Стихоград. Гетеры

 —  Ирина, привет! К Вашей работе я в своём старом отзыве сделал дополнение с вопросом. Так уж неуклюже получилось, простите! Если не трудно, ответьте на него здесь, пожалуйста! Сергей

   13.01.16. Дополнение. Досадно, когда, вникнув в материал, хочешь поговорить о прочитанном, но натыкаешься на свою прежнюю комплиментарную болтовню! А мне теперь, по прочтении у Вас строк о гетерах, о которых более-менее внятно в прошлом я прочёл в "Таис Афинской" Ефремова, пришел вопрос к вам, Ирина.  Вы знакомы с книгой Риан Айслер "Чаша и клинок"? Дело в том, что она в этой книге, как важную деталь в жизни неолитического мира, отметила творческое равноправие мужчины и женщины. Оно подтверждено последними археологическими раскопками. Тогда получается, что институт гетер – наследие той поры. Сергей.

—  Отвечаю: с книгой "Чаша и клинок" не знакома. Гетера, уже и не помню, кто это. Гет-эра, тег . эра, именнованная метка эры... Интересная тема "Гетера".
 
   Восполню пробел о гетерах :). Вот такая картина, на первый взгляд, вырисовывается:

   По афинским законам женщина была ограничена в правах:
   • политических,
   • семейных (лишены права свободного выбора мужа, развода; дети оставались у мужа, если он желал развода и т.д.)
   • культурных (не вовлекались в зрелищные мероприятия, пиршества)
   • интеллектуальных (ограниченный духовный кругозор)

   Женщины, в основном, занимались домашним делами и воспитанием детей.

   Добродетели греческих женщин:
   • послушание
   • верность
   • скромность
   • умение быть менее заметными
   • культ чистоты (они не красились, не загорали)

   Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам – интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

   Греческая гетера.
   • хорошо образована в искусстве (поэзия, музыка, литература, живопись, риторика, флирт и т.д.)
   • имела право в выборе мужчины
   • имела высокий социальный статус
   • свобода чувств, действия, сексуальной ориентации
   • играла значительную роль в общественной жизни

   Существовали специальные школы для гетер, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.

   Добродетели гетер:
   • раскрепощённость, внутренняя свобода
   • широта интересов
   • сексуальность
   • живой, проницательный ум (, что в первую очередь привлекало и тянуло к ним мужчин, как магнитом!)
   • умение вести беседы, часто на серьезные, философские темы
   • умение слушать и слышать
   • обязательный макияж, причёска, маникюр, педикюр и т.д.

   В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки.

   Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену – для продолжения рода, рабыню – для чувственных утех и гетеру – для душевного комфорта.

   Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

   Предназначение гетер было подобно японским гейшам. Таковыми и были для греческих мужчин эти женщины – для тех, разумеется, кто мог себе эту роскошь позволить. Эротическая составляющая - второстепенна. Интеллектуальное и эстетическое общение с ними ценилось гораздо выше. Да, женщина сильна не силой, а слабостью и мудростью своей. И гетеры-чаровницы хорошо владели стратегией и тактикой такого приёма. С лихвой наделенные красотой, обаянием и талантами от Бога, они не боялись, тем не менее, показать и своей женской слабости, умело создавая ситуации, где мужчина мог с блеском продемонстрировать собственный ум, силу и могущество… Как и японские гейши, гетеры возвышали мужчину в его собственных глазах при помощи тонкой игры. Давая избраннику лишний раз почувствовать своё превосходство и никогда не доказывая, что могут обойтись без его помощи, не лишая его тем самым природного свойства быть сильнее. Наоборот – всегда показывая покровителю – возлюбленному, как много он для них значит, и подчёркивая это.

   Всегда преподнося себя во всем великолепии, гетеры совсем не стеснялись подчеркнуть наряду с достоинствами и свои слабости, и даже недостатки, умело играя на них и обращая их себе же во благо. А ещё они умели не только красноречиво говорить, но и слушать, что очень важно, чтобы произвести выгодное впечатление на мужчину.

