Душа

Магистральный

Ах, только бы душа была добра,
Ведь молодость пройдёт – и не заметишь.
Не то беда, что век наш опрометчив,
А то, что нам одуматься пора.

Пока она не сделалась стара,
И не попала в собственные сети,
Не выставляй её в надменном свете,
Чтоб не погасла Божия искра.

И лишь тогда найдётся путь земной,
Когда в душе забытое зерно
Вдруг прорастёт, омытое слезами,

И даст плоды, и на закате дней
Ты не захочешь расставаться с ней,
Как с чем-то дорогим и главным самым.


1.

Ах, только бы душа была добра
И, как хрусталь, чистА и многогранна,
Точёная судьбою филигранно,
Где нечего добавить и убрать.

Но так ли в жизни, как хотели мы?
И кто виной тому, что происходит?..
Уже сентябрь стремительно уходит,
И души скованы дыханием зимы.

О, как нам одолеть холодный ветер,
Лёд растопить горячею слезой,
Чтоб сердце трепетало стрекозой!

Но не спеши увлечься чувством этим
В пустыне, где бушует вечный зной,
Ведь молодость пройдёт, и не заметишь.


2.

Ведь молодость пройдёт, и не заметишь,
Как ни старайся выглядеть «на сто»,
Как ни кричи: «Мгновение постой!»
Увы, но время ничего не лечит.

Оно жестоко, может быть, но лишь
С годами всё становится яснее,
И ты стоишь, от ясности немея:
Лицо в морщинах, а в душе – малыш.

Но разве этот жребий не хорош:
Пусть за душою только медный грош,
И коротки обещанные встречи.

Но мысль пронзает прошлое насквозь
И будто бы земли вращает ось.
Не то беда, что век наш опрометчив.


3.

Не то беда, что век наш опрометчив,
В какую бы эпоху ни попал,
Везде найдёшь завистливый оскал,
И долго эти раны не залечишь.

Но может быть спасёт тебя любовь,
И раны, словно верная собака,
Залижет языком, но ты, однако,
Не забывай, за что пролиИта кровь,
 
И что война не повод для забав,
Не важно, виноват ты или прав,
Смерть не кричит раскатисто: «Ура!»

Беда не в том, что мир наш разделён
(Всё это лишь проекция времён),
А то, что нам одуматься пора.


4.

А то, что нам одуматься пора,
Мы поняли не сразу. Постепенно
Хмельной свободы оседала пена.
Ну, что ж: «Прощай!» Окончена игра.

Свои мы роли знали «на зубок»
(И это нравилось тебе, наверно),
Но ты играла так самозабвенно,
Чтоб я в твою любовь поверить смог.

И я поверил, и уже почти
Готов был на безумство ради страсти,
Но ты была спокойна и мудра,

И предпочла любовь мою спасти
От разочарований и несчастий,
Пока она не сделалась стара.


5.

Пока она не сделалась стара,
Она любила и была живою,
Ходила с непокрытой головою,
Не зная, что бывают доктора.

Но как-то повстречался ей один
Широкоплечий и красивый парень
(Как будто бы коса нашла на камень),
И в результате появился сын.

А он ушёл. И там теперь семья.
Вы можете спросить: «При чём здесь я?»
Пожалуй, сразу даже не ответишь…

Я ей твердил заветные слова,
Пока не закружилась голова
И не попала в собственные сети.


6.

И не попала в собственные сети,
И не вкусила всех земных утех –
Душа была открытою для всех,
Но в ней теперь достаточно отметин

Нарочно, или просто впопыхах,
Оставленных знакомыми, родными,
Друзьями, сослуживцами – иными,
Чьи лица память превратила в прах.

Но как бы ни противилась судьба,
Куда бы ни подул фортуны ветер,
Не забывай, что жизнь и есть борьба.

Дерзай, пока не превратился в пепел, –
Душа в миру становится груба.
Не выставляй её в надменном свете.


7.

Не выставляй её в надменном свете.
Не всё то золото, что золотом блестит.
Моей душе причудливость претит,
Ей ближе строгость чёткая сонетов

И запах трав степных, и шум лесной,
И свет звезды, летящей во вселенной.
Душа томится в оболочке бренной,
Когда нет крыльев за её спиной.

Пройдёт ли день, иль год – она всегда,
Как в детстве верить чудесам готова,
И так же неизменно молода.

Храни её от горестных утрат
И от существования пустого,
Чтоб не погасла Божия искра.


8.

