Мезальянс между наукой и религией

Суровое Средневековье оставило тяжёлое наследие в истории человечества. Отступление от религиозных догматов наказывалось огнём и мечом, в буквальном смысле этих слов. Ситуация в обществе сильно напоминала большевистский лозунг "партия и народ един", а кто в этот лозунг "не вписывался", обретал статус не "врага народа", а "отступника от веры", именуемых по-разному - еретиками, атеистами, колдунами, ведьмами и прочее, и прочее. Религия наработала богатый лексикон для порицания людей, не желающих покориться её власти. И это были не пустые слова - как и "враг народа" в тоталитарном большевистском государстве, они приводили к тяжёлым последствиям для тех, кто их удостаивался.

Абсолютная власть, к которой стремилась христианская религия в европейских государствах - и над ними, посредством их надгосударственных структур с центром в Ватикане, безусловно имело огромное влияние на менталитет масс и порождало не только фанатизм одних, но и лицемерие других... впрочем, эти черты нередко смешивались, образуя странные химеры, от лёгких помешательств до тяжёлых психических заболеваний. Человеческая психика, вообще говоря, управляема лишь в какой-то степени, благодаря тому сочетанию эмоций-чувств и разума, которое индивид получает при рождении (в геноме), и обретённых  в ходе воспитания моральных пилонов и свойств. Однако следует учесть, что доля последних составляет не более 25% от наследуемых. Психологический профиль человека наследуем не в меньшей степени, чем его физический профиль.

При таких условиях возникали огромные противоречия между индивидом и тоталитарной религиозной властью, поработившей общество. Люди были вынуждены приспосабливаться, подчиняясь христианскому религиозному мировоззрению и христианским традициям, которые неслись со скоростью лавины с вершин христианской иерархии - новые святые, новые праздники... всё "нехристианское" вытеснялось и выжигалось, не оставляя следа в людской памяти. Вся многовековая культура и наука была практически уничтожена и выброшена на свалку, будучи объявлена "магией", колдовством, дьявольским наваждением и прочее. Уничтожались предметы искусства, языческие храмы, книги, целые библиотеки. На кострах Инквизиции сжигались инакомыслящие. Естественно, в таких условиях легче было выжить "нищим духом", ибо они ничего не могли противопоставить религиозным догмам. Школа и наука были поставлены под абсолютный контроль религиозных иерархов. Заниматься научными изысканиями вне отведенных для этого "освящённых мест" было опасно и часто приводило к обвинениям в колдовстве и ереси, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Людям которые хотели спокойно заниматься наукой, приходилось декларировать свою приверженность религии, чтобы избежать подозрений и гонений со стороны главенствующей церкви. Были ли эти декларации вполне искренними или нет - на их совести. Но были и такие, которые умалчивали свои отношения с религией, и даже такие, которые шли против церкви, обнаружив, что научная истина идёт вразрез с религиозными догматами. Чем это кончалось, мы знаем на примере Джордано Бруно. Галилей уже не решился идти до конца по пути их отрицания, хотя, отрекшись от своего "заблуждения", по мнению очевидцев, прошептал "И все-таки она вертится". А другие вообще предпочли держать своё мнение при себе.

Поэтому... Зачем ссылаться на слова человека, который жил в ХV!!-ом веке и был зомбирован с детства религией? Такое было время - за атеизм или даже "еретизм" могли замучить в церковных казематах или сжечь на костре. Простое чувство самосохранения "устремляло" людей к правящей религии (которая на самом деле правила даже над светской властью), и надо было обладать немалым мужеством, чтобы пойти против неё. А те, которые шли на сделку с совестью, как правило, искали себе оправдание - ну хотя бы в виде таких изречений. Человек, который уверен, что он прав и спокоен в душе, не станет искать резона для веры в виде счастья или разумности. Какое дело глубоко верующему человеку до разумности - ведь христианская религия всегда утверждала, что разум человека ничтожен пред богом, и вообще - "Блаженны нищие духом", то есть, слабоумные. Какое ему дело до "счастья", если религия возводила на пьедестал "страдания за веру"? Презирала "земные утехи"? Всё это должно было убедить верующего, что быть счастливым - предосудительно, а путь к богу - это путь страданий и мук.
Всё это лишь побуждает меня посочувствовать этому человеку, который был вынужден возвести в своей душе высокую стену между верой и наукой - чтобы, занимаясь наукой, он не видел всё убожество религии и безрассудность веры, а молясь богу, не видел стройное и строгое здание науки, не нуждающееся в подпорках в виде "религиозных постулатов".

Не нужно забывать, что "союз" между наукой и религией, на который так часто ссылаются, говоря об успехах европейской и мировой науки, по сути дела был мезальянсом, в котором религия диктовала свои правила и пропускала все научные теории и открытия через свою жесточайшую цензуру. И хотя "слово не воробей", и высказанную однажды научную истину скрыть уже не удастся, церковь всегда упорствовала до абсурдного конца - как, например, в случае с гелиоцентрической системой, за которую "Святая" Инквизиция сожгла Джордано Бруно. Но конец абсурду всё-таки наступает, рано или поздно.


Рецензии
Эх, Адела!!! А можно так: и за науку, и за религию? Без мезальянса... Верующая я:))

Овчинникова Татьяна Сергеевна   13.03.2017 19:14     Заявить о нарушении
Для кого-то можно, а я не могу их помирить... :))

Адела Василой   13.03.2017 19:18   Заявить о нарушении