   Умение доброжелательно слушать и... слышать, а также непременно найти такой момент, чтобы согласиться, даже если идет спор – вот умение, истинно достойное подражания. В совершенстве владея всеми этими приёмами, древнегреческие гетеры виртуозно совершенствовали их в «любовных сражениях». (По материалам статей Марины Дутти и Википедии)

   Получается, что гетера – это женщина в жизни гения :)). Увы, остальных женщин они не уважали (хотела написать – плевали..., не культурно будет...:)). Эх, вспомнилась жизнь на этом сайте поэзии: учёные мужья (независимо от пола), желающие видеть в читателях гетер... Конечно, обобщаю, но это преобладает, это так явно... Честно говоря, хоть гетера – это подруга, спутница..., но мужчину для них я бы не назвала другом... Гении, гетеры – золотые люди... (Я пишу в рецке под этой темой :)) Хотя больше видится в этом переносный смысл. И где та "золотая середина" в отношениях мужчины и женщины?


ГЕТЕРЫ
Юлия ДРУНИНА


Пока законные кудахчут куры
По гинекеям – женским половинам,
Спешат Праксители, Сократы, Эпикуры
К свободным женщинам: Аспанзиям и Фринам.
Что их влечет? Не только красота
Прелестниц этих, полу обнаженных.
Гетера образованна, проста.
Куда до милых умниц скучным женам,
Пусть добродетельней они стократ.
И вы, историки, от фактов не уйдете.
Умом делился не с женой Сократ,
Он изъяснялся грешной Теодоте.
Она грешна, поскольку не хотела
Законной сделкою свое оформить тело
И в гинекеях прокудахтать жизнь.
Ценой падения она взлетела.
Вершила судьбы Греции Таис.
Ваял Пракситель Афродиту с Фрины.
Леяне памятник поставили Афины.
Леонтиона – критик Эпикура,
Опять-таки гетерою была.
И я скажу, пускай кудахчут куры
И бьют ханжи во все колокола, -
Не зря те женщины из глубины веков
Дошли до нас в компании богов.


   Единственными женщинами Греции, о которых древние говорили с почтением, была избранная часть Афинских гетер. /Фридрих Энгельс/

   За книгу спасибо, Сергей, http://www.lib.ru/URIKOVA/AJSLER/klinok.txt Может, получится прочитать. Интересный материал.


Семейные дела в Древнем Риме
Владимир Высоцкий


Как-то вечером патриции собрались у Капитолия,
Новостями поделиться и выпить малость алкоголия,-
Не вести ж бесед тверезыми. Марк-патриций не мытарился:
Пил нектар большими дозами и ужасно нанектарился.

И под древней под колонною он исторг из уст проклятия:
- Эх, с почтенною Матреною разойдусь я скоро, братия.
Она спуталась с поэтами, помешалась на театрах,-
Так и шастает с билетами на приезжих гладиаторов.

"Я,- кричит,- от бескультурия скоро стану истеричкою."
В общем злобствует, как фурия, поощряема сестричкою.
Только цыкают и шикают,- ох, налейте снова мне двойных.
Мне ж рабы в лицо хихикают.. На войну бы мне, да нет войны.

Я нарушу все традиции, мне не справиться с обеими.
Опускаюсь я, патриции. Дую горькую с плебеями.
Я ей дом оставлю в Персии, пусть берет сестру-мегерочку,
А на отцовские сестерции заведу себе гетерочку.

У гетер, хотя безнравственней, но они не обезумели.
У гетеры пусть все явственней, зато родственники умерли.
Там сумею исцелиться и из запоя скоро выйду я...
И пошли домой патриции, Марку пьяному завидуя.

   Прочитала вчера немного о жизни женщин в Древней Греции... По сути, и жёны, и гетеры, были моделями, которые сконструировали мужчины. И тех, и других они готовили с малых лет определённой программой, культурой. Только жёны доставались бесплатно всем желающим, а гетеры – самым талантливым, богатым, тем кто правил балом, творил культуру, политику (видимо, они сознательно возращивали таких женщин для себя, чтобы отличаться от простолюдина грека). Как-то попалась на этом сайте одна фраза в разговоре известных поэтов - "своих женщин мы делаем сами". Что тут сказать... Большинство современных мужчин (или мужеподобных женщин) видит в женщине (мужчине) лишь свою собственность..., а не просто, другого человека...

Хочется добавить притчу.


Восточная притча
Четыре жены султана


   У одного султана было четыре жены. Больше всех он любил свою четвёртую жену — самую юную и ласковую. Султан дарил ей богатые одежды, драгоценности, холил её и лелеял.

   Он любил и свою третью жену — исключительную красавицу. Отправляясь в другие страны, он всегда брал её с собой, чтобы все видели её красоту, и всегда боялся, что однажды она оставит его и сбежит к кому-то другому.

