Памятник или Иные времена эпиграмма

                ПАМЯТНИК
                или
                ИНЫЕ ВРЕМЕНА               
                (эпиграмма)

                В Орле открыт скандальный
                памятник Ивану Грозному
                "НТВ"

                Нас обучали в старых школах,
                Что был злодеем царь Иван;
                Мы не погрязли в глупых спорах -
                Тиран Иван был, не тиран...

                Но, видно, не ходили в школу
                Те, кто приказы отдают,
                И, может, извергу Ежову
                Уже из бронзы что-то льют.


                23.10.16

 

Денис Давыдов вспоминал рассказ А. П. Ермолова о разговоре с Пушкиным: «Ермолов сказал ему однажды: “Хотя Карамзин есть историк-дилетант, но нельзя не удивляться тому терпению, с каким он собирал все факты и создал из них рассказ, полный жизни”. В ответ на это Пушкин сказал ему: “Читая его труд, я был поражен тем детским, невинным удивлением, с каким он описывает казни, совершенные Иваном Грозным, как будто для государей это не есть дело весьма обыкновенное”» (Давыдов Денис. Военные записки / Ред. Вл. Орлова. М.,1940,
с.381-382)
 
В.О.Ключевский об Иване Грозном:"Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений.

Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду с лицами, в бесцельную и неразборчивую резню, он своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии. Между тем успешно начатые внешние предприятия и внутренние реформы расстроились, были брошены недоконченными по вине неосторожно обостренной внутренней вражды.
Опричнина представляется учреждением, лишенным всякого политического смысла. В самом деле, объявив в послании всех бояр изменниками и расхитителями земли, царь оставил управление землей в руках этих изменников и хищников."


ДЖЕРОМ ГОРСЕЙ (ум. после 1526 г., английский дворянин, дипломат, встречался с царем Иваном Грозным):

«В заключение скажу о царе Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства. Он был пышно захоронен в церкви Архангела Михаила; охраняемый там днем и ночью, он все время оставался столь ужасным воспоминанием, что, проходя мимо или упомянув его имя, люди крестились и молились, чтобы он вновь не воскрес, и проч».


М.П. ПОГОДИН (русский историк XIX в.):

Оценивая личность и дела Ивана Грозного, М.П. Погодин писал: «Что есть в них высокого, благородного, прозорливого, государственного? Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей».

Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.):

«Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в темницах, в монастырях стенали жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим! Нет исправления для мучителя, всегда более и более подозрительного, более и более свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови: оно делается лютейшею из страстей".

Слова губернатора Орловской области на открытии памятника душегубу:
Вадим Потомский: «Он сделал так, что мы с вами живем в великом городе Орле, он сделал так, что этот город является крепостью на подступах к нашей столице. В 1943 году именно здесь, на Орловско-Курской дуге, сломали хребет немецкому солдату и погнали его восвояси. И это было тоже его провидение.»

Да, эдакий русский Нострадамус получился у губернатора царь Иван - за 360 лет предвидел Великую Отечественную войну, битву на Курской дуге и, наверное, ещё много чего.
Воистину - "заставь дурака Богу молиться..."


Рецензии
Юрий, весьма неожиданно для профессионального адвоката выглядит Ваша позиция по Ивану Грозному. По-моему, любой мало-мальски интересующийся историей хоть религии, хоть светской, понимает, что если личность исторического\религиозного деятеля (или богов прошлых религиозных конфессий) демонизируют - значит, там есть некий конфликт с наследующими или политическими противниками из других стран. В особенности, если демонизируемый деятель был "великим", то есть наворотил много мало понятного для масс. А уж что сделал для России Иван Грозный... и даже сейчас сложно представить на каких внутренних ресурсах человек всё это сработал.

В настоящее время в исторической науке имеется мощное направление по восстановлению исторической справедливости в отношении Ивана Грозного.

Начиная с того исторически задокументированного факта, что имя "Грозный" ему перешло в наследство от деда, получившего его в 12-летнем возрасте - заканчивая тем, что как правитель, он был очень умерен в "зверствах" и выглядел практически "белым и пушистым" в сравнении с правителями прочих стран на тот исторический период.