Чтоб не погасла Божия искра,
Придётся в жизни поступиться многим:
Не гнаться за деньгами – и в итоге
Ни с чем остаться, бросив якоря

В какой-нибудь провинции глухой
Подальше от столицы суетливой,
И жить, уединясь, неторопливо,
Орудуя то лирой, то сохой.

Не жаждать славы и не ждать наград,
За ложной не стремиться новизной,
А поражаться мысли глубиной.

Ища себя на ощупь, наугад,
Идти по тонкой корке ледяной, –
И лишь тогда найдётся путь земной.


9.

И лишь тогда найдётся путь земной,
И обретёшь признание и силу,
Когда отдашь себя всецело миру,
Зовущему бездонной глубиной,

Что у тебя в душе, как храм стоит,
Тобой же возведённый, но не стоит
Его полжизни понапрасну строить,
Когда в основе не лежит гранит.

И только то останется в веках,
Что свято на земле и в облаках:
Соната это – или полотно.

И лишь тогда надежда оживёт,
Когда любовь придёт, – 
                и прорастёт   
Когда в душе забытое зерно. 


10.

Когда в душе забытое зерно,
Оставленное Господом с рожденья,
Или полученное, словно откровенье,
Скорлупку, где оно заключено,

Пробьёт и, набухая, станет шире,
Теснясь в груди и отнимая сон, –
Тогда поймёшь, зачем ты был рождён
В прекрасном и жестоком нашем мире.

И счастье это будет только раз,
Хотя оно и повторится снова,
Но никогда уже не будет ново.

И слёзы брызнут из усталых глаз.
И то, что заронилось небесами,
Вдруг прорастёт, омытое слезами.


11.

Вдруг прорастёт омытое слезами,
То чувство, что дремало в тишине,
Которое ты видела во сне,
Когда любовь неслась под парусами

К тебе, как пламя алое зари,
И Грэй стоял на ялике, качаясь,
А ты бежала, волн едва касаясь,
И всё сияло у тебя внутри.

Вдруг руки обхватили стройный стан,
И в лодке оказалась ты с любимым –
И сердце бьётся чаще и нежней!

Пройдут года – вы станете другими,
Но прорастёт любовь сквозь океан,
И даст плоды, и на закате дней…


12.

И даст плоды, и на закате дней
Твоей душе захочется покоя,
Но разве наша жизнь борьбы не стоит,
И разве сердце сделалось бедней?

Нет. Всё осталось. Тело – это тлен,
А старость – не награда и не кара.
Душа похожа на полёт Икара,
Что поднимает нации с колен!

Она одна всегда с тобой повсюду:
Хоть будь святым, хоть предавайся блуду, –
Не важно, сколько брошено камней.

Но если душу не пропил, не продал,
Не променял её на шум пародий,
Ты не захочешь расставаться с ней.


13.

Ты не захочешь расставаться с ней,
Хотя и были ссоры между вами.
Любовь в крови играет веществами –
Не докопаться до её корней.

Уже заметны стали недостатки,
Изучен каждый жест и каждый взгляд, –
В её душе сто тысяч дьяволят
С тобой играют постоянно в прятки.

Она не любит скаредных мужчин,
Находит сто предлогов и причин,
Чтобы избавить комнату от хлама.

Но спит в обнимку, видя мнимый мир,
С медведем, что давно затёрт до дыр,
Как с чем-то дорогим и главным самым.


14.

Как с чем-то дорогим и главным самым,
Нам с молодостью расставаться жаль.
Она зовёт в неведомую даль,
Где есть любовь, но также есть и драма.

Где дружба выше связей и чинов,
И нет ни в чём ни меры, ни предела,
Где твёрдо верят в избранное дело,
И наплевать на свору крикунов.

Но всё проходит рано или поздно,
И ты уже становишься серьёзней,
И видишь квинтэссенцию ядра.

Но не забудь от молодости юной
Внутри оставить золотые струны –
Ах, только бы душа была добра!




    25.09.17 - 09.10.17


Рецензии
Серёжа, любовь к сонетной форме приводит к желанию написать венок, но ещё есть причина, по которой одного сонета недостаточно, чтоб выразить чувства или мысли, или просто заняться техникой стихосложения. Последнее не твой случай. Здесь и чувства, и мысли, которые хочется выразить, не дать им потеряться.
Когда я писала свои 2 венка (а это было в самом начале), мной владела буря чувств, любовь к сонету и желание выплеснуть всё. Написала их быстро, на одном дыхании. Теперь вижу, сколько там огрехов, несовершенства, заезженных рифм типа любовь-кровь, осень-просинь.
Твой венок - это чувство, порыв, душа. Технические огрехи есть (это касается ударений). Мои прежние стихи сплошь страдают этим. Теперь замечаю - меня вышколила автор украинских стихов Елена Каминская7, которуюя переводила. Теперь стараюсь этого не допускать и вижу этот "грех" у себя прежней и у других. Не знаю, правильно ли так на этом зацикливаться (надо будет посмотреть у великих:))), но уже бросается в глаза, и ничего не поделаешь.
Если тебе это интересно, могу показать, в чём тут дело.
Исправь только в двух местах 1.В какую бы эпоху нИ попал, второй такой случай найди сам (не помню, в каком сонете).

