", "Конец начала. Зима 1916 - 1917 гг." (о Сергее Есенине), "Переделкино. Сентябрь 1946 года" (о Николае Заболоцком) и "Сандро Боттичелли" (все они опубликованы на его страничке на Стихире).
Версия о решающей роли именно Фета в предотвращении дуэли между Тургеневым и Толстым, изложенная в стихотворении Георгия Бойко "1861 год. Афанасий Фет", весьма далека, на мой взгляд, от того, что можно прочитать и в "Воспоминаниях" самого Фета, да и в дошедших до нас, пусть и не полностью, письмах этих дней Тургенева и Толстого – и друг другу и Фету. Но художественная правда, разумеется, может иногда и не совпадать во всём с исторической.
"Певцы" – рассказ из "Записок охотника" Тургенева.
"Воскресение" – позднейший роман Льва Толстого, который действительно мог бы и не появиться на свет, если бы дуэль двух великих писателей состоялась.
"После бала" – рассказ Льва Толстого.
"Наташа" – Наташа Ростова.
"Анна" – Анна Каренина.
"Лягушек режет" Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".
"Как хороши, как свежи были розы..." – первая строка стихотворения Ивана Мятлева "Розы", ставшая знаменитой благодаря одноимённому с ней стихотворению в прозе Тургенева "Как хороши, как свежи были розы...".
"Заклеймивший лоб тирана печатью Каина поэт" – Осип Мандельштам, автор антисталинского стихотворения "Мы живём, под собою не чуя страны...".
"Не расстреливал несчастных по темницам..." – строка из стихотворения Сергея Есенина "Я обманывать себя не стану...".
"Неустрашимый Заболоцкий" – в сентябре 1946 года совсем недавно освобождённый из заключения Заболоцкий так и не явился на собрание московских писателей, на котором присутствующие единогласно проголосовали за исключение Зощенко и Ахматовой из Союза писателей.
Фумаролы Савонаролы – метафорически – костры во Флоренции, на которых сжигали и книги и произведения искусства по призывам религиозного реформатора Джироламо Савонаролы. Смотри и моё опубликованное на Стихире стихотворение "Савонарола":

Примаверотерпимость затеплится ль в Савонароле,
И Венерой нагою прельстится ль монашеский взгляд?
Оттого и курится в зловещих костров фумароле
Леонардовской дымки легчайший воздушный наряд.
 
Но случись даже чудо – и нравы смягчатся и люди,
И распутник понтифик провалится в тартарары,
Чтоб уже никогда головой Джироламо на блюде
Не натешиться Иродиаде новейшей поры, –
 
Всё равно и весна – не весна нам без грёз Боттичелли,
И навек в наших душах Давида царит нагота,
А без книг и картин всё – мираж, пустота Торричелли,
И без слёз Микеланджело – как нам оплакать Христа?


Рецензии
В упор не видят "толстые" журналы,
Но проштудировал известнейший поэт...
Похоже, я теперь войду в анналы...
Какой, однако, интересный пируэт!

Огромное спасибо за столь пристальный интерес к моему "творчеству"!
Стихотворение замечательное, как, впрочем, и всё, что ты пишешь...

Георгий Бойко   17.01.2018 12:48     Заявить о нарушении
Пробиваться в толстые журналы, если к этому, впрочем, есть хоть какой-то интерес, - заморочка, требующая, как правило, времени и терпения. "Толцыте и отверзется вам". Но творения твои, конечно, явно предназначены не только и даже не столько для визуального прочтения, они - ещё и своеобразный театр автора-исполнителя (и не только автора - вспомним, к примеру, нашего общего приятеля Колю Алёхина, по-актёрски разыгрывающего твои стихи как маленькие пьески). Такое уже бывало в истории литературы - так, у андрониковского "Первый раз на эстраде" наверняка гораздо больше зрителей, чем читателей, несмотря на то, что рассказ этот многократно издавался и в его книжках.

Виктор Коллегорский   18.01.2018 06:25   Заявить о нарушении