   Султан любил и свою вторую жену — хитроумную и искушённую в интригах. Она была его доверенным лицом, всегда умна, доброжелательна и терпелива. Когда у султана были проблемы, он доверял их второй жене, и она помогала мужу выйти из сложной ситуации, пережить тяжёлые времена.

   Первая жена была самой старой и досталась ему в наследство от покойного старшего брата. Женщина была очень предана мужу и делала всё возможное для сохранения и приумножения богатств как самого султана, так и всей его страны. Несмотря на это, султан не любил свою первую жену, и даже то, что она глубоко его любила, султана не трогало. Он не обращал на неё никакого внимания.

   Как-то султан заболел. Вспомнил он тогда свою жизнь, полную роскоши, и подумал: «Сейчас у меня четыре жены, но, когда я умру, останусь один». И он спросил свою четвёртую жену:

— Я любил тебя больше всех остальных, Я отдавал тебе всё самое лучшее, берёг тебя с особым старанием. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мной в царство мёртвых?

— И не думай! — ответила четвёртая жена и удалилась, не обронив больше ни слова. Её слова, как кинжал, поразили сердце мужчины.

Опечаленный султан спросил свою третью жену:

— Я восхищался тобой всю мою жизнь. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мною в царство теней?

— Нет! — ответила его третья жена. — Жизнь так прекрасна! Когда ты умрёшь, я думаю выйти замуж!

   Султан загрустил — такой боли его сердце ещё никогда не знало. Тогда он спросил свою вторую жену:

— Я всегда приходил к тебе за помощью, и ты всегда помогала мне и была для меня лучшим советником. Сейчас, когда я умираю, ты готова следовать за мной туда, где бледные тени стонут и молят властителя душ о пощаде?

— Очень жаль, не могу тебе помочь в этот раз, — ответила вторая жена. — Самое большее, что я могу сделать, это с честью тебя похоронить.

   Её ответ поразил султана, как тысячи громов и молний. В этот момент он услышал голос:

— Я пойду с тобой и последую туда, куда ты уйдёшь, до конца!

   Султан посмотрел в сторону голоса и увидел свою первую жену — истощённую и измождённую горем, почти неузнаваемую. Поражённый султан проговорил:

— Я должен был внимательнее относиться к тебе, пока мог это делать!

   У каждого из нас есть четыре жены. Наша четвёртая жена – это наше тело; не важно, сколько сил и времени мы вкладываем в то, чтобы выглядеть хорошо, оно нас оставит, когда мы умрём. Наша третья жена – это наша карьера, положение, деньги, богатство, социальное положение. Когда мы умрём, они отойдут другим. Наша вторая жена – это наша семья и родственники. Не важно, сколько они нам помогали здесь, самое большее, что они могут сделать для нас – это сопроводить до могилы.
И наша первая жена – это наша душа, часто игнорируемая нами из-за погони за удачей, властью, богатством и удовольствиями. Несмотря на это, душа – единственная, кто сопровождает нас всюду, куда мы ни ушли. Относясь к ней с заботой и вниманием, оберегая и развивая её, мы можем подарить миру и себе самый большой подарок.

—  Ирина, Вас очень интересно читать, Вы – щедрая просветительница! — Сергей .



Соавторы:  Ирина Петал, Сергей Таллако
Авторская страница: Сергей Таллако   http://www.stihi.ru/avtor/svetlost
Место рождения:    02. 7 Период социальных сетей. Золотые люди» (Ирина Петал)
Адрес рождения:    http://www.stihi.ru/2013/06/12/3437
Время рождения:    13.01.2016 17:45 - 15.01.2016 19:42


Чаша и клинок


—  Большое спасибо, Сергей, за Ваши мысли, за Ваше желание заботиться о ближнем без всяких игровых мужских современных заморочек, которыми мы, женщины, сыты сполна. Спасибо за Ваш роман. К нему ещё не раз вернусь и перечитаю :)). Рекомендуемую Вами книгу Риан Айслер "Чаша и клинок" нашла, скачала. "Человечество не состоит из левых и правых, демократов и консерваторов, даже национальные деления второстепенны: человечество изначально разделено на две равновеликие половины – на мужчин и женщин. И только во взаимодействии этих величин на общественном уровне заключена тайна всех времен и секрет успеха нашего будущего. /от переводчика, Лариса Васильева/

   Пару слов напоследок, на сайте я провела более пяти лет... Далеко не всё было гладко и комфортно... Возникал вопрос. как найти и сохранить гармоничные отношения с противоположным полом, отношения: женщина – мужчина, читатель – автор...

