Конкурс - Версификация Нота-Слог 3

 *************  Здравствуйте, уважаемые авторы сайта Стихи.ру!  **************

По многочисленным просьбам членов Клуба Крылатых, да и просто потому, что это интересно -
*************** объявляется конкурс "ВЕРСИФИКАЦИЯ: НОТА=СЛОГ 3" ***************

На КП "Гуси-Лебеди" было проведено два подобных конкурса.
Для тех авторов, которые впервые пробуют перо в данном жанре, наверное, не будет лишним познакомиться с работами участников:
Лонг-лист конкурса "Версификация: нота = слог 1" - http://www.stihi.ru/2013/12/29/1328 ;
*
Лонг-лист конкурса "Версификация: нота = слог 2" - http://www.stihi.ru/2014/12/16/8324

А теперь я предоставляю слово основному ведущему конкурса, его автору и вдохновителю Гольгертсу, который подробно всё расскажет и с радостью поможет тем, кто решит участвовать в этом прекрасном действе))


Приветствую, "Гуси-лебеди"!
Как раньше говорили "по заявкам трудящихся" приглашаю всех на конкурс: "Версификация: "нота = слог 3".
*
Очень многие изначально инструментальные композиции, особенно ставшие впоследствии популярными, озвучивались, то есть на них были написаны стихи.
Иначе говоря, подлежали версификации, которая предполагает не просто набор слов, но осмысленность сюжетных линий, закономерность композиции и прочее...

Далеко не каждая инструментальная композиция подлежит версификации с тем, чтобы состоялся контакт: автор - читатель/слушатель. Теоретически, озвучить можно любую средне темповую мелодию (не слишком медленную и не слишком быструю, разорванную ритмически) так, чтобы не возникало сверх субъективного отторжения (не попадания). Разумеется, что и для написания, и для прослушивания
необходим достаточно развитый музыкальный слух.
 
Методика восприятия такова: В ушах фонограмма, перед глазами - текст.

Запускаете звуковой файл (по ссылке) и тут же закрываете страницу, а открываете с авторским текстом.
Каждая нота ведущей инструментальной партии, сильные и слабые доли должны совпадать соответственно с ударными и безударными слогами текста.
Таким образом читатель/слушатель имеет возможность мысленно пропеть текст вместе с фонограммой.

В этот  раз я предлагаю к озвучиванию следующую музыкальную тему:

 The Human Abstract - Elegiac
  http://www.youtube.com/watch?v=28xQmzJpLjg

С моим вариантом версификации этой композиции  в качестве примера можно ознакомиться здесь:
 http://www.stihi.ru/2016/09/07/9807

Методику восприятия я описал выше. Самое время перейти к методике написания.
Трудно сделать это "простым доступным" языком. Необходимо владеть, хотя бы азами терминологии.
Вообще, редкую инструментальную композицию, кроме самых простейших, возможно уложить в какой-то один из пяти классических силлабо-тонических размеров. Чаще всего это закономерная последовательность, чередование логаэдных, но законченных музыкальных фраз (строк), то есть состоящих из двух размеров. Вот какую закономерность услышал лично я:

!  (!)  !  -
-  !  -  !  -
-  !  -  !  -
!  -  !  (!)
-  !  -  !  -
!  -  !  !  -  !  -
-  -  !  !  - 
-  !  -  !  -
-  !  -  !  -  !  !
-  !  -  !  -  !  -  !  -  !
(  !  -  -  -  -  ! )*  -  -  !  !  -
-  !  -  !  -  !  -  !


!  (!)  !  -
-  !  -  !  -
-  !  -  !  -
!  -  !  (!)
-  !  -  !  -
!  -  !  !  -  !  -  /
-  -  !  !  -  /
-  !  -  !  -
-  !  -  !  -  !  !
-  !  -  !  -  !  -  !  -  !
(  !  -  -  -  -  ! ) *  -  -  !  !  -  /
-  !  -  !  -  !  -  !


!  (!)  !  -
-  !  -  !  -
-  !  -  !  -  !  -  !


