Осенний сюжет для сонета Десятый венок сонетов

1.
Печальнее становится закат,
И облака не так белы, как летом,
Но солнца луч, найдя меж них просветы,
Позолотил и луг, и дом, и сад.

И удлинились тени от дерев,
Цветы и травы сникли от прохлады,
И вот уж ночи тёмная громада
Свалилась сверху, массой всей насев.

Луны усталый и поблекший лик,
Застыл над лесом, словно змей бумажный,
И свет костра неясный и миражный,
Вдали на берегу реки возник.

И туча чёрным коршуном находит.
Почти не видно звёзд на небосводе.

2

Почти не видно звёзд на небосводе.
Всё замерло в преддверии дождей.
И с каждою минутою темней,
И в мгле кромешной словно кто-то бродит.

На то и ветер, чтоб шуметь по стрехам,
Стучать вишнёвой веткой по стеклу,
Иль вдруг сорвавши с дерева листву,
С ней хоровод затеять на потеху.

Осенней ночью неспокойно спится,
И так непросто засыпать порой,
А то вдруг сон навалится горой,
И сам не рад, под утро что приснится.

Как говорят: сон в руку и выходит –
Всё это к переменчивой погоде.

3

Всё это к переменчивой погоде.
У осени натуры – не понять,
И что угодно можно ожидать,
Когда она резвится на свободе.

То ветры ломятся во двор ордою,
То тишь такая, слышно – дышит лес,
А то с рассветом ворон, словно бес,
По крыше ходит час без перебоя.

Восход то хмур, а то вдруг сгинут тучи,
И сразу за окном светлым-светло.
С погодой нынче, значит, повезло,
Но вот прохлада с каждым днём всё круче.

И ёжится от утренников сад,
И не услышать больше хор цикад.

4

И не услышать больше хор цикад,
И толстый шмель не кружит над цветами,
Но оводы пропали с комарами,
А этому, конечно, всякий рад.

И пожелтели листья на кустах,
На клумбах отцветают хризантемы,
И не найти уже изящней темы,
Где мог раскрыть талант поэт в стихах:

Как на ветру дрожат листки осин,
Как золотом ещё сверкают клёны,
Как свежи ёлки в платьицах зелёных,
Как ягоды краснеют у калин.

Что так красив сентябрьский наряд.
Вот-вот начнёт свой танец листопад.

5

Вот-вот начнёт свой танец листопад.
Ещё все ветки в тонких паутинках.
Цветные лета бабьего картинки
С глубокой грустью провожает взгляд.

И завершили ласточки облёт, –
Так «молодёжь» простилась с отчим домом,
Пусть будет им тепло в том доме новом,
Пока весной родной не позовёт. 

Но нет, не улетают журавли,
По нраву, видно, местные болота,
Но в криках их уже печальной нотой
Звучит тоска, что скоро жить вдали.

И хоть земля обильно обогрета,
Но уплывает тихо бабье лето.

6

Но уплывает тихо бабье лето,
Ещё горячее, ещё в цвету.
И разрушают ветры красоту,
Листву срывая, словно эполеты.

Пускай полны богатством кладовые,
Что золотом блестит в лучах зари,
Жаль, что в кострах всё быстро прогорит,
Вот и дожди зальют всё проливные.

Сейчас печаль по летнему раздолью,
Но кратких дней осенних красоту,
Их роскошь, щедрость, доброту
Зимой припомним с радостью большою.

Уходит лето, сетуй здесь не сетуй,
Заметно по незыблемым приметам,

7

Заметно по незыблемым приметам,
Что осень полностью взяла права:
С деревьев осыпается листва,
Вот и река блестит холодным цветом.

Ещё не стал багряным цвет у клёна,
Ещё дожди холодные редки,
И, верится, морозы далеки,
И хочется на всё смотреть влюблённо.

На тонкую резьбу листов дубовых,
На роз ещё цветущих лепестки,
И настроеньям грустным вопреки,
Прогуливаться средь аллей сосновых.

Давно не слышно птичьих серенад
И полон грусти наш уснувший сад.

8

И полон грусти наш уснувший сад,
С богатой расстающийся листвою,
Как раньше бы сказали «лепотою»,
Увы, жизнь невозможна без утрат.

Но остаётся радость кратких дней,
Когда свежо ещё лесов дыханье.
Вот и травы пожухлой трепетанье,
Всё явственней теперь и всё сильней.

Процесс необратимый, вот в чём суть,
Мы тоже нынче окунулись в осень,
Пускай часы пробили только восемь,
Но до двенадцати всего чуть-чуть.

И годы нет, не украшают нас,
Но каждый раз мы ждём волшебный час.

9

Но каждый раз мы ждём волшебный час
Когда земля вся золотом покрыта,
Ах, осень: дама, леди, сеньорита,
О, как прекрасен ваш прощальный вальс!

Пускай не вальс, пусть будет менуэт,
Но голова от зрелища кружится,
Но этот бал недолго будет длиться,
Один-два тура и погаснет свет.

И опустеют зрителей ряды,
Уйдут, взяв инструменты, музыканты
И осень снимет красочные банты,
И станет много меньше красоты.

И всё же верим, вопреки сомненьям –
Придёт оно – прекрасное мгновенье.

10

Придёт оно – прекрасное мгновенье,
Тогда и ночь закончится быстрей,
Покажутся деревья зеленей,
И утра ждёшь с особым нетерпеньем.