Литературы по этому вопросу сейчас много. В инете легко найти как беллетризованные биографии, так и чисто научные работы. Вот... выдержка из одной публикации навскидку:

"Английский историк и философ Р. Дж. Коллингвуд говорил, что «личность любого мало-мальски значимого исторического деятеля следует рассматривать непременно с учетом времени, в котором он жил и работал, а так же конкретных исторических условий».
И еще - масштабы любого события можно осознать только в сравнении - в царствование Генриха VIII, примерно в это же время, в «цивилизованной» Британии было казнено 72 тысячи человек (около 2,5% всего населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете - 89 тысяч человек!
А откуда взялось вдруг столько бродяг, что их пришлось вдоль дорог развешивать в живописном беспорядке?
А это были просто крестьяне, согнанные со своих земель - индустриальной Англии нужны были пастбища для овец. На перекрёстках дорог стояли вооружённые стражники, останавливали всякого проходящего и, если он не мог убедительно доказать, что он местный арендатор, волокли его на виселицу, не утруждая себя доказательством вины и крючкотворством судопроизводства.
Так перед бывшим крестьянином вставал выбор – или отправляться на виселицу, или в мануфактуру, работать за гроши.
В 1525 году в Германии при подавлении крестьянского восстания казнили более 100 тысяч человек.
Именно во время правления Ивана Грозного, с 1547 по 1584 год в Нидерландах, находившихся под властью испанских королей Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до ста тысяч! Причем были это, прежде всего казненные или умершие под пытками «еретики».
Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принимал личное участие в Варфоломеевской ночи, во время которой было убито более трех тысяч гугенотов... и т.п."

Мария Гри   05.11.2016 15:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!Вряд ли нужно вспоминать, что творили в Риме Нерон, Калигула, Тиберий и иже с ними, - подонками они были в своё время, такими и остались во время нынешнее!Эдак можно обелить и Ленина(при котором были созданы первые концлагеря), и Сталина, Ежова с Ягодой и Берия с его подручными Абакумовым и другими извергами. Мне достаточно ясно, что чёрного кобеля не отмоешь добела. Можно вспомнить испанскую инквизицию и другие чёрные времена истории мира, - к примеру, в Папуа и Новой Гвинее до сих пор есть племена каннибалов(можно вспомнить и людоеда Бокассу, с которым целовался-обнимался Брежнев, не зная, что у того в холодильнике лежат части тела его оппозиционеров для съедения).Мне достаточно того, что моего деда при Сталине осудили на 15 лет, а бабушку - на десять за то, что она не донесла на деда, - они были из донских казаков, но дедушка, бывший казацким священником, писал в анкетах, что он из крестьян(вот и вся его вина - "сокрытие социального происхождения"), - всё это прекрасно описал Оруэлл в романе "1984" и сами "сидельцы": Шаламов, Олег Волков, Юрий Домбровский, Евгения Гинзбург и многие другие. Так, Волков в предисловии книги о лагерях(в которых он просидел 27 лет!) написал, что он намеренно не описал самые страшные факты лагерной жизни, чтобы его не обвинили в очернительстве, но и без них волосы дыбом встают от того, как вертухаи издевались над политическими зэками и убивали их самыми изощрёнными способами(не всякому хватит нервов, чтобы прочитать эту книгу до конца, - "Крутой маршрут" я так и не смог дочитать, потому что мне стало муторно от того, что творили с политическими-женщинами в лагерях), - я не случайно привёл
выписки из трудов самых видных русских историков, сходящихся в одном, - Иван Кровавый(именно так его называли при жизни) - изверг, каких мало!

Юрий Иванов 11   05.11.2016 16:59   Заявить о нарушении
Дело не в "обелении", а в восстановлении исторической справедливости.
Однако, справедливость - мировоззренченская концепция, а "тоннели реальности" у каждого зависят от личных обстоятельств. Дело давнее. Здесь сложно судить о достоверности имеющихся документов. Будем считать, что мы с Вами поделились предположениями:)))

Мария Гри   05.11.2016 18:52   Заявить о нарушении
Хотя бы так!Но мнение моё о злодеях разных времён никогда не изменится - я их и в жизни насмотрелся(такая уж работа!).

Юрий Иванов 11   05.11.2016 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.