Ну вот, нынешняя моя гостиная, но что-то новых гос



Рецензии
Здравствуйте Феликс!

Рискну и я, обратиться к Вам с просьбой взглянуть на одно моё экспериментальное стихо.
Очень интересно узнать Ваше мнение: http://www.stihi.ru/2017/10/31/6373

....

Знаки препинания.
***

Раз очарование
Два очарования
Грудь жгут грёзы
Полнится горечь знания
Сам расставь знаки
Знаки пре-пинания

А в мире морозы
В мире пурга
Метель
Ты наивный ведаешь где
Та зга
Ждёшь капель

Путь да путь
Долгий как сон
Никогда
Никуда
Не свернуть

Стон
Страх
В ушах звон
В глазах
Боль
И даль

Знай
Придёт и уйдёт февраль
Придёт и пройдёт апрель
Быстротечен даже
Ноябрь безбрежный
Но ты извечен
Ты летний зверь
Хранишь хрусталь
Как встарь нежный
Смеясь ждёшь капель

Три очарования
Нерушимые
Рушатся здания

Очарований чарует месть
Но вместе
Честь Зреть
Сметь Петь
Светлые песни
...

С уважением,

P.S. Увы, попасть в БЛК в ограниченный отрезок времени, чтобы пообщаться с Вами в Гостиной - оказалось невозможным...

Артур Лено   26.11.2017 18:29     Заявить о нарушении
Разберёмся, Артур, будьте спокойны.

Феликс Гойхман   27.11.2017 07:21   Заявить о нарушении
Итак, Артур, Ваш эксперимент. Для начала, хочу определиться, как в каждой шутке есть доля шутки, так в каждом стихотворении, написанном без самонадеянности, со знанием дела, есть экскпериментальная доля, порой она может быть львиной. Когда же эксперимент ставят во главу угла, то это, как правило, касается формы поэтического высказывания, а не его сути. Точнее, как бытие определяет сознание, так форма определяет суть мэсседжа. Определяет, но не исчерпывает, это следует понимать. Теперь вопрос, как в один мэсседж втиснуть больше целокупной информации? И ещё, помогает этому коррекция формы или мешает, обогащает или обедняет, помогает ли лучшему пониманию сообщения или мешает. Непростой вопрос, очень непростой. Теперь Ваши стихи. Суть эксперимента не в отсутствии знаков препинания, поскольку, эта практика уже экспериментальной не является, а в этой фразе:
Сам расставь знаки
Знаки пре-пинания
Что она лично мне напоминает, сотворчество, на котором настаивали поэты-шестидесятники, и которое рудиментом уцелело до сих пор. Но шестидесятников можно было понять, они прятали крамолу, за которую можно было, если не сесть, то быть отлученным от кормушки. Кроме этого, подобная шифровка помогала выявить своих, отсеяв чужаков. Тем не менее, поэты настолько привыкли уповать на со творчество читателя, что причину уже никто не помнит, она уже никому и неинтересна, причина. Жанр даже название получил, творчество с сотворчеством. Таким образом, Ваш эксперимент смотрится логическим продолжением тех поползновений. Тут вот еще что, похоже, читатель должен не только расставить знаки препинания, но и восстановить наиболее вероятное синтаксическое управление. Например, в строке,
Полнится горечь знания, возможно, управление нарушено, а возможно, и нет. Тут одно из двух, либо чем-то полнится горечь (ёмкость) знания, либо знание (ёмкость) полнится горечью. Мне проще думать, полнится (наполняется) горечью знание. Что ж, послушаюсь автора, расставлю знаки препинания. Что получится?
Раз очарование, два очарования.
Грудь жгут грёзы, полнятся горечью знания.
Я сам расставил знаки знаки пре-пинания.

А в мире - морозы, в мире - пурга
Метель
Ты, наивный, ведаешь, где та зга:
ждёшь капель.

Путь да путь долгий как сон.
Никогда, никуда не свернуть.
Стон. Страх. В ушах звон.
В глазах боль и даль

Знай, придёт и уйдёт февраль,
придёт и пройдёт апрель.
Быстротечен даже ноябрь безбрежный
Но ты извечен
Ты - летний зверь!
Хранишь хрусталь, как встарь, нежный,
смеясь, ждёшь капель.

Три очарования,
нерушимые рушатся здания.

Очарований чарует месть
Но вместе -
честь зреть,
и сметь петь
светлые песни.
Возможно, кто-то другой расставит знаки препинания иначе, и смысл изменится. Теперь вопрос: проявилось ли художественное открытие в по-новому структурированном тексте? Вопрос интересный. Но скорее да, чем - нет. То что человек - летний зверь и его реакция на холод - архаичная: поиск тепла и надежда. И еще одно, важное, отношение к красоте холода, зимы. Тут вспоминается не Метель Пушкина и не Калымские рассказы Шаламова, а Снежная Королёва, Андерсена, и связанное с ней стихотворение Красота из цикла Цветы зла Бодлера. Думаю, Вам, Артур, стоит показать это стихотворение другому критику, вроде меня, чтобы он расставил знаки по-своему. Если этого не произойдёт, если наше понимание Вашего посыла совпадёт, значит Вам стоит задуматься, а не отменить ли эксперимент, и не поставить ли знаки на место

Феликс Гойхман   27.11.2017 09:39   Заявить о нарушении
Феликс, благодарю за отзыв! Насчёт не-проставления знаков препинания у меня были непростые размышления, осмысливаю ваш ответ... Основная моя идея и он же вопрос - насколько возможно передать музыкальный строй стиха без знаков препинания, используя только 'длинные паузы' новых строк? Что касается сотворчества, тут вы попали в 100 из 100. Без сотворчества автора и читателя я стихов не мыслю вообще! Но вопрос - насколько много сотворчества можно просить со стороны читателя, более чем резонен!

