На смерть Александра III - Айвазовский И. К

           Александр III Александрович
1(26 февраля [11 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург —
20 октября [2 ноября] 1894,Ливадийский дворец, Крым) —
император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
с 1 [14] марта 1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I;
отец последнего российского монарха Николая II.

В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны.
За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец.

…17 (30 по н.ст.) октября 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока его семья не выбралась. Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут по полудни Император Александр III Миротворец скончался.


«13 октября 2003 года в Феодосийском музее Ивана Айвазовского произошло знаменательное событие. Впервые широкой публике была представлена картина художника "На смерть императора Александра III". Она пролежала в запасниках музея более ста лет! Но посетители музея были очень удивлены – картина висела отдельно от основной экспозиции, в маленьком зале. И по городу поползли слухи – "если смотреть на полотно больше нескольких минут, можно увидеть буквально невидимое, нечто воображаемое, потаенное, и вообще, воздействие картины на зрителя может оказаться непредсказуемым…"
Эту картину Айвазовский написал сразу после кончины императора Александра Третьего. И – удивительное дело: всегда так щедро демонстрировавший публике свои работы, это полотно Айвазовский прячет в самый тeмный угол дома.
Неужели прославленный мастер посчитал своe творение слабым? Но ведь прежде ему удавалось всe. Морская стихия, батальная сцена или тихий степной хуторок под кистью Айвазовского неизменно превращались в шедевр. Или в этой истории есть какая-то тайна?»

«Искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.»
_______________________________________




Не спится морю…. Так тревожно
Ивану…  Умер Государь…
Сам Миротворец – Русский Царь!
Не написать он, нет, не может,
Но вот – волнение… Что ж гложет?..
И море, море так шумит…
И – взялся он. Ночь впереди.
Рёв – за окном…В трудах – художник.

…откуда вой?..  Не моросит….
Но, слышен грохот с неба капель,
И – ему душно. Словно скальпель
Ткань рассекают дум мазки…

***   
 
…то ль плачет осень, то ль – луна, 
В каких то пятнах – в  прошлогодний 
Январский снег…. И что-то, вроде
Томит её: так холодна,
И впрямь – жемчужина со тла….
Плывет, вплывая бледным светом
И в мастерскую, и в поэта
Морской стихии, у холста
Провел что ночь всю….

- …что с ним,
Болен?...

А глаз её один, да зорок,
Да и – светило ж….

 «…нет, не Борки!»

И – он  увидел! И он понял:
Лишь кисть была в его руках! – 
Раскрыта, маслом, кем-то тайна…
И замер, словно изваянье:
Страх… Вкрался в душу его страх…

Он торжество над смертью жизни
Писал извечное! Но – что…
А это – что?!

На полотно
Взглянул он сбоку. Не лишился
Чуть дара речи: где вдова? – 
Что за мужчина вдруг с усами
Там под вуалью, с волосами
Совсем не поднятыми, как
У Государыни…. С крестом –
У тела, с видом же не скорбным,
В одеждах траурных…  Над черным
Убором – белое пятно: 

Да в облаках  уж Он – главой!

И тучи…. Тучи – за спиной! –   
На одном уровне с Собором:
С той Усыпальницей, что скоро
Прах упокоит и его –
Богатыря с могучим духом! – 
Свечой угасшего прям вдруг
За месяц  (странный что недуг,
И в Феодосии уж слухи
Ползли тогда, ведь шаг иль два
До той  Ливадии оттуда,
Где Айвазовский жил…. «Простуда»
Скосила Русского Царя!)….

Над Петропавловским собором – 
Там, где Романовы почат! – 
Должна в паденьи быть звезда,
А там – сам Крест! – во рост весь Бога,
На нем Распятого в венце
С шипами, - в точь как путь терновый
И Николая весь Второго
В короне, - нынче уж в венце.

И от Креста, дорожкой лунной,
На мутно-грязную Неву,
То ли текущую ко дну,
Ложится свет сияньем струйным 
Рекою, ширше той реки,
Крестообразно  не теченье
Пересекая  вод, – мучений
«В гранит закованных»….

Не Стикс! –
Писал художник, со-творяя,
Как говорят*…. 

Победный свет
Победы  Знамение льет,
Главу у гроба осеняя,
И Ангел, глядя на неё, 
Что уж Честною скоро станет,
В крылах своих, в сплошном тумане,
Не плоть  Отца Его несет
Вверх, но – Помазанника душу! 

А  Небеса –  и над Невой,
Над  кем-то в черном… Гроб пустой....
Пустой уж гроб…. – Да он ли, нужен?..
На нём – Евангелие! Крест –
В руке… Ну, чем не аналой?