Работа, конечно, колоссальная! Молодец!
С приветом!


Римма Батищева   02.11.2017 13:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Римма Владимировна. Да, Вы правы: венок написан на одном дыхании (одним порывом), но к написанию венка меня подвигло знакомство (пока заочно) с одним одесским поэтом Евгением Матвеевым (автором венка "Поэзия"). Но это отдельная история.
Ударения? Пожалуй, есть огрехи... Но Вы правы, у великих тоже есть подобные моменты, более того, уже ставшие классическими настолько, что к этим ударениям все привыкли (но всё равно мне интересно, где "собака зарыта".

1. Исправил.
2. Вроде бы тоже нашёл:

Но как бы НИ противилась судьба,
Куда бы НИ подул фортуны ветер,
Не забывай, что жизнь и есть борьба.

С благодарностью и теплом!
Сергей

Сергей Никода   02.11.2017 17:03   Заявить о нарушении
Первой строкой первого катрена ты задал ударение.
Ах, тОлько бы душа была добра,
Ведь мОлодость пройдёт – и не заметишь.
Не тО беда, что век наш опрометчив,
А тО, что нам одуматься пора. - в первом катрене всё в порядке

ПокА она не сделалась стара,
И нЕ попала в собственные сети, ударение на нЕ не очень удачно. Можно: ещЁ не влипла...
Не вЫставляй её в надменном свете, вЫставляй - уже неверно. Стоит только поменять местами, и всё в порядке: ЕЁ не выставлЯй в надменном свете
Чтоб нЕ погасла Божия искра. нЕ - уже сказала.

И лИшь тогда найдётся путь земной,
КогдА в душе забытое зерно
Вдруг прОрастёт, омытое слезами, прОрастёт - неверно. Проще всего: вдруг вЫрастет, другой вариант: взойдЁт ростком, омытое слезами

И дАст плоды, и нА закате дней - нА закате - неудачно. Можно: и вОт в закате дней
Ты нЕ захочешь рАсставаться с ней, неудачно. Можно: захОчешь ли, скажи, расстаться с ней
Как с чЕм-то дорогим и главным самым.

Это пример. Понял ли ты меня? А править можешь сам, если есть желание:)))

Римма Батищева   02.11.2017 18:18   Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю за "разбор полётов". Да, мне понятно.
Я уже не первый раз сталкиваюсь в своих стихах с подобной проблемой, когда ударение в слове и ударение в размере не совпадают, но не всегда делаю выбор в пользу размера (мне всегда важен был смысл, гораздо более, нежели форма, а в данном случае, тем более).

С приветом!
Сергей

Сергей Никода   02.11.2017 20:54   Заявить о нарушении
Над венком ещё подумаю.

Сергей Никода   02.11.2017 20:54   Заявить о нарушении
Кстати, по поводу ударений. Как там у Александра Сергеевича:

На холмах Грузии лежит ночная мгла...

Сергей Никода   09.11.2017 23:10   Заявить о нарушении
Он не ошибся, он так специально написал. Как у Евтушенко "Идут белые снЕги" - слышала, как он сам это читал. А у тебя так получилось. Я тебе предложила возможные варианты, которые не меняют смысл. Но "хозяин-барин":)))

Римма Батищева   09.11.2017 23:48   Заявить о нарушении
Исправил пока только две строчки:
"Её не выставляй в надменном свете"
"Взойдёт ростком, омытое слезами"

Это однозначно принимается. Над остальным буду думать. Замечания справедливы, просто сейчас немного не хватает времени.

С уважением,
Сергей

Сергей Никода   11.11.2017 22:19   Заявить о нарушении
А мне подсказали, как заменить слово "патрон" - канон. А я прислушиваюсь.
Ведь у него свои законы –
Свои великие каноны:
Природа, небо, вечный Бог...

Римма Батищева   12.11.2017 18:02   Заявить о нарушении
Да. "Святая наука расслышать друг друга"

Сергей Никода   12.11.2017 22:38   Заявить о нарушении