Артур Лено   27.11.2017 23:16   Заявить о нарушении
Для меня, Артур, поэзия - это повод поговорить с читателем по душам, а не кроссворд или ребус. Я уж писал об этом у себя в гостиной, но своя рука - владыка и хозяин - барин. Паузы, это тоже поле для игры не новое. С знаками не связанное. Значительнее всего, что сделано в этой области в русской поэзии, это картотеки Льва Рубинштейна. Есть примеры и из не концептуалистов. Пишу я это Вам лишь для того, чтобы Вы отдали себе отчёт, это направление тоже уже не эксперимент. Надеюсь, мой ответ Вас не разочаровал.ВсегоВам доброго.

Феликс Гойхман   28.11.2017 02:26   Заявить о нарушении
Осмыслив, знаки препинания проставил. Вот, что получилось:

​Раз очарование.
Два очарования.
Грудь жгут грёзы.
Горечь - часть пути знания.
Проверяешь сердца
Знаки пре-пинания...

А в мире морозы.
В мире пурга.
Метель.
Ты, наивный, ведаешь где
Та зга,
Ждёшь капель.

Путь да путь,
Долгий как сон -
Никогда
Никуда
Не свернуть...

Стон,
Страх,
В ушах - звон,
В глазах -
Боль
И даль.

Знай:
Придёт и уйдёт февраль,
Придёт и пройдёт апрель.
Быстротечен даже
Ноябрь безбрежный.
Но ты извечен!
Ты - летний зверь,
Хранишь хрусталь,
Как встарь нежный,
Смеясь ждёшь капель.

Три очарования.
Нерушимые
Разрушены здания...

Очарований чарует месть,
Но вместе -
Честь зреть,
Сметь петь
Светлые песни!


Феликс, ещё раз благодарю Вас за конструктивные замечания. Ничто так не помогает осознанию, как трезвый и опытный взгляд со стороны!

С наилучшими пожеланиями,

Артур Лено   28.11.2017 09:44   Заявить о нарушении
Ещё не прочёл Вашу модернизацию, но вспомнил других, другой опыт. Всеволод Некрасов
* * *
Молчу
молчи
Молчу
молчи
Чутьем чутьем
Течем течем
Я думал мы о чем молчим
А мы молчали
Вот о чем
Более поздний, Павел Соколов.* * *
нежная
музыка радио
напомнила
кто подарил мне
эту плюшевую собачонку

* * *
благодарю вас
господа одуванчики

* * *
кролик деточка
радость моя
несколько слов
осталось

* * *
"Гляди, бабочка желтая!" -
мальчик хотел показать маме,
однако смотрел только я
на бабочку желтую,
желтую бабочку...

* * *
читаю книгу
за окном вороны
в дверь позвонили
это Бог
Вашу модернизацию еще не читал. Просто решил добавить кое-что к предыдущему разговору. Кроме того, что поэт - не один насчёт вдумчивого, не лукавящего критика, он - не один насчёт поэтов близких ему по духу.

Феликс Гойхман   28.11.2017 10:14   Заявить о нарушении
Еще одно, Артур. Обратите внимание на стихи, что я поставил, Некрасова и Соколова. В чем разница. Их стихи сфокусированы на чем-то одном, Ваше же стихотворение граничит с эпосом. Подумайте о членении, возможно, тогда не нужны будут знаки п. Именно так, Ваш эксперимент со знаками смотрелся не непонятным, а немного искусственным, надуманным из-за многоплановости стихотворения. Упрлстите структуру, и все скорее всего встанет на места.

Феликс Гойхман   28.11.2017 23:04   Заявить о нарушении
Что есть - то есть... Эпичностью, я точно страдаю. Большинство моих стихов уходят в философию и действительно сразу слишком о многих вещах. Хотя основные две темы моей поэзии это наверно любовь и смерть и многомерные коллизии жизни возникающие между этими двумя полюсами. И пазлы и кроссворды я тоже люблю и злоупотребляю ими тоже. Над этим мне однозначно надо работать... Что я делаю, так это перечитываю под разное настроение и правлю свои стихи, ищу точные слова, меняю оттенки смысла. Было одно стихо у которого было 3 или 4 варианта в разное время переписанные мной (на протяжении наверное 10 лет). И все мне нравятся, хотя последний вариант наверно наиболее точный.

Артур Лено   29.11.2017 07:34   Заявить о нарушении
Некрасов и Соколов, увы как-то прошли мимо меня... Обязательно почитаю, спасибо!

Артур Лено   29.11.2017 07:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.