Да Сыну ль, каяться? – Святой! –
Не лишь за то, как принял смерть…

А на холсте, в убор невесты
Белеет  облаком над Ним
Его Единственной лик….И –
Дым, выше Их, на тот похожий…


***
   
Но, всё  увидел ли  художник
Тогда-то сам?...  Да и не мог
Увидеть он всего,  лишь:  «Что…. – 
Конец Династии ль?! …О Боже…»

Он только понял, как узнал
Вдруг о кончине  дорогого   
Ему, Отечеству святому
Его, что должен написать,
…да так! –  о сделавшем так много
И для Россеюшки самой,
Для Феодосии морской:
Одна железная дорога
Чего лишь стоит…

И его
Заслуга* тоже во всем этом,
Бо принимаем во дворе он
Был Императора, нет – трёх
Всех Государей! Пережил всех…

И – написал.
Взглянув на холст,
Он испугался, но – чего?.. – 
Да что мазок им всяк ложился
 Как на изнанку полотна
Сего пророческого, кистью.
А на поверхности, Чьим мыслям
Его потрафила рука?

И – он убрал ту «ткань» подальше…
Да так, что более ста лет
Ее никто не видел. Нет! – 
Луна-то знала…. – больше даже.

И – его нет, «основа» есть….

В ней – так призывно, покаянно…. – 
Без слов, но – Словом! – чрез Ивана…

А покаяния всё нет.   







_______________________________________

* Иван Константинович Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г.

*Чуть позже Айвазовский напишет картину «У берегов Ялты». На ней крейсер 1-го ранга «Память Меркурия» прибывший чтобы перевезти гроб с телом Александра III в Севастополь.  А в 1896 году благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского в Феодосии поставлен грандиозный и величественный памятник из гранита, ламбрадора и бронзы Императору Александру III. Лицом он обращен к Феодосии, столь облагодетельственной царем –миротворцем. В левой спущенной руке – военная фуражка, а правая заложена за борт сюртука. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Императору Александру III, благодарная Феодосия», а на задней стороне «Сооружен в благополучное царствование Императора Николая II 1896 года».Автором памятника был скульптор – профессор Бах.

*«1 марта 1881 года от взрыва бомбы, брошенной народовольцем, на набережной Екатерининского канала в Петербурге скончался российский император Александр II (1818-1881). 2 марта 1881 года вступает на престол император государства Российского Александр III (1845-1894). Революционные террористы не отступают от своих планов и в день годовщины смерти его отца императора Александра II 1 марта 1887 года организовывают покушение на Александра III. Казалось, что жестокий рок висит над династией Романовых, но покушение, организованное пятью революционерами-террористами, среди которых были А.И.Ульянов и П.И. Андреюшкин, с треском провалилось. Император Александр III остался жив, а террористы были казнены. Но злой рок по-прежнему висел над императором.
17 октября 1888 года в 50 километрах от Харькова у станции Борки поезд с царской семьей терпит крушение и Александр III держит на своих плечах обвалившуюся крышу вагона-столовой, пока его семья не выбралась. После этого здоровье императора резко пошатнулось и 20 октября 1894 года он умирает. Потрясенный смертью императора русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) пишет картину "На смерть Александра III, которая, по замыслу должна олицетворять торжество жизни над смертью. Мистические образы живут на этой картине в реальных пейзажах - светящийся в небе крест, Петропавловская крепость и ночная набережная Невы, сквозь которую видны очертания другой реки, реки мертвых - Стикса. Женщина в черном, аллегория скорбящей вдовы почившего императора, склоняется надо всем этим. Но если посмотреть на женщину со стороны, где нет вуали - мы видим лицо злорадно улыбающегося мужчины с усами, напоминающее террориста Пахома Андреюшкина, который участвовал в покушении на императора 1 марта 1887 года. Кажется он злорадствует над тем, что несмотря на то, что ему не удалось убить императора, тот все равно умер, хотя и естественной смертью. Получившееся мистическое полотно испугало художника и он решил скрыть эту работу от публики. Мистическая картина более ста лет со дня написания хранится в особом запаснике Феодосийской картинной галереи, из-за возможного негативного влияния на посетителей».




22.07.16г.

http://www.youtube.com/watch?v=_ak9rTRuEJg
Hans Zimmer & Lisa Gerrard - Sorrow HD


Рецензии
Низкий поклон Вам за эти строки! Я так рада, что зашла на Вашу страницу. Обязательно буду читать Вас. С уважением, Вера.

Вера Сергеевна Семенова   02.11.2020 17:56     Заявить о нарушении
Христос Воскресе, уважаемая Вера Сергеевна! Со Светлой Седмицей Вас и всех Ваших родных и близких! Слава Богу за все!

Всегда с любовью о Господе, -
Вера

Вера Гиоргадзе   25.04.2022 22:24   Заявить о нарушении
Воистину Воскресе!

Вера Сергеевна Семенова   26.04.2022 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.