Легенды степей Казахстана. Арыстан Баба

     Основоположником тюркской ветви суфизма, духовным наставником всех мусульман Востока, прозванный в народе «Святейшим Султаном», считается Ходжа Ахмет Яссауи. Он почитается вторым после Муххамеда пророком , но сам Ходжа Ахмет был продолжателем традиций учения  великого Арыстан Баба* -  сахаба (сподвижника)  Мухаммеда. Поучительно то, что  у казахского народа в основу воспитания детей закладывают уважение и почитание старших, принятие их мудрости всем сердцем. Считается, что человеку невозможно обрести ни счастья, ни любви, ни благополучия, ни успеха, не имея от них благословения:  своих родителей, учителей, духовных наставников и т. д. «Начните искренне уважать старших — увидите как изменится ваша жизнь»  - гласит одна из казахских мудростей. Полагают, что это направление в воспитании имеет свои истоки: так Ходжа Ахмет Яссауи почитал своего учителя Арыстан Баба. До сей поры свой путь паломники начинают от мавзолея  легендарного сподвижника Муххамеда: «Ночуй у Арыстан Баба, проси у Ходжи Ахмета...» 

     Много легенд сохранилось до наших времен об этих людях. Некоторые из них передам и на этих страницах.

     Однажды, незадолго до смерти Пророк Муххамед со своими учениками ел хурму. И один из плодов постоянно выпадал из блюда. «Почему это проиходит, Учитель?» - спросили ученики у Муххамеда. И ответил им Пророк: «Падает плод этот потому, что предназначен он для мусульманина Ахмета, который родится через 400 лет после вас. Кто из вас возьмется передать ему этот плод?» Все промолчали, ведь знали — не дано никому прожить на земле столь долгий срок. Но нарушил тишину один из любимейших учеников  Пророка — Арыстын Баба: «Я берусь передать хурму, мой Учитель! Я буду каждый день молить Всевышнего, чтобы дал он мне прожить его, пока я не встречу Ходжа Ахмета и не передам ему Твой аманат*!»  Удалился Пророк Муххамед на беседу к Всевышнему, и получив Его согласие, отдал на хранение хурму Арыстын Бабу...

     Долгих 400 лет странствовал по Миру Арыстан Баб. Много добрых дел совершил за это время, много людей обратил он к Всевышнему: по преданиям, Арыстан Баба ата познал 33 духовных учения, прежде чем остановился на Исламе. И, однажды на дороге, повстречался ему мальчик и обратился к нему: «Уважаемый аксакал! Будьте добры, отдайте мне, пожалуйста, мой аманат!» И понял великий Арыстан Баба, что дождался он встречи, которую предсказал ему Пророк Муххамед, передал он косточку Ходжа Ахмету, и стал ему наставником...

     Другая легенда связывает имена этих святых старцев уже после их смерти.
По распоряжению правителя и знаменитого полководца средневековья Тамерлана, который хоть и был очень жесток к своему народу, но впервые сумел противостоять полчищам Чингиз-Хана (остановил Золотую Орду), над могилой великого лекаря, ученого, мистика Ходжа Ахмета Яссауи стали строить мавзолей. Но никак не удавалось людям его закончить: налетал ураган  и разрушал возводимые стены. И так было несколько раз, пока не явился во сне Тамерлану дух святого старца с белой бородой и возвестил, что сначала нужно построить мавзолей над могилой Арыстан Баба — наставника Ходжа Ахмета, и лишь потом продолжать строить прежнюю усыпальницу. И прислушался Тамерлан к совету. И возвел он два мавзолея — обоим великим святым старцам...

     С той поры так и повелось: все, кто хочет поклониться Ходжа Ахмету Яссауи, начинают свой путь паломника отсюда: ночуют у мазара его наставника — Арыстан Баба.  Ходит поверье, что тем, кому необходима помощь святого, кто нуждается в его защите, он является во сне в образе тигра. Считается большой удачей увидеть Дух Арыстан Баба в своем сновидении.
     Мазар был несколько раз разрушен, но возводился вновь и вновь. Здесь захоронены и многие последователи его великого учения, здесь под стеклом хранится древний Коран.  Считается большим благом отдать им дань уважения и поклониться святыням.  Паломники по очереди заходят в мавзолей, читают молитву и получают благословение. 
     Затем направляются к правому углу мавзолея — там находится узкая келья, где помещается лишь один человек. Когда заходишь в нее возникает ощущение необыкновенного покоя и трепета: запрокинешь голову — и видишь небо (келья напоминает длинный узкий колодец, крыши над ним нет). Прикасаешься к камням и загадываешь одно, самое заветное свое желание. И чувствуешь: все-все твои слова услышаны, все твои слезы — осушены, страхи и печали — ушли,  а Душа — словно очищена от всего наносного и ненужного, а вместо этого наполнена до краев Светом и тишиною...

     Рядышком с мавзолеем колодец со святою (в народе ее зовут здесь «живая-мертвая») водою. На вкус она горько-соленая, но верят люди, что приносит она исцеление телу физическому, а тело тонкое, духовное очищает и защищает от темных сущностей. Недалеко расположена белокаменная мечеть с вызолоченными куполами, где некоторые люди стараются переночевать. Спать в ней нельзя, нужно истово молиться и просить Божьей помощи всю ночь, а наутро уже можно отправляться дальше — навстречу Ходжа Ахмету Яссауи в Туркестан, и уже оттуда, получив благословение, продолжать свое паломничество...



Продолжение следует...

* сахаба — сподвижник
* баба — наставник, народный проповедник, миссионер
* аманат — святыня, переданная на хранение


Рецензии
Читаю, Леночка, и узнаю много нового и интересного, спасибо!
С теплом души.

Роза Горбачёва 2   26.02.2017 14:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Розочка! Спасибо, Милая!
Все еще продолжаю заниматься своими исследованиями и приводить в порядок записки)))
Как закончу - обязательно нанесу своим близким ответные визиты!

Обнимаю! С теплышком!

Елена Филонова   27.02.2017 14:50   Заявить о нарушении