ГДЕ:

!  ударный слог (слабая доля)
-  безударный слог (слабая доля)
*  (  !  -  -  -  ! )  - наиболее сложное место в котором лично я слышу  5 нот (слогов),
но могут быть и варианты
/  дополнительные ударные слоги относительно первой части.
(!)  возможен ударный и безударный слоги

И вот в этой "возможности" - главная особенность.
Дело в том, что каждая строка (муз. фраза) имеет свою ритмическую характеристику.
И так же, как в классической стихотворной размерной схеме, допустимы пропуски
схемных ударений и дополнительные сверхсхемные ударения.
В этом случае приходится полагаться только на индивидуальный слух.
Много было сомнений по поводу строгости: нота = слог.
Действительно, пропеть между сильными долями разное количество слогов - можно.
Можно даже "проглотить" ( и не спеть ), например, безударное окончание фразы
и превратить её в ударную (фактически, превратив женскую рифму в мужскую) и теоретически, это можно будет, достаточно "безболезненно" спеть, вернее сама мелодия, как бы "допоёт" за вас, однако и другие это услышат тоже.
Но вы не волнуйтесь, следить я буду только, скажем так, за "вопиющим" нарушением ритмики. В любом случае я весь в вашем распоряжении и не оставлю без внимания ни одну заявку непосредственно во время приёма.

Теперь, что касается рифмы и схемы рифмовки.
Нужно понимать, что мы сочиняем в большей степени всё-таки  ПЕСНЮ. А в песенной поэзии несколько иные приоритеты, например, менее жёсткие требования к качеству рифмы, но лично я, как её адепт, приветствую глубокое созвучие в любой форме. Хотя, например, в своём варианте в первой части  я использовал белый стих, а во второй рифмованный.
На антитезном "день / ночь" контрасте.
В принципе, возможно всю песню сделать "белой", музыкальная гармония и ритмика способна восполнить эту "потерю", но тогда уже не стоит забывать о закономерности применения.
Рифма не должна появляться или пропадать фрагментарно!

Но есть ещё одно, быть может главное. Сама суть версификации.
А это написание не как попало, что в голову придёт от строчки к строчке, но письмо не менее определённое и закономерное.  Самый показательный пример - это сонет с обязательной версификацией:
"тезис - антитезис - синтез - ключ".
Любое достойное музыкальное произведение, часто строится по примерно похожей схеме:
"увертюра, основная тема, побочная партия, развитие, кода".
Но и в упрощённом варианте (даже припеве-куплете) есть место для манёвра.
Необходимо "охватить взглядом" всё произведение целиком, посмотреть/послушать
на какие части его возможно разделить с тем, чтобы постараться придать, совместить характерные особенности музыкального свойства соответственному смысловому словесному насыщению. По крайней мере не забывать, что мы пишем
Элегию — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Желаю всем вдохновенных музыкой строк.
С уважением, Олег.


К участию в конкурсе приглашаются авторы сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 15.08.2016г.

От автора принимается ОДНА версификация на заданную музыкальную композицию:

 The Human Abstract - Elegiac
  http://www.youtube.com/watch?v=28xQmzJpLjg

ЗАЯВКА на учатие в конкурсе оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ произведения, в кавычках, с большой буквы;
- ТЕКСТ;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.


ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с "Правилами проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

            
 ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 29 СЕНТЯБРЯ 2016 года.

 ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.

Победителей ждут призы:

 первое место – 1500 стихобаллов,
 второе место – 1000 стихобаллов,
 третье место – 500 стихобаллов.
Возможно будут объявлены дополнительные номинации и призовые места, всё зависит от количества и активности участников :))

 Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (на логин - gusilebedi1).


Ведущий конкурса - Гольгертс (Олег), техподдержка - Лана Сноу.


ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ -
при публикации рецензии (заявки на участие в конкурсе) жать на "зелёную кнопочку".
СПАСИБО.

ВНИМАНИЕ! ПРИЁМ КОНКУРСНЫХ ВЕРСИФИКАЦИЙ ПРОДЛЁН ДО 5 ОКТЯБРЯ.


Рецензии
Приём заявок завершён.

Пост голосования - http://www.stihi.ru/2016/10/09/6257

Тм Гуси-Лебеди   09.10.2016 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.