   Хочу ответить – никак. Женщина никого не должна искать :)). Она просто – существует. Просто, аккумулирует позитивную энергию сама... Это задача мужчин – искать, стремиться... И не буду, как женщина, как читатель, отбирать у них это право :))  Дерзайте, мужчины. Бог в помощь!!! С уважением, Ирина.

   
Фрина перед ареопагом
(коллаж)


   Жила лет за триста до нашей эры в Афинах гетера Фрина. Была она красивой и обладала идеально (по признанию современников) фигурой. Несмотря на профессиональную деятельность, была Фрина очень стеснительной, если не сказать стыдливой, и не показывалась обнажённой на людях, а клиентов принимала исключительно в темноте. Правда, стыдливость не помешала ей быть натурщицей. Именно с неё Пракситель изваял статую Афродиты Книдской (кстати, по версии Википедии, это первое скульптурное изображение нагого женского тела в Древней Греции). К сожалению, статуя не сохранилась, потому оценить идеальность фигуры стыдливой гетеры мы не можем.

   Из-за этой статуи Фрину обвинили в безбожии, поскольку лепить скульптуру богини со смертной – кощунство. На самом деле причина была в другом – обвинявший девицу оратор был ранее ею отвергнут, и делал это из ревности. Защищать Фрину перед судом взялся оратор Гиперид, и когда все его аргументы не возымели на судей действия, он просто сорвал с гетеры одежду. Увидев красоту её тела, судьи оправдали девушку. Понятие калокагатии (простейшее его изложение известно нам по фразе «в здоровом теле – здоровый дух») являлось основополагающим в древнегреческой культуре, а в соответствии с ним, в таком прекрасном теле не могло быть скверных помыслов и тёмной души.

   Этот случай и изображён на картине Жана-Леона Жерома «Фрина перед ареопагом» (верхняя картинка). А на нижней картинке мы видим, версию события в изложении фотографа Алексея Матвеева. Видимо, не выдержав всеобщего внимания к своему обнажению, длящемуся уже более полутора веков (картина написана в 1861 году), Фрина, наконец-то, сбежала с холста…


Рецензии
Поддерживаю решение этой женщины, тайна должна оставаться тайной, чтобы поддерживать интерес. А вот тут и "собака порылась", интерес разный бывает. Кто-нибудь, а скорее всего многие, проявят интерес лежащий на поверхности, т.е. в плотском понимании. Другие, скорее всего некоторые, увидят борьбу интересов в философском смысле, плотском, культурном, религиозном, научном .. может быть даже в преступном, т.е. в издевательском над тонкими чувствами, которые могут быть у человека вообще.

И поддерживаю решение ваше, за предоставленную возможность поразмыслить.

С уважением!

Александр Козка   24.10.2021 20:56     Заявить о нарушении
Мне понравились слова Даниила Ивановича Хармса об интересе:

Вдохновение и интерес - это то же самое - Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает все и остается только оно одно. Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В основе их лежит подлинный интерес. Подлинный интерес - это самое главное в нашей жизни. Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса. Если истинный Интерес человека совпадает с направлением этого его долга, то такой человек становится великим.

Ирина Петал   25.10.2021 11:21   Заявить о нарушении
Интересно про совпадение долга и Интереса. С интересом как-то понятно, а вот с долгом ..не очень. Привычно (помним про штампы в голове), вот что это за долг, на самом деле.., пока не ясно. Но с тезисом про "сойти с ума", это да, уходить далеко не нужно, так что одержимость в интересе, надо контролировать.
А в целом, я чувствую, что мы хорошо понимаем друг друга.
:)))

Александр Козка   25.10.2021 17:24   Заявить о нарушении
Скорее, долг, это прежде всего отношения...
***
Я спросил на вершине,
поросшей кизилом:
«Что мужского достоинства
служит мерилом?»
«Отношение к женщине», –
молвило небо в ответ.

«Чем измерить, – спросил я
у древней былины, –
Настоящее мужество в сердце мужчины?»
«Отношением к женщине», –
мне отвечала она.

«Чем любовь измеряется
сердца мужского?»
«Отношением к женщине...»
«Нет мерила такого», –
возразили служители мер и весов.
Расул Гамзатов

Ирина Петал   25.10.2021 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.