Протиснется оно сквозь окна, шторы,
Огромное, что не охватит взор,
И настроенье перейдёт в мажор,
И, как романтик, запоёшь про горы,

Про синь озёр, про сильные ветра,
Ещё про юность, дальние походы,
Забудутся печали и невзгоды,
Когда златая на дворе пора.

Она всегда несёт душе волненье,
И словно наступает просветленье.

11

И словно наступает просветленье,
Когда день сменит огненный закат,
В лучах его пылает листопад,
И медленно вершат листы круженье.

Всё кажется волшебно-нереальным,
И мир вокруг так красками богат,
Как будто свой недюжинный талант
Здесь проявил художник гениальный.

И трудно узнаются очертанья,
Теплиц, кустов, заборов и домов,
И не найти таких красивых слов
Картины этой сделать описанье,

Что торжество для сердца и для глаз, –
И вновь природа очарует нас.

12

И вновь природа очарует нас.
И сразу превратятся будни в праздник,
А ветер и бродяга, и проказник,
Наверняка ещё сюрприз припас.

Таинственен и чист в аллеях свет,
И паутинки добавляют тайны,
Вот и все мысли радостно-печальны,
И ты воспоминаньями согрет,

Когда событий выплывает ряд
И прошлое становится реальным,
И кажется начало безначальным –
И оттого влажнеет сразу взгляд.

И ничего уже дороже нету,
А осень станет Музой для поэта,

13

А осень станет Музой для поэта,
Волшебный дух её ещё живёт,
И журавлей курлычущих полёт
На нашу память не наложит вето.

Пускай летят вдогонку дням погожим
(У них свой путь, и он всегда один,
Нацелен к югу заострённый клин),
Людские души криками тревожа.

Всегда есть грусть в прощанье с этой птицей
Хоть мы не часто смотрим в небеса,
Нет-нет, да скатится из глаз слеза,
Когда мы к верху задираем лица.

До глубины прельстит картина эта
И одарИт сюжетом для сонета.

14

И одарИт сюжетом для сонета
Природа, что красотами щедра,
И красок света дивная игра
Согреет сердце даже у эстета.

Ну а поэт, стряхнув оцепененье,
Перо в палитру листьев окунёт, –
Он верит в то, что лира запоёт,
И что наполнит душу вдохновеньем.

И стих начнёт писать про осень нежный, –
И засверкает золото чернил.
Но вот уже и вечер наступил,
И ветерок шуршит по крыше свежий,

И зашумел чуть слышно старый сад…
Печальнее становится закат.

15 (магистрал)

Печальнее становится закат,
Почти не видно звёзд на небосводе,
Всё это к переменчивой погоде,
И не услышать больше хор цикад.

Вот-вот начнёт кружится листопад,
Но уплывает тихо бабье лето
Заметно по незыблемым приметам,
И полон грусти наш уснувший сад.

Но каждый раз мы ждём волшебный час,
Придёт оно – прекрасное мгновенье,
И словно наступает просветленье,
И вновь природа очарует нас.

А осень станет Музой для поэта,
И одарит сюжетом для сонета.

14.09.2016 – 23.09.2016г.


Рецензии
Наконец, добрался до венка.10-ый венок, значит ниже ещё 9.
На вас не выходил Владимир Луговцев из Одессы?
Он пытается создать антологию Венков Русского сонета.
Осень и вообще времена года - благодатная тема для венков!
Конкретно об этом Венке.Написано чётко и гладко. Единственно
слабая пара рифм: "раздолью - большою" Каноны сонета требуют
точную рифму. Образы яркие и неизбитые. Венок написан английскими
сонетами, что конечно облегчает работу. Не пытались ли вы сделать
венок классическими итальянскими сонетами? Это технически более
сложно, ведь необходимо чуть ли не 24 неповторяющиеся рифмы!
Пожелание: выделить все венки в отдельный раздел.
Получил большое удовольствие.

Иосиф Бобровицкий   02.08.2018 13:41     Заявить о нарушении
Иосиф! Рад, что Вы так конструктивно подходите к рецензиям. С В.Луговцевым знаком.
Что касается "Венков". Я начал писать сонеты летом 2016г. Написал несколько,
а потом решил попробовать написать "Венок сонетов". За три месяца написал десять.
Самому мне больше нравится "Первый венок".
Однако, тогда ещё не очень разбирался в их "теории", а, поскольку, на слуху
был В.Шекспир, то и писал английский сонет. Но потом, читая сонеты Данте, Петрарки,
да и А.Пушкина, А.Дельвига..., К.Бальмонта, М.Волошина... начал отличать английский
от итальянского и русского. И хоть зная, что "твёрдая форма" предусматривает
в двух первых катренах: "тезис - развитие тезиса", а в терцетах: "антитезис и
синтез", А для английского в последнем двустрочье - "замок", не всегда получается
написать строго по "классике".
Что касается "венка в итльянском стиле" - найду тему - попробую.
А если конкретно, то мне больше нравится (и хочется) писать "песенные" стихи,
написал около 200-т. Есть диск и несколько интересных музыкальных решений. Думаю издать отдельной книгой и предлагать музыкантам.
Выделить венки надо, но никак не доходят руки - я не очень хорошо владею ПК.
Ещё раз спасибо за деловые рецензии (все бы так!). Всех благ! В.А.

Виктор Алимин   25.08.2018 08:50   Заявить о нарушении