О целесообразности поэзии...

    Между поэзией и рифмованными текстами проходит межа. Но насколько она четкая и очевидная? Есть ли убедительные признаки, поднимающие стихотворение на высоту искусства из графоманской плоскости? Наверное, есть. Но вряд ли их можно выразить словами с точностью математического доказательства. Субъективный скепсис непременно найдет, что возразить самому изощренному определению. И приведет кучу примеров, расшатывающих, казалось бы, стройную структуру предложенной формулы.

    Ни искренность, ни житейская мудрость, ни парадоксальность мыслей, ни виртуозное владение рифмой, ни «половодье чувств» не дают пропуск в шедевры. Для прописки в душе читателя этого и много, и мало. Стихотворение может состояться и без вышеперечисленных признаков, так и воспользовавшись ими. Они возможны, но необходимости в них нет. А потому в формуле поэзии эти факторы необязательны.

    Иногда можно услышать мнение, что настоящие стихи падают сверху, и поэт является лишь посредником между Богом и людьми. Но черновики классиков опровергают это. В них видны следы тяжелой работы, мучительного выбора нужного слова...

    Эдгар По, например, рассказывал, что его «Ворон» был результатом логически выверенного переплетения ритма, звукописи, смысла. Поэт конструировал каждую строку, плетя изощренную сеть стиха, сознательно выстраивая ее геометрию так, чтобы стать  «ловцом человеков» на долгие века...

    Способ написания ни о чем не говорит. К результату идут разными путями. Кто-то пишет шедевр на коленке в юношеском возрасте, а кто-то оставляет после себя занудную хрень, прожив долгую, полную событий жизнь.

    Личность автора, его возраст и биография никак не помогают найти ответ.

    Но если подключить холодный ум, то напрашивается вот что: поэзия (как, впрочем, и другое искусство) эволюционно необходима. Она не случайный попутчик, но деятельный участник нашего бытия. Стихи  влияют на принятие важнейших решений, являются нравственными маяками, помогающими найти верную дорогу в запутанности жизненного лабиринта.

    И человеческое сознание отбирает ту поэзию, которая необходима ему, которая повысит шансы выживаемости, укрепит волю, поможет совершить сверхусилие в момент форс мажора.

    Да просто будет ангелом-хранителем нашим...

    Но как же «Ворон»? С его печалью, безысходностью и мраком, обреченным на вечность?

    Чем он необходим нам?

    А тем, что показывает необратимость ситуации. Напоминает, что время нельзя повернуть вспять и скорректировать прошлое. И чтобы не превращать свою жизнь в ад, надо беречь близкого человека, щадить и охранять его, как это ни избито звучит.

    И потребовалась весомая поэтическая форма, чтобы вколотить прописную истину в души так, чтобы они постоянно испытывали боль будущего из-за небрежности настоящего. И меняли бы настоящее, уменьшая будущие страдания.

    Границу между стихами и текстами, на мой взгляд, прокладывает интуитивное понимание целесообразности допуска произведения в кладовую памяти, где должны храниться только нужные вещи. Необходимые. Те, без которых не обойтись...


Рецензии
У нас с тобой в одном из Диалогов была мысль, что главные читатели - Бог и Дьявол. Метафора, конечно, но, в основном, я согласен. Творчество само по себе награда и, по-большому счёту, автор ещё и "приплачивает" за него, в виде здоровья, сломанной судьбы и прочего. Если что-то создаётся в надежде на успех, то это, скорее, ремесло. "Я - вам, а вы - мне". Стратегия и тактика.
Автор пишет, что получится. Ну, "фильтрует базар", даже может воскликнуть "Ай, да сукин я сын!". Всё равно это дело случая и отпущенного природой таланта.
А вот востребованность - это совсем другой разговор. Как писала Цветаева...

Борис Булатов   23.04.2016 21:44     Заявить о нарушении
Боря, я попытался сказать о другом... О том, что ценность стихотворения определяют не критики, не литературоведы, не коллеги по перу, а эволюционная востребованность, отвечающая за жизненный потенциал человека.
Разумеется, есть тут и противоречия. (А где их нет?) Можно подсадить себя на поэтическую наркоту и воспринимать ее позитивно, обманывая себя...
Когда срабатывает программа на самоуничтожение. И вполне определенная "поэзия" играет в этом далеко не последнюю роль, катализируя распад и гибель изжившей себя личности.
Вывод прост: поэзия - и Вишну, и Шива. И созидатель, и разрушитель. Активный участник мирового процесса...
Возможно, Демиург корректирует земную жизнь, используя поэзию, как инструмент.
Более того, я почти уверен, что так оно и есть.

Арсений Платт   24.04.2016 08:56   Заявить о нарушении
Мне тоже так думается - Он собирает перлы творчества. А сонмы миров - автоклавы, в которых эти перлы "вызревают".

Борис Булатов   24.04.2016 09:31   Заявить о нарушении
Ты делаешь акцент на том, что Он выводит стихи в заповеднике Вселенной, занимаясь селекцией, которая действует методом проб и ошибок.
А я считаю, что Он влияет поэзией на нашу жизнь, подправляя ее курс стихотворным рулем.
Но, может быть, наши взгляды не так уж и расходятся. Демиургу, наверно, подвластен многоплановый подход, вмещающий в себя и то, и другое.

Арсений Платт   24.04.2016 09:53   Заявить о нарушении
Почти наверняка

Борис Булатов   24.04.2016 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.