Черный стих

Первый опыт "Черного стиха".

Актриса

Ты поставила свечку в красивую чайную чашку,
Налила в неё мёду грешичного , чуть горьковатого,
Притулившись у печки , пила и пила вчерашнее,
Но горячее, терпкое, сладкое и ароматное.

Целовала кольцо, надевая, привычно, на правую,
И снимала, и левую руку, немного дрожащую,
Запирала в кулак. И смотрела , смеясь, как затравленно
Плыли струйки огня, слёзным воском стекавшие в чашку.

Щеки плыли к ушам, замирали, спадали, бледнели.
То тускнели глаза, то искрились бриллиантовым камнем -
Напевала в тебе неприкаянная Офелия,
Задавался проклятым вопросом растерянный Гамлет.

Догорали дрова, с тихим шорохом вспыхивал пепел,
Чуть касалось его неприметного ветра шептание.
Невозможно, немыслимо, странно и страшно нелепо
Осознание вечности и глубины расставания.

15 ноября 2015




"В наш век бесстыдного разгула либерализма, решила я придумать новую форму поэзии - "ЧЕРНЫЙ СТИХ". Так сказать, по аналогии с "БЕЛЫМ СТИХОМ". Вот только теоретическую базу подвести надо.... Есть у кого какие-нибудь идеи напрокат?)))
Я вот пока думаю, что основным для черного стиха должно быть наличие неточной рифмы, большое количество созвучий внутри строк, и обязательно сбитый ритм!)" 16.11.15
Еще мысли:
 "Ирония непременно должна быть в любом виде, или черный юмор; рифм меньше чем созвучий, созвучий , приблизительных рифм - больше, много аллитераций,тавтологий, работающая фонетика, плюс плавающий ритм. В белом стихе просто вообще не должно быть рифм. То есть, сейчас, вроде бы, нет такой официально признанной формы, которая разрешала бы абсолютно любой ритм при одновременном существовании рифм в рамках одного стихо и их отсутствии. Либо-либо. Вот я и подумываю о создании теории "черного стиха" с точки зрения техники тоже. Например, черный стих будет разрешать допускать смысловые нелепости с целью создания определенной атмосферности. Я заметила, что во многих хороших стихах есть классные смысловые нелепости))). Но это не классический абсурдизм. Это нечто другое - там основа - в определенном сочетании звуков и слов. Например; "Где нельзя отличить твое моно от поли", или "благость иконну струит алтарь". И в Ваших стихах я встречала подобное тоже. Эти вещи обычно критикуются. Ибо , с точки зрения разумности и языковых правил являются нарушениями смысловыми, орфографическими, семантическими и пр. Хотя, эмоционально они работают. Причем, такие произведения нельзя назвать в полной мере ассоциативными стихами, ибо конкретный образ там все-таки заложен.То есть, это некий стык классической поэзии и ассоциативной. Плюс специфическая техника. ПОРА УЗАКОНИТЬ)))
Ниже стихотворение Анастасии Станицкой, Вы читали? Оно потрясающее. Оно как картины импрессионистов, которых в свое время тоже упрекали классики... И, если приглядеться, за счет чего создается атмосферность и впечатление , то, во многом - за счет определенного сочетания слов и звуков."не виЖу доЖдя", "луЖ", "тяЖелой", "помУТнеют и СмУТят РассУДок" (Д-т), - да там много такого, что основано и на фонетике. Но, хотелось бы побольше)
И, заметьте: хотела этого Настя, или нет - стихо получилось ироничным)".

Анастасия Станицкая

Я не вижу дождя. В темноте под конвоем
Незаметно бегут, превращаются в море
Сотни маленьких луж, не успевших укрыться
От тяжелой ноги, разбивающей лица.
И они помутнеют и смутят рассудок,
Независимо темный от времени суток,
А в алмазности рук разглядеть не удастся
Рядовые морщины усталого старца,
Под углом к горизонту идущего в поле,
Где нельзя отличить твое моно от поли,
Где нельзя изменить этот странный порядок
Очевидности ради молчания пряток.

Тишина в голове легкой россыпью кружев
Контрастирует с хмуростью солнца снаружи.
Исповедуя с детства заложенный принцип,
Я не вижу дождя. Или это мне снится?


А это моя пародия на Настин стих:

АНОНИМНЫЙ ТАЛАНТ
Я не вижу венков: где пахучие лавры,
Где триумф медных труб, полифОно литавров?
Где алмазный венец для меня, для поэта?
Тишина в голове. Тишина лазарета.
Помню, вел санитар в темноте, под конвоем.
Я не слышал шагов. Но казалось – их трое.
От тяжелой ноги, разбивающей лужи,
Все мутнело внутри у меня, и снаружи.
И алмазности глаз разглядеть не удастся
Рядовому врачу. Да не стоит и браться -
Мой рассудок смещен под углом к горизонту,
А в глазах – сотни луж. И не место в них солнцу.
И нельзя изменить этот странный порядок.
Очевидно, в рубаху пора меня прятать,
Затянуть рукава за спиною потуже.
Тишина в голове легкой россыпью кружев ...
Дал же, Боже, талант! Но забыл дать рассудок.
Стал усталым я старцем. Поставьте мне судно….
Я не вижу дождя. Я положен в больницу.
Или это не я? Или это мне снится?

25 ноября 2015


Рецензии
... щёки выбиваются из стиля. В теорию вдаваться не хочу, просто понравилось...
:)

Рон Вихоревский   02.12.2015 07:08     Заявить о нарушении
Да, многих "щёки" смущают.)
Без щёк будет слишком пафосно и слишком по декадентски, имхо. ) А хотелось не столько драмы, сколько трагикомедии. Да, многих "щёки" смущают.
Спасибо большое)

Елена Люзняк   08.12.2015 15:26   Заявить о нарушении